Лесной питомник выращивание сеянцев ели
§ 5. Особенности выращивания саженцев хвойных пород для лесных культур
Для лесокультурных целей саженцы ели, сосны и лиственницы выращивают в уплотненных школах. Успех выращивания лесокультурного посадочного материала в школьных отделениях питомника определяется применяемыми севооборотами и специальной технологией. Наиболее эффективны севообороты, включающие паровые поля. Например: 1-е поле — пар; 2-е поле — саженцы первого года; 3-е поле — саженцы второго года. Пар может быть чистым, занятым или сидеральным. Основная задача чистого пара — уничтожение многолетних сорняков сочетанием химических и механических средств. В этом случае после весенней вспашки или перепашки и дискования почвы 1-го поля обрабатывают гербицидами — смесью далапона (10 кг/га) или ТХА (30 кг/га) с аминной солью 2,4-Д (2 кг/га). Через две недели после обработки пар культивируют, а еще через две недели, если появляются сорняки, обрабатывают повторно этими же гербицидами с последующей культивацией.
В питомнике со слабо засоренными, недостаточно плодородными почвами в севообороте применяют сидеральный пар. Особенность обработки сидерального пара следующая. На паровом поле после вспашки и дискования весной сеют сидераты: вику с овсом и горохом (200 кг семян/га), однолетний люпин или другие травы. Зеленую массу после прикатывания запа-хивают в конце июля. В начале августа почву обрабатывают гербицидами (далапоном 10 кг и аминной солью 2,4-Д 2 кг/га) с последующей культивацией через 2-3 недели.
Если почвы питомника плодородные и без сорняков, то в севооборот включают занятый пар с посевом рано созревающих культур (гороха и др.) или зернобобовых трав на сено.
Перед осенней вспашкой парового поля или перед запашкой трав в питомниках с дерново-подзолистыми почвами вносят известь (или доломит) в количестве 2-3 т/га.
Точную дозу внесения извести рассчитывают по величине гидролитической кислотности почв в пахотном слое.
Технология выращивания саженцев хвойных пород в школьном отделении питомника включает следующие агротехнические приемы на базе комплексной механизации.
Посадку проводят с плотным размещением растений, т. е. саженцы выращивают в уплотненных школах с рядовым, ленточным и комбинированным размещением растений. В школах с рядовым размещением растений выдерживают одинаковые расстояния между рядами. Посадку выполняют сажалкой СШН-3 в агрегате с трактором ДТ-54А или Т-74, оборудованным ходоуменьшителями. Минимальные расстояния между сошниками у этой машины 0,8 м. Так как ширину междурядий в уплотненных школах в этом варианте принимают 0,4 м, то для закладки таких школ схему движения агрегата составляют с расчетом вписывания рядов в междурядья шириной 0,8 м. При втором и последующих проходах сошник сажалки вписывается в середину междурядья, обеспечивая расстояние между рядами 0,4 м. Выход саженцев при таком междурядье при шаге посадки 12-15 см составляет 150-200 тыс. шт/га.
Уплотненные школы с ленточным размещением закладывают 3-, 4- и 5-рядные. При закладке 3-рядной школы можно использовать ту же сажалку СШН-3 с расстоянием между сошниками машины 1,6 м. В этом случае средний сошник и посадочный аппарат демонтируют. За 3 прохода сажалки, смещая каждый раз агрегат на 0,4 м, закладывают две 3-рядные ленты со схемой размещения растений 40-40-80-40-40 см. Выход саженцев с 1 га 3-рядной уплотненной школы в этом варианте при шаге посадки 12-15 см составляет 100-150 тыс. шт.
Посадку 5-рядной школы с ленточным размещением проводят сажалкой СШП-5/3, которую агрегатируют с трактором ДТ-54А, «Беларусь» или Т-40. За один проход эта машина высаживает 5 рядов растений с расстояниями между рядами 0,2 м, между лентами — 0,8 м. Схема размещения растений 20-20-20-20-80 см. Выход саженцев 200-250 тыс. шт/га. Этой же машиной можно заложить 3-рядную уплотненную школу по схеме 40-40-80 см. В этом случае у машины демонтируют две задние секции с сошниками и посадочными аппаратами.
Саженцы хвойных пород можно выращивать и в уплотненных школах с комбинированным размещением растений. В этом случае на одной площади несколько рядов саженцев хвойных пород с коротким сроком выращивания (2 года) чередуют с одним рядом лиственной породы (липа, клен остролистный, рябина и др.) с длительным сроком выращивания (6-8 лет). Сначала высаживают сеянцы лиственных пород однорядной лесопосадочной машиной с расстояниями между рядами 2,4 м и шагом посадки 0,7 м. Затем в междурядья лиственных пород высаживают 5 рядов сеянцев ели (или другой хвойной породы) с размещенеим 0,8-0,2-0,2-0,2-0,2-0,8 м и шагом посадки 15 см. Посадку проводят машиной СШП-5/3 в пятирядном варианте. Через 2-3 года саженцы ели выкапывают и на их место в междурядья лиственных пород, которые продолжают расти, снова высаживают сеянцы ели. Выход саженцев ели в таких комбинированных школах 140 тыс. шт/га.
Уплотнительные школы хвойных пород закладывают весной. Однако в питомниках лесной зоны перспективны и позднелетние посадки (в конце августа). Уже через 15-20 дней у высаженных растений образуются новые корни. За осень растения укореняются и с весны следующего года начинают более интенсивно расти, чем при весенних посадках. Увеличивается тем самым выход саженцев 1-го сорта. Кроме того, позднелетние посадки целесообразны и с точки зрения меньшей загрузки работ питомника в этот период. Для закладки уплотненных школ используют стандартные (ГОСТ 3317-77) сеянцы, которые выращивают в посевном отделении с открытым грунтом или в полиэтиленовых теплицах.
Уход за саженцами включает уничтожение сорняков, рыхление почвы, подкормку растений и борьбу с болезнями и вредителями. Для уничтожения однолетних сорняков весной и осенью после посадки растений школу обрабатывают раствором симазина из расчета 2 кг химиката на 1 га с помощью опрыскивателей ПОУ, ГАН-8 или ОСШ-15 в агрегате с самоходным шасси Т-16М. Такую же обработку симазином с расходом раствора 600-800 л/га проводят в начале и конце второго года роста саженцев. Эти же тракторные опрыскиватели применяют для обработки саженцев раствором химиката в борьбе с вредителями и болезнями. На первом году выращивания саженцев делают 3-4 рыхления междурядий на глубину 5-8 см культиватором-растениепитателем на самоходном шасси Т-16М. При первых рыхлениях проводят корневые подкормки саженцев минеральными удобрениями. Нормы внесения минеральных удобрений при подкормках зависят от плодородия, физических и химических свойств почвы. В среднем на дерново-подзолистых среднесуглинистых почвах лесной зоны при каждой подкормке на 1 га вносят 80-100 кг (по л. в.) азотных удобрений или смесь азотных, фосфорных и калийных удобрений по 40-50 кг/га каждого. В этих условиях лучшие результаты получают при 2-кратной весенней подкормке (1-я и 3-я декады мая).
Применение минеральных удобрений в виде корневых подкормок на слабоокультуренных суглинистых почвах обеспечивает хороший рост саженцев, что дает возможность уменьшить или даже исключить внесение органических удобрений при применении сидеральных паров. Рыхление междурядий и весеннюю подкормку растений проводят и на втором году выращивания саженцев хвойных пород в уплотненных школах. Срок выращивания саженцев сосны и лиственницы в уплотненной школе 2 года, ели — 2-3 года, а сосны кедровой сибирской — 3-4 года.
На выкопке саженцев используют выкопочную скобу НВС-1,2 и выко- почную машину ВМ-1,25 которые подрезают корни на глубине 18-25 см. Выбирают саженцы из почвы вручную. Большой экономический эффект дает применение на выкопке саженцев однорядной выкопочно-выборочной машины ВВМ-1 в агрегате с трактором «Беларусь» или Т-40. Эта машина подкапывает саженцы, извлекает их из земли, очищает от почвы и укладывает в контейнер.
Источник
Лесной питомник выращивание сеянцев ели
Ель и пихта относятся к другой экологической группе – так называемым темнохвойным древесным породам. Они значительно более теневыносливы, чем сосна или лиственница. Даже в условиях сильного затенения под пологом леса подрост этих деревьев способен выживать в течение десятилетий, ожидая того момента, когда в результате гибели одного из старых деревьев откроется доступ к большему количеству света. В лесах Севера подрост ели и пихты в тени старых деревьев может доживать до ста и даже ста пятидесяти лет, и после этого он еще способен захватить свое место в верхнем ярусе древостоя, если представится такая возможность. В питомниках ель и пихта могут расти в условиях легкого или среднего затенения (хотя их рост в этом случае будет несколько замедлен); зато в отдельные годы они могут пострадать от поздневесенних заморозков, солнечных ожогов или летней засухи.
Кедр (кедрами в России называют два вида сосны – сибирскую и корейскую) также относится к темнохвойным древесным породам, но по светолюбивости в раннем возрасте скорее занимает промежуточное положение между темнохвойными и светлохвойными деревьями. В питомнике желательно выращивать кедры в условиях хорошего освещения, без затенения.
Несмотря на все различия, саженцы этих древесных пород выращиваются более или менее одинаково. Посев семян производится весной (исключение может быть сделано для кедра, см. ниже). Чаще всего пересадка сеянцев в «школку» производится весной третьего года (т. е. после двух сезонов роста), и в «школке» сеянцы доращиваются еще в течение двух лет. В особо хороших условиях пересадка в «школку» может быть произведена весной второго года. На постоянное место обычно высаживаются четырехлетние саженцы, реже – двух-, трех- или пятилетние. В лесхозах чаще всего для посадки на постоянное место используются двухлетние сеянцы, но это дает хороший результат только при предварительной подготовке почвы.
Специальная предпосевная обработка семян сосны, лиственницы, ели и пихты не является обязательной, но может существенно повысить всхожесть. Замочите семена в талой ледяной воде и выдержите их в емкости с водой в холодильнике в течение двух-трех дней. После этого слейте воду, слегка подсушите семена (так, чтобы они не слипались и их можно было сеять) и приступайте к посеву. Можно посеять и не замоченные заранее семена – как правило, результат будет ненамного хуже.
Семена кедра необходимо выдержать в течение одного-двух месяцев перед посевом в слегка влажном субстрате (опилках, крупнозернистом песке, мху) при температуре около 0° или чуть выше (например, в холодильнике). Это стимулирует прорастание семян; без такой обработки всхожесть может оказаться очень низкой. Можно также посеять семена кедра осенью, но в этом случае существует больший риск повреждения семян грызунами или грибными инфекциями.
Посев семян надо производить весной, как только почва оттает и подсохнет настолько, что ее можно будет вскопать. После того как грядка будет подготовлена к посеву семян, разметьте на ней параллельные борозды глубиной до 1 см на расстоянии 10–12 см друг от друга (их можно продавить черенком лопаты или специальной рейкой). Распределите семена по дну борозд из расчета 100–120 семян кедра, 150–200 семян сосны и лиственницы и 250–300 семян ели и пихты на 1 м длины борозды (т. е. семена кедра должны располагаться примерно через каждый сантиметр, сосны и лиственницы – через каждые 5–7 мм, ели и пихты – через 3–5 мм). После этого аккуратно засыпьте бороздки землей так, чтобы семена оказались на глубине 2–5 мм. Не поливайте грядку сразу после посева – это вызовет слипание комочков почвы и образование корки, в результате чего дыхание семян будет ослаблено, а испарение влаги почвой увеличится. Если почва слишком сухая, полейте ее до окончательного разравнивания перед посевом. В сухую погоду укройте гряды пленкой или нетканым укрывным материалом на несколько дней (максимум – до появления первых всходов). Это поможет сберечь влагу, а также будет способствовать более интенсивному прогреву почвы, что ускорит прорастание семян.
Выращивание лиственницы. Сверху вниз: сеянцы первого года жизни в конце лета (два снимка); двухлетние саженцы, росшие один год в посевном отделении и один год в «школке». |
После появления всходов следите за тем, чтобы поверхность почвы оставалась чистой от сорняков: даже малейшее затенение приводит к резкому уменьшению скорости роста всходов, особенно сосны и лиственницы. В сухую погоду обеспечивайте полив посевов, старайтесь, чтобы почва всегда оставалась влажной на ощупь хотя бы на глубине нескольких сантиметров.
Осенью проследите, чтобы грядки со всходами ушли под снег максимально очищенными от сорняков, и ни в коем случае не укрывайте их каким-либо укрывным материалом – это может вызвать очень сильное развитие грибных инфекций. Все перечисленные древесные породы в пределах своего естественного ареала хорошо переносят зиму и под снегом не страдают ни от каких морозов.
Если всходы за первый год достигли высоты 10–12 см или большей, то уже весной второго года их можно пересадить в «школку». Можно пересаживать и осенью, но не позднее чем за месяц до наступления морозов (надо, чтобы сеянцы успели хорошо укорениться и зимой не произошло их «выжимания» в результате периодических замерзаний и оттаиваний поверхности почвы). Весенняя пересадка обычно дает лучшие результаты. Если сеянцы не достигли высоты 10–12 см, то лучше оставить их без пересадки еще на один год. Старайтесь избегать пересадки после распускания почек и начала роста сеянцев – это может привести к гибели части из них или, по крайней мере, ослаблению прироста. Пересадку производите в течение одного дня, стараясь, чтобы каждый сеянец как можно меньше находился на воздухе – это позволит в максимальной степени сохранить его корни от высыхания. В теплую погоду корни сеянца, не защищенные от солнца и ветра, могут засохнуть и погибнуть в течение нескольких минут. Старайтесь как можно меньше повреждать корневые системы сеянцев: чем большая их часть сохранится при пересадке, тем лучше будут развиваться сеянцы в последующие годы.
Для посадки в «школку» можно также приобрести сеянцы сосны, ели или кедра в лесном питомнике при лесхозе. Как правило, в таких питомниках для восстановления леса на вырубках выращивают двухлетние сеянцы этих деревьев. Сеянцы ели выращивают в большинстве лесных питомников таежной зоны, и приобрести их легче всего. Сеянцы сосны выращивают в меньшем количестве питомников, но зато не только в таежной зоне, но и в более южных регионах Европейской России и Западной Сибири. Сеянцы кедра и лиственницы выращиваются в небольшом количестве питомников в отдельных регионах России, а пихту в настоящее время в государственных лесных питомниках практически не выращивают.
В «школке» располагайте ряды сеянцев на расстоянии 20–25 см друг от друга, а сеянцы в рядах – через 10–15 см. Для посадки сеянцев можно продавить в почве специальным колом или черенком лопаты углубления, 15–20 см глубиной. Для того чтобы облегчить попадание корневой системы сеянцев в узкую ямку, можно перед посадкой окунать корешки в жидкую глину (это особенно полезно при пересадке однолетних сеянцев с очень тонкими корнями). Следите за тем, чтобы глубина посадки сеянцев в «школке» была примерно такой же, как на исходной грядке: заглубленная посадка замедляет рост, а при слишком мелкой посадке сеянцы будут просто падать. Как и в посевном отделении, следите за тем, чтобы грядки были свободны от сорняков. Школьному отделению не так страшно пересыхание, как посевному, но все же в сильную засуху постарайтесь обеспечить полив (особенно если засуха наступит вскоре после пересадки сеянцев в «школку»).
Крупные и пригодные к посадке на постоянное место саженцы в основном получаются через два года после посадки сеянцев в «школку». Однако часть наиболее крупных саженцев можно отобрать для пересадки на постоянное место уже через год. Особенно это касается лиственницы, которая легче других переносит пересадку, а при хорошем уходе может расти очень быстро.
Источник