Меню

Механический метод исследования почвы

Исследовательская работа по географии «Механический состав почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Управление по образованию и работе с молодежью администрации

филиал МБОУ «Чагоянская СОШ»-«Селетканская школа»

Механический состав почвы

работа ученицы 8 класса

Руководитель: учитель биологии

Долгополова Наталья Михайловна

1. Обзор литературы 4-6

2. Материалы и методика

3. Результаты исследований

Почва представляет собой особое природное образование, обладающее строением, составом, свойством. Важнейшее свойство почвы плодородие. Плодородие определяет характер сельскохозяйственного производства. Поэтому очень важно знать механический состав и агрономические свойства почвы. Выполняя данную работу, я поставил перед собой следующую

Определить механический состав почвы.

1.Описание почвенного профиля.

2. Определение соотношения количества физической глины, физического песка.

3. Описание агрономических свойств почвы.

4. Определение механического состава почвы.

Проведенная мной работа актуальна и имеет практическое значение. Определив механический состав можно группировать почвы по содержанию гумуса, питательных элементов, подбирать культуры по почвенным образцам на пришкольном участке и дома проводить работы по улучшению структуры почвы.

Эту работу буду продолжать, проводя агрохимический анализ почвенных образцов по культурам, содержанию в почве основных элементов питания: ( N , P , K ), определяя кислотность почвы.

В результате процессов выветривания плотные горные породы превращаются в рыхлую массу, состоящую из частиц различного размера, которые называются механическими элементами. Механические элементы, близкие по размерам, объединяются во фракции. Совокупность механических фракций представляет механический состав почвы.

Группировка механических элементов по размерам называется классификацией механических элементов. В нашей стране у почвоведов широко применяется классификация проф. Н. А. Качинского.

Механический состав является очень важным свойством почвы, по которому изучаемая почва относится к той или иной разновидности. Определение механического состава почвы по горизонтам играет большую роль при изучении генезиса (происхождения) почвы, так как механический состав зависит не только от состава материнской породы, но и от процессов почвообразования, происходящих в почве.

Распределение илистой фракции по профилю почвы является хорошим показателем наличия процессов образования вторичных глинистых минералов (т. е. оглинения почвы). В горизонтах оглинения увеличивается содержание илистых частиц по сравнению с их содержанием в почвообразующей породе, что дает основание для выделения метаморфических горизонтов в почвенном профиле. Характер распределения илистой фракции в почве указывает в некоторой степени на интенсивность и качественную направленность процессов почвообразования.

Механический состав почвы является важной характеристикой, необходимой для определения производственной ценности почвы, ее плодородия, способов обработки. От механического состава почвы зависят почти все

физические и физико-механические свойства почвы: влагоемкость, водопроницаемость, порозность, воздушный и тепловой режим, водоподъемная сила и др. В полевых условиях при определенных навыках механический состав можно определить и без специального оборудования, так как почвы различного механического состава отличаются некоторыми механическими свойствами, которые нетрудно определить в поле.

Глинистые почвы в сухом состоянии с большим трудом растираются между пальцами, но в растертом состоянии ощущается однородный тонкий порошок. Во влажном состоянии эти почвы сильно мажутся, хорошо скатываются в длинный шнур, из которого легко можно сделать кольцо.

Суглинистые почвы при растирании в сухом состоянии дают тонкий порошок, в котором прощупывается некоторое количество песчаных частиц. Во влажном состоянии раскатываются в шнур, который разламывается при сгибании в кольцо. Легкий суглинок не дает кольца, а шнур растрескивается и дробится при раскатывании. Тяжелый суглинок дает кольцо с трещинами.

Супесчаные почвы легко растираются между пальцами. В растертом состоянии явно преобладают песчаные частицы, заметные даже на глаз. Во влажном состоянии образуются только зачатки шнура.

Песчаные почвы состоят только из песчаных зерен с небольшой примесью пылеватых и глинистых частиц. Почва бесструктурна, не обладает связностью.

Окончательное уточнение механического состава почвы производится в камеральный период путем специального лабораторного анализа, и на основании его дается название почвы.

Общее название почвы по механическому составу дается по данным механического анализа верхнего горизонта (0-25 см). Например, дерново-среднеподзолистая, суглинистая или чернозем южный, глинистый и т. д. Если наблюдается резкое различие механического состава верхнего и нижнего горизонтов, то это обстоятельство должно отразиться и в названии почвы. Например, дерново-луговая, тяжелосуглинистая почва на песчаных отложениях или дерново-сильноподзолистая суглинистая почва на супесчаных наносах и т. д.

Дальнейшее подразделение почв по механическому составу производится на основании соотношений фракций песка (>0,05 мм), пыли (0,05-0,001 мм), ила (

Источник

Исследовательская работа по теме «ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ И СПОСОБОВ УЛУЧШЕНИЯ ЕЁ СВОЙСТВ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГУО « УПК Полошковский детский сад – средняя школа Климовичского района»

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ

И СПОСОБОВ УЛУЧШЕНИЯ ЕЁ СВОЙСТВ

учащаяся X класса

Шалыгина Снежана Игоревна,

учитель биологии и химии

ГУО «УПК Полошковский детский

213610, агр. Полошково, ул. Центральная, д 1А, Климовичский район, Могилевская область, Республика Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

При уборке пришкольного участка в период осенних листопадов и уборке клумб я задумался о том, почему на наших клумбах растут только определенн ы е виды растений и не приживаются другие. Почва является неотъемлемой частью существования растений, так как их корневая система постоянно находится в контакте с ней. Прежде чем по садить на этот участок деревья, кустарники или цветы, мы должны узнать, какой тип почвы находится здесь, так как каждый вид растений может существовать только в определенных условиях.

Почва – это рыхлый поверхностный слой земли. Он включает в себя твердые, жидкие, газообразные компоненты и формируется в результате сложного взаимодействия климата, растений, животных, микроорганизмов. Поэтому во многом плодородие почвы обуславливается ее определенными физико-химическими свойствами.

Объектом исследования является почва на пришкольном участке.

Предметом исследования – состав почвы и ее структура.

Актуальность данной темы в том, что в настоящее время большое внимание уделяется плодородию почвы, озеленению пришкольных участков и эстетичности их вида.

Для того чтобы понять, каким образом можно разнообразить количество растений, высаживаемых в почву на нашем пришкольном участке, мы задались целью : изучить механический состав почвы на клумбах, создать органические удобрения из листвы и отходов из школьной столовой.

Для достижения цели мы должны выполнить следующие задачи :

собрать и изучить информацию о почве;

изучить методики переработки листвы и пищевых отходов в органические удобрения;

Читайте также:  Перуанский огурец агротехника выращивания

изучить механический состав почвы;

определить вид почвы, преобладающий на пришкольном участке;

определить меры по улучшению плодородия почвы;

создать в школьных условиях органическое удобрение из листвы и отходов из школьной столовой.

Методы исследования: эмпирические (изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент); теоретические (анализ, сравнение, обобщение результатов).

Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Чистая, здоровая почва — залог чистоты окружающей среды, экологически безопасных продуктов, а значит, и здоровья человека.

Без сохранения почвенного покрова окажется невозможным и сохранение исторически сложившегося круговорота веществ в природе. Поэтому каждому человеку полезно иметь представление о состоянии почвенного покрова в том месте, где он живет.

Надеемся, что выполнив поставленные задачи, мы сможем спланировать действия по сохранению структуры почвы и повышению её плодородия.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТИПЫ ПОЧВ И ИХ СВОЙСТВА

Проявление разных почвообразующих процессов обусловило разнообразие почвенного покрова Беларуси, включающего 12 типов почв. По степени увлажнения почвы делятся на 3 группы: нормального увлажнения, временного переувлажнения и постоянного переувлажнения . Отдельно выделяется группа антропогенн о-переобразованных почв.

Природные условия вызвали распространение в Беларуси временно переувлажненных почв, занимающих около 45% площади сельскохозяйственных и лесных земель. На долю почв с нормальным увлажнением приходится около 37 % земель. Почвы постоянного переувлажнения (18%) приурочены к понижениям рельефа и наиболее широко представлены на Полесье.[1, c .63]

К нормально увлажненным почвам относятся дерново-карбонатные, дерново-подзолистые, подзолистые и бурые лесные почвы.

Дерново-подзолистые почвы являются зональными в республике. Они занимают около 37 % площади страны. Развиваются на разных почвообразующих породах под воздействием дернового и подзолистого процессов почвообразования. Малое содержание гумуса (1—2 %) и повышенная кислотность обусловили их низкое плодородие. Для его повышения необходимо внесение минеральных и органических удобрений.

Дерново-карбонатные почвы формируются на карбонатных породах — известняках. Характеризуются высоким содержанием гумуса (3—6 %). Это самые плодородные почвы республики, но встречаются они редко. Их доля составляет всего 0,02 % от общей площади земель. [1, c .64]

Бурые лесные и подзолистые почвы в Беларуси распространены очень слабо. Первые из них формируются под широколиственными лесами на западе страны, а вторые — под хвойными лесами на песках Полесья.

Среди почв временного переувлажнения выделяются дерновоподзолистые заболоченные, дерновые заболоченные и пойменные дерновые заболоченные.

Дерново-подзолистые заболоченные почвы занимают около 33 % сельскохозяйственных земель и лесных земель. На севере Беларуси, где занимают более половины территории. Почвы формируются в условиях временного переувлажнения, содержат меньше минеральных веществ, но больше гумуса. Проявление болотного процесса приводит к формированию в их профиле оглеенного горизонта.

Около 9 % земель Беларуси занимают дерновые заболоченные почвы. Особенно много их на Полесье. Образуются в результате дернового и болотного почвообразовательных процессов. Содержат много минеральных веществ и гумуса и характеризуются высоким потенциальным плодородием.

В поймах Припяти, Днепра и других рек происходит формирование пойменных дерновых заболоченных почв, которые занимают около 3% земель. Они затапливаются во время половодья и ежегодно пополняются песчаными наносами. Почвенный профиль характеризуется слоистостью.

Постоянно переувлажненные почвы делятся на торфяно-болотные низинные, торфяно-болотные верховые и аллювиально-болотные.

Торфяно-болотные низинные и аллювиально-болотные почвы представлены в Беларуси широко. Они занимают более 12 % земель, формируются в понижениях с близким залеганием грунтовых вод. Постоянное переувлажнение приводит к господству болотного процесса почвообразования и накоплению торфа. У торфяно-болотных почв высокое потенциальное плодородие. [1, c .65]

Торфяно-болотные верховые и переходные почвы чаще встречаются на севере Беларуси и приурочены к плоским водоразделам. Избыточное увлажнение этих почв вызвано атмосферными осадками. Занимают около 4,5 % преимущественно лесных земель. Избыточное увлажнение вызвано атмосферными осадками, характеризуются высокой кислотностью и низким плодородием.

Отдельную группу образуют антропогенно-преобразованные почвы. Они сформировались в результате хозяйственной деятельности человека и полностью утратили исходные свойства. В основном они преставлены деградированными после мелиорации почвами. [1, c .65]

Изучив виды почв, мы можем сделать вывод, о том, что на нашем пришкольном участке находятся дерново-подзолистые почвы, которые необходимо удобрять для повышения плодородия.

ПОНЯТИЕ КОМПОСТА, ГУМУСА И БИОГУМУСА

Сделать почву плодородной и повысить ее качество помогут готовые минеральные комплексы и подкормка, приготовленная собственными силами прямо на участке. Лидером органических удобрений является компост, а самой популярной его разновидностью – компост в мешках. Еще расспространенными органическими удобрениями являются гумус и биогумус.

Компостная подкормка представляет собой перегнившие остатки листьев, травы, растительных пищевых отходов (кожура, плоды, очистки). К смеси добавляют золу, мел, опилки, солому, птичий помет, яичную скорлупу и прочие органические компоненты.[4]

Приготовление компоста в мешках для мусора не потребует особых затрат, а пользы от экологически чистой смеси будущим растениям много:

Средство содержит ряд необходимых для роста и развития микроэлементов. В состав компоста в зависимости от исходного сырья могут входить: азот, фосфор, кальций, калий, магний, хлор, железо и т.д.

Почва, удобренная таким способом, становится рыхлой и лучше пропускает воздух, а значит, приводит к насыщению растений кислородом.

В таком грунте влага задерживается дольше.

Полезные микроорганизмы, которыми насыщен компост, способствуют разложению органики и благотворно влияют на микрофлору земли. В ней охотнее разводятся дождевые черви – природные помощники садовода.

Экономия на покупке готовых химикатов, которые иногда вредят растениям. [5]

Гумус образуется в результате естественного разложения органики и является частью верхнего слоя почвы. От его количества (обычно оно не превышает 15% и по мере углубления постепенно снижается) зависит показатель плодородия грунта. Больше всего гумуса содержится в черноземах.

В состав гумуса входит большое количество гуминовых кислот. А также фульвокислот и гуминов, что придает ему высокие агрохимические показатели. Все его компоненты находятся в доступном для растений виде и имеют сбалансированный состав.

В нем не содержатся болезнетворные микроорганизмы, яйца паразитов или семенной материал сорняков.

Биогумус – это продукт переработки червями компоста или навоза, и именно его можно изготовить в домашних условиях. Он является уникальным микробиологическим удобрением, благодаря ряду преимуществ:

Повышает показатели урожайности;

Улучшает вкус продукции;

Восстанавливает плодородный слой почвы;

Укрепляет иммунитет растений и повышает их устойчивость к неблагоприятным факторам.[3]

МЕТОДИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ КОМПОСТА

Для приготовления компостной подкормки необязательно сооружать специальные ящики и компостные кучи или покупать готовый компостер. Для этих целей подойдут обыкновенные мешки для мусора (обязательно черного цвета).

Сорная трава, которая в изобилии присутствует на каждом участке, может стать основой для удобрения растений. Главное правило, которое нужно соблюдать при сборе материала – сорняки должны быть молодыми, не цвести и не находиться в стадии образования семян. В противном случае удобрение станет источником еще большего размножения сора.[3]

Читайте также:  Цех выращивания ремонтного молодняка

Прежде чем уложить материал в мешок, его измельчают. Облегчить процесс поможет автоматизированный садовый измельчитель.

Для создания дренажа на дно мешка, предназначенного для хранения компоста, укладывают слой веток или опилок. После помещают подготовленное сырье, чередуя его с пластами почвы и пищевыми отходами. Слои хорошо утрамбовывают. Сухой материал дополнительно увлажняют водой.

Во время хранения мешки с компостом проверяют на наличие влаги и перемешивают материал. Избыток жидкости испарится, если мешки с компостом закрывать неплотно.

Опавшие листья – распространенное сырье для закладывания в компост.

Листовую подкормку готовить быстрее всего. При соблюдении всех правил и использовании био-гумуса для стимуляции материал, заложенный осенью, весной к моменту посевной уже будет готов.

Сухая листва быстро теряет влагу, необходимую для процесса разложения, поэтому перегной придется часто поливать.

Сырьем для листового перегноя могут быть как продукты лиственных деревьев (не только плодовых, но и березы, дуба, клена), так и хвойных, но для их перепревания потребуется больше времени – около 2-3 лет.

Чтобы не повредить корни деревьев при сборе, используют ручные веерные грабли. Существенно облегчит трудоемкий процесс специальный садовый пылесос: он не только соберет листья, но и измельчит их перед отправкой в сборник. Большие площади лучше обрабатывать газонокосилкой с резервуаром для сбора материала.

Листву, собранную без помощи техники, перед закладкой в мешок нужно тщательно измельчить. Для этих целей можно воспользоваться специальным устройством – мульчером – либо выполнить весь процесс руками.

Плотные полиэтиленовые мусорные мешки служат подходящими емкостями для приготовления и хранения компоста. Они существенно экономят место, т.к. не требуют сооружения ямы в специальном месте. Такой способ избавляет от необходимости перетаскивать материал по саду – сложить листья в мешок можно там же, где они были собраны.

Последовательность действий при укладке листвы на компостирование:

На дно мешка кладут слой из верхней части почвы.

Заполняют основным компонентом.

Плотно укупоривать мешки не следует, для дополнительного доступа воздуха тару протыкают в нескольких местах.

Внутри должна присутствовать влага, поэтому слишком сухое сырье нужно пролить водой.

Чтобы листва внутри мешка перепревала равномерно, материал нужно периодически перемешивать. Готов компост будет примерно через год.

Улучшить качество органического удобрения и добиться ускорения его созревания позволят специальные жидкости-катализаторы.

Смесь из сахара и дрожжей, разведенная водой: для одного литра сухих дрожжей потребуется стакан сахара и 1 л воды. Раствор заливается в отверстие в мешке.

Готовые биостимуляторы, ЭМ-препараты типа «Байкал». В нем много полезных микробов и питательных веществ. Средство разводят в воде в соответствии с инструкцией и проливают им каждый слой компоста при закладке.

О готовности подкормки можно судить по следующим признакам:

масса стала однородной, похожей на глину, в ней отсутствуют отдельно различимые элементы, за исключением крупных веточек;

запах готового удобрения напоминает землю после дождя или запах лесной подстилки;

цвет у компоста коричневый;

материал рыхлый и сыпучий. [3]

Почва – это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойствам – плодородием, т.е. способностью обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом.

Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др. Гумус придает почве агрономически благоприятную структуру, при которой создается оптимальный режим для обеспечения растений водой и воздухом.

Плодородие почвы зависит не только от содержания в ней питательных веществ, но и от многих других ее свойств. Такими свойствами являются: плотность, механический состав, структура, влажность, кислотность, засоленность.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для проведения экспериментальной части я взял пробу с клумбы на пришкольном участке. Эксперименты проводили в школьной химической лаборатории.

ОПЫТ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ

Механический состав обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. По механическому составу почвы бывают: песчаные, супесчаные, легко-, средне-, тяжелосуглинистые, легко-, тяжелоглинистые. От механического состава зависит водопроницаемость, водоудерживающая и водоподъемная способность почв.

Состав почвы определяла органолепт ическим методом. В основе разделения по механическому составу лежит классификация механических элементов. В основе подобного выделения положены пластичность почвы, ее способность к слипанию. Для этого используем тест, выполняемый «методом шнура», или называемый пробой на скатывание.

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании ножом поверхность среза шероховатая .

Мажется, песчинки едва

Скатывается в шарик и в «колбаску» (легкосуглинистые), при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинистые), кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистые)

Поверхность среза слегка шероховатая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в

сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

1. Почву в увлажнённом состоянии пытаемся скатать в шарик d = 1 см, а он не скатывается – это песок.

Если скатали шарик d = 1см и на нём есть трещины это – супесь.

Скатанный шарик начинаем раскатывать в шнур d = 3мм если не получается, то это легкий суглинок.

Если раскатали шнур начинаем сворачивать в кольцо, и не получается – средний суглинок.

Если свернули в кольцо, но кольцо имеет трещины – тяжелый суглинок.

Если свернули кольцо, и трещин нет – глина

РЕЗУЛЬТАТ: образец сломался при сгибании, ощущаются песчинки, плохо скатался в шарик, при резании ножом поверхность шероховатая.

ВЫВОД: наш образец по механическому составу супесчаный.

ОПЫТ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОЧВЫ

Механический состав почв во многом определяет ее структуру. Структурная почва комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В таких почвах много воды и воздуха, которые вместе с органической составляющей обуславливают плодородие. Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц — до 0,001 мм в диаметре. Поглощая воду, такие почвы образуют сплошную липкую массу.

1.Взяли немного почвы, разложили ее тонким слоем на фильтр и рассмотрели. Отметили наличие или отсутствие структуры.

2. Добавили немного воды. Посмотрели, образовалась ли при этом сплошная вязкая масса?

РЕЗУЛЬТАТЫ: образец состоит из хорошо видимых пещинок, есть небольшие комки гумуса. При добавлении воды в образец образовалась сплошная вязка масса.

Читайте также:  Почва для рассады терра

ВЫВОД: образец почвы бесструктурный.

ОПЫТ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ПОЧВЫ

Плотность – степень связанности почвенной массы.

Плотность почвы определяем с помощью ножа или лопаты.

Если лопата легко втыкается – почва рассыпчатая.

Если лопата втыкается без труда – рыхлая.

Если лопата входит с усилием – уплотненная.

Если лопата входит с трудом – плотная.

Если лопата не входит, «звенит» — очень плотная.

РЕЗУЛЬТАТЫ: лопата входит с усилием.

ВЫВОДЫ: почва уплотненная.

ОПЫТ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАГОЁМКОСТИ ПОЧВЫ

Влагоёмкость – способность почвы вмещать и удерживать то или иное количество воды. Влагоёмкость тем больше, чем мельче частицы почвы. Максимальной влагоёмкостью обладают глинистые почвы.

1. Отобрали примерно 50 г почвы, поместили ее на фильтровальную бумагу и взвесили для определения массы ( m 1 ).

2. Просушили почву.

3. Взвесили высушенную почву, определили массу (m 2 ).

4. Повторно просушили почву до получения при взвешивании постоянного значения массы (m 2 ).

5. Рассчитали процентное содержание воды по формуле: <( m 1 – m 2 ) 100%> m 1

ВЫВОД: вл агоёмкость нашего образца незначительна.

ОПЫТ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДОПРОНИЦАЕМОСТИ ПОЧВЫ

Отобрали цилиндрический образец почвы. Для этого подготовили пластмассовую баночку (удалили в ней дно) и вырезали этим цилиндром образец почвы. Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец.

Отметили время, за которое вода полностью впиталась в почву в каждом образце.

ВЫВОДЫ: образец медленно впитал воду, имеет низкую водопроницаемость.

ОПЫТ 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОЗДУХА В ПОЧВЕ

Аэрация – насыщенность почвы воздухом. Способность к такому насыщению – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Степень аэрации зависит от количества и величины пустот между комочками почвы.

1. Отобрали цилиндрический образец почвы.

2. Поместили образец в сосуд с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой.

время, в течение которого будет выделяться воздух;

величины пузырьков воздуха (крупные, мелкие, средние);

интенсивность выделения воздуха (высокая, средняя,
слабая).

Средние пузырьки, средняя интенсивность, t ≈ 10 c .

ВЫВОДЫ: образец содержит небольшое количество воздуха, т.к. почва бесструктурная.

ОПЫТ 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРЕГНОЯ В ПОЧВЕ

Взвесили 40 г сухой почвы. (m 1 , г)

Потом в фарфоровой чашке прокалили до тех пор, пока не перестал выходить дым, и снова взвесили. (m 2, г)

Определили количество перегноя.

ВЫВОД: в образце содержится небольшое количество перегноя.

ОПЫТ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ рН ПОЧВЕННОЙ ВЫТЯЖКИ

Используя солевую почвенную вытяжку, определили рН: pH -индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом в пробирку.

РЕЗУЛЬТАТЫ: тесты показали, что рН в образце примерно 7 – 8.

ВЫВОД: среда почвы слабощелочная.

После проведения механического анализа мы можем сделать следующие выводы:

почва на школьной клумбе, имеет беструктурный механический состав;

её влагопроницаемость и воздухоемкость находится на невысоком уровне, что негативно сказывается на жизнедеятельности растений;

почва уплотненная, что приводит к застойным явлениям в почве;

содержание перегноя невелико, что приводит к снижению плодородия почвы.

У растений, произрастающих на таких почвах, затрудняется прорастание семян, развитие корневых систем в глубину, происходит деформация корней и клубней, задерживаются цветение, рост. Действительно, на клумбах нашей школы растут самые неприхотливые растения, а цветы и кустарники, которые нам бы хотелось видеть, гибнут или у них изменяется вегетативная система (становятся низкорослыми, изменяется листовая пластина).

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОМПОСТА

Для приготовления компоста я выбрал следующую методику.

На дно мешка положить слой из верхней части почвы.

Заполнить листвой и пищевыми отходами из кухни.

Мешки плотно не закрывал, для дополнительного доступа воздуха проткнул мешки в нескольких местах.

Листья немного поливал водой, так как сырье не должно было быть сухим.

Раз в неделю перемешивали сырье, чтобы листва и пищевые отходы равномерно перепревали.

По мере высыхания компоста, дополнительно поливал его водой.

Для нашего эксперимента, я решил сравнить скорость приготовления компоста при добавлении различных компонентов ускоряющих процесс прения. Наполнил три мешка одинаковой смесью из листвы и пищевых отходов, при этом первый мешок оставил просто со смесью, во второй мешок – добавил раствор ускоряющий процесс прения Байкал – М, в третий – положил раскаленный кирпич. Все смеси поместили в одинаковые природные условия, с одинаковыми температурами воздуха, влажностью. Изначально взяли одинаковое количество смеси. Также решил измерять рН нашей смеси.

С сентября по март месяц я наблюдал за изменениями в мешках с компостом. По итогу прения можно сделать следующие выводы:

Компост медленно перепревает во всех мешках;

Масса компоста по мере его перепревания уменьшается, но требует постоянной просушки и перемешивания;

Во всех мешках, не зависимо от добавления или отсутствия компонентов ускоряющих процесс прения, компост слежался одинаково.

Во всех мешках рН компоста составил примерно 6,5 – 7,5, это говорит о том, что компостная масса имеет необходимый уровень кислотности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявленные проблемы показали, что основной задачей для нас на следующий год будет являться повышение содержания органических веществ в почве. Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить удобрения. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами. Поэтому мы предложили метод повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий.

Мы предлагаем создавать компост в мешках и вносить его в почву в момент закладки клумб. Для компостирования применяются следующие органические остатки:

Пищевые отходы из школьной столовой.

Листва, измельченные ветки.

Солома, кора, ботва, трава.

После добавления полученного нами органического удобрения, мы планируем заново провести механический анализ почвы и сравнить результаты с уже полученными. Сделать вывод о пользе или вреде внесения органических удобрений в почву на пришкольном участке. На протяжении летнего периода наблюдать, как изменяется рост растений на клумбе с внесенным удобрением и исходной клумбой, в которую не вносили органические добавки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/Авторы: М. Н. Брилевский , А.В. Климович — / Минск « Адукацыя і выхаванне » 201 9

Методика исследования почв урбанизированных территорий (учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов эколого-биологических специальностей)/ Н. Г. Федорец, М. В. Медведева — Петрозаводск, 2009

Источник

Adblock
detector