Лес и человек стр. 103 – 109
1) С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника.
Лес является домом не только для растений, но и для многочисленных животных и птиц.
Лес защищает воздух, водоёмы и почву. Деревья поглощают огромное количество углекислого газа и выделяют кислород, поэтому леса называют лёгкими планеты. Листья деревьев задерживают пыль, и делают воздух чище. Корни деревьев задерживают воды, не дают ей уходить вглубь почвы, а потому реки в лесах не мелеют. Там, где растет лес, почва лучше защищается от эрозии.
Лес является местом отдыха для человека. Он дарит нам радость от общения с природой, общения с прекрасным.
Лес является источником ягод, грибов и лекарственных растений.
Лес служит источником древесины, которая используется для строительства, изготовления мебели, бумаги, лекарств.
2) Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?
Я знала, что костёр в лесу нельзя разводить без присмотра взрослых, нельзя разводить его просто так, ради баловства. Знала, что для костра следует выбирать специально подготовленное место, старое кострище, а если его нет, то дёрн следует аккуратно снять, а после того как костёр потушен также аккуратно уложить дёрн на место.
Я знаю и соблюдаю все указанные в памятке правила.
Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради.
Условные знаки “Как разводить костёр” для 4 класса
Обсудим!
1) Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха?
Здоровье леса также зависит от чистоты воздуха. В этом можно убедиться самим. В городах, возле промышленных предприятий деревья растут чахлыми, больными, слабыми. Воздух в этих местах сильно загрязнён вредными примесями, и они оказывают негативное влияние на здоровье леса.
2) Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?
Многие люди забывают выполнять правила поведения на природе. Происходит это от их легкомыслия и безответственности. Они думают, что лес будет вечно, и что его не нужно защищать. Чтобы все люди относились к лесу бережно, нужно повышать экологическую грамотность населения. Объяснять правила поведения на природе, проводить агитационные мероприятия, показывать правильное отношение к лесу на личном примере.
Проверь себя
1. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?
Леса играют важнейшую роль в природе и жизни людей. Для животных — лес родной дом, для людей источник кислорода, ягод и грибов, хорошего настроения, древесины.
2. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.
Лес выделяет кислород, и задерживает пыль, тем самым очищая воздух. Корни деревьев в лесу задерживают воду на поверхности, тем самым не давая обмелеть рекам и озёрам. А также деревья защищают землю от выветривания.
3. Как правильно вести себя в лесу?
В лесу нельзя мусорить, нельзя ломать деревья, топтать траву, разорять гнёзда и норы, разрушать муравейники, шуметь, разводить костры без особой необходимости.
4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике (с. 71).
Краткая характеристика зоны Тайга по плану для 4 класса
- Природная зона: Тайга. Обозначается зелёным цветом.
- Особенности природы: Образована хвойными лесами. В тайге теплее, чем в тундре, здесь часто идут дожди. Зимы суровые, лето жаркое. В тайге много деревьев и животных. Животные и птицы помогают распространяться деревьям на новые территории, поедая и запасая их семена.
- Использование человеком: Тайга используется человеком как источник древесины, как место отдыха и охоты.
- Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.
- Краткая характеристика зоны Смешанных лесов по плану для 4 класса
- Природная зона: Смешанных лесов. Обозначается светло-зелёным цветом.
- Особенности природы: Образована как лиственными породами деревьев, так и деревьями хвойных пород. Находится южнее зоны тайги. Отличается более тёплым климатом. Животные используют леса как свой дом, и помогают деревьям расселяться на новых землях, перенося их семена.
- Используется человеком как источник древесины, как место отдыха, сбора грибов и ягод, охоты.
- Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.
Краткая характеристика зоны Широколиственных лесов по плану для 4 класса
- Природная зона: Широколиственные леса. Обозначается ярко-зеленым цветом.
- Особенности природы: Образовано теплолюбивыми широколиственными деревьями — дубами, ясенями, вязами, липами. Находится южнее зоны смешанных лесов. В этой зоне мягкие зимы и тёплое лето. Животные питаются плодами деревьев и помогают деревьям распространять семена.
- Используется человеком для отдыха, сбора грибов и ягод, охоты. Реже как источник древесины.
- Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.
Задания для домашней работы
1. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу. Чему могут научить тебя эти рассказы?
Эти рассказы учат нас правильно вести себя в лесу. Ведь лес — это наше сокровище, которое нужно беречь. Нельзя оставлять в лесу мусор, нельзя в лесу жечь костры, нарушая правила безопасности. Даже зимой, на прогулке или соревнованиях, следует выполнять правила поведения в лесу.
Я всегда стараюсь следовать этим правилам и никогда не бросаю в лесу мусор, и не развожу костры без взрослых.
2. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу.
Сообщение о Венерином башмачке — лесном растении из Красной книги для 4 класса
Венерин башмачок — это травянистое многолетнее растение семейства орхидных, которое можно встретить в смешанных и широколиственных лесах, а также в кое-где в тайге.
Это невысокое растение, которое вырастает до 20 сантиметров в высоту, реже до полуметра. Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, богатые гумусом, а также места с умеренной освещённостью.
Венерин башмачок зацветает только на 15-17 год жизни, реже на 8 году. Цветок венериного башмачка по форме действительно напоминает старинный башмачок, из-за чего растение и получило своё название. Он окружён яркими, тёмно-коричневыми лепестками.
Из-за своих красивых цветков Венерин башмачок массово собирался человеком, что привело к сокращению численности растения. В настоящее время в большинстве мест Венерин башмачок очень редок и внесён в Красную книгу России.
Сообщение о зубре — лесном животном из Красной книги для 4 класса
Зубр является самым крупным и древним млекопитающим, которое встречается в лесах Европы. Это потом древнейших диких быков, стада которых бродили по Европе во времена последнего оледенения.
Долгое время человек бесконтрольно истреблял это могучее и красивое животное и к 20 веку численность зубров достигла критической отметки. Животное фактически оказалось на грани вымирания.
Создание заповедников помогло предотвратить вымирание зубров и сейчас численность этого животного постепенно восстанавливается. Зубры в дикой природе водятся в Беларуси, Московской и близлежащих областях, на Северном Кавказе.
Зубр — могучее животное весом до 1 тонны, и ростом в холке до 180 сантиметров. Обладает мощными рогами длиной до 60 сантиметров, питается травами.
Зубр стадное животное, но в стаде зубров собираются только самки и телята. Самцы зубров присоединяются к стаду только в брачный период.
Средняя продолжительность жизни зубров 20-25 лет.
3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?
Моё воображаемое путешествие в парк “Лосиный остров” для 4 класса
Национальный парк “Лосиный остров” является самым крупным национальным парком в Европе, который расположен в городской черте. Он представляет уникальную возможность для городских жителей пообщаться с дикой природой.
Моё путешествие в национальный парк “Лосиный остров” начинается с конной прогулки. Покатавшись на удивительно спокойных и красивых лошадях под сенью высоких деревьев, я отправляюсь на экскурсию по Торфопредприятию.
Оно расположено возле болота, в котором раньше добывали торф. Я осмотрела старинное здание торфопредприятия, а потом нас провели к местам обитания бобров, этих умнейших и трудолюбивых животных, которые занимались своими делами, совершенно не обращая внимание на человека.
После торфопредприятия, я отправилась на лосиную биостанцию, ведь остров не зря носит название Лосиный. На нём действительно водятся самые настоящие лоси — огромные рогатые лесные исполины, которых можно осторожно погладить и даже угостить морковкой.
В национальном парке “Лосиный остров” есть ещё много интересных мест для экотуризма — экологические тропы, дендрарий, экологический центр “Красная сосна” где можно узнать много интересного об этом удивительном месте.
Я провела в парке “Лосиный остров” целый день, но успела познакомиться лишь с малым количеством удивительных красот этого волшебного места.
На следующем уроке
Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесными зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.
Зоны степей находятся южнее лесных зон, а значит получают больше солнечного тепла, чем зоны лесов. Степь — это пространство, заросшее травой, в степи почти нет деревьев. Многие степи сейчас используются как сельскохозяйственные поля и под пастбища.
Источник
Урок окружающего мира. Тема: «Лес и человек». 4-й класс
Класс: 4
Образовательные:
– Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
– Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.
– Показать важность рационального использования и охраны лесов.
– Сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.
– Познакомить с редкими растениями и животными леса.
Развивающие:
– Развивать познавательный интерес, создавать условия для развития внимания, речи, мышления.
Воспитывающие:
– Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
– Создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности.
Оборудование: рисунки и фотографии с изображением леса, животных, занесенных в Красную книгу; схема “Значение леса”, материал для изготовления экологических знаков.
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им подарит сотни рук
И тысячи ладошек…(лес)
Учитель. Кто это наш зеленый друг?
Ученики. Это лес.
Учитель. О каких отношениях говорится в этой загадке?
Ученики. В этой загадке говорится об отношениях между человеком и лесом.
Учитель. Итак, давайте определим, какова цель нашего урока?
Ученики. Сегодня на уроке мы выясним, какую роль играет лес в жизни человека и какую роль играет человек в жизни леса.
II. Проверка знаний и умений.
Учитель. Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы вспомнить, что вы знаете о лесе.
Я предлагаю вам решить кроссворд и прочитать ключевые слова нашего урока.
Вопросы к кроссворду:
- Какое дерево является символом России?
- Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
- Это животное имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах.
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- Хвойный лес.
- Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
- Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
- Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
- Дерево с листьями в форме сердечка.
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
- Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, какие ключевые слова составляют основу нашего кроссворда?
Ученики. БЕРЕГИТЕ ЛЕС!
Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
Ученики. Мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.
Учитель. Вот эту взаимосвязь мы сегодня и рассмотрим.
Давайте выясним, каково значение леса для человека. Сейчас ко мне подойдут командиры групп для получения задания. В задании написаны опорные слова, опираясь на них вы должны доказать какую роль играет лес в жизни человека. (Работа в группах.).
1-я группа – место отдыха, аптека.
2-я группа – источник чистой воды, пищи и источник древесины, топлива.
3-я группа – дом для растений, животных, грибов.
4-я группа – защитник воздуха, водоемов, почв.
(После выполнения задания на доске появляется схема, ответы дети комментируют у доски.)
1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений. Для здоровья человека – чистый воздух, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, турбазы.
2) В лесу много лекарственных растений: подорожник (применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле), валерьяна (успокаивающее средство при нервных состояниях), липа(при простудных заболеваниях), шиповник (в виде настоя и сиропов при гриппе), березовый сок (при заболевании легких, при бронхите как общеукрепляющее средство).
3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.
4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.
Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.
5) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
6) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.
Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.
Учитель. А теперь предлагаю вам прочитать статью “Роль леса в природе и жизни людей” на с. 106–107 учебника и обратить внимание на то, о чем мы еще не сказали.
Ученики. Листья многих растений выделяют в воздух особые вещества – фитонциды.
От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
Только в лес мы все вошли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за головушку кладем
И вразвалочку идем.
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два.
Позади уже вода
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Учитель. Давайте теперь выясним значение человека в жизни леса.
(Схема составляется по ходу урока.)
А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса.
Учитель. Почему это стало экологической проблемой?
Ученики. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
Учитель. Назовите хотя бы одну цепь питания.
Ученики. Желудь, мышь. сова.
Учитель. Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении “Береги природу!”.
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Учитель. Подумайте, о какой экологической проблеме идет речь в этом стихотворении?
Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).
Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:
- растения– женьшень, венерин башмачок;
- жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;
- птицы – филин, утка-мандаринка;
- звери– зубр, амурский тигр.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.
Ученик читает стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”.
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Учитель. Как вы думаете, что нужно было сделать охотнику, чтобы этого не случилось?
Ученики. Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.
Учитель. Какие вы знаете правила разведения костра?
Ученики. (Свои ответы.)
Учитель. Давайте обратимся к учебнику с.111 “Как разводить костер”
Мы с вами выявили несколько больших экологических проблем. Давайте посмотрим схему.
1) Вырубка лесов.
2) Незаконная охота (браконьерство).
3) Уничтожение растений и животных.
4 ) Пожары.
Учитель. На какую мысль вас наталкивают эти проблемы?
Ученики. Надо беречь лес!
Выполнять правила поведения в лесу.
Учитель. Послушайте стихотворение.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Учитель. Какие правила вы услышали в этом стихотворении?
Ученики. Нельзя разорять птичьи гнезда, ловить зверей, топтать траву, загрязнять реки.
Учитель. От каждого из нас зависит жизнь леса, и находясь в лесу мы должны соблюдать правила поведения в лесу.
Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.
Учитель. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
Ученики. Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.
Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
Учитель. О чем должны помнить люди, приходя в лес?
Ученики. Лес – наше богатство, это “легкие нашей планеты” и от нас зависит как мы его сохраним.
Учитель. Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках? (Работа в группах.)
Ученики. Нельзя вырубать деревья. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.
Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель. О чем мы сегодня говорили на уроке?
1) О роли леса для человека.
2) О роли человека для леса.
Учитель. О чем должны помнить люди, приходя в лес? Какой вывод на уроке мы сделаем?
Ученики. Лес – наше богатство, это “легкие нашей планеты” и от нас зависит, как мы его сохраним.
Ученик читает стихотворение С. Никулиной “Русский лес”:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Учитель. Кто из ребят на уроке был самым активным?
Возьмите лист оценивания работы группы и проставьте оценку за работу каждой группы на уроке.
V. Домашнее задание.
- с. 106–113. Ознакомиться со статьей. Ответы на вопросы “Проверь себя”.
- Выполнить задание в печатной тетради по теме урока.
- Дома составить и выучить памятку “Как разводить костер”.
- Написать сочинение – рассуждение “ Я – защитник леса”.
Источник