с русским языком! Укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.
1. Параллельно с заделкой семян нужно завершить к 20 июля и окучивание картофеля. 2. Завершает вторую очистку льносемени на складе четвертой бри-гады Ф. С. Широков; ему также супруга Екатерина Ивановна. 3. Об-ластной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением Т. Михайлова. 4. Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять уро-жайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 5. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков. 6. Среди сподвижников Николая Артемьева его друзья – токарь Васельчук, наладчик Никитин, уже много лет работающие в бригаде. 7. В. А. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником (из характеристики). 8. К сведению подписчиков и получателей газет и журналов! Сообщайте нам о каждом случае недоставки подписных изданий в установленные сроки и время.
мне кажется, что сегодня пойдёт дождь и мы вряд ли посетим наше тайное местечко, спрятанное в глубине сада. ты приехал на каникулы, а мы ещё толком и не повеселились от души! к сожалению, лето быстро заканчивается.только начнёшь забывать школу, учебники, отметки, как уже приходит август, потом сентябрь, и на этом наши приключения заканчиваются. но всё-таки, мы так здорово отдыхаем! я по утрам кричу тебе: «колька! просыпайся! а то всё проспишь! » а ты мне в ответ: » спать хочется, позже заходи, когда мамка коров подоит». но ты же знаешь, что от меня так просто не отделаться.я тихо подбираюсь к твоему запылённому окошку и как заору: «! » тут уж ты не улежишь, вскакиваешь и кидаешь в меня тряпкой, а потом, укутавшись в одеяло, мчишься вдогонку за мной.нам так весело вместе, что мы забываем обо всём, даже об обеде, хотя чувствуем голодное урчание в желудке, но нам не до еды, впереди столько интересного и удивительного, что нам просто некогда тратить время на вечеру, уставшие и раскрасневшиеся, мы возвращаемся домой и падаем от усталости на кровать,а мамка ворчит и сердится на нас. она после вечерней дойки, тоже оставшаяся без сил, всё же готовит нам покушать. мы -счастливы и довольны прошедшим днём рады встретить день грядущий, который впрочем, уже не за говорю солнцу: «пока! до завтра! » и мигом засыпаю, хотя колька ещё долго не спит, всё песни какие-то смешные поёт и мне тем самым мешает заснуть. а ночью, когда всё вокруг уже уляглось и утихомирилось, мы бывает переговариваемся с колькой, так, не о чём, то про смысл нашего существования, то про что-то необычное и загадочное, что так нас взволновало мы с ним-настоящие друзья и дружим с детства, когда мы только появившиеся на свет, сразу стали хором орать в одном роддоме с ним и с тех пор, мы неразлей-вода. мы вместе собираемся поступить в институт, вместе учиться там, потом работать и жениться, и мы мечтаем, чтобы наши семьи тоже дружили, и дети наши тоже, как мы.
я получил расписку в получении пяти тысяч восьмисот тридцати рублей.перед семью стами пятидесятью курсантами училища выступил командующий округом.
Источник
Контрольная работа по «Русскому языку»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:46, контрольная работа
Описание работы
12. Поставьте числительные в нужную форму.
Число участников колеблется между четырехсот пятидесяти семи и пятисот.
На протяжении девятисот двадцати шести метров высота гор составляет от одиннадцати до двадцати одного метра.
Наполеоновская армия насчитывала около ста тридцати четырех тысяч солдат и офицеров при пятисот восьмидесяти семи орудиях.
Файлы: 1 файл
Русский язык.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУБЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. И. ПОЛЗУНОВА»
По дисциплине: «Русский язык»
Рубцовск, 2013 г.
- Указать случаи нарушения традиционной лексической сочетаемости.
- Автор книги, автор проекта, автор станка, автор недоразумения.
- Габариты станка, габариты издания, габариты дороги, габариты роста.
- Повысить успеваемость, повысить знания, повысить успехи, повысить требования.
Случаи нарушения выделены подчеркиванием.
- Составить предложения со словами:
Центральный выборный комитет не сформирован.
Выборочный момент в математической статистике — это оценка теоретических моментов распределения на основе выборки.
Главный Кавказский (Водораздельный) хребет — непрерывная горная цепь, простирающаяся с северо-запада на юго-восток.
На нашем сайте Вы можете скачать новый жилищный кодекс.
Жилой комплекс располагается в тихом и уютном районе.
Жизненный цикл — закономерная смена всех поколений.
Вопросы обсуждаются самые житейские, интересующие горожан, затрагивающие их интересы.
Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор.
Нормированный рабочий день — рабочий день, продолжительность которого устанавливается в заранее определенном количестве часов рабочего времени
Рыбинский драматический театр закрыт на реконструкцию.
Уругвай-Гана — самый драматичный матч.
- Определить стилистическую окраску слов. С подчеркнутыми словами составить предложения:
афишировать, библиотека, бытие, ворчун, дееспособный, дезинформировать, дилемма, дрыхнуть, катаклизм, явление, вышеуказанный, данный.
Литературные: афишировать, библиотека, ворчун, дееспособный, дезинформировать, дилемма, катаклизм, явление, вышеуказанный, данный.
Стараюсь не афишировать, что я внучка Станиславского.
В гносеологии бытие и мышление часто противопоставляются как антиподы.
Отдельные лица желают дезинформировать людей и власть
Указанный катаклизм спровоцирует несколько техногенных катастроф химического и ядерного характера.
- Исправить речевые ошибки, объяснить:
А) Мастера урожаев обменялись думами о том, как повысить урожайность полей. — Агрономы обменялись мнениями о том, как поднять урожайность с полей.
Б) Нужны весомые аргументы, чтобы изменить традиционную технику литья. — Необходимы весомые аргументы, чтобы изменить традиционную технику литья.
В типологии качеств хорошей речи есть одно, которое занимает особое место по своей значимости, — это уместность. Термин в известной степени условен, но содержание, его весьма, конкретно и в плане экстралингвистическом, и в плане языковом.
Уместность — такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного выступления.
В) Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. — Результаты следствия ясны всем. Осталось вынести приговор.
Приговор нельзя резюмировать исходя из определения понятия «резюме».
Д) Здесь нам помог точный хронометраж времени. — Здесь нам помог точный хронометраж.
Хронометраж — метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий.
Е) Участникам делегации вручили памятные сувениры. — Участникам делегации вручили памятные подарки.
Сувени́р (фр. souvenir — воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее.
- Вставить пропущенные буквы, объяснить.
Кукольник дергал своих марионеток за нитки.
Ранней весной нужно уничтожать личинки вредных насекомых.
Обнаружили новые микробы.
- Определить род существительных :
Алиби – средний род.
Кенгуру – мужской род.
Кофе – мужской род.
Пони — мужской род.
Кафе – средний род
Токио – мужской род.
Эсперанто – средний род.
Виски — общий род (может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и среднего рода).
Кольраби – женский род.
- Дать вариант существительного в именительном падеже множественного числа.
Инспектор – инспекторы, инспектора.
Эти варианты как равноправные зафиксированы в «Русском орфографическом словаре РАН», «Словаре трудностей произношения и ударения» К. С. Горбачевича, а также в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1997), в «Кратком словаре трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение» Н. А. Еськовой (М., 2000), в «Орфоэпическом словаре русского языка» (М., 2000) .
Шофер – шоферы, шофера (разговорный).
Слесарь – слесари, слесаря.
Ордер – ордера, ордеры (архитектурн. Классические греческие ордеры.)
8 Поставить существительные в родительный падеж множественного числа.
Гусары – гусар, гусаров.
Микроны – микронов, микрон.
Граммы – граммов, грамм.
Грабли – грабель, граблей.
9 Выписать возможные сочетания:
Возможные сочетания подчеркнуты.
10. Найти смещение логического ударения.
Вопрос о контроле возникает в тех случаях, когда такие устройства не работают или неправильно работают.
«Город завален мусором. Раньше собаки и коты рылись в мусорных ящиках в поисках съедобного, теперь – бомжи и безработные».
В опытной группе детям читали стихи, а в контрольной – нет.
Брату я подарил альбом марок, а книгу сестре.
Смещение логического ударения выделено подчеркиванием.
11 Продолжить предложение выбранным вариантом.
1) В художественной галерее появилась картина. Об этой картине говорили все.
2) На берегу высится здание санатория. В этом санатории отдыхают и лечатся рабочие- горняки.
12. Поставьте числительные в нужную форму.
Число участников колеблется между четырехсот пятидесяти семи и пятисот.
На протяжении девятисот двадцати шести метров высота гор составляет от одиннадцати до двадцати одного метра.
Наполеоновская армия насчитывала около ста тридцати четырех тысяч солдат и офицеров при пятисот восьмидесяти семи орудиях.
Из четырех тысяч восьмисот трех лондонских автобусов четыре тысячи сто двадцать – двухэтажные.
В тысяча девятьсот семнадцатом году русская армия нуждалась в пополнении тремя тысячами трехсот семидесяти пяти аппаратами, в том числе восьмисот пятидесяти восемью самолетами.
Расстояние между его четырехсот шестидесяти шестью станциями не превышает ста пятидесяти км.
Более чем в трехсот пятидесяти пяти залах храниться три тысячи семьсот пятьдесят произведений.
Приблизительно на восьмисот сорока пяти языках и диалектах говорят в Индии.
13 Объясните ошибки в употреблении имен собственных, исправьте предложения.
На встрече нас познакомили со студентом Сашей Кохом.
Репертуар Михаила Рыба обширен.
Защита сборной, возглавляемая Зеленовым и Соломка, обеспечила неприкосновенность наших ворот.
Зрителям нравиться лирический стиль сестры и брата Кауфман.
В концертах часто выступали Давид и Игорь Ойстрахи.
Оперетта И. Штрауса «Цыганский барон» будет показана в октябре.
Роман Шарля де Костера переведен на многие языки.
Выступление Ромена Роллана против войны имело широкий резонанс.
Источник
Русский язык и культура речи (стр. 8 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
Забронировать номер в отеле – забронировать дверь; занятой человек – занятый дом; засоленные овощи – засоленная почва; заточенный карандаш – заточенный узник; наголо остричь – наголо держать шашки; переходной балл – переходной мост – переходный возраст; погруженный на платформу – погруженный в воду; развитой ребенок – развитые волосы – развитая нами деятельность; сложенный из кубиков – крепко сложенный атлет; характерный человек – характерный поступок; языковая колбаса – языковое оформление мысли.
Задание № 7. Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной (по: Резниченко словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М., 2004)
е [‘э]: атлет, афера, блеф, бытие, всплеск (но: всплёскивать), гололедица, гренадер, дебелый, женоненавистник, житие, забредший, зев, иноплеменный, местоименный, недоуменный, опека (подопечный), оседлый, отцветший, пекло, преемник, приведший, пригрезиться, современный, хребет.
ё [‘о]: амёба, безнадёжный, блёклый и блеклый, белёсый и белесый, всплёскивать, гололёд, гравёр, жёлоб, жёлчный и желчный, жёрдочка, жёрнов, клёст, короткошёрстный, трёхведёрный и трёхвёдерный, издёвка, манёвры и маневры, наёмник, никчёмный, одноимённый, осётр, остриё, платёжеспособный, разноплемённый, смётка, скабрёзный.
Обратите внимание! истекший год – истёкший кровью; кричит как оглашенный – указ, оглашённый утром; крестный ход – крёстный отец.
Задание № 8. Прочитайте заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед е . (по: Резниченко словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М., 2004)
Твёрдое произнесение согласного перед е:
Бартер, бизнес, диспансер, детектив, индексация, интервал, интервью, кодекс, модель, продюсер, проект, протекция, партер, тезис, тенденция, тест
Мягкое произнесение согласного перед е:
Академия, вексель, дельфин, демократический, интеллект, кофе, крем (мн. ч. кремы, кремов), лидер, музей, пресса, прессинг, термин, фанера, юриспруденция
Твёрдое и мягкое произнесение согласного перед е:
Компьютер, лазер, девальвация, декада, декан, деканат, сессия, Одесса
Задание № 9. Укажите, в каких словах под ударением произносится [’о], а в каких [’э]. Произношение каких слов допускает варианты? При выполнении задания пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».
Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший, платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка.
Задание № 10. Объедините слова с твердым согласным перед [‘э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
Альтернатива, аксессуары, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, бизнес, либретто, велотрек, вундеркинд, генетика, геодезия, гипотеза, дебют, дегустация, декан, конгресс, дезодорант, демагог, депо, депрессия, детектив, диспансер, идентичный, индекс, интеллект, кредо, одесский, модель, партер, протекция, рейд, рельс, сессия, сервис, синтез, стратегия, бижутерия, релаксация, тезис, темп, терапевт, террор, фанера, федерация, шинель, экспресс, экстерн
Задание № 11. Правильно ли вы произносите следующие слова? Прописными буквами выделена та часть слова, где часто допускается ошибка.
Задание № 12. Запомните произношение слов с сочетаниями согласных. Обратите внимание на сохранившийся старомосковский вариант произношения.
(по: Резниченко словарь русского языка: Произношение. Ударение. – М., 2004)
булавочный, горшечный, гречневый, закадычный, перечница, поточный, сердечник, съёмочный, молочный, убыточный, шуточный,
горчичник, горчичный, двоечник, девичник, конечно, нарочно, очечник, прачечная, пустячный, скучно, яичница, подсвечник, Ильинична, Никитична, Кузьминична
булочная, горничная, копеечный, порядочный, яичный
С р а в н и т е:
точно по плану – тошно на сердце, научный (сотрудник) – наушный (аппарат), серде[чн]ные капли – друг серде[шн]ный, новая пере[чн]ица – чёртова пере[шн]ица.
Задание № 13. Укажите слова, в которых вы произнесете сочетание [чн] на месте орфографического «чн».
Булавочный, горчичник, горничная, гречневый, двоечник, закадычный, конечно, конечный, копеечный, Лукинична, лоточник, нарочно, перечница, подвенечный, полуночник, порядочный, пряничный, пустячный, сказочный, скворечник, скучный, стрелочник, троечник, убыточный, что, шапочное знакомство, яичница, яблочный
Задание № 14. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.
1) Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке. 2) В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших. 3) Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны. 4) Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя. 5) После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора. 6) Эксперт принял решение о повторной проверке качества творога на оптовом рынке. 7) В первом квартале мы заключим договор о прокладке газопровода. 8) На обложке каталога была изображена фарфоровая подвеска на серебряной цепочке и маленькая хрустальная ракушка. 9) Для обеспечения здорового образа жизни желательно исключить из своего рациона торты и алкоголь. 10) В отдел социальной защиты поступило ходатайство об опеке над детьми-сиротами. 11) Обеспечение сотрудников новыми компьютерами значительно облегчило их работу. 12) Мы сможем облегчить вашу жизнь, если вы скажете, кто еще участвовал в этой афере. 13) Средства, выделенные для приобретения кухонной мебели, закончились. 14) В офисе установили компьютер, чтобы облегчить работу эксперта. 15) Он звонит знакомым, чтобы выразить соболезнование и предупредить о том, что не сможет присутствовать на похоронах. 16) Избалованный ребёнок отказался есть жареную камбалу и не захотел пробовать салат из моркови, свеклы и щавеля.
Задание № 15. Прочитайте рекламные объявления. Обратите внимание на произношение выделенных слов.
1) Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны! Разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей! 2) Товар со склада продается в розницу и оптом. Для оптовых покупателей – существенные скидки! 3) Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики. 4) В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов. 5) Курсы «Талисман» специализируются на языковой подготовке и переводах практически на все языки мира. 6) Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений. 7) Наша фирма является крупнейшим поставщиком косметических товаров в страны СНГ. 8) В мебельном отделе нашего торгового центра вы можете приобрести красивейшие кухонные гарнитуры, а также заключить договоры на оптовые поставки мебели.
ТЕМА 2. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
КУЛЬТУРА СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
БЛОК 1. Многозначность слова, его значение и лексическая сочетаемость
Задание № 16. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.
1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм управления. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать товар по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 6. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.
Задание № 17. Исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова.
1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 5. Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 6. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны бытия в городе их удовлетворяют.
Задание № 18. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.
1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т. п. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, дается теоретическое осмысление такого опыта. 6. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 7. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.
Задание № 19 . Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения.
1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 4. Есть возможность тяжелых осложнений. 5. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.
Задание № 20. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения. Для справок воспользуйтесь толковым словарем или «Словарем трудностей русского языка».
1. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 4. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе. 5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря». 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7. Первая трудность произошла со стройматериалами. 8. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
БЛОК 2. Плеоназм и тавтология
Задание № 21. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.
Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.
Задание № 22. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов. Отредактируйте фразы.
1. Совсем недавно территориальные образования не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. К концу года мы добились высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 10. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.
Задание № 23. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.
1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 4. Это свойство свойственно всем писателям. 5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. 6. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности. 7. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 8. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!
Задание № 24 . Объясните разницу в значении словосочетаний:
Опасный человек – опасливый человек; освоить прочитанное – усвоить прочитанное; осудить действия – обсудить действия; представить возможность – предоставить возможность; демократический метод – демократичный метод; тактичные шаги – тактические шаги; техническое исполнение – техничное исполнение; фактический материал – фактичный материал; хозяйские дела – хозяйственные дела.
Задание № 25. К данным паронимам подберите из скобок подходящие синонимы.
Длинный – длительный (протяженный, долговременный); запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый); комический – комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый); оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный); опасный – опасливый (рискованный, осторожный); понятный – понятливый (ясный, способный); скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный); удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный); фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный); явный – явственный ( бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).
Задание № 26. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.
1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критический, критичный) анализ этого исследования был не очень (критический, критичный). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 13. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 14. Эти (потребительный, потребительский) продукты не пользуются (потребительный, потребительский) спросом. 15. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 16. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 17. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактический, тактичный) решения. 18. Андрей – человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачный, удачливый). 19. Я посмотрел Ваш (фактический, фактичный) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 20. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.
БЛОК 4. Функционально-стилевая принадлежность слова
Задание № 27. Укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.
1. Параллельно с заделкой семян нужно завершить к 20 июля и окучивание картофеля. 2. Завершает вторую очистку льносемени на складе четвертой бригады ; ему также помогает супруга Екатерина Ивановна. 3. Областной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением Т. Михайлова. 4. Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 5. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков.
Задание № 28 . Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.
1. Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих истории, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадежное. 2. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 4. На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке. 5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.
Задание № 29. Здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей», прокомментируйте их; исправьте предложения. Найдите выражения, которые относятся к «профессионалиэмам». Уместно ли их употребление?
1. Автору пришлось проанализировать аж 33 нормативных документа по приватизации автору (включая Законы, указы и т. пЭкономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 4. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 5. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 6. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 7 Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 8. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 9. Починка автомобиля займет много времени.
Задание № 30. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами, исправьте предложения.
1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. 5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.
Задание № 31 . Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, синонимические замены (воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»).
1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет.
Задание № 32. СРС. Объясните и запомните значения данных слов
Альянс, брифинг, бренд, вакансия, гарант, делегировать, демагогия, дебитор, денонсировать, дивиденд, дизайн, дискредитация, дилер, дилемма, имидж, импичмент, инновация, инсинуация, инцидент, канон, карт-бланш, колледж, коммюнике, компетенция, консалтинг, консенсус, конформизм, конфронтация, конъюнктура, коррупция, копирайт, котироваться, концепция, легитимный, лимит, лоббизм, менталитет, новация, нонсенс, ностальгия, ноу-хау, нувориш, остракизм, одиозный, протекционизм, рейтинг, санация, санирование, сертификат, статус, статус-кво, статут, стагнация, фиаско, форс-мажор, экспансия, экстраполяция, электорат, юрисдикция, юрисконсульт.
ТЕМА 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
БЛОК 1. Фразеологические обороты
Задание № 33. Закончите выражения, объясните их значение.
Источник