Меню

Можно ли удобрять почву собачьим пометом

Можно ли использовать собачьи экскременты в качестве удобрения?

Продукты разложения отходов жизнедеятельности живых существ являются важным источником органических питательных соединений. Они насыщают почву азотом, помогают растениям расти и развиваться, плодоносить. Но использовать органику нужно правильно и осторожно, дабы не навредить посадкам и не спровоцировать их гибель.

Польза применения собачьих экскрементов в качестве удобрения

Некоторые огородники уверены, что собачий помет полезно использовать как подкормку. Благодаря применению испражнений животного происхождения почва получает:

  1. необходимые макро- и микроэлементы (азот, кальций, фосфор);
  2. питательную среду, благоприятную для зарождения и размножения бактерий, делающих землю рыхлой, обогащенной кислородом и способствующих лучшему впитыванию воды корнями растений.

Любят экскременты лилии, хризантемы, канны, розы, юкка.

Вред данного вида удобрений

Навоз от собак приносит не только пользу растениям, но и вред.

Опасность удобрения заключается в том, что посредством их использования происходит:

  • заражение почвы вредоносными микроорганизмами и паразитами;
  • распространение инфекционных заболеваний среди культурной растительности.

Дабы собачий навоз положительно влиял на саженцы, надо уметь правильно его использовать.

Какими паразитами заражают почву домашние животные и человек?

Состав собачьих и человеческих экскрементов практически не отличается по своему составу. Опасность как тех, так и других заключается в том, что в любых фекалиях могут находиться яйца гельминтов.

Аскариды

Круглые черви, паразитирующие в кишечнике человека и домашних животных. Вызывают заболевание пищеварительной системы – аскаридоз.

Заражение происходит путем попадания личинок гельминтов в пищеварительный тракт животного или человека. Черви паразитируют в тонком кишечнике, передвигаются к желудку и к легким. Вместе с каловыми массами яйца аскаридов попадают в почву, при благоприятных условиях внешней среды могут находиться в грунте до 12 лет.

Лямблии

Представляют собой микроскопические организмы, живущие и паразитирующие в тонком кишечнике человека. Заражение паразитами приводит к развитию болезней внутренних органов: нарушается работа пищеварительной и нервной систем, желчного пузыря, печени.

Из организма лямблии выходят вместе с калом.

Заражение происходит путем попадания цист (временной формы микроорганизмов) с питьем и едой в организм человека. Из цист в дальнейшем появляются взрослые особи.

Круглые черви и микроорганизмы, относящиеся к классу жгутиковых, представляют угрозу для человека, так как при попадании внутрь вызывают тяжелые кишечные заболевания. Заразиться ими можно, если не соблюдать правила личной гигиены. Для растений такие формы жизни опасности не несут и не влияют на качество плодов.

Сроки, нормы и особенности внесения

Собачьи экскременты как удобрение использовать в свежем виде нельзя: избыток азота способен пагубно повлиять на корневую систему растений. Чтобы органическое вещество было полезным, из него делают компост.

Правила сбора и подготовки экскрементов к внесению в почву

Собирать для удобрения лучше те отходы жизнедеятельности, которые уже затвердели или покрылись белым налетом. Затем помет рекомендуют сложить вместе с опавшей листвой, опилками, сорной травой и пищевыми отходами и плотно закрыть. Через год компостную кучу открывают и вносят получившуюся органическую подкормку во время весенней или осенней перекопки почвы.

Меры предосторожности

Работать с собачьим навозом следует аккуратно, после сбора ингредиентов для удобрения надо тщательно вымыть руки с мылом.

Овощи и фрукты, выращенные на грядках, подкормленных фекалиями животных, также следует мыть большим количеством воды.

Существуют разные мнения о том, можно ли использовать собачий помет в качестве удобрения. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Большинство огородников и садоводов-любителей, опробовавших собачий помет в качестве удобрения на своих грядках, отмечают много положительных эффектов. На форумах есть отзывы о фекалиях как об отличном удобрении для овощей и фруктов.

Скептики утверждают, что удобрять огород фекалиями и вредно, и (в лучшем случае) неэффективно. Они утверждают, что собачий помет необходимо сразу же убирать с территории и сжигать.

Органическое удобрение, полученное из отходов жизнедеятельности собак, ничем не отличается от коровьего или свиного навоза. А если его правильно приготовить и применять, то оно может оказаться даже полезнее, нежели любые иные.

Источник

можно ли в качестве удобрения использовать собачий помет?

Вау, у вас его так много, что на весь участок хватит? Или весной по скверам собирать будете? Удобряйте, но и ему нужно перепреть, как впрочем и любому другому навозу.

Не знаю, как собачьи «удобрения», опыта не было, а вот про кошачьи могу сказать с уверенностью 100% -где кот отметился, там все гибнет. Не важно как отметился-по большой или малой нужде. И соседка моя всех котов гоняет, тоже говорит, что где коты нагадят, там словно «мертвая зона», прям проплешина какая то, все сгорает. Ничего в первый год не растет, пока не перепреет. Да и на собачьих площадках я не замечала бурного роста травы.

Читайте также:  Какое удобрение лучше для картофеля вносить при посадке

А у меня жасмин все лето загибался, понять не могла почему. А теперь поняла: пес облюбовал его для туалета. На снегу все отметки видны

На даче собачье, закапываю под розы и прочие декоративные кустарники им нравится) .
На грядках не использую. в общий компост тоже не кидаю.

Ни от котов, ни от собак в смысле навоза пользы нет и лучше не пользоваться их экскрементами.

Держи собаку и козу — не будет навозу. У брата в деревне шикарно все росло, кроме угла, где он выбросил собачий навоз. Не росло там ничего и на следующий год.

Конечно, не настаивать в воде, как птичий помет или коровяк, но сбрасывать в компостную кучу или закапывать в ямы. Кстати, кошки закапывают, где им вздумается, и ничего при этом не страдает.

Источник

Можно ли удобрять почву собачьим пометом

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Информация для природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами животноводства

  • Государственные услуги
    • Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
    • Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
    • Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории
    • Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня
    • Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты
    • Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья
    • Выдача комплексного экологического разрешения
    • Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезн
    • Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации
    • Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)
    • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
    • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности
    • Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения
    • Выдача удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды
    • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными
    • Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
    • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения
    • Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
    • Согласование планов предупреждений и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Природопользователям
    • Поднадзорные объекты
    • Администрирование
    • Отчетность
    • Информация о проверках
    • Правоприменительная практика
  • Положение территориального органа
  • Руководство
  • Структура
  • Кадровое обеспечение
    • Порядок поступления и требования к кандидатам
    • Вакансии и конкурсы
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Реестр экспертов
  • Рассмотрение обращений
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Реквизиты
  • Контакты
  • Новости
  • Реестр материалов общественных обсуждений

Апрель 27, 2020

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям представляет информацию об объектах обращения с отходами животноводства.
Задача сохранения и рационального использования природной среды стала одной из важнейших в деятельности многих государств мира. Охрана природы как проблема охватывает широкий круг вопросов, связанных с экономическими тенденциями развития промышленности и сельского хозяйства, оздоровительно-гигиеническим аспектом (загрязнением атмосферы и воды), эстетикой и др.
Объекты обращения с отходами животноводства должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства в части наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов.
Так, согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792, в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008), одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов.
В ФККО навоз и помет относятся к III — IV классам опасности и входят в следующие группы отходов:
• отходы разведения крупного рогатого скота (1 12 100 00 00 0);
• отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных (1 12 200 00 00 0);
• отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих (1 12 300 00 00 0);
• отходы разведения овец и коз (1 12 400 00 00 0);
• отходы разведения свиней (1 12 500 00 00 0);
• отходы разведения сельскохозяйственной птицы (1 12 700 00 00 0);
• отходы разведения и содержания животных прочие (1 12 900 00 00 0).
Внутри каждой группы содержаться виды навоза и помета на разных стадиях перепревания: свежий (только что образовавшийся) и перепревший. В процессе перепревания из отхода улетучивается влага, а также происходит естественный процесс микробиологического разложения органических соединений. После перепревания класс опасности отхода снижается. Так, свежий навоз крупного рогатого скота, конский, верблюжий, мелкого рогатого скота, пушных зверей, диких животных после перепревания переходит из IV в V класс опасности, а свежий навоз свиней и птичий помет — из III в IV класс опасности.
Навоз и помет (далее — отходы животноводства) могут считаться также органическими удобрениями (справочно в соответствии с ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения»): навоз — смесь твердых и жидких экскрементов сельскохозяйственных животных (п.8); помет — экскременты птиц, кроликов с подстилкой или без нее (п. 10); свежий навоз (помет) — навоз (помет) без признаков микробиологического разложения(п.13); перепревший навоз (помет) — навоз (помет), в котором визуально нельзя обнаружить неразложившиеся растительные остатки (п. 16).
Технологическое проектирование систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета регламентируется требованиями «РД-АПК 1.10.15.02-17. Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом России 23.05.2017) (далее — РД-АПК 1.10.15.02-17).
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с ч.1 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред.от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категори:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
Согласно ч.4 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред.от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа относится к объектам III категории, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Также, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Как правило, отходы животноводства хранятся в специализированных объектах дольше 11 месяцев (а именно — до 12 месяцев), что позволяет отнести навозо- и пометохранилища к объектам размещения отходов и обусловливает необходимость внести такой объект в ГРОРО и получить соответствующую лицензию.
Опираясь на определение понятия утилизации отходов, можно предположить, что использование перепревшего навоза IV класса опасности (например, свиного) в собственных целях (например, для удобрения сельскохозяйственных полей) подпадает под понятие утилизации, а значит, также подлежит лицензированию.
Более того, перепревание отходов животноводства естественным или другим способом вполне подходит под определение обезвреживания отходов, т.к. в результате уменьшается количество отходов и степень их опасности для окружающей среды, а это влечет необходимость проведения государственной экологической экспертизы и получения соответствующей лицензии.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
При этом необходимо иметь в виду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.
Вместе с тем, вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом, разрабатываемые нормативные и нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
При этом правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом, природопользователи, осуществляющие деятельность в результате которой образуются отходы животноводства и осуществляющие деятельность по обращению данных видов отходов обязаны соблюдать требования законодательства об отходах производства и потребления, выражающиеся в отнесении данных видов отходов к конкретному классу опасности, ведении в установленном порядке учета отходов, соблюдении требований при их обращении, в том числе лицензирования деятельности, при наличии объектов размещения отходов проводить государственную экологическую экспертизу, осуществлять своевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включая предоставление соответствующей отчетности согласно установленной категорийности объекта.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актов, правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.

Читайте также:  Буро подзолистые почвы приморского края

Источник

Adblock
detector