Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ
«О мелиорации земель»
С изменениями и дополнениями от:
10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 14 июля, 30 декабря 2008 г., 28 ноября 2011 г., 14 октября, 31 декабря 2014 г., 5 апреля 2016 г., 27 декабря 2019 г., 8 декабря 2020 г.
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
ГАРАНТ:
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
10 января 1996 года
Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов МСУ по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
Под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Она осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Законодательство РФ в области мелиорации земель регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Отношения, возникающие в процессе осуществления таких мероприятий на иных землях, регулируются Законом в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству РФ.
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация и химическая мелиорация. Определено их содержание. Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Определены полномочия РФ, субъектов РФ и органов МСУ в области мелиорации земель. Государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель. Закреплены основные направления деятельности государственных органов в указанной области. Учет мелиорированных земель представляет собой сбор данных о гидрологических, технических и об иных характеристиках мелиорированных земель. Указанные данные подлежат занесению в государственный земельный кадастр в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Деятельность граждан и юридических лиц в области мелиорации земель осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Рассмотрены вопросы мониторинга мелиорированных земель и государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Самостоятельный раздел Закона посвящен порядку проведения мелиорации земель.
Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему управление сельским хозяйством, средств бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых (мелиорированных) земель, кредитов банков и других не запрещенных законом источников.
Споры, возникающие между гражданами и (или) юридическими лицами в области мелиорации земель, разрешаются в порядке, установленном законодательством РФ. Закреплена обязанность физических и юридических лиц возмещать ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства в области мелиорации земель, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 142, в «Российской газете» от 18 января 1996 г. N 10
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 477-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.
Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названого Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названого Федерального закона
Источник
Мелиоративное оценка почвы земель не включает категорию
Методические рекомендации
по оценке эффективности инвестиционных проектов
мелиорации сельскохозяйственных земель
Дата введения 2003-02-01
РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием Специализированный научный центр «Госэкомелиовод» Минсельхоза России.
СОГЛАСОВАНЫ: Минэкономразвития России 14.11.2002. N 705-2187/14
РАССМОТРЕНЫ на заседании секции мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Научно-технического совета Минсельхоза России (протокол N 26 от 12 ноября 2001 г.)
ВВОДЯТСЯ в действие с 01.02.2003 г.
УТВЕРЖДЕНЫ: Первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации С.А.Данкверт, 24 января 2003 г.
1. НАЗНАЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ
1.1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель (далее — Рекомендации) разработаны на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госстроем РФ в 1999 году с учетом особенностей мелиоративных мероприятий, вытекающих из требований Федеральных законов «О мелиорации земель», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Водного кодекса» и «Земельного кодекса». При разработке Рекомендаций учитывалась также широко применяемая в зарубежной практике методология, предложенная ФАО ООН, отраженная в «Руководстве по составлению проектов ирригации и дренажа» (Центр инвестиций, Рим, 1983) и «Общем руководстве по анализу проектов сельскохозяйственного производства» (Рим, 1982, N 14). По мере появления новых нормативных документов, например, при изменении системы налогообложения, отдельные положения и процедуры Рекомендаций могут потребовать корректировки, однако принципы и методы оценки эффективности мелиоративных проектов при этом сохранятся.
1.2. Рекомендации содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов оценки эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель (далее — мелиоративных инвестиционных проектов МИП):
строительства (реконструкции) оросительных и осушительных систем;
использования сточных вод животноводческих комплексов для орошения земель;
производства культуртехнических работ;
химической мелиорации земель;
1.3. В этих целях Рекомендации предусматривают:
использование современной терминологии, перечня показателей эффективности и подходов к их определению;
рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности;
учет особенностей реализации отдельных направлений МИП.
1.4. Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке и экспертизе предпроектной и проектной документации и в реализации МИП. При привлечении сторонних проектных и проектно-изыскательских организаций Рекомендации могут являться основой для разработки соответствующих разделов проекта.
1.5. Рекомендации используются:
для оценки эффективности и финансовой реализуемости МИП;
для оценки эффективности участия в МИП хозяйствующих субъектов (сельхозпредприятий, сторонних фирм) и органов государственного управления различного уровня;
для обоснованного выбора лучшего из нескольких вариантов проекта, в том числе — вариантов, предусматривающих применение новой техники или технологии;
для принятия решения о государственной поддержке МИП;
для подготовки заключений по экономическому разделу предпроектной и проектной документации при проведении ее экспертизы.
1.6. В связи с особенностями разработки и реализации МИП, а также в целях обеспечения их большей доступности для разработчиков и участников МИП в Рекомендациях приводятся упрощенные методы расчета некоторых показателей эффективности.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
МЕЛИОРАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
2.1. Мелиоративные инвестиционные проекты и их особенности
2.1.1. Для целей настоящих Рекомендаций под мелиоративным инвестиционным проектом (МИП) понимается комплекс действий (инвестиций, работ, услуг, приобретений, управленческих решений), имеющий целями:
социально-экономические (повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий, получение дополнительного дохода, создание современной инфраструктуры, повышение занятости населения, условий проживания, труда и т.д.);
экологические: создание культурных ландшафтов, обеспечивающих экологическую их устойчивость, предотвращение процессов деградации земельных угодий (заболачивания, подтопления, засоления, эрозии и т.д.), улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения, рекреационных и других условий.
2.1.2. При разработке мелиоративных проектов обычно рассматриваются несколько вариантов, отличающихся техническими, технологическими или иными проектными решениями. В таких случаях эффективность должна оцениваться для каждого из рассматриваемых вариантов проекта.
2.1.3. Мелиорация земель должна осуществляться с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о растительном, о животном мире, о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
2.1.4. Мелиоративные проекты являются одним из видов инвестиционных проектов и оценка их эффективности осуществляется на основе общих принципов оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях переходной экономики. Однако, в отличие от инвестиционных проектов, реализуемых в других секторах экономики, мелиоративные проекты имеют свои специфические особенности, подлежащие учету при разработке проектной документации и оценке эффективности МИП.
2.1.5. Проекты мелиорации земель имеют следующие особенности, которые подлежат учету при экономическом обосновании:
оценка эффективности проектов мелиорации земель производится, как правило, по приросту чистого дохода, представляющего разность сумм чистого дохода, который получается «с мелиорацией» и «без мелиорации». В этой связи требуются обоснования и расчет чистого дохода, как с мелиорацией, так и без мелиорации;
при оценке эффективности возможный риск учитывается не при дисконтировании денежного потока, как это рекомендуется МР-2000, а при расчете выручки от реализации сельскохозяйственной продукции. На урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых на мелиорированных землях оказывает влияние множество факторов, но главными из них являются природно-климатические условия года. Из-за неблагоприятных природно-климатических условий года снижается урожайность как на мелиорируемых землях, так и без мелиорации. Степень влияния указанного фактора на урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых без мелиорации, значительно выше, чем на мелиорированных землях. Однако чистые текущие издержки сельскохозяйственного производства и чистые операционные затраты объектов мелиорации, в отличие от промышленных предприятий, остаются, как правило, стабильными и разнятся лишь затратами на уборку урожая. Поэтому поправку на риск следует учитывать в недоборе сельскохозяйственной продукции, соответственно, в выручке от ее реализации;
мелиоративные проекты характеризуются, как правило, длительным жизненным циклом. На объектах мелиорации имеют место этапы (периоды) проектирования, строительства, окультуривания, освоения и эффективного использования мелиорируемых земель. При этом на разных этапах (периодах) достигаются различные результаты;
земли, подлежащие мелиорации, имеют всегда владельцев в лице сельхозпредприятий*, которые будут заниматься выращиванием сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях и реализацией продукции. Следовательно, в результатах экономического обоснования проекта заинтересованы как инвесторы, так и сельхозпредприятия, земли которых мелиорируются, возможно, при этом и несовпадение их интересов;
* В настоящих Рекомендациях термин «сельхозпредприятия» подразумевает различные типы сельскохозяйственных предприятий и фермерские хозяйства, функционирующие в современных условиях.
независимо от источника финансирования проекта мелиорации земель сельхозпредприятие, как правило, расходует свои средства на выращивание сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях, содержание внутрихозяйственной части мелиоративных систем, переработку продукции на своем заводе (цехе). Таким образом, сельхозпредприятие всегда является участником реализации МИП;
для обеспечения функционирования межхозяйственной части мелиоративной системы и регулирования подачи воды сельхозпредприятиям создается управление эксплуатации, которое согласно Федеральному закону «О мелиорации земель», является государственной организацией и содержится оно за счет средств бюджета. Расходы этой организации не относятся на издержки сельскохозяйственного производства, но учитываются в расчетах эффективности, как затраты общества и государственного бюджета;
МИП, как правило, решают проблемы сохранения и восстановления почвенного плодородия, охраны окружающей среды. В этой связи оценка эффективности МИП производится с учетом и экологического результата, достигаемого проектом;
в проектах мелиорации нередко решаются и вопросы комплексного использования водных ресурсов. В этой связи в составе МИП может быть предусмотрено:
— производство электроэнергии на гидростанции, строящейся при плотине водозаборного сооружения или каналах оросительных систем;
— подача воды на промышленное, коммунальное и сельскохозяйственное водоснабжение из проектируемых водохранилищ и (или) каналов оросительных систем;
— использование водной поверхности водохранилищ для рыбоводства и рыболовства;
— использования водной поверхности водохранилищ для рекреационных целей;
— защита сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов, инженерных коммуникаций от затопления и подтопления паводковыми водами рек.
По таким объектам производится комплексная оценка эффективности МИП с учетом достигаемых при этом экономических и социально-экологических результатов.
2.1.6. При оценке эффективности мелиоративного проекта учитывается, что после его завершения соответствующие земли остаются в сельскохозяйственном обороте, однако при этом плодородие и их агротехнические характеристики могут измениться в сторону улучшения.
2.1.7. Мелиоративные проекты могут, а в ряде случаев и должны предусматривать комплексное применение различных методов мелиорации земель. В таких случаях одной из задач оценки эффективности МИП является поиск наилучшего сочетания методов мелиорации применительно к конкретным сельскохозяйственным угодьям.
2.1.8. Как правило, МИП характеризуются не только экономическими (повышение ценности земель и дохода от их рационального использования), но и социально-экологическими результатами, подлежащими учету в расчетах эффективности.
2.1.9. Валовая стоимость продукции, определяется как для мелиорированных земель («с проектом»), так и без мелиорации («без проекта»). Рекомендации по определению объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции с «проектом» и «без проекта» приведены в Приложениях 2 и 3. При этом площади сельхозугодий и урожайность сельскохозяйственных культур принимаются на основе проработок раздела «организация сельскохозяйственного производства» проектной документации. Ожидаемый доход от сельскохозяйственной продукции определяется исходя из валового ее сбора и цен реализации (см. п.п.2.6.12-2.6.16).
2.1.10. Чистые текущие издержки производства и реализации сельскохозяйственной продукции определяются в соответствии с рекомендациями Приложения 4. В состав чистых текущих издержек не включаются ни амортизационные отчисления, которые никому не уплачиваются, ни налоги, которые не являются оплатой каких-либо товаров или услуг. Налоги, уплачиваемые сельхозпредприятиями, рассчитываются в соответствии с действующим «Налоговым Кодексом» Российской Федерации. Виды уплачиваемых налогов перечислены в Приложении 5.
2.1.11. Чистые текущие операционные (эксплуатационные) затраты, требующиеся для мелиорированных земель, определяются проектировщиками за весь период функционирования раздельно для межхозяйственных и внутрихозяйственной частей оросительных (осушительных) систем и других видов мелиорации. Структура чистых текущих издержек по мелиоративным объектам приведена в Приложении 6.
Налоги, уплачиваемые управлением эксплуатации мелиоративных систем, рассчитываются раздельно в соответствии с рекомендациями Приложения 5.
Чистые текущие издержки по внутрихозяйственной части мелиоративных систем включаются в чистые текущие издержки сельскохозяйственного производства (см. Приложение 4).
2.2. Определение и виды эффективности
2.2.1. Эффективность МИП — категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Рекомендуется оценивать эффективность МИП в целом и эффективность участия в МИП.
2.2.2. Эффективность проекта в целом оценивается с точки зрения единственного его участника, реализующего проект за счет собственных средств. Такая оценка необходима в целях определения потенциальной привлекательности МИП для возможных его участников, поисков источников финансирования и обоснования целесообразности государственной поддержки. Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения. Эффективность МИП в целом подразделяется на:
общественную (социально-экономическую) эффективность проекта в целом;
коммерческую эффективность проекта в целом.
2.2.3. Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические и экологические последствия осуществления МИП для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты и результаты, так и «внешние» затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме по соответствующим методическим и нормативным документам, а в случае их отсутствия допускается использование оценок квалифицированных экспертов.
2.2.4. Показатели коммерческой эффективности проекта в целом учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего МИП, в предположении, что он производит все необходимые затраты для реализации проекта.
2.2.5. Эффективность участия в проекте отражает соответствие МИП целям и коммерческим интересам его участников. Она определяется с целью проверки реализуемости МИП и выгодности для каждого из его участников. Она включает*:
Источник