Проект «Что такое почва». Окружающий мир 3 класс 1 часть.
Проект на тему «Что такое почва» для 3 класса
Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, что такое почва, какими свойствами она обладает. Найти информацию о почвах России и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам о составе почвы и необходимости её охраны. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.
План проекта:
- Вступление.
- Почва.
- Состав, виды и свойства почвы.
- Почвы России.
- Загрязнение.
- Охрана.
- Вывод.
- Пример готового фоторассказа-презентации.
Доклад к проекту
Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла, без воды, без воздуха. Но так же она невозможна и без почвы, потому что именно на ней растут растения, дающие пищу всем остальным живым существам.
Что такое почва
Почвой мы называем тонкий поверхностный слой земли. Он редко простирается более чем на полметра в глубину от поверхности, но именно он является плодородным слоем. На нём растут растения, в нём обитают самые разные живые организмы, занимающиеся переработкой органических останков.
Свойства, вид и состав
Почва обладает рядом уникальных свойств, благодаря чему и развивается её плодородие. Плодородие является важнейшим её свойством.
В ней содержится воздух, что легко проверить, если погрузить кусочек земли в воду. Из него тут же начнут выделяться пузырьки газа. Воздух необходим корням растений для дыхания.
В ней есть вода, даже если земля кажется нам совершенно сухой. Это легко обнаружить, если нагреть землю на стекле. На стекле выступят капельки воды. Вода является основой жизни и её присутствие в почве необходимо.
В почве находятся различные органические останки, которые называются перегноем. Есть в ней также песок и глина.
Учёные делят почву на виды в зависимости от природной зональности. В каждой природной зоне наблюдаются свои, особенные виды почв. Они бывают арктическими, тундровыми, таёжными, лесными, степными, пустынными, тропическими.
Почвы России
Россия является уникальной страной, в которой можно найти практически любой вид почвы. Объясняется это большой протяжённостью территории с севера на юг и с запада на восток.
На крайнем севере находится тундра. Почвенный слой там невелик и беден по составу. Он не является плодородным.
Большую часть нашей страны занимает тайга, огромное лесное море, в котором преобладают подзолистые почвы. Это более плодородный вид, чем тундровые, но для развития сельского хозяйства не подходит.
Наиболее плодородным видом оказывается чернозём. Его можно встретить в средней полосе европейской части России, в природной зоне лесостепи. Чернозём необычайно плодороден, и в регионах его распространения сельское хозяйство процветает.
Достаточно плодородными оказываются также серые лесные и луговые почвы, которых немало в России.
А вот болотистые или пустынные земельные угодья оказываются совершенно неплодородными.
Причины загрязнения
Как и все прочие элементы окружающего нас мира, земли страдают от деятельности человека.
Они загрязняются промышленными и бытовыми отходами и теряют своё плодородие.
Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу различные твёрдые частицы и газы. Они оседают на полях и отравляют их, делают непригодными для выращивания растений. Не зря учёные запрещают собирать ягоды и особенно грибы в промышленных зонах.
Те же заводы, города, выбрасывают огромное количество твёрдых отходов, которые разлагаются веками и всё это время отравляют землю.
Сельское хозяйство также вносит свой негативный вклад в загрязнение. В нём массово используются различные химикаты, которые дают кратковременный положительный эффект, повышая урожайность или уничтожая вредителей, но при накоплении эти вещества становятся ядом.
Ещё одной причиной загрязнения оказываются выхлопы автомобилей.
Необходимость охраны
Загрязняя землю человек лишает себя возможности пользоваться её плодами с максимальной эффективностью. Земля становится неплодородной, непригодной для использования в сельском хозяйстве. А ведь это наше богатство, национальное достояние.
Восстановление повреждённой почвенной зоны может длиться веками.
Вот почему так важно охранять землю. Для этого в нашей стране делается очень много. Контролируется все промышленные выбросы, рекультивируются мусорные свалки, ограничивается использование пестицидов и прочих химикатов. В перспективе переход на экологически чистые источники энергии, которые не загрязняют окружающую среду и в том числе землю.
Вывод:
Благосостояние страны во многом зависит от плодородия её земель. Это понимали и прежде, но в наше время проблема сохранения плодородия почв стоит на одном из первых мест. Берегите почвы, ведь они наше достояние!
Пример презентации – фоторассказа «Что такое почва»
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
Источник
Макет «Почва – живая Земля».
Участник выставки — конкурса:
Смольникова Марина Федоровна,
МАДОУ д/с №172 города Тюмени.
Авторское пособие
макет «Почва – живая земля» (состав почвы)
(для детей 4-7лет)
Предлагаем вашему вниманию обучающее и развивающее пособие макет «Почва – живая Земля».
ЦЕЛЬ: ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для обитателей растительного и животного мира.
Задачи:
-знакомство с разными видами почв;
-повышение заинтересованности в овладении навыками экспериментальной и продуктивной деятельности;
— формирование предпосылок экологической культуры дошкольников.
Пособие выполнено в виде настольного макета почвенного разреза. За основу взят прозрачный пластиковый контейнер, в котором расположены почвенные горизонты:
1 слой – твердые породы;
2 слой – песок;
3 слой – плодородная почва (расположены дождевые черви, выполненные детьми из пластилина)
4 слой – древесный и травяной опад (кора сосны, веточки сосны, сухие листья дуба).
В почву макета посажено живое комнатное растение Сансевиерия.
На поверхности древесно-тровяного опада размещены мелкие игрушки насекомых (пчела, муравей) и земноводных (ящерицы и змеи) имитируя их реальную жизнь.
Познавательное развитие:
— развивать экологическое мышление в процессе исследовательской и опытнической деятельности детей;
— расширять и уточнять знания детей об окружающем мире.
- Виды почв.
- Из чего образована почва?
- Свойства почвы.
- Сухая и влажная почва.
- Воздух в почве.
- Состав почвы.
- «Образование почвы»
- «Как сохранить почву?»
- «Влажная почва. Ее свойства»
- «Что содержится в почве?»
- «Песок и глина».
НОД «Знакомство со свойствами и составом почвы»
НОД «Свойства песка и глины».
Проект «Огород на подоконнике».
Социально-коммуникативное развитие.
— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
— воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Речевое развитие:
— учить общаться в процессе экологической игры, формировать умение выражать свои мысли;
— расширять словарь: почва (плодородная, каменистая, мягкая, твердая, влажная и др.); подземные и наземные животные (дождевые черви, личинки, кузнечики, пауки, ящерицы и др.).
Художественно-эстетическое развитие
— побуждать развитие фантазии, творческого воображения.
Рисование на тему: «Подземные жители», «Растения и почва», «Насекомые Земли»
Применение данного пособия в дидактических и речевых играх:
Цель: Формировать знания о растениях, которые растут в разных почвах.
«Что у нас под ногами?»
Цель: Формировать у ребёнка познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.
«Составь рассказ по мнемокарте»
Цель: формировать у детей интерес к составлению связного рассказа; расширять словарный запас, развивать связную речь дошкольников.
Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн — голосование за «Приз зрительских симпатий». (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации)
ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ >>>
1,2,3 МЕСТО в выставке — конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)
16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.
Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.
Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.
Источник
Урок+презентация на тему «Почва. Её состав и свойства» (3-класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект Почва.Её состав и свойства..docx
Средняя общеобразовательная школа
имени Махмуд Кашгари
г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан
Урок окружающего мира
«Почва. Её состав и свойства»
учитель начальных классов
школы имени М.Кашгари
Тема: Почва. Её состав и свойства.
Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.
Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.
Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
в группе, находить общее решение.
Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: комбинированный; исследование.
Работа в группах и в парах;
Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.
2.Психологический настрой на урок.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с могу один,
Сможем ты и я!
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». ( Слайд 4, 5, 6 )
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. ( Слайд 7 )
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 8 )
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и цели урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
5. Изучение нового материала.
Значение слова «земля» несколько. ( Слайд 10 )
Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Основные понятия: ( Слайд 11 )
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике. ( Слайд 12 )
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. ( Слайд 14 )
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. ( Слайд 15, 16, 17 )
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( Слайд 18 )
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. ( Слайд 19 )
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. ( Слайд 20 )
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. ( Слайд 21, 22 )
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.
В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. ( Слайд 23, 24 )
6. Обобщение и закрепление знаний .
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. ( Слайд 26 )
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: Раскрасить. ( Слайд 27 )
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. ( Слайд 29 )
Работа с тестом: ( Слайд 30, 31, 32 )
1.Плодородие почвы зависит от количества:
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
Это интересно! Образование почвы. ( Слайд 33 )
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
Давайте прикрепим свои смайлики на доске. ( Слайд 35, 36 )
Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке.
Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
9. Выставление оценок.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.
1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.
2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.
3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.
6. https :// www . google . kz . Состав и строение почвы.
7. https :// www . youtube . com . Путешествие дождевого червячка.
Источник