Где и как образуются камни плодородия — фосфориты
Весна. Солнце. Жаворонки. Запахи теплой земли и навоза. Пора посевов. Люди на полях, на огородах. И трудно представить человека, который бы в эту пору не рвался на природу, не бросил бы семени в землю, хотя бы на йоту не приумножил количества плодов природы и рук человеческих. Трудно представить и современного любителя-огородника или земледельца-профессионала, который не использовал бы в своем деле различного рода минеральные удобрения. В их лексиконе обязательно услышишь: «фосфат», «апатит», «селитра». Но, привычно используя их, мало кто задумается над тем, откуда они берутся, а уж тем более — есть ли они в океане, в море?
Минеральные удобрения, в первую очередь, фосфаты, добываются из древних твердых пород — апатитов и фосфоритов. Крупнейшие их месторождения найдены в горах Каратау на Тянь-Шане и в Хибинах на Кольском полуострове. Эти месторождения были найдены не сразу, а когда их нашли, естественно, надо было дать объяснение их происхождению. И выяснилось, что они образовались десятки и сотни миллионов лет назад на мелководных участках древних морей и океанов. Стали искать фосфориты и на дне морском. Обнаружили обширные участки , сплошь сложенные ими и по родами, обогащенными фосфором. Они обычно приурочены к шельфовым участкам и чаще всего залегают на бровке шельфа и материкового склона. Очень много таких фосфоритовых полей обнаружено у берегов Перу, Чили, Калифорнии, Намибии, ЮАР, Марокко, Новой Зеландии.
Морские фосфориты — это, главным образом, хорошо сцементированные неправильной формы большие плиты толщиной в несколько десятков сантиметров, шириной до полуметра, длиной один-два метра. Плит на дне иногда так много, что они выглядят, как крыша дома, покрытая черепицей или шифером. Фосфориты тысячи и миллионы лет могут лежать на поверхности дна и не засыпаться осадками, из-за того, что на краю шельфа, где они находятся, имеются сильные течения и осадки здесь не накапливаются.
Много ли фосфоритов на мороком дне? Да, очень много — около 300 триллионов тонн. Этого запаса должно хватить человечеству на десятки тысячелетий. Но хотя их легко и удобно добывать, в настоящее время фосфориты со дна океанов не добываются, так как их в достаточном количестве хватает на суше. Морские фосфориты— это минеральные запасы на будущее.
Родина фосфоритов и апатитов, в том числе и тех, которые имеются на суше, — океан. Первоначально многие считали, что фосфориты в морях и океанах образовались химическим путем в местах, где на шельф поднимались с больших глубин холодные океанские воды. При подъеме на поверхность происходил их сильный прогрев. Воды насыщались фосфатами, которые, превращаясь в кристаллики минералов, падали на дно и образовывали пласты фосфоритов.
Такое мнение считалось правильным на протяжении десятилетий. Однако в 97 году советской экспедицией на судне «Академик Курчатов» в заливе Уолфиш-Бей у берегов Намибии на глубинах около 00 метров были обнаружены современные фосфориты. Современные фосфориты имеют другое происхождение, образуются они не химическим, а биологическим путем.
Первостепенную роль в этом играет фитопланктон. Он очень сильно развивается (расцветает) там, где в верхние слои океана поступает много питательных веществ—фосфатов, нитритов и нитратов, то есть главным образом в областях подъема в зону шельфа глубинных океанских вод, так называемого аивеллинга. В «удобренной» питательными солями воде фитопланктон настолько бурно развивается, что на дне образуются илы, сплошь состоящие из его остатков: кремнистых скелетов диатомовых водорослей и из обрывков их мягких тканей — органических частиц, очень богатых фосфором. Органическое вещество на дне разлагается, фосфор, содержащийся в частицах тел фитопланктона, переходит в поровую (иловую) воду — то есть в ту воду, которая пропитывает осадок. В этой воде скапливается настолько много фосфора, что он выпадает в виде мелких кристалликов в осадок и образует на дне фосфатные конкреции.
Там, где много фитопланктона, много и рыб, которые им питаются. После отмирания рыб на дно падают и начинают разлагаться их остатки, образуя сплошные залежи костей и чешуек. Особенно много рыб погибает во время так называемых заморов, когда в результате интенсивного гниения органических частиц в придонных водах исчезает .кислород и появляется сероводород. Кости и чешуя рыб сами по себе уже являются фосфатными. В донных же илах они дополнительно «обрастают» фосфатами и таким образом служат ядрами фосфатных конкреций.
Сами донные илы с костями и чешуей рыб и с конкрециями не являются готовым минеральным сырьем — фос- форитами. Но при понижении уровня океана (например, во время сильных оледенений), эти рыхлые илы и фосфатные конкреции оказываются на малых глубинах и перемываются течениями, из них выносятся глинистые частицы, а оставшиеся на дне тяжелые конкреции, кости и чешуи рыб скрепляются известковым или фосфатным веществом в фосфатные плиты. Так образуются сейчас и так образовывались миллионы лет назад фосфоритовые месторождения.
Геологи часто обнаруживают фосфориты и на вершинах подводных гор и гайотов. Они скорее всего образовались в условиях мелководья, то есть в то время, когда вершины гор или гайотов были у поверхности воды. Как и на шельфе, здесь фосфор извлекался из морской воды фитопланктоном. Часть фосфора поступала на вершины гор с вулканическими газами и с вулканической водой (гидротермами). Местами фосфор накапливался на вершинах гор за счет отложения помета птиц.
Источник
Апатит
Друзья, привет!
Сегодня я хочу рассказать Вам про Апатит — один из моих любимых камней:)
Название и происхождение
Своё название Апатит получил от греческого слова apathao, что в переводе означает «обманывать», «вводить в заблуждение». Это связано с тем, что апатит часто бывает похож на другие камни.
Физико-химические свойства
Химическая формула — Са5[PO4]3(F, Cl, ОН)
Блеск — стеклянный до жирного
Цвет — белый, зеленый, сине-зеленый, голубой, фиолетовый, редко красный
Цвет черты — белый до желтовато-серого
Прозрачность — прозрачный, просвечивающий до непрозрачного
Твердость — 5 по шкале Мооса
Плотность — 3,2 — 3,4 г/см3
Излом — раковистый; хрупок
Разновидности
Апатит представляет собой соединение трех основных веществ: фосфорной кислоты, окиси кальция (извести), фтора или хлора, довольно мягкий камень, иногда очень хорошо кристаллизующийся, но встречающийся и в виде сплошных масс.
Другая разновидность, которая встречается в виде совершенно плотных или землистых и даже мучнистых масс, называется фосфоритом.
Желто-зеленая разновидность апатита называется спаржевым камнем, синяя и сине-зеленая — морокситом. Встречаются апатиты голубые, голубовато-зеленые, фиолетовые, желтые, зеленые, коричневые, бесцветные и с эффектом «кошачьего глаза».
Апатит образует игольчатые, таблитчатые или столбчатые кристаллы. Помимо кристаллов встречается в виде волокнистых, лучистых, зернистых или плотных агрегатов с почковидной, шаровидной или гроздевидной поверхностью.
Месторождения
Канада, Бирма (Мьянма), Индия, Мексика, Шри-Ланка, Италия, Германия.
Применение и использование
Апатит является сырьём для производства фосфорных удобрений, фосфора и фосфорной кислоты, его применяют в черной и цветной металлургии, в производстве керамики и стекла. Апатит изредка используют ювелиры, но его широкое применение в ювелирном деле невозможно из-за невысокой твёрдости этого камня и того, что апатит очень хрупкий. Ювелирные апатиты имеют небольшие размеры — обычно до 5 карат, изредка до 20 карат, но они представляют почти исключительно коллекционный интерес. Самый крупный кристалл апатита ювелирного качества был найден в Кении и весил 147 карат.
Магические свойства
Апатит служит своему владельцу камнем-оберегом от множества болезней. Есть мнение, что голубые апатиты способны охладить разбушевавшиеся эмоции и вызвать у владельца умиротворенное и немного сонливое состояние. Неслучайно апатит называют «камнем умиротворения». Зеленые апатиты способствуют хорошему настроению и выработке оптимистической точке зрения.
Лечебные свойства
Считается, что желтые апатиты способны оказывать благотворное влияние на всё тело. Наряду с аквамарином голубой апатит может влиять на органы дыхания. Отсюда благотворное действие этого минерала на горло и голосовые связки. Положительно влияет апатит и на щитовидную железу. Совместно с горным хрусталём голубые кристаллы апатита можно использовать для гармонизации физического состояния.
Талисманы и амулеты
В качестве талисмана апатит пригодится людям, занимающимся деятельностью, связанной с риском: милиционерам, врачам, учителям, продавцам. Хорошо также иметь его людям, которые часто путешествуют или поздно возвращаются домой.
Дополнительная информация
Энергия — восприимчивая Инь
Гороскоп — Скорпион
Влияние на чакры — горловая, солнечного сплетения
История и легенды
Открытие месторождений апатита сделал ученый А. Е. Ферсман. Среди вишневых и золотистых камней он отыскал малоприметный апатит. С 1930 года на Кольском полуострове ведется добыча этого «камня плодородия».
Красивых Вам украшений!
С уважением, Катерина (Napoleonka)
Источник
Тест по окружающему миру (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по теме «Полезные ископаемые» 3 класс
1.Какое полезное ископаемое горючее?
2)железо 5) нефть
2.Какое полезное ископаемое самое прочное?
1)глина 3) известняк
3. Что образуется при разрушении гранита?
1)известняк 3)каменный уголь
4. Какой из драгоценных камней является известняком?
5. Камнем плодородия называют:
1)железную руду 3)торф
6.Установите соответствие между полезным ископаемым и способом его добычи.
Каменный уголь Карьер
7.В этом полезном ископаемом часто встречаются раковины разнообразной формы и величины, чёткие их отпечатки. Это говорит о том, что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных, организмов. О каком полезном ископаемом идёт речь?
8. Это полезное ископаемое входит состав грифеля простых карандашей. От его количества зависит твёрдость карандаша. Знаете ли вы, что для производства пластилина необходимы жир и это же полезное ископаемое? О каком полезном ископаемом идёт речь?
9.В 7 веке арабы напали на греков. Огромное количество кораблей окружили город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, греки выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость окружила корабли, греки подожгли её. Море вокруг кораблей стало гореть. Загорелись и корабли. О каком полезном ископаемом идёт речь?
10. В кусочке этого полезного ископаемого можно найти остатки растений, которые росли тысячи лет тому назад. Это полезное ископаемое хорошо горит, его используют как топливо и удобрение для растений. О каком полезном ископаемом идёт речь?
Ответы к тесту: 1 — 1, 5. 2 — 4. 3 — 4. 5 — 3. 6 -1—-2, 2—-3, 3—-1. 7 – об известняке. 8- о глине.
Источник
Урок-викторина по окружающему миру в 4-м классе «Обобщение материала «Горные породы и полезные ископаемые»» (по программе «Гармония»)
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания по темам: горные породы и полезные ископаемые.
- Проверить знания понятий: горные породы, полезные ископаемые.
- Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
- Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.
Форма проведения: урок — викторина
Оборудование: коллекция горных пород, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, название команд.
«Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:» (А. Новаи)
(Дети образуют 4команды.)
— Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.
— Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут на уроке.
— Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.
(Команды: «Алмаз», «Жемчужина», «Малахитовая шкатулка», «Самоцветы». Каждая защищает, представляет своё название).
— Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, в конце урока, из которых нужно составить слово.
— Я буду задавать вопросы. Вы внимательно слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.
Дайте определение горные породы.
- Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
- Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
- В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).
(по одному конверту получает каждая команда)
— Каждой команде даны информационные листы, вы в группах должны обсудить, выбрать самое главное. Один участник должен подготовить сообщение и рассказать его.
(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе, известняке).
— Молодцы, получите первый конверт, положите на середину стола, но не раскрывайте его.
3. «Узнай горные породы»
— Каждой команде предлагаются образцы горных пород, вы должны назвать её и если сможете, то скажите несколько слов о ней.
(по одному конверту получает каждая команда)
4. Кроссворд «Полезные ископаемые»
— Каждая команда получает бланк — кроссворд. Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд, чтобы получить конверт.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
Это мастep белый белый, —
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт — испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались — это:
Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зёрен состоит,
Называется:
Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
(проводится с помощью учащихся)
6. «Условные знаки»
— Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
7. «Вы это знаете?»
— Вам нужно подготовить небольшое сообщение по учебнику, обсудить в команде: где и как применяют полезные ископаемые. (песок, глина, известняк, мрамор)
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
— Последнее задание — ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.
— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (графит)
— Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о нём? (выслушиваю ответы детей)
— Давайте подведём итог нашего урока.
— Что называют полезными ископаемыми, горными породами?
— Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных ископаемых?
— Ребята, тогда нужно ценить и бережно относиться к богатствам земных недр.
— Вы очень хорошо поработали, теперь заполним листы самоконтроля в командах. (заполнили).
Источник