Конспект логопедического занятия «Собираем урожай»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью автоматизации звука «Р» в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedich._zanyatiya_sobiraem_urozhay_avtomatizaciya_zvuka_r.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад № 21»
Автоматизация звука «Р» в словах.
для детей 6-7 лет.
Посягина Н.И. – учитель-логопед,
г. Добрянка, 2011 г.
ТЕМА: Собираем урожай.
Автоматизация звука «Р» в словах.
Расширение лексико-грамматических представлений:
Овощи. Родительный падеж, ед.ч.
Развитие связной речи: Составление рассказа — описания по картинкам – символам.
-Коррекция произношения: автоматизировать звук «Р» в словах,
-Вырабатывать правильное речевое дыхание,
-Развивать интонационную выразительность речи,
-Развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа: учить чётко произносить звуки «Д» и «Дь», узнавать услышанные звуки, закреплять умение определять место звука в начале и середине слова,
-Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»,
-Формировать правильное употребление существительных в Род. п. ед.ч.,
-Развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие, воображение.
-Стимулировать речевую активность.
-Воспитывать интерес к растительному миру, положительное отношение к труду.
-Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
-Воспитывать доброжелательное отношение к ответам другого ребёнка.
ОБОРУДОВАНИЕ: овощи (помидор, картофель, морковь…) картинки с овощами, предметные картинки и в названиях которых есть звуки «Р», «Д», «Дь» и другие А,О,У,И,М), картинки-символы для составления рассказа-описания, схемы для определения места звука в слове
Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Надеюсь, что и сегодня вы порадуете меня своими успехами. Вижу, как блестят ваши глазки, уже читаю в них ваши умные мысли.
Пространственная ориентировка: На столах разложены овощи (или муляжи). Посмотрите и скажите, что находиться справа от вас? Что слева? Что видите впереди? Станьте так, чтобы справа от вас оказался помидор. Повернитесь так, чтобы картофель оказался впереди вас.
Релаксация: Представьте, что мы с вами накопали целое ведро картошки и положили её в рюкзак, чтобы нести домой. У нас очень тяжёлый рюкзак (напряжение). Пришли домой — снимем рюкзак (расслабление).
Сообщение темы : О чём мы сейчас с вами говорили? (об овощах). Сегодня мы с вами будем говорить об овощах. Скажите, какой одинаковый звук есть в этих словах: помидор, картошка, морковь. («Р»). Так же мы продолжим закреплять правильное произношение звука «Р».
Произношение изолированного звука: «Мотор трактора» : трактор работает в огороде: р-р-р-р.
2. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Фёклы
Четыре грядки свёклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Поможем урожай собрать.
(поочередно загибаем пальцы на одной руке, затем на другой).
3. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.
«Высматриваем огурцы»: Вытянем шею (вдох ртом). Наклоним голову вперёд вниз (выдох носом).
«Посмотрим, будет ли дождик»: Поднимем голову в исходную позицию, затем откинем назад (вдох ртом), вернёмся в исходную позицию (выдох носом).
«Ветер гудит»: Вдохнём воздух носом и, приоткрыв рот, на выдохе произнесём звук у-у-у-у ( короткий вдох и плавный удлиненный выдох ).
4. Мимико-артикуляционные упражнения.
«Коза в огороде» . Изобразим хитрую козу, которая пришла в огород полакомиться капустой.
Теперь покажем, как рассердилась хозяйка на козу.
5. Упражнения для щёк, губ, языка.
«Толстячки-худышки»: Изобразим тыкву на грядке – «Толстячки», затем стручок гороха – «Худышки».
«Сердитый сторож»: Хозяйка оставила сердитого пса сторожить огород. Поднимем верхнюю губу. Покажем только верхние зубы. Произносим звукосочетания: ав-ав-ав-ав.
«Лопата»: Будем копать картошку. Нужна лопата. Положим широкий язык на нижнюю губу.
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок»: Загнём кончик языка, поднимем за верхние зубы и удерживаем в таком положении под счёт до 5.
«Луковые пёрышки»: Покажем, какие острые перышки у лука. Высунем изо рта острый и узкий язык и удерживаем в таком положении под счёт до 5.
6. Автоматизация звука «Р» в словах (со слогом ро ) . Развитие фонематического восприятия. Расширение лексико-грамматических представлений. Развитие связной речи.
1) Произношение изолированного звука: «Мотор трактора» : трактор работает в огороде: р-р-р-р.
2) Произнесение слогов. «Разговор пугала». Произносим слоги со сменой ударения и интонации: Ра-ра- ра . Ра -ра-ра? Ра- ра -ра!
3) Игры со словами.
— «Произнеси слова правильно»: (по одному, потом по 3 слова)
Повторить за логопедом: Рот, рожь , Рома, роза, рога, рост, Родина, рожок, рожки, урок, коробка, горох, герой , горошек, горошинка, сырок, розетка, мороженое, ворота, ворона, воробей, дорога, пирог, порог, паром, город, огород.
Какие слова непонятны?
— «Правильно ли я сказала?» : Доробей, корох, доробка; воота, огоод, гоошек.
-«Где спрятался звук «Р». Предлагаются слова: помидо р , мо р ковь, ук р оп. Где спрятался звук «р»: в середине или в конце слова?
— «Чего не бывает?»: Не бывает морковки без…(ботвы), картошки без. (кожуры), лука без…(пера), капусты без…(листьев), огурца без… (семечек), помидора без…(мякоти).
Работа с картинками, предметами.
-«Назови одним словом». Назовите, что нарисовано на картинках — … (овощи).
-«Есть у Светы огород».
Есть у Светы огород, каждый год на нём растёт:
Поспевает точно в срок: свёкла, лук, редис, горох,
Помидоры и салат, урожаю каждый рад.
Отыщите вы для Светы, лишь со звуком «Р» предметы (помидор, морковь…).
-«Соберём урожай»: На столе (игровом поле) картинки овощей. Каждый берёт картинку и комментирует (Я срезаю капусту. Я дергаю морковь. Я срываю горох…)
ФИЗ. МИНУТКА «Уборка урожая».
Дети в огород идут, а там овощи растут,
Дети спинки наклоняют, и горох они срывают.
Покажите, как вы срываете горох, срезаете капусту, копаете картофель, выдёргиваете морковь.
-«Что лишнее?» (помидор, картофель, морковь, редис, груша ). Почему?
-«Что изменилось?» (из 5 картинок 2 поменять местами).
-«Запомни расположение овощей»: Один ребёнок раскладывает картинки и называет: зелёный огурец, красный помидор, оранжевая морковь, коричневая картошка. Второй ребёнок закрытыми глазами называет по памяти расположение картинок.
-«Чего не стало в тарелке?» (в тарелке овощи, один убрать) – 2 раза.
-«Чего не стало?» (из 5 картинок убрать одну) – 2раза.
-«Собери картинку» (2 картинки разрезаны на 4 части). Вы внимательно смотрите и картинки соберите.
— «Из чего – какой?» Назвать из каких овощей и что приготовила мама (обвести пунктирной линией: кастрюля — картофель, стакан — морковь, сковорода — капуста, тарелка — овощи. Какой (какая, какое) это сок? Пюре? Салат? Запеканка? (Морковный сок. Овощной салат. Картофельное пюре. Капустная ..)
— «Игра с волчком» — Около волчка лежат картинки и цифры. Каждый по очереди крутит волчок, называет указанную картинку, использовав цифру (1 робот, 5 тигров..). Запомнили какие картинки были? Были ли среди них овощи?
— «Назови слово»: первый звук «п», последний «р» (помидор).
4) Развитие связной речи. Давайте составим рассказ о помидоре, использовав картинки-символы: цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляют в пищу.
Помидор – это овощ. Он красного цвета, круглый, большой, кисло-сладкий. Помидор растёт в огороде на грядке. Из него можно приготовить салат, кетчуп, сок, суп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.
5) Повторение слов со звуком «Р» (с мячом). Мы со звуком «Р» играем и слова все повторяем: картофель, робот,…
Чем занимались мы сегодня на занятии? В какие игры играли? Какая игра понравилась больше всего? В какую игру вы хотели бы поиграть на следующем занятии?
Развитие воображения: Нарисуйте с родителями овощ, которого не существует, придумайте ему название.
Роп-роп-роп – вот укроп.
Роп-роп-роп – ароматный укроп.
Роп-роп-роп – растёт в огороде укроп.
Ропом-ропом-ропом – варим суп с укропом.
Ропа-ропа-ропа – суп невкусный без укропа.
Список использованной литературы.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков
[с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. СПб.: Каро, 2006.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.
Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия » Праздник урожая на Кубани»
Программные задачи:Воспитывать любовь к народной культуре Кубани, интерес к трудовым праздникам на основе праздника урожая.Воспитывать трудолюбие, аккуратность терпение.Развивать умение сравнива.
Конспект физкультурного развлечения «Урожай мы собираем и здоровье прибавляем».
· совершенствовать технику основных движений· обеспечивать разностороннее развитие личности·.
Конспект открытого мероприятия «Урожай»
Конспект занятия – викторины «Урожай у нас хорош» по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»
Занятие было проведено в логопедической подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с требованиями ФГТ, а именно тематическим подходом, д.
КОНСПЕКТ «Осень. Сбор урожая в садах и в огородах»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА ЗАНЯТИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ. СБОР .
КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «УРОЖАЙ У НАС НЕПЛОХ» СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Коррекционная группа
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Овощи»:a) закрепить название овощей их форм.
Конспект логопедического занятия «Урожай собираем, гостей приглашаем» для детей старшей логопедической группы. 1-ый год обучения
В конспекте отражены такие лексические темы, как «Осень», «Овощи».
Источник
Конспект организованной образовательной деятельности «Урожай» в подготовительной логопедической группе
Ирина Желудкова
Конспект организованной образовательной деятельности «Урожай» в подготовительной логопедической группе
Интеграция образовательных областей.
1. ОО «Речевое развитие»:
— активизировать и расширять словарь по теме;
— расширять словарь прилагательных;
2. ОО»Познавательное развитие»
— развивать познавательный интерес к труду людей.
— систематизировать знания детей по темам «Овощи», «Фрукты»,»Труд людей»
3. ОО «Социально — коммуникативное развитие»
— развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
— развитие готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
— развитие эмпатийной сферы (отзывчивость);
— нравственное развитие ребенка, усвоение некоторых социальных норм и правил.
4. ОО «Физическое развитие»:
-развивать координацию детей, умение соотносить речь с движением; -развивать, крупную и мелкую моторику рук.
5. ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
— способствовать становлению эстетичекого отношения к окружающему миру;
— развитие эмоциональной сферы, образного мышления, творческих способностей;
Цели: Развивать лексико — грамматический строй речи. Обобщить знания детей об овощах и фруктах, о труде людей развитие фонематического восприятия.
Задачи:
Формирование начального навыка использования ИКТ на основе знакомства с интерактивными играми.
• развитие навыков звукового анализа.
• обогащение словарного запаса по темам «Овощи и фрукты» .
• увеличение представлений об окружающем мире.
• согласование числительных в роде, числе и падеже,
• образование относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.
• развитие слухового внимания.
• развитие фонематического восприятия посредством использования логопедических пособий.
• увеличение объема зрительной памяти, произвольного внимания.
• совершенствование меткой моторики рук посредством массажного мячика и сопутствующих упражнений,
• развитие навыков словоизменения,
• развитие наглядно-образного мышления.
• формировать положительную мотивацию к занятиям,
• воспитывать самоконтроль за речью,
• умение воспринимать вербальные инструкции,
• развитие чувства товарищества.
Оборудование: компьютер, компьютерные игры, разработанные порталом МЕРСИБО «Овощи и фрукты», массажные мячики, мягкий мячик-яблочко.
Содержание занятия.
Организационный момент. (Дети стоят на ковре)
Логопед: Ребята, сегодня я получила письмо от домовенка Кузи. Он пригласил нас к себе в гости. Вы хотите отправиться в гости?
Логопед: Кузя прислал свой волшебный сундучок, он нас перенесет к нему.
Закройте глаза, а я прочитаю волшебные слова.
Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды Приготовила природа
Всевозможные плоды. На полях идет уборка
Собирают люди хлеб. Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладет. Уродился урожай — Собирай дары природы! В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай!
Слайд №1 (картинка огорода, появляется письмо от Кузи. Логопед читает)
Логопед: Дорогие ребята, извините меня пожалуйста! Мне срочно нужно было отправиться в лес к Лешику. Но вы, не переживайте, мы с вами обязательно встретимся. Я вам оставил задания, если вы правильно их выполните вас ждет подарок.
Логопед: Ребята выполним задания Кузи?
Логопед: Игра «Подскажи словечко»
— Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста) .
Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку) .
От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла) .
Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку) .
Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску) .
Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук) .
Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок) .
И красавец-великан темно-синий. (баклажан) .
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
— Догадайтесь, чем мы с вами сегодня будем говорить?
Молодцы, вы выполнили первое задание.
А вот и второе задание: Кузя приготовил нам корзину, что же там, как вы думаете?
Логопед: Ребята здесь овощи и фрукты, который Кузя приготовил нам. Он спрашивает сможем мы угадать по вкусу овощ или фрукт.
Логопед: Давайте присядем на «лавочки»(стульчики, и по очереди будете подходить.
Игра: “Угадай по вкусу овощ и фрукт” (на накрытом подносе нарезанные кусочками овощи и фрукты, дети закрывают глаза, а логопед с помощью шпажек кладёт им а рот кусочек. Дети определяют овощ или фрукт по вкусу)
Вот и второе задание мы выполнили.
Логопед: (на ковер выкатывается мягкое яблочко) Вот смотрите яблочко выкатилось, хотите поиграть с ним?
(Дети становятся в круг, игра с яблочком)
Игра «Приготовим сок»:
Из моркови – морковный Из яблока — яблочный
Из картофеля – картофельный Из сливы — сливовый
Из капусты – капустный Из персика — персиковый
Из свеклы – свекольный Из банана — банановый
Из тыквы – тыквенный Из вишни — вишневый
Слайд №2 (Тележка)
По полю дорожка кружит.
По дорожке лошадка бежит.
За лошадкой тележка звенит,
А в тележке урожай лежит.
Вдруг тележка подскочила
Раскатились по дорожке:
Брюква, перец и картошка Яблоки, груши и сливы,
Быстро и правильно собери их.
Одна морковка, две морковки, пять морковок.
(огурец, яблоко, помидор, вишня, картошка, груша, слива, перец, редиска, чеснок, луковица, свекла, кабачок, персик, баклажан). Дети собирают маленькие муляжи репок, морковок, лука, яблок, груш. Называя: я собрал три яблока, пять морковок и т. д.
Логопед: Молодцы ребята, следующее задание. Нужно подобрать звуковые схемы к словам.
Слайд №3 Схемы слов
(Груша, лимон, помидор, лук, банан, слива)
Логопед: Все задания мы выполнили, и я вам предлагаю поиграть хотите?
Игра на развития мелкой моторики «Пальчиковые игры».
(Соединение пальчиков, между которыми находится массажный мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга)
На базар ходили мы,
(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —
(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Игра «Овощи и фрукты» (интерактивная игра Мерсибо)
Соединение половинок овощей или фруктов, проговаривая: половинка яблока, половинка груши, половинка кабачка и т. д.
Логопед: Вам понравилось ребята. Но нам пора возвращаться. Кузины задания мы выполнили. Открываем волшебный сундучок и закрываем глазки.
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелек
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Логопед: Вот мы и вернулись. Давайте вспомним какие задания мы с вами выполняли, что вам понравилось?
Логопед: Ребята смотрите Кузя нам прислал электронное письмо, а в нем подарки от него. Овощные раскраски.
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Дарите добро!» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о волонтерской (добровольческой) деятельности. Задачи: Образовательные: — познакомить с понятием «волонтер»,.
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие по Стране Дошколят».
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию «Богатый урожай» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 г. Липецка Конспект образовательной.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Программное содержание:.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Будущие школьники». Итоговое занятие по развитию речи «Будущие школьники»Задачи:Образовательные-учить определять количество и порядок слов в предложении..
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимние приключения» нспект организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме: «Зимние приключения» Образовательная.
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в подготовительной группе» Тема: «Это родина моя». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Позна-ние», «Социализация», «Художественное творчество»,.
Конспект открытой организованной образовательной деятельности «Встречаем весну» в подготовительной группе Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Встречаем весну» Цель: формирование интереса.
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Экскурсия в библиотеку» в подготовительной группе Непосредственно организованной образовательной деятельности «экскурсия в библиотеку» Возрастная группа воспитанников___подготовительная.
План-конспект организованной образовательной деятельности ООД в подготовительной группе План – конспект организованной образовательной деятельности (ООД) в подготовительной группе дошкольного отделения МБОУ «Школа-интернат №4.
Источник