Меню

Мониторинг почв сельского хозяйства

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения: особенности организации

Специфика мониторинга сельскохозяйственных земель как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, требует специфических подходов и более широкого перечня показателей состояния таких земель и их плодородия.

Сложившаяся система обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления оперативной информацией о плодородии почв и состоянии сельскохозяйственных земель опирается па данные государственной статистической отчетности и сети агрометеорологических станций. При этом данные представляются в систему сбора статистической информации непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями и поэтому во многих случаях не являются достоверными и не отражают реальное состояние земель.

Вследствие недостаточного количества агрометеорологических станций невозможно оценивать все необходимые параметры сельскохозяйственного производства. Ситуация усугубляется отсутствием в цифровом виде карт сельскохозяйственной освоенности территорий с границами полей севооборотов, имеющиеся топографические карты относятся к середине 1980-х — началу 1990-х гг.

При этом на сельскохозяйственных землях в силу различного рода природных процессов и хозяйственной деятельности человека происходит постоянное изменение границ посевных площадей, условий вегетации сельскохозяйственных культур, свойств почвенного плодородия и развитие негативных процессов.

Проводимый дистанционный мониторинг (в первую очередь спутниковый) позволяет получать объективную информацию по всей территории, занятой сельскохозяйственными землями. Время обновления данной информации составляет от нескольких дней до года (в зависимости от множества факторов, в том числе от ее пространственного разрешения).

Вместе с тем данные дистанционного зондирования Земли не позволяют получить исчерпывающую информацию без наличия наземных измерений (в частности, характеристик видового состава и биомассы растительного покрова), которые должны использоваться для калибровки алгоритмов обработки спутниковых данных. Поэтому необходимо проведение наземных наблюдений, осуществление географической привязки полученных данных и формирование соответствующих государственных информационных ресурсов.

К таким ресурсам относится и государственный мониторинг сельскохозяйственных земель, который осуществляется в соответствии с Концепцией развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2022 года, утвержденной Правительством РФ в 2010 г.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель — это

система наблюдений за изменением качественного и количественного состояния таких земель, обследований их хозяйственным использованием, а также этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения органов власти, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании.

Мониторинг включает в себя систематические наблюдения:

  • 1) за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации (изменением реакции почвенной среды, содержанием органического вещества и элементов питания, разрушением почвенной структуры, засолением, осолонцеванием, заболачиванием, переувлажнением, подтоплением земель, развитием водной и ветровой эрозии, загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв);
  • 2) за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосах и пастбищах (изменением видового состава, структуры урожая, типов и качества растительности, степенью устойчивости к антропогенным нагрузкам).

Объектами мониторинга являются все сельскохозяйственные земли, включая сельскохозяйственные полигоны и контуры, независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования. Контуром является территория сельскохозяйственных земель, ограниченная естественными природными или искусственными объектами (дорогами, строениями, лесополосами, оврагами, лесными массивами и водными объектами).

Сельскохозяйственный полигон — это земли внутри контура, занятые однородной растительностью.

В целях мониторинга выделяются тестовые (валидационные) полигоны — часть сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения), характеризующая представительный природный регион с типичной структурой почвенного покрова, выбранный для проведения мониторинга показателей плодородия почв, состояния развития растений и развития негативных почвенных процессов с использованием геоинформационных технологий, данных дистанционного зондирования Земли и наземных обследований, наблюдений.

Тестовые полигоны предназначены также для отработки технологий земледелия, в том числе с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, калибровки систем дистанционного зондирования Земли, а также валидации спутниковых снимков по данным авиационных и наземных наблюдений.

При проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель решаются следующие задачи:

  • — своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • — получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров;
  • — мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий;
  • — ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учет их состояния;

формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся сельскохозяйственных земель) и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;

  • — обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель;
  • — участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств).

Сформированные государственные информационные ресурсы о сельскохозяйственных землях позволят прогнозировать развитие негативных почвенных процессов и предотвращать выбытие сельскохозяйственных земель, проводить эффективную государственную политику в сфере земельных отношений в части, касающейся сельскохозяйственных земель.

Для обеспечения эффективного управления земельными ресурсами, разработки комплекса почвозащитных мероприятий, стимулирования землепользователей в рациональном использовании и охране земель необходимы пространственно обобщенные, регионально систематизированные и сопоставимые данные о земле. Это можно обеспечить путем создания инфраструктуры пространственных данных России.

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ
И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

Стежка Л.А., Сахно В.А. ТулГУ, студенты 3-го курса, г. Тула

Рассматриваются вопросы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все, что находится «над» и «под» этим пространством, включая агроклиматические условия и их биопотенциал.

Богатство государства определяется инфраструктурой и эффективностью использования ресурсов земли.

Земельно-ресурсный потенциал России — это 1709 млн. гектаров земли 12,5% мировой территории) и 420 млн. гектаров континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55% черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород, что в сумме оценивается в 30 триллионов долларов США.

Читайте также:  Выращивание винограда обрезка осенью

Изучение качественного состояния земель в России показывает, что темпы их деградации прогрессируют. За последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн.

гектаров, в том числе пашни — на 21,5. Содержание гумуса в почвах России снизилось в среднем на 20%[1].

К сожалению, сегодняшний землепользователь в своем стремлении получить максимум продукции при минимальных затратах безразличен к качественному изменению земли и проявляет инертность к почвозащитной системе земледелия. В связи с этим вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения, их рационального использования являются наиболее актуальными, представляют стратегическую цель государственной политики.

Она реализуется с помощью государственного мониторинга земель сельскохозяйственных земель.

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель — система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением
качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, и обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью; [2]

Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя систематические наблюдения:

  • за состоянием и использованием полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и контуров, а также за параметрами плодородия почв и развитием процессов их деградации (изменением реакции почвенной среды, содержанием органического вещества и элементов питания, разрушением почвенной структуры, засолением, осолонцеванием, заболачиванием, переувлажнением, подтоплением земель, развитием водной и ветровой эрозии, загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв);
  • за изменением состояния растительного покрова на пашне, залежах, сенокосных и пастбищных угодьях (изменением видового состава, структуры урожая, типов и качества растительности, степенью устойчивости к антропогенным нагрузкам).

При проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель решаются следующие задачи:

  • своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров;
  • мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий;
  • ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учет их состояния;
  • формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся сельскохозяйственных земель) и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике;
  • обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель;
  • участие в международных программах (обеспечение выполнения международных обязательств). [3]

Для решения этих и подобных им задач требуются современные методы и средства получения, хранения, обработки и представления разнообразной информации, а также средства обмена информацией. К ним относятся методы сбора значительного объема данных по множеству показателей с весьма значительных по площади территорий.

Затем необходимо представить собранные данные в цифровом виде, пригодном для использования в информационных, в том числе геоинформационных системах. Эти системы должны объединять пространственные географические данные, аэро- и космические изображения а также тематические данные по множеству сельскохозяйственных параметров, представленных в картографической и табличной формах.

Такие системы можно использовать для выведения значительных массивов информации на экран или на твердую копию в удобных для пользователя видах. Накладывая на собранную информацию другие полученные и собранные данные, такие, например, как качество почвы, условия орошения, метеорологическая информация, фитосанитарные наблюдения, данные полевых агроисследований, данные спутникового мониторинга и т.д., можно получать вторичный производный картографический материал аналитического свойства.

На его основании можно судить о степени развития растительных культур на данной площади и в определенное время. Это, возможно, самый оптимальный способ мониторинга состояния растительного покрова, зерновых культур и пастбищ, а также их продуктивности, выявления деградации растительных культур или почвы, прогнозирования урожая и т.д.

Преимущество мониторинга как целостной системы слежения достаточно очевидно, поскольку почвенные и агрохимические исследования нередко проводятся на основе односторонних программ, предусматривающих ограниченный набор изучаемых параметров и использование разных методических и методологических подходов [4].

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения, поскольку показатели их качественного состояния низки (деградация почв, ухудшение плодородия, низкое содержание органического вещества и т.д.). Большое значение имеют вопросы охраны земель и их рационального использования, систематические наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Очень важным критерием мониторинга является получение и улучшение методов сбора информации о землях сельскохозяйственного назначения для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения, качества и уровня жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения.
Государственное регулирование таких сложных процессов дает возможность разрешения многих противоречий в условиях кризиса социально-экономического, научно-технического, интеллектуального и информационного потенциалов общества, особенно в области организации и управления сельскохозяйственного производства.

  1. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2000г — № 1
  2. Земельный кодекс РФ. № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. N 1292-р «Об утверждении концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2022 года».

к содержанию ↑

Особенности проведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и селитебных территорий

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения называется агроэкологическим мониторингом. Он является важной составляющей общей системы мониторинга и представляет собой общегосударственную систему наблюдений и контроля за состоянием агроэкосистем в процессе интенсивной сельскохозяйственной деятельности. Объектами агроэкологического мониторинга являются: почва; вода (грунтовые и сточные воды, питьевая); выделения животных (навоз), которые используются в качестве органического удобрения; загрязняющие вещества, поступающие в агроэкосистемы различными путями; растения, используемые в качестве корма для сельхозживотных, продуктов питания людей, зеленого удобрения.

По масштабам охвата территории выделяют сплошной агроэкологический мониторинг, который осуществля(ли)ют учреждения Гипрозема, Агрохимслужбы, Росгидромета и т.д., с периодичностью 5-15 лет. Они обследуют почвенный покров страны на содержание гумуса, подвижных форм азота, фосфора и калия, эродированность, засоленность, рН.

По данным обследований составляются почвенные и агрохимические очерки, в которых дают всестороннюю характеристику землепользования хозяйства и рекомендации по его улучшению, кроме этого составляются карты и картограммы. При проведении сплошного агроэкологического мониторинга выявляются антропогенные, техногенные, эрозионные и другие изменения почв и состояния почвенного покрова.

В настоящее время сплошной мониторинг проводят с помощью аэрокосмических съемок.

Локальный агроэкологический мониторинг проводят в опытно-показательных и базовых хозяйствах, расположенных в основных почвенно-климатических регионах страны. В задачи локального мониторинга входят: систематические наблюдения за состоянием основных компонентов агроэкосистемы (почва-вода-растение) под влиянием интенсивного применения средств химизации; оценка и прогноз изменений состояния названных компонентов в зависимости от техногенных нагрузок; изучение и оценка высокоэффективных экологически безопасных технологических приемов в земледелии и разработка мер по их широкому применению в производственных условиях.

Наблюдения за состоянием почвенного покрова осуществляют путем наземного почвенного картирования.

Контролируемые параметры объединяют в три группы:

Первая группа объединяет показатели ранней диагностики развития негативных явлений в состоянии почв и почвенного покрова. Она включает показатели угнетения биоты по ферментативной активности, «дыханию» и азотфиксации почв, по изменению окислительно-восстановительных и щелочно-кислотных условий, плотности и фильтрации почв, минерализации почвенного раствора, дренажных и грунтовых вод.

Наблюдения за изменениями показателей проводят несколько раз в год.

Вторая группа охватывает показатели, отражающие более устойчивые изменения почв, в том числе и количество гумуса, изменения агрегированности почвенного покрова, трансформацию содержания элементов питания растений, динамику тяжелых металлов, углеводородов, биологическую продуктивность природных и искусственных ценозов и др. Изменения этих показателей фиксируют 1 раз в 2…5 лет в зависимости от интенсивности негативных процессов.

Третью группу составляют показатели глубоких и устойчивых изменений свойств почв: соотношение тонкодисперсных и более крупных фракций гранулометрического состава почв, минералогического и химического составов, мощности почвенного горизонта и др. Измерение данных показателей проводят 1 раз в 50 лет.

Качество природных вод контролируется по нескольким группам соединений: ионы определяющие степень минерализации, биогенные вещества, органические вещества, растворенные газы, микроэлементы, радиоактивные элементы. На территориях с высокими антропогенными нагрузками обязательно контролируют различные загрязняющие вещества: нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы, фенольные соединения, нефтепродукты, СПАВ и др.

При изучении растений, как компонента агроэкологического мониторинга, фиксируют не только количество и качество урожая, но и динамические показатели его формирования в течение вегетационного периода (биомасса, развитие листовых пластинок, изменение структуры агрофитоценоза и др.). При определении качества урожая контролируют содержание в растениях тяжелых металлов, пестицидов, нитратов и других загрязняющих веществ, которые поступают в почву различными путями и в результате транслокационноной миграции накапливаются в растениях.

При применении в качестве органического удобрения больших доз полужидкого и жидкого навоза приводит к накоплению в почве фосфора и его проникновение в грунтовые воды. Поэтому все виды органических удобрений необходимо анализировать на содержание макро- и микроэлементов, патогенной микрофлоры, яиц и личинок гельминтов.

При использовании сапропелей компостов, осадков сточных вод обязательно определяют содержание тяжелых металлов, пестицидов и других загрязняющих веществ.

Городские земли в системе управления ими, при осуществлении мониторинга и охраны следует рассматривать с двух сторон: как природный ресурс и важнейшую составляющую часть городской среды, и как недвижимость, объект земельно-имущественных отношений. Поэтому при характеристике земель необходимо осуществлять кадастровую (экономическую) оценку, и оценивать их качество.

Качество городских земель – комплексная характеристика, отражающая степень соответствия фактического состояния земель требованиям их освоения в интересах города и включает ряд сведений: об инженерно-геологических и экологических условиях, природно-технологических свойствах земельных участков и другая информация для оценки качества городских земель собирается в процессе мониторинга.

Особенностью мониторинга городских земель является выявление изменений состояния земельного фонда города, их оценка и прогноз, информирование руководства города и соответствующих городских служб для предупреждения и устранения последствий негативных процессов в состоянии и использовании городских ресурсов.

Основные задачи мониторинга городских земель это:

— систематическое выявление изменений в состоянии земельного фонда и обновление банка данных земельного кадастра;

— изучение и оценка процессов осложняющих рациональное использование земель городов;

— использование и анализ данных контроля за использованием и охраной земель;

— информационное обеспечение ценового зонирования и кадастровой оценки земель;

— выявление ограничений в использовании городских земель и определение на их основе новых обременений и сервитутов.

Система мониторинга городских земель состоит из четырех этапов:

На первом этапе проводится сбор, систематизация и анализ ретроспективных материалов об объекте мониторинга. Выявляются климатические условия, особенности рельефа и геологического строения, гидрогеологические и гидрологические характеристики территории. Особое внимание уделяется экологическому состоянию земель.

На втором этапе формируется система наблюдения:

1. Разрабатывается и утверждается классификатор функционального назначения городских земель.

2. Формируется перечень негативных процессов с учетом особенностей города и классификатора функционального назначения земель.

3. Выясняется какая информация может быть получена от смежных подсистем мониторинга в других средах и по другим природным ресурсам.

4. Выбираются точки (почвенный разрез, прикопка, полуяма) и площадки (серия точек наблюдения) наблюдения, фиксируются наблюдаемые показатели по каждому выбранному объекту наблюдения. Разрабатывается технология сбора и обработки информации.

На третьем этапе создаются и отрабатываются структура и компоненты автоматизированной информационной системы мониторинга городских земель.

На четвертом этапе ведется практическая организация сбора информации, организация ее хранения, обработки и формирования результатов в виде картографических, табличных и текстовых материалов.

Например, на территории города Барнаула имеется сеть наблюдений, состоящая из 37 площадок, причем оползневые и русловые процессы контролируются отдельными программами.

Основными негативными процессами на землях города Барнаула являются (рис. 13):

— техногенные нарушения поверхности (определяют ежегодно и составляются карты);

— изменение морфо-генетических признаков почв (через 5 лет, составляется описание генетических горизонтов почв);

— экзогенные геологические процессы: 1. динамика оползней (ежегод. и операт.), 2. развитие овражной сети, км/км 2 , 3. развитие русловых процессов, 4. просадки, суффозия, карст, 5. пучение грунтов (ежегод.);

— подтопление: уровень грунтовых вод, м, см, уровень капиллярной каймы, см (сезонно); — затопление, в т.ч. пойменных земель: 1. периодичность и сроки затопления, сут. (ежегод.);

— дегумификация (для земель с/х назначения): 1. содержание гумуса в верхних горизонтах почв, % (через 5 лет);

— деградация элементов плодородия почв (для земель с/х назначения): 1. содержание валовых форм N,P,K в почвах, мг/кг (через 5 лет), 2. содержание подвижных форм N,P,K в почвах, мг/кг (ежегод.);

— физическая деградация почв (для земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования): 1. плотность почв, г/м 3 , 2. порозность аэрации почв, % (через 5лет);

— химическое и радионуклидное загрязнение почв: 1. рН водной суспензии (ежегод.), 2.

тип и степень засоления (через 5 лет), 3. валовые и подвижные формы тяжелых металлов, мг/кг (через 3 года), 4.

радионуклиды, Бк/кг (через 3 года), 5. диоксины, фураны, нг/кг (ежегод.), 6.

остаточные количества пестицидов, мг/кг (ежегод.), 7. нефтепродукты (ежегод.);

— санитарно-гигиеническое состояние почв: 1. бактериологический анализ, включая наличие биологических загрязнителей: бактерии, яйца гельминтов, личинки мух (ежегод.).

Рис. 13. Карта-схема распространения негативных процессов в Барнауле

Анализ характера и степени проявления названных процессов на территории города позволяет показать стабильность и устойчивость городской среды. Улучшение экологических условий города должно быть связано с оптимизацией нагрузки от промышленных предприятий, улучшением социально-экономических условий, созданием искусственных биологических систем (зон отдыха, санитарно-защитных и т.п.), более полном использовании лесных и пойменных земель для рекреации).

Контрольные вопросы. 1.

Глава 5. МеХанизмы регулирования использования
и охраны земель

Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Понятие, объекты и результаты государственного мониторинга земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель.

Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

к содержанию ↑

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

Источник

Adblock
detector