Мостовая сельскохозяйственная система
Использование: в мостовом сельскохозяйственном производстве. Сущность изобретения: мостовая сельскохозяйственная система, включает мостовой агрегат с технологическим оборудованием и путевую структуру в виде балок с двумя полками. На полках установлены направляющие пути, по которым перемещаются желобкообразные колеса рамы мостового агрегата. При использовании изобретения возможна обработка смежных участков почвы за счет перемещения по направляющим путям двух соседних агрегатов. 2 ил.
Изобретение относится к области рельсового сельскохозяйственного машиностроения, а именно к путевой структуре. Мостовая сельскохозяйственная система с установленным на раме оборудованием предназначена для механизации работ при уборке овощных и зерновых культур. При этом устойчивость движения является важным фактором.
Известно устройство для сельскохозяйственных работ, включающее подвижную тележку и связанные с ней сельхозорудия. (Патент России N 1425, А 01 В 3/74, 1919 г).
Известна почвообрабатывающая система по авторскому свидетельству СССР N 818511, МКИ А 01 В 49/00, 1981 г. содержащая раму с технологическим оборудованием, перемещающуюся по балкам, смонтированным на сваях.
Цель изобретения уменьшение энергетических затрат сельскохозяйственных машин.
Суть изобретения заключается в том, что направляющие пути закреплены на полках балок, которые имеют по концам сквозные (квадратные) отверстия по оси балок, через которые вбиты в грунт и замоноличены железобетонные сваи. Балки между собой скреплены цементным раствором и накладками. По направляющим путям одной балки перемещаются соседние мостовые агрегаты, обрабатывая смежные участки.
На фиг.1 дана мостовая сельскохозяйственная система, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид сверху.
Мостовая сельскохозяйственная система включает агрегат, рама 1 которого выполнена из продольных и поперечных брусьев. На раме 1 расположены двигатели 2, оборудование 3 и кабина управления 4. Рама желобковыми колесами 5 на полуосях 6 опирается на направляющие пути в виде рельс 7, закрепленных на полках балок 8. Каждая балка 8 имеет по две полки для установки на них направляющих путем 7, по которым перемещаются соседние агрегаты для обработки смежных участков поля. Балки 8 проложены вдоль поля, количество которых определяется длиной платформы (шириной колеи). Балки 8 по концам имеют сквозные отверстия 9, через которые вбиты и замоноличены сваи 10. Постоянная ширина колеи обеспечивает устойчивость движения. Ширина колеи контролируется также, как и на железной дороге. Движение агрегата вперед-назад осуществляется из кабины 4 управлением двигателя 3. Если на стойках, закрепленных по балкам, подвесить контактный провод, можно применить электродвигатель. Если дополнительно закрепить перекладины, можно накрыть тент или микропленку для защиты от длительного дождя. На раме (рабочей или грузовой) установлены бункеры 11 (показаны штрих-пунктиром) для сбора сельскохозяйственной продукции, и при необходимости, транспортеры. Переход на другую колею производится автомобильным прицепом.
Движение по рельсам дает возможность полностью механизировать трудоемкий процесс сельскохозяйственных работ практически в любую погоду.
Экономическая эффективность мостовой сельскохозяйственной системы достигается: сокращением расхода горючего; сокращением применяемых на поле автомашин; повышением урожайности за счет полной механизации почвы.
Мостовая сельскохозяйственная система, включающая мостовой агрегат с рабочим оборудованием, балки с направляющими путями для прохода мостовых агрегатов на смежных участках поля и сваи, отличающаяся тем, что балки выполнены с полками, а направляющие пути расположены на полках, причем на одной полке каждой балки расположены направляющие пути для прохода мостового агрегата по одному участку поля, на другой полке этой балки расположены направляющие пути для прохода мостового агрегата по смежному участку поля, при этом балки на концах имеют отверстия, в которых размещены верхние концы свай.
Источник
Мостовой технологии обработки почвы
третья редакция статьи исправленная и дополненная 17.02.2013
первая редакция статьи была опубликована в сборнике:
«ТРИЗ-профи: Эффективные решения в сельском хозяйстве». — М.: Кушнир, 2006. №2
и на сайте: http://www.trizland.ru/trizba/pdf-articles/triz-profy2/012.pdf
вторая редакция статьи дополненная была опубликована на сайте: http://www.metodolog.ru/01300/01300.html
Презентацию «Развитие способов снижения давления на почву» см. Здесь
Литература * * * ЛИНИИ РАЗВИТИЯ Линия №1. «Моно-би-полисистема» Линия №2. «Увеличение степени пустотности» Линия №3. «Увеличение степени дробления системы» (движителя) Линия №4. «Уменьшение площади следов движителей на поле» Линия №5. «Свертывание агротехнического комплекса «тягач + орудие» Линия №6. «Увеличение степени идеальности агротехнического процесса»
| Давить на почву вредноПоследнее время в специальной литературе появился термин «машинная деградация почв». Он обозначает комплекс вредных последствий, вызываемых колесами, гусеницами и рабочими органами почвообрабатывающих машин. Один из наиболее грозных факторов деградации почв — переуплотнение. Для того чтобы растения развивались нормально, требуется определенное соотношение между основными частями почвы: твердыми частицами, водой и воздухом. Оптимальной будет такая почва, в которой твердые частицы составляют 50%, вода — 30% и воздух — 20% (см. рис. 1А). Если почва переуплотнена (см. рис. 1Б), урожайность резко снижается. Это объясняется тем, что переуплотненная почва плохо впитывает влагу. Рис. 1. Сечения верхних слоев почвы: А) неуплотненной, Б) переуплотненной Сечения верхних слоев неуплотненной и переуплотненной почвы наглядно показывают, на сколько сокращается пространство для воздуха и воды под действием колес и гусениц сельскохозяйственных машин. Увеличение объема этого пространства оздоровливает почву [1]. «Исследования американских специалистов показали, что уплотнение почв в основных зерносеющих районах США снижает урожай хлебов на 8-13%. Во многих странах, в том числе и СССР, были поставлены специальные опыты. Они показали, что уплотнение пылевато-иловатого суглинка трактором, колеса которого давят на землю с силой 2 кг/см 2 . снижает урожайность картофеля более чем на 50%. Имеются данные, что урожай заметно снижается даже в том случае, когда объемный вес земли увеличивается всего на 0,01 г/см 3 » [2]. «Сегодня нужна техника, основанная на новых научных принципах. Традиционная техника — это 300 кг металла на 1 га пашни. Она ведет к переуплотнению и деградации почвы. Нужны: реактивные плуги, почволюбивые ходовые системы, вибрационные рыхлители, роторные комбайны, пневмогусеничные тракторы, плоскорезы вместо плугов. В Канаде плуги не применяются с 1963 года. В Голландии применяют мостовое земледелие» [3]. Чтобы сберечь и восстановить плодородие почвы, необходимо научиться выращивать продукты питания без ее разрушения и уплотнения. В статье дан краткий обзор известных способов решения этой задачи и показаны тенденции развития машин и технологий, позволяющие предсказать новые способы ее решения. Как обрабатывать почву без ее уплотнения?Почву разрушают и уплотняют колеса и гусеницы сельскохозяйственных машин: тракторов, комбайнов, грузовиков, сеялок, косилок и т. п. Всю эту технику можно представить как систему для обработки почвы и растений, состоящую из двух частей: орудия обработки (орудие) и машины, которые перемещают эти орудия («тягач») (см. рис. 2). Главная полезная функция «тягача» — перемещать орудие по полю. Нежелательный эффект, появляющийся при этом — разрушение и уплотнение почвы. Главная полезная функция орудия — обрабатывать почву, растение. Нежелательный эффект, появляющийся при этом — разрушение и уплотнение почвы. Главная функция системы «тягач» + орудие — обрабатывать почву и растения в соответствии с заданной технологией выращивания сельскохозяйственной культуры. В соответствии с законами развития технических систем, описанными в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основными тенденциями развития являются: постоянный рост параметров главной полезной функции системы и уменьшение факторов расплаты. Факторами расплаты являются разного рода затраты, связанные с выполнением функций системы и нежелательные эффекты, которые при этом проявляются [4 , 5]. Рассмотрим эти тенденции для системы обработки почвы и растений «тягач» + орудие. Например, для посевного агрегата рост параметров его главной полезной функции выражается в постоянном росте количества секций у сеялки и увеличении ширины захвата — 4, 6, 8, 12, 18 метров. Постоянное снижение факторов расплаты, связанных с выполнением функций, проявляется, например, в стремлении снизить вредное уплотняющее действие «тягача» и колес орудий на почву. Стремление разработчиков сельскохозяйственной техники следовать этим тенденциям приводит к противоречивым требованиям. Так, например, чтобы «тягач» мог тянуть широкозахватную сеялку, он должен быть мощным и иметь хорошее сцепление с почвой. Но мощный «тягач» больше весит, а значит сильнее разрушает структуру почвы и сильно уплотняет ее. Чтобы этого избежать, он должен быть легким. Конструктор сталкивается с необходимостью преодолеть противоречие — «тягач» должен быть тяжелым и легким. Как преодолеть это противоречие? Какие способы предлагались и могут быть предложены? СПОСОБ 1: МЕНЬШЕ ДАВИТЬ НА ПОЧВУКакие существуют пути уменьшения давления на почву? Самыми очевидными способами являются:
В первом случае мы сразу сталкиваемся с тем же противоречием: если уменьшить вес трактора, то давление на почву уменьшится, но также ухудшатся его тягово-сцепные свойства. Поэтому, чтобы сохранить тягово-сцепные свойства на уровне, необходимом для выполнения агротехнических операций, приходится использовать большие грунтозацепы и увеличивать площадь контакта колес с почвой. Это достигается за счет спаривания и страивания передних и задних колес, установки колес с широкопрофильными и арочными шинами, снижения давления воздуха в шинах (см. рис. 3, 4, 5). Применение спаренных шин снижает удельное давление на почву, что в 1,5-2 раза уменьшает степень уплотнения по следу трактора, повышает проходимость агрегатов при повышенной влажности и увеличивает их тяговое усилие. Это особенно важно в ранние сроки проведения весенне-полевых работ при высоком содержании почвенной влаги [9]. Эти и другие способы снижения давления на почву подробно рассмотрены в статье «Площадь опоры: хорошего колеса должно быть много» [47 с.80]. Здесь будут упомянуты лишь некоторые из них для того, чтобы проследить тенденции развития движителей сельскохозяйственных машин. Шины сверхнизкого давленияУменьшить давление колеса на почву можно, увеличив пятно контакта и равномерно распределив давление. Этого можно достичь, снизив давление воздуха в колесе.
Всем хорош вездеход ТТС-70, но гладкие колеса не могут создать большого тягового усилия. От колеса к гусеницеСнизить давление трактора на почву и увеличить его тяговые характеристики можно, если вместо колес использовать металлические гусеницы.
Дирижабли будут выливать миллион литров воды на пожарище, а потом бомбить его саженцами деревьев. Посадка деревьев является медленным и затратным процессом, поэтому компания Wetzonе Engineering предложила воздушный метод восстановления лесных массивов. Саженцы деревьев или рассада растений упаковывается в саморазлагающиеся пакеты конусообразной или округлой формы, содержащие необходимое количество влаги и питательных веществ (см. рис. 28). Выбранный район подвергается бомбардировке этими пакетами, что и оптимизирует восстановление лесных массивов. В настоящее время специалисты из Wetzone Engineering работают над созданием опытных образцов [34]. В России тоже задумываются о применении дирижаблей для нефтегазовых предприятий и сельского хозяйства. Дирижабли тратят меньше горючего, чем самолеты и вертолеты, поскольку и так держатся в воздухе и не требуют аэродрома. Например, руководство компании «Славнефть» считает, что использовать дирижабли дешевле, чем строить дороги с твердым покрытием между буровыми вышками. Кто знает, может лет через пятьдесят дирижабли могут быть задействованы и в сельском хозяйстве хотя бы для химической обработки полей с воздуха, чем когда-то занимались многоцелевые бипланы «АН-2» [36]. Итак, 4-ю линию развития сельскохозяйственных машин можно сформулировать в следующем виде: машины развиваются в направлении уменьшения площади следов их движителей на поле (см. рис. 29). СПОСОБ 3: «СВЕРНУТЬ» АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСВынести «тягач» за пределы поляВыше было сформулировано противоречие для «тягача» (трактора): «тягач» должен быть тяжелым, чтобы хорошо сцепляться с почвой и развивать большое тяговое усилие, и должен быть легким, чтобы не уплотнять почву. Это противоречие можно преодолеть, используя изобретательский прием «Принцип вынесения». Принцип вынесения:отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство) [4, с. 91]. Этот прием позволяет разделить противоречивые требования к «тягачу» в пространстве. От «тягача» можно отделить и вынести на край поля тяжелую часть, которая уплотняет почву, а на поле оставить только нужную часть — ту, что передает тянущую силу к орудию, это может быть цепь или трос. Такую систему под названием «самодвижущийся паровой плуг» предложил в конце XIX века основатель Немецкого cельскохозяйственного общества (DLG) агроинженер Макс Aйт (см. рис. 30) [37, 38]. Вынести «тягач» и колеса орудий за пределы поляМожно еще больше снизить уплотняющее действие на почву, если вынести за пределы поля не только «тягач», но и опоры сельскохозяйственных орудий (см. раздел «Мостовое земледелие»). Орудия движутся по полю самиИдеальный «тягач» — это отсутствующий «тягач». «Тягач» не нужен, если орудие перемещается по полю само. Один из возможных вариантов: «Интересный эффект может быть получен при использовании эффектов на уровне микроструктуры материала лемеха, например, можно получить техническую систему (ТС), свернутую в рабочий орган — серия лемехов из электрострикционных материалов, настроенных в противофазу, будет двигаться сама, оставляя за собой полосу вспаханной земли. Конечно, . эти предложения требуют экспериментальной проверки и конструкторской проработки, но затраты на исследовательские и опытно-конструкторские работы обязательно окупятся, так как они лежат на магистральном пути развития ТС — пути опережающего развития рабочего органа» [39]. |
Линия №5. «Свертывание агротехнического комплекса «тягач + орудие»Приведенные примеры демонстрируют линию свертывания агротехнического комплекса «тягач+орудие»: у комплекса постепенно уменьшается количество частей, оказывающих вредное действие на почву:
опоры орудия вынесли за пределы обрабатываемого поля — агромост опирается на постоянные колеи и держит орудие на весу; «тягача» и опор нет — орудие само движется по полю; |
СПОСОБ 4: СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО ОПЕРАЦИЙЕсли попытаться сократить количество агротехнических операций без ущерба для качества и урожайности выращиваемой культуры, то уменьшится количество проходов техники по полю, а значит, и ее уплотнение. Какие есть способы сокращения операций? Выполнить нескольких операций за один проход машины по полюЗадача предпосевной обработки почвы — создать благоприятные условия для прорастания семян и развития корневой системы, равномерного распределения питательных веществ в зоне расположения основной массы корней и обеспечить минимальные потери влаги. Для достижения поставленной задачи необходимо разрыхлить почву, раздробить глыбы, создать мелкокомковатую структуру, выровнять и уплотнить верхний слой почвы. Это можно сделать путем многократной обработки почвы однооперационными орудиями, культиваторами, боронами и волокушами-выравнивателями, планировщиками, дисковыми орудиями, различными катками. Но при этом возникает ряд проблем: дополнительный расход энергоресурсов (топлива, рабочей силы) и средств на приобретение сельскохозяйственных машин, потери влаги при каждой дополнительной обработке, увеличение сроков подготовки почвы для посева, чрезмерное уплотнение почвы. Применение современных комбинированных агрегатов дает возможность совместить различные технологические операции и ускорить подготовку почвы к посеву. Это позволяет провести сев в оптимально короткие сроки, обеспечивает работу посевного агрегата на повышенных скоростях (без ущерба качеству), что в итоге в 1,5-3 раза повышает производительность агрегата, на одну треть сокращает затраты труда, расход ГСМ — на 30-39%. Обеспечиваются равномерные и дружные всходы и ускоренный стартовый рост растений, повышается урожайность. Для изготовления одного комбинированного агрегата требуется на 20-30% меньше металла, чем для изготовления нескольких однооперационных орудий. Рентабельность производства зерна возрастает на 18,8-26%. В странах с высокоразвитым сельским хозяйством давно отказались от многооперационных технологий предпосевной обработки почвы и большое внимание уделяют уменьшению общего количества операций по обработке почвы, замене многократных предпосевных обработок однократной многофункциональной операцией. Почти повсеместно применяют комбинированные технологические агрегаты для подготовки почвы к посеву (см. рис. 32). Осуществляется переход к минимальной обработке почвы [40]. Перейти к сберегающим технологиям обработки почвыК сберегающим технологиям обработки почвы, по отношению к традиционной, относят безотвальную, минимальную и нулевую (no-till) (см. статью «Эволюция технологий обработки почвы» [47 с. 62]. Эти технологии подробно рассмотрены в книге «No-till — шаг к идеальному земледелию» [42] и в статье «No-till в России — время пришло?» [47 с. 114]. «Применение технологии no-till является самым радикальным способом для разуплотнения почв. Этому способствуют следующие факторы и особенности технологии.
Cеять раз в несколько летТакая необычная технология посева зерновых разрабатывалась в отделе прогнозов научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения (ОАО «ВИСХОМ») под руководством Зиновия Жука. Стреляем зернамиКогда наступал срок, на балку подвешивали высокочастотный элемент, задача которого по команде электронной системы разрушать оболочку зерен. Тем самым давая им возможность прорастать — каждый год «своему» ряду зерен. А потом, когда придет время, на ту же балку подвешивались другие агрегаты, выполняющие весь цикл работ, вплоть до уборки. Были спроектированы самоходная балка, высокочастотные элементы для разрушения оболочки зерна и другие навесные орудия [41]. |