Меню

Можно ли считать почву живой части экосистемы

Конспект урока. Почва-важнейшая часть экосистемы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по окружающему миру

Раздел: Экологическая система

Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы

Тип урока: комбинированный.

Цель: . Формирование у обучающихся представления о почве, как важнейшей части экосистемы.

Актуализировать знания детей по теме «Жизнь экосистемы». Изучить понятие «почва»; свойства почвы ее образование; значение почвы для экосистемы.

Развивать познавательные логические УУД через умение анализировать иллюстрации, схемы почвы, текст и выделять главные признаки, делать выводы, сравнивать результаты опыта с эталоном; знаково-символические УУД через умение работать со схемой; коммуникативные УУД через умение взаимодействовать в парах, излагать свои мысли в соответствии с нормами языка; регулятивные УУД через умение формулировать учебную задачу; осуществлять самооценку, взаимооценку.

Привести детей к осознанию того, что почва важнейшая часть экосистемы.

Дети узнают, что такое почва; свойства почвы; как образуется почва; какое значение имеет почва для экосистемы; о роли животных в образовании поддержания плодородия почв.

Дети научатся анализировать иллюстрации, схемы почвы, текст и выделять главные признаки, делать выводы, сравнивать результаты опыта с эталоном, работать со схемой, взаимодействовать в парах, излагать свои мысли в соответствии с нормами языка, формулировать учебную задачу; осуществлять самооценку, взаимооценку.

Дети осознают то, что почва очень важна для всего живого.

Книгопечатная продукция: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир. Наша планета Земля. 3 класс с. 44-45.

Раздаточные дидактические материалы: схема цепочки питания (Колосок, мышь, змея, орёл); инструкция по выполнению опытов (3 шт.).

Оборудование: спиртовка, спички, пробирка, держатель для пробирки, стакан с водой.

Модели: натуральные, схематические.

Технические средства: компьютер, медиапроектор.

На бумажных носителях: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир. Наша планета Земля. 3 класс с. 44-45; А.А.Плешаков «Природоведение» 3 класс с.54-57.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Личностные УУД: ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него.

-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

-Приветствуют учителя. Настраиваются на познавательную деятельность.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; управление поведением партнера – коррекция, оценка его действий . Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения.

Знаково – символические УУД: преобразование знаково-символической модели.

-Давайте вспомним, что такое экосистема?

( Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных по «профессии» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

-Какие «профессии» имеют живые организмы в экосистеме? Назовите их функции. (Производитель (кормилец) – источник пищи для обитателей экосистемы; потребители, (едоки) – те, кто питаются производителями; разрушители, (мусорщики) – переработчики природного мусора).

-Поработайте в парах. Составьте цепочку питания. Расскажите о «профессии» каждого организма и его роли. (Колосок, мышь, змея, орёл)

-Давайте проверим вашу работу. Какая пара желает выступить? (Проверка по эталону). (слайд 1)

-Ребята, сегодня к нам на урок пришел необычный гость! А что за гость, вы узнаете, отгадав загадку:

Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт.
Удивительный чудак,
Этот дождевой. (Червяк)

-К нам на урок пришел дождевой червь Кузя. (Картинка на доску)

-Как вы думаете, какая «профессия» у нашего гостя? (Разрушитель/мусорщик)

-А где живет Кузя? (В земле, почве).

-Что такое почва?

-На этот вопрос мы и будем искать ответ сегодня на уроке.

-Тема нашего урока – «Почва – важнейшая часть экосистемы». (слайд 2)

-Вспоминают понятие «экосистема».

-Вспоминают «профессии» живых организмов, их функции.

-Работа в парах. Составление цепочки питания и рассказ о «профессии» каждого организма и его роли.

-Анализируют свою работу по эталону.

-Слушают загадку, анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют отгадку.

-Называют «профессию» дождевого червя.

-Называют место обитания дождевого червя.

-Высказывают свои предположения.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Читайте также:  Бона форте удобрение для хвойных гранулы

Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – коррекция, оценка его действий; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

-Червячок Кузя предлагает сегодня на уроке побыть в роли исследователей. А все исследователи работают по плану.

-Давайте составим план работы. (На доску)

-С чего начнем? Знаете ли вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (Что такое почва? Каково ее основное свойство?)

-Из чего состоит почва? (Состав почвы)

— Что еще хотели бы узнать о почве?

-Какую роль играет почва в жизни растений? (Значение почвы для растений)

-Как образуется почва? (Образование почвы)

-Итак, прочитайте какой план у нас получился.

1.Что такое почва.

2. Свойство почвы.

4.Значение почвы для растений.

-Что мы сейчас с вами делали? (Планировали свою деятельность на уроке)

Что такое почва

-Что такое почва? (слайд 3) Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите? (Растения, слой земли)

-Что же такое почва? (Слой земли, на котором растут растения)

-Почва – верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения. (слайд 3)

-Какое слово вам непонятно в этом определении? (Плодородная)

-Что означает это слово, вы узнаете, прослушав сказку о волшебной кладовой.

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен 100 горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Но только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадываются, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: грибы, ягоды, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот таки стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

-Как вы поняли значение слова «плодородная»? (Богатая урожаем)

-Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай. Плодородие – основное свойство почвы. (слайд 4)

-А почему почва плодородная, мы должны выяснить из чего она состоит.

-Исследуем состав почвы.

-Для этого мы будем работать в группах. Каждая группа получает свое задание, берет нужное оборудование и проводит опыт по инструкциям, записывая выводы. Опыт №1 (группа 1)

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ___________. Значит в почве есть ______________.

Опыт №2 (группа 2)

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустой тарелкой.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в тарелку__________. Мы сделали вывод, что почва _______ воду.

1. Возьмите немного почвы.

2. Насыпьте в стакан с водой.

3. Что вы увидели?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых.

Ответ: Мы взяли немного почвы. Насыпали ее в стакан с водой и увидели, что ___________.

-Подведем итог вашей работы. Из каждой группы по одному представителю для рассказа вашей работы. (По порядку)

1. В почве есть воздух.

2. Почва не удерживает воду.

3. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых – перегной.)

-Ребята, это еще не все, что есть в почве. Сейчас я проведу опыт, а вы внимательно наблюдайте.

-Возьмем сухой почвы, насыпаем в пробирку, укрепим в держатели и прокалим почву над пламенем спиртовки.

-Что наблюдаете на стенках пробирки?

-Откуда они взялись? (Испарились)

-Значит, в состав почвы входит вода.

-Что же входит в состав почвы?

Значение почвы для растений

— А теперь узнаем, что же растения получают из почвы. Послушайте рассказ по схеме «Что получают растения из почвы». (слайд 5)

Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они высасывают из почвы воду. Вместе с водой растения высасывают растворенные соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Как же образуются соли? Перегной, под действием микробов, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Перегной как бы «кормит» растения солями. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Читайте также:  Воспроизводство почвенного плодородия неполное

-В состав экологической системы входят животные.

Некоторые люди, когда перекапывают огород, собирают червей в баночку и выбрасывают их или скармливают их курам. Правильно ли они поступают, вы ответите, прослушав рассказ, который передал…. наш червячок Кузя. (Чтение сообщение учеником)

Мы улучшаем свойства почвы. Передвигаясь в почве, мы разрыхляем её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Мы затаскиваем в свои норки большое количество растительных остатков. Так мы обогащаем почву перегноем. Поэтому нас надо охранять!

-Правильно ли поступают люди, когда избавляются от дождевых червей? Какое значение имеют черви для почвы? (Разрыхляют почву, делая в ней проходы, так проникает в почву воздух и вода; они затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков)

-Все животные, обитающие в почве, повышают ее плодородие.

-Ребята, как вы думаете, как образуется почва? (Предположения детей)

-Как образуется почва, вы узнаете, прочитав текст на с.44.

-В результате чего возникает почва? ( В результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов)

-Скалы, камни в природе постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти не питательных веществ, необходимые растениям. И все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действие микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться и другие растения. Они дают еще больше перегноя. Так постепенно, очень-очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ, превращаются в почву.

-Мы с вами узнали только малую часть о почве.

Источник

Почва — важнейшая часть экосистемы

– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.

Просмотр содержимого документа
«Почва — важнейшая часть экосистемы»

Окружающий мир (3-й класс)

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы

– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.

Чтоб урок начался в срок,

Каждый должен быть готов!

Не болтаем, не зеваем,

А урок мы начинаем!

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Ребята, давайте вспомним, организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы? (Производители, потребители, разрушители.)

– Какие роли они выполняют в экосистеме? (Производители производят органические вещества, потребители получают вещества, поедая растения или животных, а возвращают растениям углекислый газ. Разрушители превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.)

– Где живут производители, потребители, разрушители? (Живые организмы живут на пересечении трёх сред. А если точно, то растения – производители в почве, разрушители в почве, потребители на почве. )

Что же такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой Земли. Как он выглядит этот верхний плодородный слой Земли?)

— Сегодня, ребята, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. Чем занимаются учёные в лаборатории?

В 19 веке в России возникла наука — ПОЧВОВЕДЕНИЕ, основоположником которой стал Василий Васильевич Докучаев. За 200 лет учёные сделали немало открытий. И многое о почве уже известно.

— Тогда может и не надо её изучать, многое почве учёным известно? Может тогда НАМ не надо её изучать?

— Какова цель нашего исследования?

Давайте составим план урока.

«Что такое почва?»

— Каким образом мы это можем узнать? Какими методами МЫ можем узнать что-то о почве? Давайте ещё раз повторим.

Прочитать книги о том, что исследуешь.

Спросить у других людей, у специалистов.

Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

Найти информацию в глобальных компьютерных сетях.

3. Совместное открытие знаний.

Приступим к работе, следуя составленному плану.
Почва — это

– Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Читайте также:  Химический завод азотных удобрений

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

– Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов.

Следующим этап нашей работы – свойство почвы. Свойство почвы мы будем изучать с помощью ОПЫТОВ.

— Давайте подготовимся, мы похожи на научных сотрудников лаборатории, может нам чего-то не хватает? Давайте тогда оденемся, потому что в лаборатории люди надевают специальную одежду. Нужно спрятать волосы и надеть специальные перчатки.

Работать будете в паре. О чем нужно помнить, работая в паре?

На столе у вас стоят: стаканы с почвой и водой, салфетки, ложечка.

Вы видели, ребята, когда размножают растения отростки ставят в воду. А почему, они не растут в воде? (нет питательных веществ, нет воздуха)

— Давайте сейчас узнаем, какие силы почвы дают жизнь маленьким растениям. Для этого мы проведём первый опыт:

— Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте ложечкой. Подождите немного, и посмотри на дно. Что вы наблюдаете? (пену, пузырьки)

— Значит, в почве есть воздух.

В листах, которые лежат перед вами, запишите вывод. Ведь учёные ВСЕГДА записывают выводы.

У вас на салфетках лежит горсть почвы. Возьмите вторую салфетку, положите её сверху и придавите. Что вы наблюдаете? (появилось тёмное пятно)

— Почему салфетка потемнела? (от воды)

— Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)

Мы ведь научные сотрудники, нам срочно нужно записать вывод. В некоторых лабораториях выводы, записывают на диктофон.

У меня на столе стоит стакан с почвой, в которой заранее была налита вода. Я беру несколько капель этой воды, и помещаю в фарфоровое блюдце, теперь начну нагревать блюдце, пока вода не испариться. Что наблюдаем на дне блюдца после испарения воды? Что вы наблюдаете? (вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты)

— Значит, в почве есть соли или минеральные вещества, которые могут растворяться в воде.

Что должны сделать? (записать)

Давайте вернёмся к опыту № 1, когда мы добавляли почву в воду.

Что видим на дне? Песок.

А что медленно осело? Глина.

А что плавает на поверхности воды? Остатки растений – органические вещества (травинки палочки)

— Присмотритесь внимательно, что вы видите? (травинки, палочки)

— Какой вывод можно сделать? (в почве есть мёртвые организмы)

— А что с ними будет происходить в почве? (высыхать, загнивать)

— И образуется в почве перегной.

— Ребята, наши предположения подтвердилась, почва состоит из различных веществ.

В.В.Докучаев назвал почву – мёртвый живой организм. Хотите узнать почему?

— Для этого давайте воспользуемся ещё одним методом исследования. И посмотрим мультфильм.

— За что аплодировали червячку Кузе? (он совершает круговорот веществ в почве)

–Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.

4. Самостоятельное применение знаний.

Работа в учебнике.

– Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)

– На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– Перед вами кроссворд.

Основное свойство почвы. (Плодородие.)

Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску. (Чернозем.)

Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества.(Разрушители.)

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА. – Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме? Итак, какую роль играет почва в экосистеме?

( Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. В почве завершается круговорот веществ. Значит почва -важнейшая часть экосистемы.)

(– Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах). ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ…

1. с 44-45 читать, с 45 ответить на вопросы.

2. Сочинить синквейн «Почва» и нарисовать рисунок «Почва и всё, что в ней есть»

3. Практическая работа «Как я добьюсь богатого урожая на своём огороде».\

Источник

Adblock
detector