Конспект урока. Почва-важнейшая часть экосистемы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по окружающему миру
Раздел: Экологическая система
Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы
Тип урока: комбинированный.
Цель: . Формирование у обучающихся представления о почве, как важнейшей части экосистемы.
Актуализировать знания детей по теме «Жизнь экосистемы». Изучить понятие «почва»; свойства почвы ее образование; значение почвы для экосистемы.
Развивать познавательные логические УУД через умение анализировать иллюстрации, схемы почвы, текст и выделять главные признаки, делать выводы, сравнивать результаты опыта с эталоном; знаково-символические УУД через умение работать со схемой; коммуникативные УУД через умение взаимодействовать в парах, излагать свои мысли в соответствии с нормами языка; регулятивные УУД через умение формулировать учебную задачу; осуществлять самооценку, взаимооценку.
Привести детей к осознанию того, что почва важнейшая часть экосистемы.
Дети узнают, что такое почва; свойства почвы; как образуется почва; какое значение имеет почва для экосистемы; о роли животных в образовании поддержания плодородия почв.
Дети научатся анализировать иллюстрации, схемы почвы, текст и выделять главные признаки, делать выводы, сравнивать результаты опыта с эталоном, работать со схемой, взаимодействовать в парах, излагать свои мысли в соответствии с нормами языка, формулировать учебную задачу; осуществлять самооценку, взаимооценку.
Дети осознают то, что почва очень важна для всего живого.
Книгопечатная продукция: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир. Наша планета Земля. 3 класс с. 44-45.
Раздаточные дидактические материалы: схема цепочки питания (Колосок, мышь, змея, орёл); инструкция по выполнению опытов (3 шт.).
Оборудование: спиртовка, спички, пробирка, держатель для пробирки, стакан с водой.
Модели: натуральные, схематические.
Технические средства: компьютер, медиапроектор.
На бумажных носителях: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир. Наша планета Земля. 3 класс с. 44-45; А.А.Плешаков «Природоведение» 3 класс с.54-57.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Личностные УУД: ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», уметь находить ответ на него.
-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
-Приветствуют учителя. Настраиваются на познавательную деятельность.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; управление поведением партнера – коррекция, оценка его действий . Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения.
Знаково – символические УУД: преобразование знаково-символической модели.
-Давайте вспомним, что такое экосистема?
( Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных по «профессии» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
-Какие «профессии» имеют живые организмы в экосистеме? Назовите их функции. (Производитель (кормилец) – источник пищи для обитателей экосистемы; потребители, (едоки) – те, кто питаются производителями; разрушители, (мусорщики) – переработчики природного мусора).
-Поработайте в парах. Составьте цепочку питания. Расскажите о «профессии» каждого организма и его роли. (Колосок, мышь, змея, орёл)
-Давайте проверим вашу работу. Какая пара желает выступить? (Проверка по эталону). (слайд 1)
-Ребята, сегодня к нам на урок пришел необычный гость! А что за гость, вы узнаете, отгадав загадку:
Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт.
Удивительный чудак,
Этот дождевой. (Червяк)
-К нам на урок пришел дождевой червь Кузя. (Картинка на доску)
-Как вы думаете, какая «профессия» у нашего гостя? (Разрушитель/мусорщик)
-А где живет Кузя? (В земле, почве).
-Что такое почва?
-На этот вопрос мы и будем искать ответ сегодня на уроке.
-Тема нашего урока – «Почва – важнейшая часть экосистемы». (слайд 2)
-Вспоминают понятие «экосистема».
-Вспоминают «профессии» живых организмов, их функции.
-Работа в парах. Составление цепочки питания и рассказ о «профессии» каждого организма и его роли.
-Анализируют свою работу по эталону.
-Слушают загадку, анализируют содержание, выделяют главные признаки, называют отгадку.
-Называют «профессию» дождевого червя.
-Называют место обитания дождевого червя.
-Высказывают свои предположения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – коррекция, оценка его действий; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
-Червячок Кузя предлагает сегодня на уроке побыть в роли исследователей. А все исследователи работают по плану.
-Давайте составим план работы. (На доску)
-С чего начнем? Знаете ли вы, что такое почва?
— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (Что такое почва? Каково ее основное свойство?)
-Из чего состоит почва? (Состав почвы)
— Что еще хотели бы узнать о почве?
-Какую роль играет почва в жизни растений? (Значение почвы для растений)
-Как образуется почва? (Образование почвы)
-Итак, прочитайте какой план у нас получился.
1.Что такое почва.
2. Свойство почвы.
4.Значение почвы для растений.
-Что мы сейчас с вами делали? (Планировали свою деятельность на уроке)
Что такое почва
-Что такое почва? (слайд 3) Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите? (Растения, слой земли)
-Что же такое почва? (Слой земли, на котором растут растения)
-Почва – верхний, плодородный слой земли, на котором растут растения. (слайд 3)
-Какое слово вам непонятно в этом определении? (Плодородная)
-Что означает это слово, вы узнаете, прослушав сказку о волшебной кладовой.
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен 100 горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Но только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадываются, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: грибы, ягоды, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот таки стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
-Как вы поняли значение слова «плодородная»? (Богатая урожаем)
-Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай. Плодородие – основное свойство почвы. (слайд 4)
-А почему почва плодородная, мы должны выяснить из чего она состоит.
-Исследуем состав почвы.
-Для этого мы будем работать в группах. Каждая группа получает свое задание, берет нужное оборудование и проводит опыт по инструкциям, записывая выводы. Опыт №1 (группа 1)
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ___________. Значит в почве есть ______________.
Опыт №2 (группа 2)
1. Возьмите горшок с почвой.
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустой тарелкой.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в тарелку__________. Мы сделали вывод, что почва _______ воду.
1. Возьмите немного почвы.
2. Насыпьте в стакан с водой.
3. Что вы увидели?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых.
Ответ: Мы взяли немного почвы. Насыпали ее в стакан с водой и увидели, что ___________.
-Подведем итог вашей работы. Из каждой группы по одному представителю для рассказа вашей работы. (По порядку)
1. В почве есть воздух.
2. Почва не удерживает воду.
3. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых – перегной.)
-Ребята, это еще не все, что есть в почве. Сейчас я проведу опыт, а вы внимательно наблюдайте.
-Возьмем сухой почвы, насыпаем в пробирку, укрепим в держатели и прокалим почву над пламенем спиртовки.
-Что наблюдаете на стенках пробирки?
-Откуда они взялись? (Испарились)
-Значит, в состав почвы входит вода.
-Что же входит в состав почвы?
Значение почвы для растений
— А теперь узнаем, что же растения получают из почвы. Послушайте рассказ по схеме «Что получают растения из почвы». (слайд 5)
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они высасывают из почвы воду. Вместе с водой растения высасывают растворенные соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Как же образуются соли? Перегной, под действием микробов, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Перегной как бы «кормит» растения солями. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
-В состав экологической системы входят животные.
Некоторые люди, когда перекапывают огород, собирают червей в баночку и выбрасывают их или скармливают их курам. Правильно ли они поступают, вы ответите, прослушав рассказ, который передал…. наш червячок Кузя. (Чтение сообщение учеником)
Мы улучшаем свойства почвы. Передвигаясь в почве, мы разрыхляем её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Мы затаскиваем в свои норки большое количество растительных остатков. Так мы обогащаем почву перегноем. Поэтому нас надо охранять!
-Правильно ли поступают люди, когда избавляются от дождевых червей? Какое значение имеют черви для почвы? (Разрыхляют почву, делая в ней проходы, так проникает в почву воздух и вода; они затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков)
-Все животные, обитающие в почве, повышают ее плодородие.
-Ребята, как вы думаете, как образуется почва? (Предположения детей)
-Как образуется почва, вы узнаете, прочитав текст на с.44.
-В результате чего возникает почва? ( В результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов)
-Скалы, камни в природе постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти не питательных веществ, необходимые растениям. И все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действие микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться и другие растения. Они дают еще больше перегноя. Так постепенно, очень-очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ, превращаются в почву.
-Мы с вами узнали только малую часть о почве.
Источник
Почва — важнейшая часть экосистемы
– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.
Просмотр содержимого документа
«Почва — важнейшая часть экосистемы»
Окружающий мир (3-й класс)
Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема: Почва – важнейшая часть экосистемы
– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
– Объяснить причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.
Чтоб урок начался в срок,
Каждый должен быть готов!
Не болтаем, не зеваем,
А урок мы начинаем!
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Ребята, давайте вспомним, организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы? (Производители, потребители, разрушители.)
– Какие роли они выполняют в экосистеме? (Производители производят органические вещества, потребители получают вещества, поедая растения или животных, а возвращают растениям углекислый газ. Разрушители превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.)
– Где живут производители, потребители, разрушители? (Живые организмы живут на пересечении трёх сред. А если точно, то растения – производители в почве, разрушители в почве, потребители на почве. )
Что же такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой Земли. Как он выглядит этот верхний плодородный слой Земли?)
— Сегодня, ребята, я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию. Чем занимаются учёные в лаборатории?
В 19 веке в России возникла наука — ПОЧВОВЕДЕНИЕ, основоположником которой стал Василий Васильевич Докучаев. За 200 лет учёные сделали немало открытий. И многое о почве уже известно.
— Тогда может и не надо её изучать, многое почве учёным известно? Может тогда НАМ не надо её изучать?
— Какова цель нашего исследования?
– Давайте составим план урока.
«Что такое почва?»
— Каким образом мы это можем узнать? Какими методами МЫ можем узнать что-то о почве? Давайте ещё раз повторим.
Прочитать книги о том, что исследуешь.
Спросить у других людей, у специалистов.
Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.
Найти информацию в глобальных компьютерных сетях.
3. Совместное открытие знаний.
Приступим к работе, следуя составленному плану.
Почва — это
– Так, что же такое почва?
Дети внимательно рассматривают изображение почвы.
– Внимательно рассмотрите верхний слой.
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.
Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
– Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов.
Следующим этап нашей работы – свойство почвы. Свойство почвы мы будем изучать с помощью ОПЫТОВ.
— Давайте подготовимся, мы похожи на научных сотрудников лаборатории, может нам чего-то не хватает? Давайте тогда оденемся, потому что в лаборатории люди надевают специальную одежду. Нужно спрятать волосы и надеть специальные перчатки.
Работать будете в паре. О чем нужно помнить, работая в паре?
На столе у вас стоят: стаканы с почвой и водой, салфетки, ложечка.
— Вы видели, ребята, когда размножают растения отростки ставят в воду. А почему, они не растут в воде? (нет питательных веществ, нет воздуха)
— Давайте сейчас узнаем, какие силы почвы дают жизнь маленьким растениям. Для этого мы проведём первый опыт:
— Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешайте ложечкой. Подождите немного, и посмотри на дно. Что вы наблюдаете? (пену, пузырьки)
— Значит, в почве есть воздух.
В листах, которые лежат перед вами, запишите вывод. Ведь учёные ВСЕГДА записывают выводы.
— У вас на салфетках лежит горсть почвы. Возьмите вторую салфетку, положите её сверху и придавите. Что вы наблюдаете? (появилось тёмное пятно)
— Почему салфетка потемнела? (от воды)
— Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)
Мы ведь научные сотрудники, нам срочно нужно записать вывод. В некоторых лабораториях выводы, записывают на диктофон.
У меня на столе стоит стакан с почвой, в которой заранее была налита вода. Я беру несколько капель этой воды, и помещаю в фарфоровое блюдце, теперь начну нагревать блюдце, пока вода не испариться. Что наблюдаем на дне блюдца после испарения воды? — Что вы наблюдаете? (вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты)
— Значит, в почве есть соли или минеральные вещества, которые могут растворяться в воде.
Что должны сделать? (записать)
Давайте вернёмся к опыту № 1, когда мы добавляли почву в воду.
Что видим на дне? Песок.
А что медленно осело? Глина.
А что плавает на поверхности воды? Остатки растений – органические вещества (травинки палочки)
— Присмотритесь внимательно, что вы видите? (травинки, палочки)
— Какой вывод можно сделать? (в почве есть мёртвые организмы)
— А что с ними будет происходить в почве? (высыхать, загнивать)
— И образуется в почве перегной.
— Ребята, наши предположения подтвердилась, почва состоит из различных веществ.
В.В.Докучаев назвал почву – мёртвый живой организм. Хотите узнать почему?
— Для этого давайте воспользуемся ещё одним методом исследования. И посмотрим мультфильм.
— За что аплодировали червячку Кузе? (он совершает круговорот веществ в почве)
–Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.
4. Самостоятельное применение знаний.
Работа в учебнике.
– Работа с рисунком на с. 45 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)
– На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– Перед вами кроссворд.
Основное свойство почвы. (Плодородие.)
Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску. (Чернозем.)
Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества.(Разрушители.)
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА. – Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме? Итак, какую роль играет почва в экосистеме?
( Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. В почве завершается круговорот веществ. Значит почва -важнейшая часть экосистемы.)
(– Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах). ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ…
1. с 44-45 читать, с 45 ответить на вопросы.
2. Сочинить синквейн «Почва» и нарисовать рисунок «Почва и всё, что в ней есть»
3. Практическая работа «Как я добьюсь богатого урожая на своём огороде».\
Источник