Как выращивают хлеб: посадка и уход за зерновыми культурами
Хлеб имеет неоценимое значение в жизни каждого человека. Благодаря этому продукту люди выживали, ведя нескончаемые войны, главной целью которых было завоевание плодородных земель. О хлебе сложены песни, поговорки, пословицы. Недаром народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», подчеркивая его первостепенную важность. Как выращивают хлеб? Как осуществляется посадка и уход за зерновыми культурами, читайте в статье.
Кто выращивает зерновые культуры?
В старину этим занимались крестьяне-земледельцы. Сегодня человека, выращивающего хлеб, называют хлеборобом. Но это обобщенное название профессии, которой на самом деле не существует, как и вузов, училищ, где можно ее получить. Чтобы полезный продукт оказался на столе, нужно много потрудиться людям разных профессий.
В этом деле важны все этапы работы слаженной команды сельскохозяйственных тружеников:
- Селекционеров, стараниями которых выводятся новые сорта зерновых культур.
- Агрономов, которые отслеживают состояние земель, а также семян в зимнее время. Люди данной профессии контролируют вспашку земли. По многочисленным расчетам они определяют дату данной процедуры.
- Трактористов, занимающихся вспашкой земель, их боронованием и посевом семян.
- Комбайнеров, без которых не обойтись в уборочную страду. Эти люди на специальных машинах – комбайнах – осуществляют скашивание колосьев, обмолачивание зерна, которое ссыпается в кузов машины и увозится на ток для просушки.
- Шоферов (водителей), доставляющих зерно на ток, а затем на мукомольные заводы.
- Пилотов, работающих в гражданской авиации, которые осуществляют борьбу с вредителями зерновых культур.
Хлеб является богатством страны. Его выращиванием занимаются земледельцы, но самой главной фигурой в этом является земля. Прежде чем зерно превратится в буханку хлеба, трудятся люди многих профессий. В настоящее время хлебороба с сохой и рабочей лошадью давно не существует. Многие процессы по возделыванию хлеба выполняют машины.
Выращивание зерновых культур
К данной категории сельскохозяйственных растений относится овес, ячмень, пшеница, рожь. Как выращивают хлеб? Для того чтобы полезный продукт всегда был на столе, нужно хорошо потрудиться специалистам многих профессий. Возделывание зерновых культур следует осуществлять, придерживаясь следующих мероприятий:
- Нужно провести основную и предпосевную подготовку почвы.
- Внести необходимые удобрения.
- Подготовить семена и посеять их.
- Правильно и регулярно ухаживать за растениями.
- Вовремя убирать урожай, не допуская потерь.
Посевные сроки
В зависимости от времени посева зерновые культуры бывают озимыми и яровыми. Посев первых осуществляется осенью, яровых – весной. Выращивая зерновые культуры, очень важно определить сроки, когда можно заделывать в почву семена. Если это озимые культуры, до наступления зимних холодов на растениях должно сформироваться три-четыре побега. Поэтому сеять семена нужно в первой декаде сентября, иногда для этого выбирают конец августа. Яровые культуры следует сеять, ориентируясь на состояние почвы. Оптимальным сроком является апрель, середина или конец месяца.
Обработка почвы
Как выращивают хлеб? Прежде чем посеять зерновые культуры, нужно вспахать землю. На ее поверхности не должны оставаться растительные остатки после уборки урожая прошлого года. Это очень важное агротехническое мероприятие, в результате которого почва не подвергается эрозии и в ней сохраняется много влаги. Одновременно со вспашкой в почву вносятся удобрения. Если на поле будут выращиваться яровые культуры, весной проводится боронование почвы, если озимые – культивация.
Как посеять семена?
Посадка зерновых культур осуществляется в подготовленную почву. Посадочный материал должен быть не поврежденным и отвечать требованиям стандарта. Чтобы избежать заражения семян, их протравливают. Выращивание озимых культур осуществляется из прошлогодних семян. После посева посадочный материал нужно прикатать, чтобы произошел контакт с землей.
Как правильно ухаживать?
Чтобы получить высокий урожай, за зерновыми культурами нужно регулярно ухаживать. Для этого следует проводить следующие мероприятия:
- Защищать растения от поражения болезнями и повреждения вредителями. Для этого поля с посевами зерновых обрабатываются химическими препаратами.
- Вовремя удалять сорняки, чтобы они не заглушали культурные растения. Для этого используют гербициды.
- Подкармливать злаки составами, содержащими азот.
Способы уборки урожая
Это агротехническое мероприятие для зерновых культур осуществляется двумя способами:
- Прямым комбайнированием. Это самый эффективный способ уборки. Проводится при влажности зерна 14-17 %, а также в том случае, когда 95 % всех растений достигли зрелости.
- Раздельным (двухфазным) способом. Так осуществляется уборка засоренных и созревающих в разное время хлебов.
- Трехфазным методом, при котором злаки скашивают в валки, подбирают их со всего поля и транспортируют в специально оборудованные помещения для дальнейшего обмолота. Но этот способ используется редко из-за отсутствия машин.
Как раньше выращивали хлеб?
Еще в период каменного века люди заметили, что некоторые растения имеют сытные зерна, которые к тому же можно долго хранить. Ими были злаки в дикой форме: пшеница, рожь, ячмень. Первобытные племена поселялись рядом с такими полями. Со временем люди изобрели инструменты для обработки земли, уборки зерна и его переработки на муку.
Как в старину выращивали хлеб? Сначала подготавливали землю. Эта работа была очень тяжелой. Большая часть территории Древней Руси была покрыта могучими, непроходимыми лесами. Крестьяне сначала выкорчевывали деревья, очищали землю от мощных корней. В слежавшуюся почву не поступал воздух, необходимый для жизни растений. Оживить землю можно было только вспашкой. Крестьяне выполняли эту работу сохой или косулей, которые изготавливали сами.
Плуг появился значительно позже. Он предназначался для подрезания пластов земли и ее переворачивания. После вспашки почву боронили при помощи бороны, которая представляла собой бревно с длинными сучьями. Все комья разбивались, камни крупных размеров удалялись. Земля была готова для использования.
Посев зерна в старину
Началом года на Руси считали весну. От посевных работ зависело, будет грядущий год сытным или голодным. Семена хранили очень бережно, чтобы раньше положенного времени они не прорастали. Больше одного года зерно для посадки не хранили, иначе ему не хватит сил прорасти.
Время посева крестьяне определяли по народным приметам, наблюдая за явлениями природы. Например, если в период разлива рек уровень первой воды был велик, яровые зерновые нужно было сеять рано, если нет – поздно.
День посева считался самым ответственным и торжественным в году. Как выращивают хлеб? Определялся человек, которым первым выходил в поле. Он был босым, надевал праздничную рубашку красного или белого цвета, на груди висела коробочка с семенами. Он разбрасывал их равномерно, читая молитву. Сеяли в основном рожь, так как она была устойчивей к переменам погоды и холодам.
Посевом зерновых культур крестьяне занимались и осенью. Такие злаки называли озимыми и сеяли перед наступлением холодов. До зимы растения успевали прорасти. Если долгое время стояла теплая погода, на озимое поле выпускали скот, который съедал ростки, а растения быстрей укоренялись. В дальнейшем крестьяне полагались на выпадение большого количества снега, который являлся укрытием для посевов. Можно посмотреть, как выращивали хлеб, на картинках ниже. В иллюстрациях к стихотворению Михаила Стельмаха «Жнива» представлен сбор урожая.
Жатва
Очень ответственной порой считалась уборка хлеба. Важно было сделать это вовремя, и чтобы погода была хорошей. Дату жатвы крестьяне определяли, исходя из своих наблюдений. Зерно на зрелость определяли зубами: если оно хрустит, значит поспело.
Уборка зерна требовала больших трудозатрат, поэтому это делали всей семьей. В поле выходили не только взрослые. Как выращивают хлеб, для детей не было секретом. Они с раннего детства были приучены к труду. Если семья не справлялась с работой, звали соседей на помощь. Убирать зерно было нелегко, но эта работа приносила радость людям: процесс сопровождался игривыми песнями. Все работы выполнялись вручную с помощью серпов и кос.
Современным детям, особенно тем, чьи родители не занимаются сельскохозяйственным трудом, помогут узнать, как выращивают хлеб, рассказы. Их написано очень много. Например, «Три калача и одна баранка». Это произведение написал Лев Николаевич Толстой.
Как обмолачивали зерно?
Жатва заканчивалась к середине августа. Колосья, связанные в снопы, увозили с поля для просушки. Для этого использовали:
- Овин – представлял собой хозяйственную постройку, в которой помещалось до 500 снопов. Сооружение состояло из ямы с печью без трубы и верхним ярусом для складирования снопов.
- Ригу – постройку, большую по размерам, чем овин. Она была оснащена печью. В ней можно сушить одновременно пять тысяч снопов.
После того как зерно просушили, снопы везли на гумно (участок на земле, огороженный забором). Здесь его хранили, обмолачивали. Это была самая тяжелая работа. По снопам ударяли молотилом, пока в колосьях не останется ни одного зернышка. Обмолотом не всегда занимались сразу. Эту работу можно было выполнять осенью и даже с наступлением зимнего периода. Обмолоченное зерно нужно было провеять. Для этого человек стоял на ветру и ворошил его лопатой. Затем зерно везли на мельницу для перемалывания на муку, из которой хозяйки пекли хлеб, который на Руси всегда считался сокровищем всего народа. Вот почему в нашей стране к хлебу относятся с уважением и почитанием.
Источник
Какие машины помогают выращивать и собирать урожай?
Детям о хлебе: материалы для занятий с детьми, познавательные видео, рассказы, развивающие задания.
В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.
Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.
Давайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.
В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:
- рассказ в картинках «Как выращивают хлеб»,
- два коротких занимательных познавательных видеофильма для малышей,
- упражнения для развития речи,
- сказки и рассказы, стихи и загадки о хлебе.
Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»
Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.
Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.
Часть 1. Загадки о хлебе
Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.
1.1. Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше
«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»
Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы.
- Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб?
- После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
- Если ребенок согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!
1.2. Загадка о хлебе для детей 6-7 лет и старше
Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.
«Чудо. Лев Квитко.
Зернышко-крошку всю зиму хранил,
В рыхлую землю весной посадил.
Чудо случилось, наверное, с ним.
Зернышко стало живым и большим.
Зернышко-крошка лежало в земле,
Лежало, согрелось, разбухло в тепле.
Сначала разбухло, потом проросло.
Тонким росточком на грядке взошло.
Чубик завил этот слабый росток,
Выкинул перышки нежный листок.
Ну, разве не чудо, что чубик такой
Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!
Он землю буравил, он лез напролом,
Он к свету и солнцу пробился с трудом.
А над землею – опять чудеса:
Что-то растет не по дням – по часам.
Зернышка нет и в помине давно.
Не угадаешь, чем стало оно? «
Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?
Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях
Спросите ребенка: откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.
2.1. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.
Видео для детей «Как растет пшеница?»
Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:
- где растет пшеница?
- сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
- как называются люди, которые выращивают хлеб,
- как люди убирают урожай хлеба,
- как раньше люди выращивали хлеб.
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
- что его больше всего заинтересовало в фильме,
- чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
- что его удивило в этом фильме,
- что новое он узнал.
- Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма.
Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.
Литовская сказка. Как волк вздумал хлеб печь
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.
2.2. Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?
Детям о тракторе
Особенно интересен этот материал для мальчиков!
Расскажите ребенку, что раньше машин не было и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.
Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).
Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.
Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.
Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).
У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.
Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.
Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья!
Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.
Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы. Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!
Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.
Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.
Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».
Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей
Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».
Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:
- что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
- как устроен комбайн и как он работает?
- какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?
Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.
Кто всегда в заботе?
Тракторист в заботе.
Поле он лелеет,
пашет он и сеет.
Кто всегда в заботе?
Кто всегда в заботе?
Грузовик в заботе.
Возит удобренья,
Чтоб росли растения.
Кто всегда в заботе?
Дождичек в заботе.
В поле он прольется,
Колосок напьется.
Кто всегда в заботе?
Комбайнер в заботе.
Рожь он убирает,
Отдыха не знает.
Кто всегда в заботе?
Хлебопек в заботе.
Мастер он искусный,
Хлеб печет он вкусный.
Кто забот не знает?
Рейн и Майн не знает?
Хлебушка поели
И повеселели:
«Спасибо!» Хельо Мянд.
Часть 3. Бережем хлеб
Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:
- Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
- Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
- Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение
Попросите ребенка (в возрасте 5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.
Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»
- Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
- Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
- Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
- Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: « Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!
Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:
- Некоторым детям потребуется не просто нарисовать мост, а придумать целую историю о том, зачем нам надо через него перебраться и выполнить это задание. Например, мы в игре идем кого-то спасать или искать волшебное письмо или в гости к другу или отправились на поле смотреть, как растет хлеб.
- Можно построрить мост из 5 кирпичиков по 1 пословице. А можно нарисовать длинный мост из 15 кирпичиков (и использовать 3 пословицы). Второй вариант хорошо подходит для группы детей.
Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:
— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).
— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
— Хлеб – батюшка, вода – матушка.
— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
— Хлеб да соль, и обед пошел.
— Будет хлеб — будет и песня.
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.+
Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:
1. Интереснейшую статью в картинках «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:
- кто печет булочки? чем отличаются профессии повара и кондитера?
- какие бывают булочки и пироги?
- как работает кондитерский цех?
Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!
2. Осенние традиции на Руси — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только. Осень — златопряха.
Все картинки статьи доступные для распечатки и другие картинки для занятий с детьми по теме «Хлеб», а также пошаговое описание речевых игр по этой теме Вы можете скачать бесплатно здесь — .
Еще материалы по ознакомлению детей с профессиями Вы найдете в статье «Детям о профессии пожарного: познавательные рассказы в картинках, игры, развивающие задания».
А как Вы знакомите детей с тем, откуда хлеб пришел? Удается ли воспитать у современных детей бережное отношение к хлебу и другим результатам труда человека? Что Вашим детям интересно узнать об окружающем мире? Какие есть у Вас предложения — о чем еще интересно будет почитать в рубрике сайта «Мир вокруг нас». Предлагаю обсудить в комментариях после статьи. Буду рада всем предложениям!
До новых встреч на «Родной тропинке»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Фермер. Детям о профессиях
Для того чтобы мы могли двигаться, учиться, работать, играть, мы должны есть. Ведь именно с едой мы получаем большое количество витаминов и других полезных веществ. А откуда берутся продукты, из которых готовится еда? (С полей и ферм). Для ребенка может стать открытием, что появлению обычного хлеба предшествует длительный и трудоемкий процесс: сначала вспахали поле, посадили в него зерна, потом на поле выросли колоски, их убрали, сделали из них муку, а уж потом из нее испекли хлеб.
Фермер — владелец сельскохозяйственного предприятия (фермы). С древнейших времен люди начали выращивать растения для питания и приручать животных для получения молока, яиц, мяса, шкур, шерсти. Со временем они научились выводить новые сорта растений и породы домашних животных, которые были намного лучше диких. Сейчас работу фермера облегчают машины: трактора, комбайны. На многих фермах автоматы кормят и поят животных. Но и сейчас на ферме много физического труда: нужно обрабатывать землю, сажать растения и собирать урожай, ухаживать за домашними животными. Фермер должен не только собрать и сохранить, но и продать результаты своей работы: урожай или продукты животноводства.
Обсудите с детьми, какими качествами должен обладать фермер. Фермеру нужно много знать о растениях, домашних животных и птицах, чтобы правильно ухаживать за ними. Он должен разбираться в сельскохозяйственной технике; уметь хранить и перерабатывать полученную продукцию; лечить животных. Фермером может быть только любящий природу человек, умелый, терпеливый и очень ответственный.
Вопросы для закрепления.
Что такое ферма? В чем заключается работа фермера? Какими качествами должен обладать фермер? Какие машины помогают ему в работе?
Слова для обогащения детского лексикона: ферма, фермер, сельское хозяйство, трактор, комбайн, урожай, продукт, сорт, порода, вырастить, собрать, сохранить, переработать.
См. также:
Раскраска — Овощи, фрукты, ягоды
Игра-занятие для детей 3-5 лет. Овощи на грядке
Раскраска «Животные и их детеныши»
Россия. Удивительные животные
(ОКВЭД 2) 01.11.11 Выращивание пшеницы
Пшеница является важнейшей агрокультурой многих стран, в том числе и России. Из неё не только выпекают самый востребованный из хлебов, но и изготавливают макаронные и кондитерские изделия. Однако на сегодняшний день сельское хозяйство в стране нельзя назвать высокоразвитой отраслью. К капризным природным условиям можно добавить политику государства, которое не сильно рвётся развивать аграрный сектор экономики. Все эти внешние угрозы останавливают многих предпринимателей, которые может и хотели бы заниматься сельским хозяйством.
Но там, где трудности, всегда ниже уровень конкуренции. Да и сельское хозяйство, рассматриваемое как производство пищи, должно удовлетворять потребности огромного количества людей, поэтому игроков на таком рынке может быть очень много. При этом редко фермеры ведут конкурентную борьбу, предпочитая ей даже слаженную работу. Заработать на выращивании пшеницы можно, особенно если есть опыт работы и/или знания о сельском хозяйстве, городскому же человеку придётся изучить немало литературы, чтобы только в теории знать, как лучше сеять, проращивать и убирать пшеницу. Если предприниматель раньше не сталкивался с сельским хозяйством, то без помощи опытного агронома он с огромной долей вероятности не получит даже окупающий расходы урожай.
Пшеница – очень привередливая культура (как, впрочем, и все остальные, возделываемые человеком), и любая даже малейшая ошибка может стоить очень дорого. Как отмечают многие фермеры, пшеницу возделывать очень трудно и порою невыгодно, поэтому нужно несколько раз убедиться в том, что пшеница вырастет, а потом и будет продана, иначе такое начинание может стать лишь потерей времени, сил и денег. Но и даже в случае, когда всё рассчитано и прогноз благоприятный, остаются риски, связанные с природными условиями. Но из положительных моментов стоит отметить то, что в свете последних событий государство вяло начинает что-то изменять в аграрном секторе и даже, кажется, в нужную сторону.
Как открыть бизнес по выращиванию зерновых культур с нуля
Чтобы начать свой бизнес, нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Регистрировать ИП или форму юридического лица, конечно, можно, но для занятий сельским хозяйством лучше оформить КФХ – крестьянско-фермерское хозяйство. Обойтись ЛПХ – личным подсобных хозяйством – не получится, так как объёмы выращивания и сбора зерновой культуры намного превышают объёме, которые могут быть на приусадебном участке. На регистрацию уйдёт порядка 20 тысяч рублей с учётом сбора всех бумаг и получение разрешений во всех инстанциях. Но ещё до этапа регистрации лучше найти землю, на которой планируется работа. С нею не будет проблем на юге России, но и в средней полосе можно найти поля, пригодные для выращивания пшеницы.
Пшеницей засевают огромные пространства, иначе выгоды не будет никакой, и для этого нужно не меньше 100 гектаров земли. Некоторые фермеры берут в аренду тысячи гектаров, ведь чем больше обрабатывается земли, тем больше рентабельность всего начинания, не говоря уже об абсолютных показателях прибыли. Чтобы получить достаточное количество муки, нужно вырастить очень много пшеницы, поэтому и закупают зерно десятками тонн. И в этом случае фермер, который предлагает совсем немного своей продукции, не интересен крупным покупателям, и сможет реализовывать товар только на колхозном рынке, а выручка на нём не может быть очень большой.
Выкупать землю, пожалуй, не стоит, лучше взять её в аренду на несколько лет, поначалу – только на год. Стоимость аренды гектара земли составляет до трёх с половиной тысяч рублей в год, но это именно в случае чернозёма, другие типы почв сдаются за гораздо меньшие деньги. Если же брать в расчёт чернозёмные районы, то на год придётся выделить 350 тысяч рублей, и можно считать удачей, если удастся договориться с арендодателем о ежемесячной оплате, часто деньги требуются на год вперёд.
Возможно, есть смысл арендовать меньшую площадь под посев, но это высчитывается отдельно каждым предпринимателем в своём регионе, но так как пшеница необходима всегда, продать её гипотетически можно даже в случае самых больших партий. Поэтому не в преимущественно аграрных регионах страны большое количество пшеницы на продажу может быть обеспечено ещё более значительными объёмами покупок, но и выращивать её не на чернозёме чуть трудней. Таким образом, примерно от 200 тысяч понадобится для годовой аренды 100 гектаров земли в средней полосе России до 350 тысяч на юге.
Характеристика сортов пшеницы под посев
Когда земля найдена, нужно определиться, какую именно пшеницу придётся выращивать. Существует множество сортов этого злака, и подбирать нужно самый востребованный и урожайный, который произрастает именно на нужной почве и устойчив к конкретным климатическим условиям. Пшеница обладает самым большим количеством сортов (именно с аграрной точки деятельности) по сравнению со всеми остальными злаковыми культурами, но тут нужно определиться в первую очередь, какая именно пшеница будет выращиваться – фуражная или продовольственная. Некоторые засевают поля разными видами этого злака, чтоб охватить большее количество потребителей в итоге. По данным статистики гораздо больше потребляется именно кормовой пшеницы. Но всё же в первую очередь нужно учитывать, какая форма посева предпочтительней.
Пшеницу можно назвать хорошей культурой именно потому, что она может быть и яровой, и озимой. Поэтому в зависимости от региона, его климата и особенностей ведения сельского хозяйства выбираются сорта, которые высеиваются либо весной, либо поздним летом или осенью. Иногда находит применение практика высевания озимой пшеницы, которая убирается по весне, после чего на этом же поле засеивают яровую. Это позволяет экономить площади и получить урожай два раза в год. Но тогда можно не успеть засеять поле вновь озимой культурой, да и в таком случае повышается риск болезней растений.
Грамотное ведение сельского хозяйства вообще не предполагает засаживание одной земли одной и той же культурой несколько раз подряд, обычно после сбора урожая на земле начинают выращивать другую культуру, чтобы в следующем году вновь сменить её первоначальной или даже вообще третьей. Это всё называется севооборотом, и учитывает аллелопатию растений, то есть их взаимное влияние друг на друга. При этом не стоит рассчитывать на засевание земли тритикале или рожью после пшеницы, близкородственные растения, и злаки вообще, не должны сменять друг друга в год.
Таким образом, начинающий предприниматель должен выбрать несколько культур, которыми он будет заниматься, учитывая их взаимное влияние на почву и прорастание последователя, и либо разделить свой участок на несколько частей, чтобы получать одну культуру ежегодно (но с разной территории), либо занимать в разные года разными растениями. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно изучить немало литературы, а ещё лучше найти человека, который в этом прекрасно разбирается.
Для того, чтобы вырастить пшеницу, нужно немалое количество семян на посев. Так, минимумом можно назвать 100 килограммов семян на один гектар, а иногда этот показатель в несколько раз выше. Всё зависит от того, насколько богатая почва, какие растения произрастали на ней до этого и от общих климатических условий. Если взять среднюю норму посева в 150 килограммов на один гектар, то на 100 гектаров потребуется 15 тонн семян. Цена одной тонны семян пшеницы составляет в среднем 6 тысяч рублей, но может быть выше или ниже в зависимости от сорта.
Таким образом, семенной фонд обойдётся в 90 тысяч рублей, но это весьма усреднённая цифра по вышеназванным причинам. Семена закупаются поначалу у специализирующейся на этом фирмы, в дальнейшем этих трат не будет, так как будет использоваться материал, выращенный самостоятельно. Сильно отличаются и нормы и условия посева в зависимости также от множества условий, и нужно быть готовым к тому, что придётся учиться на собственных ошибках, подбирая самые оптимальные способы культивирования.
Какая техника нужна для выращивания пшеницы
Из мощностей фермеру понадобятся специализированная техника и амбар для хранения пшеницы. Амбар может быть установлен на участке возле дома или непосредственно на самом поле, но вот технику лучше хранить на видном месте. Машины разделяются на те, которые помогают ухаживать за злаком и на те, которые предназначены для уборки. Но большинство фермеров нанимают комбайн на время сбора урожая, так как машина это дорогостоящая, и покупать её только для использования в лучшем случае несколько раз в год достаточно невыгодно. Поэтому остаётся приобрести следующую технику:
Всю эту технику можно либо приобрести новой, либо купить уже бывшую в употреблении, либо взять кредит на неё или оформить лизинг. Некоторые фермеры арендуют и эти машины, а не только уборочную технику. Всё зависит от суммы располагаемых средств, и иногда приходится обходиться арендой подержанной техники. Лучше, конечно, купить новую и делать амортизационные отчисления, и особенно хорошо можно сэкономить, если получить заёмные средства на оборудование.
Если планируются более значительные площади выращивания пшеницы, то стоит задуматься о покупке некоторой техники в нескольких экземплярах, так как иначе будет вероятность того, что не удастся вовремя собрать урожай. Современное оборудование снизило до минимума необходимость ручного физического труда, но если всё необходимость в нём появится, то можно найти работников в ближайшем населённом пункте, где всегда имеются рабочие руки для выполнения периодических работ.
Со всеми остальными задачами может справиться сам предприниматель с помощью своей семьи, но вот что точно необходимо, если бизнесмен неопытен в ведении сельского хозяйства, так это постоянные консультации опытного агронома. Только такой человек может точно сказать как, что и когда лучше сеять и собирать. Не обязательно нанимать его как постоянного работника, но вот найти его в ближайшем коллективном хозяйстве или даже как фермера, который самостоятельно занимается выращивание культур, всё-таки очень неплохо. Консультация специалиста, которая происходит постоянно и на всех этапах ведения хозяйства, может помочь вырастить действительно хороший урожай.
Подкормки и удобрения для выращивания пшеницы
Нельзя забывать о подкормках и удобрениях пшеницы, а также о борьбе с вредителями. Особенно уязвима пшеница к сорным растениям, так как имеет слабую корневую систему. Значительно снизить количество вредных растений и животных можно постоянными заказами на борьбу с ними, но в случае, если предшественник был выбран правильно, то болезнетворные микроорганизмы и сорняки появятся в незначительном количестве.
Из удобрений тоже лучше выбирать органические или даже биологического происхождения. Здесь достаточно трудно назвать примерную стоимость таких работ, потому что слишком много факторов должно быть учтено. Но для 100 гектаров земли нужно располагать минимум 50 тысячами рублей, и даже за эти деньги вряд ли получится внести большое количество удобрений и провести несколько заказов на обработку пестицидами. Такой суммы хватит при всех возможных благоприятных условиях.
Пшеница является однолетним растением, то есть вырастает меньше, чем за один год. Озимая пшеница (а именно её высаживают практически везде, кроме чернозёма) высаживается в середине августа в северных районах или в начале октября на юге. Созревает она весной, незадолго до посева яровых культур, переживая таким образом значительное понижение температуры. Прихотливость этого злака может стать причиной неурожая в случае сильных заморозков при отсутствии шапки снега, под которой оптимально зимовать этим растениям. Непредсказуемая в последние десятилетия погода в России значительно усложняет процесс ведения сельского хозяйства. Яровая культура может на этом фоне казаться как меньше подверженная климатическим условиям, но в таком случае нельзя исключать вероятность засухи (с которой чуть легче, впрочем, бороться). Злаки любят мягкий климат, и резкие перепады температуры, лютая зима и жаркое лето только пагубно сказываются на урожае. В случае же успеха можно рассчитывать на хороший сбор пшеницы.
Рентабельность бизнеса по выращиванию пшеницы
Как показывает мировая практика, относительный показатель урожайности в этой стране в среднем в два раза ниже, чем в среднем по Европе. Так, в европейских странах собирают 5.5 тонн с гектара, в России же рекордом стал сбор 2,4 тонн с одного гектара. Но это средние показатели по стране, в некоторых регионах он лучше, в других, соответственно, хуже, и если принять даже этот благоприятный исход, то получается 240 тонн со ста гектаров земли.
Цена на пшеницу выше в зимние месяцы, особенно в январе (это даёт преимущество в выращивании именно яровых злаков), ниже всего в конце лета. Совершенно разной будет цена, если продавать зерно килограммами на рынке или продавать именно убранный материал соответствующим компаниям, специализирующимся на помоле зерна или перепродажах. На хозяйстве пшеницу покупают примерно за 7 тысяч за одну тонну, в сельскохозяйственных регионах эта цена чуть ниже, а вот в средней полосе и северных регионах может доходит до 8 тысяч рублей за тонну.
Таким образом, 240 тонн можно продать за 1 миллион 680 тысяч рублей, которые могут за первый год вернуть только средства на покупку техники, а всё остальное уйдёт на аренду площадей и прочие постоянные издержки. В последующих годах уже не придётся закупать технику, и можно будет получать прибыль, если же техника была куплена с рук, то уже после первого года работы может остаться прибыль с продажи. Соответственно, можно говорить о повышении рентабельности с каждым новым гектаром земли, взятым в аренду, но это и дополнительные траты в год на каждый гектар. То есть рентабельность можно посчитать точно только в каждом конкретно случае, её положительная динамика совпадает с площадью засеиваемой территории. Поэтому крупные хозяйства и выращивают пшеницу порою квадратными километрами, ведь ценны в ней непосредственно для человека в первую очередь именно зёрна, которые составляют небольшой процент масса от растения.
Подводя итог, можно сказать, что окупаемость такого сельскохозяйственного бизнеса только при самом благоприятном раскладе составит сезон – от посева до продажи после уборки. Заниматься одной только пшеницей не стоит, нужно знать аллелопатию нескольких растений и чередовать их из года в год или менять их расположение на территории. Самые минимальные затраты в случае аренды 100 гектаров составят около полумиллиона рублей, но только в регионах с дешёвой землёй и при условиях покупки очень недорогой техники. Но при таких исходных данных и урожай будет не слишком большим. Лучше наладить выращивание пшеницы таким образом, чтобы оставалась значительная часть урожая на зиму, когда его наиболее выгодно продать. И, конечно, столь важный и необходимый труд фермера хоть и очень тяжёлый, но представляет собой именно то, что кормит людей и в городах, и в сельской местности.
Расчитайте прибыль, окупаемость, рентабельность любого бизнеса за 10 секунд.
Введите начальные вложения
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Все материалы по тегу: агробизнес
20 видов бизнеса для пенсионеров
Людям пожилого возраста следует обратить внимание на самые спокойные виды бизнеса, которые либо не требуют сложных процессов, либо дешевы в открытии, либо дают возможность зарабатывать на хобби.
Бизнес-план по выращиванию томатов черри в закрытом грунте
Бизнес-план по выращиванию томатов черри в закрытом грунте в городе Ростове-на-Дону. Стартовые вложения – 1 600 000 руб. Чистая прибыль в первый год работы – 1 038 892 руб….
Обзор рынка гороха в России
Рынок гороха в России демонстрирует рост. Так как внутренние потребности обеспечены на 99%, наибольшими темпами растет экспорт (+124,6% по сравнению с 2014 г.).
Обзор рынка томатов в России
Рынок томатов в России: сборы увеличиваются, импорт сокращается, турецкие тепличные помидоры заменить пока никто не может.
Обзор рынка зерновой кукурузы в России
Российский рынок кукурузы в последние годы демонстрирует рост по всем показателям. В 2016 году был собран рекордный урожай кукурузы, рекорды бьет экспорт, увеличивается внутреннее потребление.
Обзор рынка тритикале в России
Производство тритикале в России с 2009 по 2016 гг. возросло на 22,8%. Крупнейшим регионом-производителем данной культуры является Белгородская область, имеющая долю 16,9%.
Искусство мерчендайзинга: как красиво продавать овощи и фрукты
На что только не идут продавцы овощей и фруктов, чтобы выделиться на фоне многочисленных конкурентов! И у них есть чему поучиться: только посмотрите, какие чудеса мерчендайзинга они вытворяют.
Источник