Можно ли удобрения применяемые человеком для подкормки культурных растений рассматривать
Подробное решение параграф § 15 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. Углубленный уровень 2019
Вопрос 1. Что такое обмен веществ?
Обмен веществ — совокупность химических превращений веществ в живых организмах, включающая процессы поступления веществ в организм, их изменения, накопления и удаления продуктов обмена. Обмен веществ включает две группы реакций — реакции синтеза (ассимиляция, пластический обмен, анаболизм) и реакции расщепления (диссимиляция, энергетический обмен, катаболизм).
Вопрос 2. Почему для жизнедеятельности любой биологической системы необходима энергия?
Энергия — это способность совершать работу. Все преобразования вещества в биологической системе требуют энергетических затрат. Поэтому если не будет энергии в биологической системе, то её жизнедеятельность будет угасать.
Вопрос 3. Какой процесс называют гидролизом?
Гидролиз — обменное взаимодействие вещества с водой, приводящее к разложению и образованию новых соединений.
Вопрос 4. Какие витамины вам известны? Какую роль они играют в организме человека?
Рассматривая роль витаминов в обмене веществ, становится понятно, отчего же так важно питаться не только вкусно, но и полезно, включая в свой рацион не бесполезный фаст — фуд, а те продукты, которые привносят свой вклад в здоровье.
Выделяют водорастворимые (C, B1, B2, B6, PP, B12 и B5), жирорастворимые (А, В, Е и К) витамины.
Рассмотрим роль витаминов в организме человека:
Вопрос 5. Какое строение имеет молекула АТФ?
АТФ — это мононуклеотид, который, как все нуклеотиды, состоит из азотистого основания (в данном случае аденина), пятиуглеродного сахара (в данном случае это рибоза) и трёх остатков фосфорной кислоты. В молекуле АТФ имеются две макроэргические связи: между первым и вторым, а также между вторым и третьим остатками фосфорной кислоты.
Вопрос 6. Какое значение имеет АТФ для осуществления процессов обмена веществ у разных групп организмов?
АТФ является универсальным аккумулятором энергии — своеобразной энергетической «валютой» в клетках живых организмов. Клетки научились сопрягать процессы, сопровождающиеся выделением энергии, с синтезом АТФ из АДФ и неорганического фосфата (в качестве примеров можно привести субстратное фосфорилирование в ходе гликолиза и брожения, а также окислительное фосфорилирование в митохондриях и фотофосфорилирование в хлоропластах растений). В свою очередь, все процессы, протекающие с потреблением энергии, сопровождаются гидролизом АТФ до АДФ и неорганического фосфата (или до АМФ и пирофосфата). Освобождаемая при этом энергия используется клетками для совершения механической работы и для транспорта через биологические мембраны ионов натрия, калия или кальция против градиента их концентрации, а также для различных процессов биосинтеза.
Вопрос 7. Какие связи называют макроэргическими? Приведите примеры.
Макроэргические связи — это ковалентные химические связи в молекулах органических веществ, гидролиз которых сопровождается значительным выделением энергии: 30 кДж/моль и более (свободная энергия гидролиза). При их разрыве выделяется почти в четыре раза больше энергии, чем при расщеплении других химических связей.
Вообще термин «макроэргическая связь» используется исключительно для связей, энергия которых используется в метаболизме и не указывает на истинную величину энергии связей.
По химическому строению «макроэрги» — чаще всего ангидриды карбоновой и фосфорной кислот, а также других слабых кислот.
Примеры макроэргических соединений — молекулы АТФ, ГТФ и НАД.
Вопрос 8. Какую роль в организме человека и животных играют витамины?
Витамины в жизни человека и животных играют очень важную роль. Основной функцией витаминов в организме является регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечение нормального течения практически всех биохимических и физиологических процессов в организме. Витамины участвуют в кроветворении, обеспечивают нормальную жизнедеятельность нервной, сердечно — сосудистой, иммунной и пищеварительной систем, участвуют в образовании ферментов, гормонов, повышают устойчивость организма к действию токсинов, радионуклидов и других вредных факторов. Витамины нужны для роста и обновления тканей, биохимического обеспечения всех функций организма, желез внутренней секреции и т. д.
Вопрос 9. Что является источником витаминов для человека? Приведите примеры.
Основным источником витаминов являются пищевые продукты, некоторые витамины синтезируются микрофлорой кишечника (витамины К, В12, В3). Например, бактерии способны образовывать практически все витамины.
Основным источником большей части витаминов являются продукты животного происхождения, в особенности печень и почки. Объясняется это высокой метаболической активностью этих органов и способностью витаминов накапливаться в них. Однако такие витамины как А и С содержатся в основном в продуктах растительного происхождения (свежие овощи и фрукты).
Например, витамин В1 (тиамин) — в достаточных количествах содержится в нежирной свинине, печени и почках, а также крупах (гречневая, овсяная); ржаной хлеб или хлеб из витаминизированной муки. Свежие фрукты и овощи содержат незначительно количество витамина В1.
Витамин В2 (рибофлавин) — содержится в печени и почках, в молочнокислых продуктах (творог, сыры). Мясо, ржаной хлеб и крупы.
Витамин В3 (пантотеновая кислота) — в небольших количествах содержится в свежих овощах, фруктах, ржаном и пшеничном хлебе. Более богаты пантотеновой кислотой яйца. Наибольшее количество этого витамина содержится в печени и почках.
Витамин В6 (рибоксин) — в больших количествах содержится в печени. Мясо, крупы и хлеб из цельного зерна содержат примерно одинаковое количество. Фрукты и овощи содержат этот витамин в незначительных количествах.
Витамин РР — наибольшее количество витамина РР содержится в сыре. Печень, почки и крупы также богаты этим витамином. Пшеничный хлеб из цельного зерна и нежирное мясо могут служить надежным источником этого витамина. Овощи и фрукты содержат витамин РР в небольших количествах.
Витамин В9 (фолиевая кислота) — в печени. Свежая зелень (петрушка, укроп) содержит количество фолиевой кислоты в два раза меньшее, чем в печени. Овощи и фрукты содержат витамин В9 в незначительных количествах.
Витамин В12 (цианкобаламин) — в достаточных количествах содержится в печени мясе и рыбе, молочнокислых продуктах и сыре.
Витамин Н (биотин) — печень, яйца и мясо богаты этим витаминов. Хлеб и крупы содержат меньшие количества биотина, а овощи и фрукты содержат лишь незначительные его количества.
Витамин А (ретинол) — много в говяжьей и свиной печени, а также в печени трески. Достаточные количества в сливочном масле и жирном твороге. Фрукты и овощи содержат предшественника витамина А (B — каротин).
Витамин Е — в растительных маслах. Хлеб и крупы также содержат достаточное количество этого витамина.
Витамин D — печень трески, яйца и сливочное масло.
Витамин К — основная часть необходимого для организма витамина К синтезируется микрофлорой кишечника. Абсорбция этого витамина зависит от нормального функционирования кишечника и присутствия липидов (жиров) в рационе.
Вопрос 10. Используя доступные информационные источники, подготовьте сообщение о роли нуклеотидов и витаминов в осуществлении процессов жизнедеятельности организмов. Оформите его в виде презентации.
Информацию о нуклеотидах и витаминах, можно использовать ту, которая представлена в ответах к этому параграфу, можно расширить ее дополнительными источниками, картинками по теме.
Саму презентацию можно разбить на два блока: 1) нуклеотиды и их роль в осуществлении процессов жизнедеятельности организмов и 2) витамины и их роль в осуществлении процессов жизнедеятельности организмов. В первом блоке можно познакомить слушателей с нуклеотидами (мононуклеотиды (АТФ, ГТФ (гуанозинтрифосфорная кислота), УТФ (уридинтрифосфорная кислота), ЦТФ (цитидинтрифосфорная кислота); динуклеотиды (НАД+ (никотин — амидадениндинуклеотид), НАДФ+ (никотинамидадениндинуклеотидфосфат), ФАД (флавинадениндинуклеотид) и некоторые другие); кофермент А; дезоксирибонуклеотиды, содержащие в своём составе вместо рибозы пятиуглеродный сахар дезоксирибозу, — дАТФ, дГТФ, дЦТФ и дТТФ (дезоксиадено — зинтрифосфорная, дезоксигуанозинрифосфорная, дезоксицитидинтрифосфорная и дезокситимидинтрифосфорная кислоты)), их строением, классификацией, наличием макроэргических связей и плавно перейти к роли нуклеотидов в организме. Во втором блоке — то же самое, только применительно к витаминам. В конце можно подытожить: внутри клеток постоянно протекают процессы, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности. Но для нормальной жизнедеятельности организмов нужны как витамины, так и свободные нуклеотиды. Без тех и других правильная работа клеток и организма в целом нарушается. Это может привести к серьёзным нарушениям обмена веществ, что очень пагубно влияет на организм.
Вопрос 11. Можно ли удобрения, применяемые человеком для подкормки культурных растений, рассматривать в качестве аналогов витаминов?
Конечно, да. Удобрения позволяют искусственно поддерживать естественное плодородие почвы, что, в свою очередь, способствует нормальному росту растений. При регулярном выращивании культур на одной и той же земле они способны сильно истощить почву и послужить основной причиной не только снижения количества и качества урожая, снизить толерантность растений к болезням и вредителям. В отличие от природных сообществ, в культурных немногие минеральные вещества возвращаются обратно (на огороде свеклу вырастили, собрали и унесли, теперь нужно восполнить убыток фосфора, калия, магния, железа, бора, марганца).
Введение удобрений предназначено для поддержания баланса в питании растений, нормального их роста и развития, повышения устойчивости растений к вредителям и болезням.
Вопрос 12. Каким образом человек может обеспечить свой организм необходимым количеством энергии и витаминов? Обсудите это с учителем и одноклассниками.
В поддержании нашего здоровья важную роль играет сбалансированное питание, основное количество энергии и витаминов поступает в организм с пищей. В идеале с пищей мы должны получать все необходимые вещества, которые обеспечат наш организм энергией, витаминами и снабдят строительным материалом его органы и ткани. Витамины — незаменимое звено такого питания. Некоторые витамины, конечно, синтезируются и в кишечнике, обитающими в нём полезными микроорганизмами, однако в этом случае их бывает не всегда достаточно. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей.
В современных условиях обеспечить себя витаминами только за счет сбалансированного рациона можно. Однако таким категориям, как дети и подростки, беременные и кормящие женщины, пожилые и больные люди, злостные курильщики необходим дополнительный прием витаминных препаратов.
Источник
Удобрения для растений: виды, влияние, питание и правильная подкормка
Все растения и деревья, как и любой живой организм, нуждается в питании. Питательные вещества, необходимые для роста, цветения и плодоношения, растения берут из почвы, воды и воздуха. Я регулярно провожу подкормку цветов дома, на участке использую удобрения для огорода. Без правильной и своевременной подкормки растения медленно растут, перестают цвести. Разобраться во множестве видов удобрений несложно, я расскажу об основных.
Виды удобрений
Главный критерий различия удобрений – деление их на органические и неорганические (минеральные).
Органические удобрения состоят из природных исходных материалов. Главный их плюс – мягкое действие на растение, недостаток – запах и оставление пятен. К этим подкормкам относят торф, компост, зеленые растения. Навоз как удобрение – лучшее питание для сельскохозяйственных культур. Он содержит все необходимые микроэлементы. Самый ценный навоз – конский. Навоз крупного рогатого скота используют как добавку к конскому. Удобрение почвы в районах с повышенной влажностью производят весной, в засушливых районах – осенью.
Минеральные удобрения – это искусственно созданные химические подкормки. Они легко и быстро усваиваются растениями, но обладают одним существенным минусом. При неправильно рассчитанной дозировке применение этих удобрений может привести к болезни и гибели растения.
По форме выпуска минеральные удобрения делятся на:
- Жидкие удобрения. Концентрированный раствор, который перед применением разводят водой. Самая распространенная форма удобрения для комнатных растений.
- Растворимые. Порошок, который разводят в воде непосредственно перед поливом.
- Гранулированные. Чаще используется как удобрение для сада.
- Удобрения в виде свечек или таблеток. Закладываются в почву, где постепенно растворяются по мере полива. Недостаток этого вида – неравномерность распределения полезных веществ.
Источник
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 30 Питание растений Удобрения
Стр. 128. Вспомните
№ 1. Каково значение почвы в жизни растений?
Почва имеет огромное значение в жизни растений, потому что благодаря ей растения могут расти, развиваться, плодоносить. В первую очередь, почва выполняет опорную функцию, так как в ней растения удерживаются при помощи корней. Также, чем больше в почве содержится перегноя и минеральных веществ, тем она питательней и благоприятней для растений, а значит, идеальна для их жизнедеятельности.
№ 2. Какие виды удобрений вы знаете?
Все удобрения делятся на группы:
Органические удобрения (птичий помет, навоз, стружка, древесные опилки, зеленые удобрения) улучшают физические свойства и структуру почвы, ее водный и воздушный режимы, обогащают ее легкорастворимыми питательными веществами и перегноем, а также являются пищей для почвенных организмов.
Минеральные удобрения нужны почве для пополнения в ней запаса таких питательных веществ, как калий, азот, фосфор.
Бактериальные удобрения – это препараты, содержащие почвенные микроорганизмы, полезные для растений и способствующие улучшению их питания и усиления биохимических процессов.
Органно-минеральные удобрение сочетают в себе органические и минеральные вещества в виде таблеток, жидких и сыпучих смесей, гранул. При их одновременном использовании увеличивается эффективность воздействия каждого из их компонентов.
Микроудобрения удобрения – это вид удобрений, которые сдержат в своем составе микроэлементы, потребляемые растениями в малых количествах. Бывают цинковые, медные, борные, марганцевые, кобальтовые и т.д.
Стр. 131. Моя лаборатория
Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель, на высоте 10 см и на пенёк наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенёк со стеклянной трубкой (рис.82).
Почву в горшке следует полить тёплой водой, после чего вода начнёт подниматься по трубке и вытекать из неё. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.
Если поливать почву в горшке с обрезанным растением водой комнатной температуры или теплой, то она начнет подниматься по трубке и потому вытекать из нее. После полива холодной водой – вода перестает подниматься по трубке.
Проведенное исследование дает возможность сделать вывод, что процесс поглощения воды корнями растения зависит от ее температуры. Теплая вода хорошо всасывается конями, а потому хорошо подходит для полива растений. Холодная вода всасывается плохо, а потому не рекомендована для полива.
Стр. 131. Вопросы после параграфа
№ 1. Чем отличается питание растений от питания животных?
Растения по способу питания относятся к автотрофам. Они могут сами создавать органические вещества из неорганических, используя для этого солнечную энергию. Из-за этого растения часто называют фабрикой органических веществ.
Животные по способу питания является гетеротрофами. Это организмы, которые не способны преобразовывать энергию солнца и неорганические соединения в органические, а потому питаются готовой органикой – растениями, другими животными.
№ 2. Что такое почвенное питание растений?
Почвенное или корневое питание растений происходит путем поглощения корнями растения воды и растворенных в ней минеральных веществ, необходимых для его роста и развития, которые находятся в почве.
№ 3. Зачем нужно вносить в почву удобрения?
Удобрения – это специальные вещества (минеральные и органические), которые нужны для питания растений и повышения плодородия почв. Эффект их обусловлен тем, что они поставляют растениям один или сразу несколько дефицитных химических компонентов, которые необходимы для их нормального роста и развития. При помощи удобрений удается разрыхлить почву, улучшить ее структуру, сделать благоприятной для растений и плодородной.
№ 4. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?
При недостатке азотных солей в растениях происходит накапливание нитратов, а значит, затягивается их рост, вызревают побеги, качество плодов становится низким. Листья и стебель растения приобретают бледно-зеленый цвет.
Фосфор является основным элементом в полноценном питании растений. Если он в достаточном количестве, то рост корневой системы усиливается, растение выглядит сильным, здоровым. При недостатке фосфорных солей блокируется поступление цинка, происходит пожелтение и отмирание тканей в листьях растений.
Калийные соли – это важнейший элемент в питании любого зеленого растения, включая плодовые культуры, без которого невозможно их полноценное развитие. Недостаток калийных солей проявляется не сразу. К середине вегетации можно увидеть общую поблеклость и голубоватый отлив на культуре. Со временем могут появляться бурые пятна. Не редко при недостатке калия растения начинают неестественно цвести, формируя мелкие плоды.
№ 5. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить загрязнения ими близлежащих водоёмов?
Внесение удобрений должно происходить строго в указанные производителями сроки и в небольших количествах – дозировках. Недостаток удобрений не принесет пользы, а его избыток в почве может привести к вымыванию его поливами и дождями в расположенные поблизости реки, озера, пруды и прочие водоемы, в которых живые организмы могут отравиться и погибнуть.
Стр. 131. Подумайте
Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?
Недостаток минеральных веществ в почве и, как следствие, недополучение их культурами, у разных растений сказывается по-разному. Однако уже по изменениям во внешнем облике можно судить о том, что в почве есть недостаток того или иного элемента, а само растение нуждается о дополнительном внесении удобрений.
Как правило, недостаток минеральных веществ в почве выражается в замедлении роста растений и изменении их внешнего вида – увядание, тусклый цвет листьев и стебля, мелкие цветы и плоды, появление пятен и т.д.
Источник