Мониторинг почвы для полигона
В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Задачи государственного мониторинга:
своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору;
обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
- дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
- сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
- наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
- сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
- землеустроительной документации;
- материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
- сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
- данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).
В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.
Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.
Источник
Форум для экологов
Форум для экологов
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Персональные данные
Мониторинг на полигоне ТБО
Мониторинг на полигоне ТБО
Сообщение Катарина » 18 авг 2010, 08:06
Re: Мониторинг на полигоне ТБО
Сообщение mia » 27 авг 2010, 07:24
Re: Мониторинг на полигоне ТБО
Сообщение anna vasilieva » 18 фев 2012, 21:23
Re: Мониторинг на полигоне ТБО
Сообщение Mariery » 20 фев 2012, 13:15
Re: Мониторинг на полигоне ТБО
Сообщение АлександраNNN » 06 апр 2012, 05:18
Re: Мониторинг на полигоне ТБО
Сообщение АлександраNNN » 26 апр 2012, 10:48
Re: Мониторинг на полигоне ТБО
Сообщение seergy » 26 апр 2012, 14:59
Cанитарно-защитная зона и система мониторинга
1.29. В санитарно-защитной зоне полигона запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей. При отсутствии в санитарно-защитной зоне зеленых насаждении или земляных насыпей по периметру полигона устраиваются кавальеры грунта, необходимого для изоляции при его закрытии. Режим санитарно-защитной зоны определяется действующими нормами и правилами.
1.30. Для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.
Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.
1.31. Система мониторинга должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений, а также шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона.
1.32. По согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы для контроля за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона.
Одно контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую не оказывает влияние фильтрат с полигона.
Пробы вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше полигона по течению грунтовых вод, характеризуют их исходное состояние. Ниже полигона по течению грунтовых вод (на расстоянии 50-100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1-2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды, с целью выявления влияния на них стоков полигона, Колодцы глубиной 2-6 м выполняют из железобетонных труб диаметром 700-900 мм до отметки 0,2 м ниже уровня грунтовых вод (УГВ). Фильтрующее днище состоит из слоя щебня толщиной 200мм. В колодец спускаются по стационарной лестнице. При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляется с помощью скважин. Конструкция сооружений должна обеспечивать защиту грунтовых вод от попаданий в них случайных загрязнений, возможности водоотлива и откачки, а также для удобства взятия проб воды. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте мониторинга полигонов.
1.33. В отобранных пробах обычно определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка и др.
Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.
1.34. Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуются на гельминтологические, бактериологические и санитарно-химические показатели. Если в пробах воды, отобранных ниже по потоку поверхностных вод, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых показателей по сравнению с контролем, необходимо по согласованию с контролирующими органами расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превышает ПДК, необходимо принять меры по предотвращению поступления загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты до уровня ПДК. К сооружениями по контролю грунтовых и поверхностных вод проектируются подъезды для автотранспорта и предусматривается возможность водоотлива или откачки воды перед взятием проб.
Контроль соблюдения требований охраны окружающей среды
2.12. Основные операции по эксплуатации полигонов показаны на рис. 14. Соблюдение этой последовательности обеспечивает выполнение требований охраны окружающей среды.
2.13. Контроль за загрязнением грунтовых вод осуществляется с помощью взятия проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру полигона.
Перед взятием пробы необходимо произвести откачку или водоотлив (вода в контрольных колодцах, скважинах и шурфах застаивается). Необходимо следить, чтобы при этой операции в воду вместе со шлангом или другими материалами не было внесено загрязнение.
При повышении окисляемости грунтовых вод система орошения (рециркуляции) переносится на следующие карты.
2.14. Регулярной очистке подлежат водоотводные канавы, загрязнения из которых могут попасть в поверхностные воды. На участках, где в граничных водоотводных сооружениях постоянно имеется сток, из канав также берут пробы воды на анализы.
2.15. Мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д.)
2.16. Спецавтохозяйство один раз в квартал контролирует правильность заложения внешнего откоса полигона, который, как правило, должен быть 1:4.
Рис.14 Основные технологические операции при эксплуатации полигонов
В период сухой, жаркой погоды полигоны должны быть обеспечены средствами для увлажнения ТБО. На территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО и сбор утиля.
2.17. С целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, при поступлении на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль. Для этих целей используются геологоразведочные поисковые приборы СРП-68-01 или СРП-88Н.
2.18. Промышленные отходы (ПО), допускаемые для совместного складирования с ТБО, должны отвечать следующим требованиям: иметь влажность не более 85%, не быть взрывоопасными, самовоспламеняющимися, самовозгорающимися. Основным санитарным условием является требование, чтобы токсичность смеси промышленных отходов с бытовыми не превышала токсичности бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки. Заключение о возможности приема и совместного складирования ПО и ТБО выдается ЦГСЭН на основе анализов лаборатории диагностики полигона, либо анализов ЦГСЭН, проводимых по договорам с предприятиями-поставщиками отходов.
Промышленные отходы IV класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтрата из твердых бытовых отходов, а по интегральным показателям — биохимической потребности в кислороде (БПК20) и химической потребности в кислороде (ХПК) — не выше 300 мг/л, они должны иметь однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.
Промышленные отходы IV и III классов опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30% от массы ТБО) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК20 и ХПК 3400-5000 мг/л.
Источник
Экологический мониторинг полигонов ТБО и прилегающих к ним санитарно-защитных зон
Для полигонов ТБПО разрабатывается специальный программа мониторинга, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, донных отложений и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигонов ТБПО. Мониторинг выполняется в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» М. 1997г.
Гидрохимическое опробование подземных вод проводится из контрольных колодцев или скважин, заложенных выше и ниже полигона по потоку грунтовых вод. Отбор, консервация, хранение и транспортировка проводится в соответствии с ГОСТ 17.1.5.05-85, ГОСТ 24481-80. Контролируемые компоненты выбраны в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Оценка степени химического загрязнения производится в соответствии с СанПиН 4630-88.
Опробование поверхностных водоисточников выше и ниже полигонов проводится на санитарно-химические, гельминтологические и бактериологические показатели в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Опробование воздушной среды атмосферного воздуха проводится над отработанными участками полигонов и на границе санитарно-защитной зоны на содержание токсичных соединений — согласно СанПиН 2.1.7.1038-01 и др.
Система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы, донных отложений и растений в зоне возможного влияния полигонов. С этой целью контролируется содержание токсичных экзогенных химических веществ в соответствии с СанПиН 2.1.7.1287-03 (с изменениями на 25 апреля 2007г.) «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», «Критерии оценки экологической обстановки» М.
Сотрудники лаборатории проводят мониторинг полигонов в Раменском и Домодедовском районах Московской области. Специальные исследования по изучению газогенерирующей способности свалочных грунтов были проведены на полигонах ТБПО в Ульяновской, Свердловской областей и в Республике Бурятия.
Источник