Меню

Лишайники портят своими выделениями почву или нет

Тест по биологии 5 класс. Тема «Лишайники»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по теме «Лишайники»

1. Лишайники – это:

В. особая группа симбиотических организмов

2. Слоевище лишайников состоит из:

А. водорослей и бактерий

Б. бактерий и грибов

В. нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей.

3. Какие существуют формы лишайников:

Г. все ответы верны

4. Лишайник — важнейший источник корма для:

А. северных оленей

Б. домашних животных

5. Лишайники растут:

А) всюду, даже в Антарктиде

Б) всюду, где чистый воздух

В) всюду, даже в пустыне

Г) все ответы правильны.

Часть Б. Укажите верно, или нет утверждение:

. Тело лишайника называется слоевище.

Лишайники приносят вред природе.

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

Тест по теме «Лишайники»

1. Лишайники – это:

В. симбиоз гриба и водоросли

2. Тело лишайников называется:

3. Лишайники растут:

А. только на деревьях

Б. на горных породах и почве

В. на почве, горной породе, деревьях

4. Какая часть лишайника имеет хлорофилл:

Г) и гриб и водоросль

5. Каких лишайников нет:

Часть Б. Укажите верно, или нет утверждение:

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

Симбиоз – взаимовыгодное сожительство.

Слоевище лишайника только зелёного цвета.

Лишайниками питаются некоторые животные.

Лишайники портят своими выделениями почву.

Вариант 1. 1.в, 2в. 3.г. 4.б. 5. Г. верные утверждения: 1.4.5

Вариант 2. 1в. 2б.3в. 4.б. 5.б. верные утверждения: 2,4

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-415132

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока на тему : «Лишайники»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по биологии в 6 классе

на тему: «Лишайники»

Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.

Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию и размножению лишайников как симбиотических организмов, включая экологическое и практическое значение.

Развивать умение доказывать и объяснять особенности данной группы организмов.

Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.

Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Обретение опыта эмпатийного и толерантного взаимодействия в парах, группах.

Формирование опыта продуктивного слушания.

Тип урока : урок введения новых знаний.

I. Организационный момент.

Объявление темы, целей и задач урока. Актуализация и мотивация знаний учащихся. Организация начала занятия.

II. Изучение нового материала.

— На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Грибы — гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.

Читайте также:  Домашняя подкормка для рассады томатов

Что такое симбиоз? Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.

Сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете записывать основные понятия и термины для характеристики каждой остановки нашего экспресса. А вам предлагаю нарисовать схему нашего путешествия, в которой отражены основные моменты нашего пути.

Пояснения учителя с демонстрацией слайдов.

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Это своеобразная группа организмов, которая состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше — в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, встречаются они и у самого южного полюса Земли.

Рассказ учителя с элементами беседы .

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей.

Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Само слоевище, как мы уже говорили, состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и сине-зеленые водоросли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? (Дети отвечают.) Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные.

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Дети делают свои предположения). Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей — симбионтов — погибают.

Подобные симбиотические отношения сложились в процессе эволюции этих двух организмов. Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что вначале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль.

Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

Слоевище кустистых лишайников, и правда, напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.

Работа с учебником. Пользуясь учебником, а также знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека?

Значение лишайников в природе:

Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

Читайте также:  Зачем известь для грядок

Участвуют в первичном почвообразовании.

Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных пород.

Являются важным элементом наземных биогеоценозов.

В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами — эдификаторами.

Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей деревьев.

Являются пищей для многих диких копытных животных.

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:

Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень).

Некоторые виды используются в пищу человеком.

Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

Служат для получения различных природных красителей.

Используют в медицине.

Используют в парфюмерной промышленности.

Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

1).Требования лишайников к условиям произрастания.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники — чистота воздуха.

2). Значение лишайников в природе.

Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах, где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например, мхи. Со временем на месте произрастания лишайников образуется грунт. Об этом процессе мы говорили на уроках природоведения в 5 классе.

Лишайники — индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO 2 ) , угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO ). Если концентрация оксида серы SO 2 составляет 0,3 мг/м 3 , там лишайники не растут вообще.

Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.

III . Обобщение и систематизация новых знаний.

А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное — красный.

Тело лишайника называется слоевище (да).

Лишайники приносят вред природе (нет).

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да).

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет).

Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество (да).

Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

Лишайники делятся на накипные, кустистые и листоватые (да).

Лишайниками питаются некоторые животные (да).

Лишайники являются лечебными организмами (да).

Лишайники портят своими выделениями почву (нет).

Что изображено на рисунке под цифрами 1, 2 и какие функции они выполняют

Пройдите лабиринт и сделайте вывод об усвоении нового материала.

Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить строение и жизнедеятельность различных грибов, а главное – познакомиться с многообразием лишайников и их приспособлениями к определенным местам обитания.

Мы ответили на вопрос, каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Мы поняли, что любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.

VI . Рефлексия и оценка работы

Используется прием «Рефлексивная мишень».

На листках с изображением мишени учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока (3, 4 или 5 баллов) Мишень разделена осями на 4 части: «Узнал новое», «Буду использовать», «Расскажу друзьям», «Было интересно». При выходе из класса ученики прикрепляют мишени магнитами к доске.

1. Выучить параграф 13, ответить на вопросы в конце параграфа. Рабочая тетрадь № 43-45.

2. Творческое задание: подготовить сообщение о лишайниках нашей местности.

Анализ урока биологии в 6 классе на тему «Лишайники»

Данный урок является составной частью темы «Бактерии. Грибы. Лишайники. Водоросли». При ведении урока учитель опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Грибы», на знания о внутреннем строении грибов в целом и отдельных его частей, о химическом составе и процессах, происходящих в грибах, которые помогут учащимся усвоить материал о лишайниках — своеобразной группе организмов, которая состоит из гриба и водоросли.

Читайте также:  Фикус бенджамина какие нужны удобрения для

При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по использованию имеющихся по предмету знаний, умение анализировать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой.

На уроке предполагалось дать обучающимся знания об особенностях процессов, происходящих в лишайниках, раскрыть сущность процесса образования лишайников, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека, выяснить причинную обусловленность этого процесса, его зависимость от факторов окружающей среды.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию и размножению лишайников как симбиотических организмов, включая экологическое и практическое значение.

Развивать умение доказывать и объяснять особенности данной группы организмов.

Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.

Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Обретение опыта эмпатийного и толерантного взаимодействия в парах, группах.

Формирование опыта продуктивного слушания.

Для достижения целей и задач урока учителем были отобраны следующие методы и формы обу чения: р ассказ с использованием проблемного метода, самостоятельная работа с учебником, эвристическая беседа, компьютерные технологи и, перед объяснением нового материала был проведён фронтальный опрос по ранее изученной теме.

Изучение новой темы было построено в форме путешествия по станциям. На станции «Географическая» педагог использовал слайды с пояснениями. Станция Биологическая» представлена в виде рассказа с элементами беседы. На «Исследовательской» станции учащиеся работали с учебником. На последней станции – «Экологической» — учитель познакомил учащихся с требованиями лишайников к условиям произрастания и рассказал о значении лишайников в природе.

Для закрепления изученного материала Магомед Убайдулаевич провел игру «Семафор»: учитель читает утверждение, если оно правильное, дети поднимают зелёный знак семафора, если неправильное – красный. Также с помощью данной игры учитель выполнил профилактическое упражнение для глаз. Умелое чередование перечисленных форм и методов обучения позволило уменьшить утомляемость школьников — они были активны на протяжении всего урока.

При составлении плана урока было чётко распределено время. Большой временной промежуток отделён на изучение нового материала. Все этапы имели логическую последовательность. Не вызвала затруднения и самостоятельная работа с учебником. На все поставленные вопросы о значении лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека учениками были быстро найдены ответы. Знание изученного ранее материала позволило школьникам сравнить особенности развития грибов и лишайников, найти черты сходства и отличия, сделать вывод о том, что эти процессы взаимосвязаны. Все задания выполнялись в рабочих тетрадях.

При подборке вопросов и заданий учитывались индивидуальные возможности школьников, поэтому все учащиеся в течение урока проявили максимальную активность.

Для закрепления изученного на уроке материала ученикам было предложено ответить, что изображено на рисунке под цифрами 1, 2 и какие функции они выполняют, а затем пройти лабиринт и сделать вывод об усвоении нового материала. Эти задания не вызвали затруднений, что говорит о хорошем внимании обучающихся на уроке.

Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа, включало и творческое задание (подготовить сообщение о лишайниках нашей местности), которое предусматривает работу с основными терминами данного и предыдущих уроков и применение регионального компонента.

Урок прошёл в атмосфере сотрудничества, в непринуждённой обстановке. Все задачи удалось решить в полном объёме. Учителю предложено и в дальнейшем проводить уроки с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, искать новые пути сбережения здоровья школьников, используя с этой целью новые технологии в процессе обучения.

Зам.дир.по УВР / / Гамзатов М.М.

Ознакомлен / / Гаджиев М.У.

Конспект урока биологии в 6 классе

« Органы цветковых растений. Корень»

Образовательная: раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения и значение корня в жизни растения, познакомиться с видами корней и их функциями.

Развивающая: развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, таблицы: «Семейство Крестоцветные. Редька дикая», «Развитие проростков со стержневой корневой системой», «Развитие проростков с мочковатой корневой системой», «Внутреннее строение корня», «Видоизменения корней», рисунки учебника на стр. 38,39 (автор Н.И. Сонин, 2006 г.), комнатные растения для пересадки, цветочный горшок, почва, песок, дренаж.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План изучения нового материала:

Органы цветкового растения.

Корень и его функции.

Типы корневых систем.

Видоизменения корней, их значение в жизни растений.

Источник

Adblock
detector