роль мхов в образовании торфа
Сфагнумы (белые мхи) обитают преимущественно на болотах, особенно в северных широтах, где зачастую образуют сплошной покров. Уних сильноветвистые, густо покрытые мелкими листьями стебли. На верхушке
главной оси боковые веточки образуют розетку в виде головки почковидной формы. Сфагновые мхи нарастают верхушкой, ризоидов не имеют, воду и минеральные соли поглощают, в основном, нижней частью стебля, которая постепенно отмирает и, опускаясь на дно, разлагается. Листья сфагнума состоят из двух типов клеток:
1)живых — длинных и узких, содержащих хлорофилл;
2)гиалиновых — мертвых, лишенных протопласта, способных активно накапливать и удерживать большое количество воды, в 30-40 раз превышающую массу самого мха.
Разрастаясь плотными дернинами, сфагновые мхи способствуют заболачиванию почвы. Они хорошо впитывают и удерживают дождевую воду, образуя так называемые верховые болота, вода которых мало минерализована. Цикл развития сфагнума сходен с циклом развития кукушкиного льна. Из гаплоидных спор
развивается сначала зеленая пластинчатая протонема, а затем гаметофит, который и доминирует в цикле развития. Ризоиды появляются первоначально на протонеме, а потом отмирают по мере развития стебля.
Коробочка, в которой развиваются споры, устроена более просто — нет перистома и колпачка.
Моховидные распространены на всех континентах неравномерно. Больше всего их в северном полушарии, в
области с умеренным и холодным климатом, мало в засушливых областях. Мхи являются пионерами зарастания кострищ, пожарищ, троп. В лесу моховой покров затеняет почву, уменьшает суточные колебания
температур, влажности, освещенности. Покров из зеленых мхов обеспечивает хорошие возможности для
возобновления леса. Однако наличие сфагновых мхов в лесу способствует заболачиванию, ухудшает условия
роста и деревьев, и кустарников, снижает возможности роста и прорастания семян и роста проростков.
На лугах мхи ухудшают аэрацию почв и затрудняют нормальный рост трав, снижают продуктивность лугов.
Мхам принадлежит основная роль на болотах, где они участвуют в образовании торфа, который имеет
очень широкое и разнообразное использование (топливо, удобрения, подстилка для сельскохозяйственных
животных и др.) . Особенно ценен торф сфагновых, поскольку в нем меньше содержится минеральных солей, что особенно ценно при применении его в качестве источника топлива. Торф -источник получения этилового и
метилового спиртов, уксусной кислоты, нафталина, воска, дегтя, нитратов идр. Из торфа сфагнума готовят
лечебные грязи. Торф используется как строительный термоизоляционный материал, из него изготавливают
бумагу, картон. Торф, особенно низинных болот, идет на изготовление торфо-перегнойных горшочков.
Сфагновый мох используется для хранения плодов и семян.
Однако, на болотах развивается своя флора и фауна, специфичная только для них. Это связано с тем, что мхи, особенно сфагновые, выделяют бактерицидные вещества. Поэтому в процессе гниения не происходит
полного распада органических веществ, а образуются продукты полураспада — так называемые гуминовые кислоты. Полуразложившиеся продукты распада и образуют торф. Гуминовые кислотыпридают воде болот темно-коричневый цвет, она холодная, так как плохо прогревается. В этих условияхсоздается кислая среда, в которой могут существовать только приспособившиеся к данным условиям растения. Кислорода в такой воде мало. Однако болота регулируют водный обмен и поэтому осушение болот не всегда приводит к желаемым результатам. Большинство верховых болот служат истоками для многих рек (как например, истоки Волги из болот на Валдайской возвышенности).
Источник
Замечательные растения
Моховидные
Мхи (моховидные, бриофиты), отдел высших растений. Преимущественно многолетние растения, характеризующиеся групповыми формами роста (дерновинки, куртинки, подушки).
моховой ковер в лесу
Моховидные (Bryophyta) – это отдел царства растений, объединяющий многоклеточные, просто устроенные растения, у которых отсутствует проводящая ткань (флоэма либо ксилема). Именно с последним фактом связаны небольшие размеры этих растений. Тело представителей этого отдела невелико (1–50 см) и слегка дифференцировано на условные «стебель» и «листья», хотя настоящих листьев и стеблей у них нет. Нет у мхов и корней, «стебель» прикрепляется к земле ризоидами – нитевидными выростами стебля, состоящими из одной или нескольких клеток (настоящие корни, в отличие ризоидов, содержат клетки проводящей ткани).
Наиболее древние мхи известны с карбона (по некоторым сведениями – даже с девона). В настоящее время отдел моховидных включает в себя около 25 000 видов, разделённых на три класса: лиственные мхи, печёночные, антоцеротовые.
Органы полового размножения — архегонии и антеридии , бесполого — спорогон (диплоидный), которым у мхов представлен спорофит. Ок. 20 тыс видов (ок. 1000 родов), распространены по всему земному шару, растут повсеместно. 3 класса: антоцеротовые , печеночные и листостебельные . Нередко способствуют заболачиванию почв, ухудшают качество лугов. На торфяных болотах составляют основную массу торфа.
Мхи достаточно плохо приспособлены к жизни на суше. Они растут, в основном, в сырых и затенённых местах, нередко на гниющей древесине или под водой. Мхи образуют основной растительный покров тундры и торфяных болот. Из-за почти полного отсутствия кутикулы поверхность таллома интенсивно испаряет воду; её недостаток восполняется за счёт поглощения всей поверхностью тела. Некоторые моховидные, однако, могут выдерживать продолжительные периоды засухи, используя какие-то не совсем понятные механизмы. Другие могут расти на открытых скалах.
Используют в медицине (обладают антибиотическими свойствами), также в качестве подстилки для скота, изготовления плит в строительстве.
строение мхов и печеночников
Моховидные в природе часто поселяются на таких субстратах и в таких местообитаниях, которые недоступны для других растений. В этом случае они выступают в роли пионерной растительности, играя большую роль в почвообразовательных процессах. Моховидные играют существенную роль в регуляции водного баланса суши. Они регулируют испарение влаги из почвы. На лугах мхи препятствуют семенному возобновлению трав, в лесах — прорастанию семян деревьев. Аккумулируя воду, мхи вызывают заболачивание почв. Сфагновые и зеленые мхи являются основными торфообразователями. Наличие мохового покрова является одним из основных стабилизирующих факторов в условиях вечной мерзлоты.
Хозяйственное значение мхов невелико. Животные мхи не поедают. Торф применяют в качестве топлива, подстилки для домашних животных, удобрения. Путем сухой перегонки торфа получают метиловый спирт, сахарин, воск, парафин, краски, и т.д. Из торфа изготавливают бумагу и картон. В строительстве торф используется как теплоизолирующий материал. Торф имеет и медицинское значение.
Моховидные распространены во влажных местообитаниях: в тундре, на болотах и в лесах, часто доминируя в растительном покрове. Играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов. Являются аккумуляторами радиоактивных веществ.
м
Листостебельные ( лиственные ) мхи (Musci) насчитывают около 15 000 видов (по некоторым данным, до 25 000), объединённых в 660 родов, и подразделяются на подклассы сфагновых, андреевых и бриевых мхов (последние наиболее распространены в природе). Гаметофит имеет стебель и листья – обычно однослойные, расположенные на растении по спирали. Ризоиды многоклеточные ветвистые. Сфагновые (торфяные) мхи имеют крупные беловато-зелёные, жёлтые, бурые или красноватые стебли с листьями из чередующихся хлорофиллоносных и воздухоносных клеток; преобладают в тундре, на болотах и во влажных лесах. Андреевые мхи имеют мелкие красно-бурые стебли с однослойными листьями; обычно растут подушечками на скалах высоко в горах. Бриевые мхи отличаются от прочих механизмом рассеивания спор из коробочки (при помощи специальных зубцов), растут они, как правило, во влажных местах.
сфагновые мхи
Интенсивно развиваясь, мхи способствуют заболачиванию почв, ухудшают качество лугов. Торфяные мхи выделяют гуминовые кислоты, препятствующие гниению, благодаря чему скопления мёртвого мха со временем спрессовываются в торф. Торф добывают как полезное ископаемое и используют как топливо или удобрение. Кроме того, из него получают некоторые химические вещества.
Сфагновые мхи используются в качестве подстилки для скота. Так как сфагнум поглощает большие количества воды (в 30–40 раз больше массы своего тела), в войну его использовали как перевязочное средство.
Печёночные мхи ( печёночники ; Hepaticae) составляют несколько порядков, около 60 семейств, 280 родов и 9500 видов. Гаметофит – уплощенное образование, большинство видов имеют «стебель» с расположенными рядами вдоль него листьями. Ризоиды одноклеточные. При рассеивании спор коробочка раскрывается на четыре створки; рассеиванию помогают специальные пружинки – элатеры . Два подкласса: маршанциевые печёночники и юнгерманниевые печёночники. Распространены в странах тропического или умеренно влажного климата.
Маршанция относится к печеночным мхам. Таллом имеет форму нескольких розеток или лентовидных пластин, снабженных снизу ризоидами.
Печёночники. Слева направо: маршанция полиморфная, блефарострома волосолистная, птилидиум реснитчатый, цефалозия двузаострённая, барбилофозия плауновидная
Источник
Мхи способствуют заболачиванию почв
Научно-технический энциклопедический словарь .
Смотреть что такое «МХИ» в других словарях:
Мхи — Muscinae. Иллюстрация из книги Эрнста Геккеля « … Википедия
мхи — (моховидные), отдел высших растений. Включает 22 27 тыс. видов. Выделяют антоцеротовые мхи, печёночные мхи и листостебельные мхи. Известны с карбона. Распространены повсеместно. Особое значение имеют в тундре, где играют ландшафтную роль. В… … Биологический энциклопедический словарь
мхи — (моховидные, бриофиты), отдел высших растений. Преимущественно многолетние растения, характеризующиеся групповыми формами роста (дерновинки, куртинки, подушки). Органы полового размножения архегонии и антеридии, бесполого спорогон (диплоидный) … Энциклопедический словарь
МХИ — МХИ, отдел высших растений. Преимущественно многолетние растения, характеризующиеся групповыми формами роста (дерновины, куртины, подушки). Около 20 тыс. видов, по всему земному шару. Нередко способствуют заболачиванию почв, ухудшению качества… … Современная энциклопедия
МХИ — (моховидные бриофиты), отдел высших растений. Преимущественно многолетние растения, характеризующиеся групповыми формами роста (дерновинки, куртинки, подушки). Органы полового размножения архегонии и антеридии, бесполого спорогон (диплоидный),… … Большой Энциклопедический словарь
Мхи — мн. Топкое место, где во множестве растет мох. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
МХИ — в широком понимании растения, соответствующие типу мохообразных. Иногда термин понимается более узко: только как класс листостебельных мхов (luusci). Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия
МХИ — (Bryophyta), класс архегониальных растений (около 18 000 видов), разделяемый на два подкласса: 1) лиственные М. (Musci) и 2) печоночные М. (Hepaticae). Первые имеют стебель, нарастающий верхушкой, и сидящие на нем плоские листья; корни… … Большая медицинская энциклопедия
МХИ — монохроматическое излучение Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур
мхи — мхи, моховидные (Bryophyta), отдел высших растений. Преимущественно наземные, многолетние, низкорослые растения. Высотой от 1 мм до нескольких см, реже до 60 см и более. Тело М. гаметофит (половое поколение) представлено слоевищем или… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Источник
Урок биологии по теме «Мхи» 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
5 класс. Биология. Бактерии, грибы, растения .
Семенова Оксана Олеговна
МБОУ СОШ №40 г.Кирова.
1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.
2. Учебник: Пасечник В.В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения 5 кл.: — М.: Дрофа, 2013
3. Электронное приложение к учебнику: www . drofa . ru
4. Рабочая тетрадь Пасечник В.В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения 5 кл.: — М.: Дрофа, 2013
5. Методическое пособие для учителя
Оптимальный вариант: мультимедийный проектор, компьютер, технологическая карта, инструктивная карта.
Урок № 20, в теме «Царство растений» 4 урок
Предыдущие уроки: «Лишайники», «Водоросли»
Следующие уроки: «Плауны. Хвощи. Папоротники»
Характеристика видов деятельности учащихся.
Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Лабораторная работа: c троение мха.
Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов, в природе и жизни человека.
Предметные результаты обучения
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— значение мхов в жизни человека;
— особенности строения и многообразие мхов;
Учащиеся должны уметь:
— отличать мхи от других растений;
— характеризовать роль мхов в природе;
— объяснять биологические термины: мох, спора, высшее споровое растение, торф.
1. Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Формировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Формировать умения самопроверки и взаимопроверки.
1. Формировать умение осуществлять сравнение, классификацию групп растений
Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и в группе.
Личностные результаты обучения:
— Формировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
— понимать практическую значимость и ценность знаний о мхах.
Тип: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока : формирование знаний обучающихся об особенностях строения, многообразие и значение мхов.
- Обеспечить достижение предметных результатов обучения:
— Познакомить учащихся с особенностями мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями;
— Охарактеризовать среду обитания и распространения мхов;
— Раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.
- Формировать у обучающихся УУД.
Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
I . МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (7 минут)
Здравствуйте ребята. Садитесь.
Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом».
Какой из этих способов вам больше нравится? Почему ?
Слайд 1 (картинка чуда природы)
Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.
Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это? Посмотрите на экран.
Слайд 2 ( Картинка болота)
1.1.Формулировка темы урока
1. Какие растения растут на болоте?
Версии школьников. (мхи, клюква, брусника)
— Какие растения чаще всего встречаются?
Версии школьников. (Мхи)
— Что мы будем изучать на уроке?
Как можно сформулировать тему урока? (Мхи)
Давайте запишем тему урока в технологическую карту, которая лежит у вас на столах.
— Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.
— Побуждает к актуализации знаний обучающихся о мхах
— Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.
— Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам
— Определяют тему урока
— Актуализируют свои знания о мхах
— В результате индивидуальной работы предлагают свои варианты формулировки темы
— умение слушать и вступать в диалог,
— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
— владение монологической и диалогической речью
— самостоятельное выделение познавательной цели
— умение строить речевое высказывание
— формулирование проблемы и определение путей решения проблемы
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели
1. Что вы уже знаете о мхах?
(Какое строение имеют мхи, как размножаются, какое имеют значение?) Все это нам предстоит узнать сегодня на уроке.
— Какую цель урока мы поставим?
Цель: Изучить строение, многообразие и значение мхов.
Закончите фразу: Сегодня на уроке я хочу узнать… (Записывают в технологическую карту)
— Какие задачи будем решать, чтоб достичь цели урока?
Возможные различные варианты (учитель дополняет и структурирует варианты ответов детей) (слайд 4)
- Изучить классификацию мхов или их многообразие.
- Изучить строение и размножение мхов по рисункам, гербариям и тексту учебника (выполнить лабораторную работу).
- Изучить значение мхов в природе и жизни человека.
- Работа с новыми терминами.
- Делать выводы.
— Создает учебную ситуацию целеполагания.
— Побуждает обучающихся формулировать цели урока.
— Структурирует предложенные формулировки.
— Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей.
— Способствует осознанному формированию УУД при постановке «цели +»
— Формулируют проблемный вопрос
— Предлагают пути решения проблемного вопроса
2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)
2.1. Элемент содержания «Классификация мхов»
Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажненных местах и лишь изредка в засушливых областях (в сухой период они находятся в состоянии покоя и возобновляют жизнедеятельность при выпадении осадков) Посмотрите на изображение мхов?
Различают несколько групп мхов, мы познакомимся только с двумя из них.
Откройте учебник на странице 107 прочитайте и назовите группы мхов и приведите примеры.
Ответы детей (печеночные: риччия, маршанция; листостебельные: кукушкин лен, сфагнум).
Давайте заполним технологическую карту блок №1.
— Чем характеризуются печеночные мхи?
Вопросы по тексту:
1.где встречаются печеночные мхи? (сырые леса, болота, водоемы)
2. из чего состоит тело риччии? (вильчато разветвленное слоевище).
3. что образует риччия на поверхности воды? (подушки)
— Какую учебную задачу мы с вами решили (№1)
— Создает учебную ситуацию, связанную с изучением классификации мхов
— Знакомит с понятиями «печёночные» и «листостебельные» мхи
— Создает учебную ситуацию моделирования при составлении схемы классификация мхов
— Рассматривают гербарные материалы, рисунки учебника, слайды презентации, таблицу
— Моделируют при составлении схемы классификация мхов
— умение строить речевое высказывание
— контроль и оценка процесса и результатов деятельности
— подведение под понятия
— установление причинно-следственных связей
— сотрудничество с учителем и сверстниками
— участие в коллективном обсуждении проблем,
— умение слушать и вступать в диалог,
— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
— владение монологической и диалогической речью
2.2.Элемент содержания «Строение и размножение мхов»
Работа с понятиями.
— Вспомните, что значит высшие растения, что значит низшие растения. (Ответы обучающихся).
— Докажите, почему мхи относятся к высшим споровым растениям. (Мхи имеют стебель и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду).
Сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу, ход работы изложен в инструктивной карте, пункт №3. Слайд 6.
Подведем итог лабораторной работы. Что вы узнали в ходе выполнения работы.
1. Какое строение имеет кукушкин лен? (стебель, листья, ризоиды). Какие виды половых клеток есть у кукушкиного льна? (Сперматозоиды, яйцеклетки). Слайд 7.
2. Какие виды клеток входят в строение мох сфагнума? (Узкие зеленые клетки, с хлоропластами, образуют сплошную сеть; мертвые, состоящие только из оболочки с отверстиями.) слайд 8.
3. Каковы функции этих двух видов клеток мха сфагнума? (Зеленые – образуют органические вещества, мертвые – впитывают воду в 20-25 раз больше своей массы)
4. Как размножается мхи? (Спорами – особый тип клеток с плотной оболочкой, служащие для размножения растений.)
Давайте проверим выводы, которые вы написали в технологических картах.
(несколько человек зачитывают вывод)
Сравним с выводами на слайде 9.
Вывод: мхи – высшие споровые растения, так как имеют побег (стебель и листья) и размножаются спорами.
— Какую учебную задачу мы с вами решили (№2)
— Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выполнении лабораторной работы
— Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.
— Создает учебные ситуации для формирования умения определять высшие споровые растения
— Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы
— Рассматривают гербарные растения, определяют особенности внешнего и внутреннего строения мхов
— Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации
— Осуществляют поиск информации и ее преобразование
— Моделируют строение листа мха, делая схематический рисунок
— Сравнивают мох с водорослями
— Учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и определять принадлежность растения к высшим споровым растениям
— Получают информацию о мхе, осознают и запоминают ее с помощью знаково-символических действий.
— Учатся использовать все введенные на уроке понятия
2.3.Элемент содержания «Значение мхов»
Прежде чем мы перейдем к изучению значения мхов, я хотела бы рассказать вам об одном необычном свойстве мха сфагнума о котором написал Николай Михайлович Верзилин. Название рассказа Склад перевязочных средств на болоте. Слайд 10.
В 1919 году во время советско-польской войны, было много Раненых красноармейцев, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна была при гнойных ранах.
Врач лечивший в то время вспоминает, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной. Более того, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота. Теперь вы знаете, что при ранениях, когда нет йода и ваты, их может заменить белый торфяной мох — сфагнум.
– Какие же еще значения имеет эта группа растений в природе и жизни человека вы узнаете, это прочитав раздел значение мхов на странице 111.
Назовите значение мхов о которых вы прочитали.
1. Закисание и заболачивание почв.
2. Образуют торф.
Что же получают из торфа?
Запишем наши ответы в технологическую карту.
Еще об одном необычном свойстве мхов вы узнаете из сообщения. (Котельникова Е). Слайд 11.
— Какую учебную задачу мы с вами решили (№3)
— Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока)
— Создает учебную ситуацию для ознакомления мхом сфагнумом
— Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации, знаково-символические действия) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы
— Создает условия для осознания уникальности строения мха
— Обеспечивает переход к теме следующего урока
— Осуществляют поиск информации о значении мхов в природе и жизни человека
— Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи при объяснении связи строения листа и его способностью удерживать влагу
3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)
Можем ли мы сказать, что достигли цели урока и выполнили все поставленные задачи.
Предлагаю выполнить проверочную работу, вопросы у вас в технологической карте.
а) Есть стебли и листья
б) Есть стебли, листья и корни
в) Есть цветы, стебли и корни.
2 Мхи размножаются с помощью:
1) спор 2) семян 3) листьев 4) стеблей.
3. Отмершие части мха сфагнума образует:
1) торф 2) песок 3) глину 4) известняк.
4. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
1) фотосинтезирует 2) проводит питательные вещества 3) впитывают воду 4) вегетативно размножаются
5.Какие группы выделяют у мхов:
а) печёночные, листостебельные
б) кустистые, накипные
Обменяйтесь технологическими картами с соседом по парте и проведите проверку. Слайд 12. Оцените по критериям.
Сравнивают с ответами на слайде.
(Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?)
Давайте запишем домашнее задание в дневник. Слайд 13.
Запишите домашнее задание. Параграф 20. Найти ответ на вопрос из рубрики «подумайте» на странице 111.
. У нас осталось немного времени предлагаю вам разгадать загадки по теме «Мхи».
Если вам понравился урок и вы все поняли, возьмите с собой частичку хорошего настроения в виде улыбающихся воздушных шариков, а если вам урок не понравился или вы что-то не поняли, то возьмите картинку с вопросом.
Спасибо за работу. Слайд 14.
— Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
— Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.
— Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний
— Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)
— Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы
— Осуществляют рефлексию учебной деятельности
— оценка достижения планируемых результатов
— коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой
— рефлексия способов и условий действий
— контроль и оценка способов и результатов действий
— сотрудничество с учителем и сверстниками
— участие в коллективном обсуждении проблем,
— умение слушать и вступать в диалог,
— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
— владение монологической и диалогической речью
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник