Конспект логопедического занятия «Собираем урожай»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью автоматизации звука «Р» в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedich._zanyatiya_sobiraem_urozhay_avtomatizaciya_zvuka_r.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад № 21»
Автоматизация звука «Р» в словах.
для детей 6-7 лет.
Посягина Н.И. – учитель-логопед,
г. Добрянка, 2011 г.
ТЕМА: Собираем урожай.
Автоматизация звука «Р» в словах.
Расширение лексико-грамматических представлений:
Овощи. Родительный падеж, ед.ч.
Развитие связной речи: Составление рассказа — описания по картинкам – символам.
-Коррекция произношения: автоматизировать звук «Р» в словах,
-Вырабатывать правильное речевое дыхание,
-Развивать интонационную выразительность речи,
-Развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа: учить чётко произносить звуки «Д» и «Дь», узнавать услышанные звуки, закреплять умение определять место звука в начале и середине слова,
-Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»,
-Формировать правильное употребление существительных в Род. п. ед.ч.,
-Развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие, воображение.
-Стимулировать речевую активность.
-Воспитывать интерес к растительному миру, положительное отношение к труду.
-Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
-Воспитывать доброжелательное отношение к ответам другого ребёнка.
ОБОРУДОВАНИЕ: овощи (помидор, картофель, морковь…) картинки с овощами, предметные картинки и в названиях которых есть звуки «Р», «Д», «Дь» и другие А,О,У,И,М), картинки-символы для составления рассказа-описания, схемы для определения места звука в слове
Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Надеюсь, что и сегодня вы порадуете меня своими успехами. Вижу, как блестят ваши глазки, уже читаю в них ваши умные мысли.
Пространственная ориентировка: На столах разложены овощи (или муляжи). Посмотрите и скажите, что находиться справа от вас? Что слева? Что видите впереди? Станьте так, чтобы справа от вас оказался помидор. Повернитесь так, чтобы картофель оказался впереди вас.
Релаксация: Представьте, что мы с вами накопали целое ведро картошки и положили её в рюкзак, чтобы нести домой. У нас очень тяжёлый рюкзак (напряжение). Пришли домой — снимем рюкзак (расслабление).
Сообщение темы : О чём мы сейчас с вами говорили? (об овощах). Сегодня мы с вами будем говорить об овощах. Скажите, какой одинаковый звук есть в этих словах: помидор, картошка, морковь. («Р»). Так же мы продолжим закреплять правильное произношение звука «Р».
Произношение изолированного звука: «Мотор трактора» : трактор работает в огороде: р-р-р-р.
2. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Фёклы
Четыре грядки свёклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Поможем урожай собрать.
(поочередно загибаем пальцы на одной руке, затем на другой).
3. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.
«Высматриваем огурцы»: Вытянем шею (вдох ртом). Наклоним голову вперёд вниз (выдох носом).
«Посмотрим, будет ли дождик»: Поднимем голову в исходную позицию, затем откинем назад (вдох ртом), вернёмся в исходную позицию (выдох носом).
«Ветер гудит»: Вдохнём воздух носом и, приоткрыв рот, на выдохе произнесём звук у-у-у-у ( короткий вдох и плавный удлиненный выдох ).
4. Мимико-артикуляционные упражнения.
«Коза в огороде» . Изобразим хитрую козу, которая пришла в огород полакомиться капустой.
Теперь покажем, как рассердилась хозяйка на козу.
5. Упражнения для щёк, губ, языка.
«Толстячки-худышки»: Изобразим тыкву на грядке – «Толстячки», затем стручок гороха – «Худышки».
«Сердитый сторож»: Хозяйка оставила сердитого пса сторожить огород. Поднимем верхнюю губу. Покажем только верхние зубы. Произносим звукосочетания: ав-ав-ав-ав.
«Лопата»: Будем копать картошку. Нужна лопата. Положим широкий язык на нижнюю губу.
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок»: Загнём кончик языка, поднимем за верхние зубы и удерживаем в таком положении под счёт до 5.
«Луковые пёрышки»: Покажем, какие острые перышки у лука. Высунем изо рта острый и узкий язык и удерживаем в таком положении под счёт до 5.
6. Автоматизация звука «Р» в словах (со слогом ро ) . Развитие фонематического восприятия. Расширение лексико-грамматических представлений. Развитие связной речи.
1) Произношение изолированного звука: «Мотор трактора» : трактор работает в огороде: р-р-р-р.
2) Произнесение слогов. «Разговор пугала». Произносим слоги со сменой ударения и интонации: Ра-ра- ра . Ра -ра-ра? Ра- ра -ра!
3) Игры со словами.
— «Произнеси слова правильно»: (по одному, потом по 3 слова)
Повторить за логопедом: Рот, рожь , Рома, роза, рога, рост, Родина, рожок, рожки, урок, коробка, горох, герой , горошек, горошинка, сырок, розетка, мороженое, ворота, ворона, воробей, дорога, пирог, порог, паром, город, огород.
Какие слова непонятны?
— «Правильно ли я сказала?» : Доробей, корох, доробка; воота, огоод, гоошек.
-«Где спрятался звук «Р». Предлагаются слова: помидо р , мо р ковь, ук р оп. Где спрятался звук «р»: в середине или в конце слова?
— «Чего не бывает?»: Не бывает морковки без…(ботвы), картошки без. (кожуры), лука без…(пера), капусты без…(листьев), огурца без… (семечек), помидора без…(мякоти).
Работа с картинками, предметами.
-«Назови одним словом». Назовите, что нарисовано на картинках — … (овощи).
-«Есть у Светы огород».
Есть у Светы огород, каждый год на нём растёт:
Поспевает точно в срок: свёкла, лук, редис, горох,
Помидоры и салат, урожаю каждый рад.
Отыщите вы для Светы, лишь со звуком «Р» предметы (помидор, морковь…).
-«Соберём урожай»: На столе (игровом поле) картинки овощей. Каждый берёт картинку и комментирует (Я срезаю капусту. Я дергаю морковь. Я срываю горох…)
ФИЗ. МИНУТКА «Уборка урожая».
Дети в огород идут, а там овощи растут,
Дети спинки наклоняют, и горох они срывают.
Покажите, как вы срываете горох, срезаете капусту, копаете картофель, выдёргиваете морковь.
-«Что лишнее?» (помидор, картофель, морковь, редис, груша ). Почему?
-«Что изменилось?» (из 5 картинок 2 поменять местами).
-«Запомни расположение овощей»: Один ребёнок раскладывает картинки и называет: зелёный огурец, красный помидор, оранжевая морковь, коричневая картошка. Второй ребёнок закрытыми глазами называет по памяти расположение картинок.
-«Чего не стало в тарелке?» (в тарелке овощи, один убрать) – 2 раза.
-«Чего не стало?» (из 5 картинок убрать одну) – 2раза.
-«Собери картинку» (2 картинки разрезаны на 4 части). Вы внимательно смотрите и картинки соберите.
— «Из чего – какой?» Назвать из каких овощей и что приготовила мама (обвести пунктирной линией: кастрюля — картофель, стакан — морковь, сковорода — капуста, тарелка — овощи. Какой (какая, какое) это сок? Пюре? Салат? Запеканка? (Морковный сок. Овощной салат. Картофельное пюре. Капустная ..)
— «Игра с волчком» — Около волчка лежат картинки и цифры. Каждый по очереди крутит волчок, называет указанную картинку, использовав цифру (1 робот, 5 тигров..). Запомнили какие картинки были? Были ли среди них овощи?
— «Назови слово»: первый звук «п», последний «р» (помидор).
4) Развитие связной речи. Давайте составим рассказ о помидоре, использовав картинки-символы: цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляют в пищу.
Помидор – это овощ. Он красного цвета, круглый, большой, кисло-сладкий. Помидор растёт в огороде на грядке. Из него можно приготовить салат, кетчуп, сок, суп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.
5) Повторение слов со звуком «Р» (с мячом). Мы со звуком «Р» играем и слова все повторяем: картофель, робот,…
Чем занимались мы сегодня на занятии? В какие игры играли? Какая игра понравилась больше всего? В какую игру вы хотели бы поиграть на следующем занятии?
Развитие воображения: Нарисуйте с родителями овощ, которого не существует, придумайте ему название.
Роп-роп-роп – вот укроп.
Роп-роп-роп – ароматный укроп.
Роп-роп-роп – растёт в огороде укроп.
Ропом-ропом-ропом – варим суп с укропом.
Ропа-ропа-ропа – суп невкусный без укропа.
Список использованной литературы.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков
[с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. СПб.: Каро, 2006.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.
Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия » Праздник урожая на Кубани»
Программные задачи:Воспитывать любовь к народной культуре Кубани, интерес к трудовым праздникам на основе праздника урожая.Воспитывать трудолюбие, аккуратность терпение.Развивать умение сравнива.
Конспект физкультурного развлечения «Урожай мы собираем и здоровье прибавляем».
· совершенствовать технику основных движений· обеспечивать разностороннее развитие личности·.
Конспект открытого мероприятия «Урожай»
Конспект занятия – викторины «Урожай у нас хорош» по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»
Занятие было проведено в логопедической подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с требованиями ФГТ, а именно тематическим подходом, д.
КОНСПЕКТ «Осень. Сбор урожая в садах и в огородах»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА ЗАНЯТИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ. СБОР .
КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «УРОЖАЙ У НАС НЕПЛОХ» СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Коррекционная группа
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Овощи»:a) закрепить название овощей их форм.
Конспект логопедического занятия «Урожай собираем, гостей приглашаем» для детей старшей логопедической группы. 1-ый год обучения
В конспекте отражены такие лексические темы, как «Осень», «Овощи».
Источник
Логопедическое занятие сбор урожая
Разработала учитель — логопед
Некрасова Надежда Павловна
Цель: согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных.
Задачи:
- не речевые – развитие общей моторики, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний об овощах и фруктах.
- речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи, образование относительных прилагательных, развитие чувства рифмы, составление сложносочиненных предложений по опорным схемам.
- педагогические – закрепление понятий по лексической теме «Овощи и фрукты», развитие учебных навыков, игровых навыков, умение слушать других.
Оборудование:
— карточки с изображением овощей и фруктов,
— макеты овощей и фруктов,
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие.
— Сегодня мы с вами будем собирать урожай! Посмотрите, что у нас рассыпано? (Овощи и фрукты)
— Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках)
— А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях)
— Правильно. А теперь каждый из вас должен будет поднять по картинке, назвать ее, сказать где растет овощ или фрукт и после этого сесть за парту. (Дети берут по картинке, называют и садятся за парту)
II. Начало основного занятия.
— Итак, у каждого из вас есть картинка с овощем или фруктом. У кого есть фрукты, поднимите карточки вверх и покажите их всем. (Дети, у кого есть карточки с фруктами, поднимают их)
— Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, компот, сок, желе)
— А какое варенье получится из сливы? (Сливовое)
И т. д. несколько фруктов.
— А какой компот получится из яблок? (Яблочный)
И т. д. несколько фруктов.
Теперь, у кого есть овощи? Поднимите карточки. (Дети, у кого есть карточки с овощами, поднимают их)
— Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет)
— Какой салат получится из огурцов? (Огуречный)
И т. д. несколько овощей.
— Молодцы! А какой суп получится, если мы положим в него несколько овощей? Например, картошку, капусту, морковь. (Овощной)
— Теперь отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
— А зачем мы готовим для капусты кадки и соль? (Чтобы ее солить)
— Правильно, чтобы засолить ее на зиму. Так давайте и мы с вами заготовим капусту на зиму. Смотрите и повторяйте движения за мной:
Тук! Тук! Тук! (ритмичные удары ребром
Раздается в доме стук. ладоней по столу;
Мы капусту нарубили, хватательные движения
Перетерли, обеими руками;
Посолили трем «щепотку»;
И набили плотно в кадку. удары руками по столу;
Все теперь у нас в порядке. отряхиваем руки)
— Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Представим, что мы превратились в овощи или фрукты! (Каждый ребенок выбирает в кого он хотел бы превратиться, логопед выдает ему соответствующий макет овоща или фрукта)
— Посмотрите, какие у меня красивые корзинки! Одна для овощей, а другая для фруктов. В них попадают только те овощи и фрукты, которые себя опишут, какие они. Опишите себя, чтобы попасть в корзинку. ( Дети по очереди описывают «себя». Если задание вызывает трудности, задаются наводящие вопросы. Другие дети могут дополнить ответ. После рассказа-описания ребенок кладет свой овощ или фрукт в соответствующую корзинку)
— Какие вы все молодцы! Посмотрите, какой урожай мы собрали в наши корзинки! Давайте теперь составим предложения, а помогут нам в этом схемы.
— Какие предложения можно составить, опираясь на схемы? (Детям дается время подумать, при необходимости, оказывается помощь в составлении предложения)
— Какие предложения вы составили? (Дети называют свои предложения)
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
— Молодцы! Итак, сегодня мы с вами собирали урожай овощей и фруктов. Что мы собрали? (Дети перечисляют овощи и фрукты)
— Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слово:
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто, летом выросла …
Собираем мы в лукошко очень крупную …
От дождя земля намокла, вылезай толстушка …
Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную …
Надо поклониться низко, чтобы вытащить …
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще …
Вот зеленый толстячок – крупный гладкий …
И красавец великан темно-синий … (баклажан)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
— Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались. Спасибо за занятие. До свидания!
Источник