ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §58. Союз как часть речи. Упражнение №358
Известный русский лингвист Василий Алексеевич Богородицкий назвал служебные части речи «словечками отношений». Прочитайте текст. Определите его тип и стиль. Установите, какие смысловые отношения выражены между простыми предложениями в сложном с помощью союзов.
Спишите, выделив три абзаца, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обобщающее слово при однородных членах.
Самое це(н, нн)ое на Земле — земля, почва. О земле говорят плод..родная потому (что) она родит плоды хлебное зерно и к..ртофель яблоки и бананы. На угле (н..)чего (не)растёт на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом саморо..ке (не)выр..стет лопух. На земле р..стут тыс..чи различных растений что(бы) дать людям пищу одежду жильё. Мы (не)можем жить без р..стений а растения (не)могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всего в (не)сколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой и дал нашей планете жизнь. (По)этому такую землю надо беречь. (По А. Мусатову)
Решение
Самое ценное на Земле — земля, почва. О земле говорят плодородная, потому что она родит плоды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы.
На угле ничего не растёт, на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом самородке не вырастет лопух. На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жильё. Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всего в не сколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой и дал нашей планете жизнь. Поэтому такую землю надо беречь. (По А. Мусатову)
Тип текста − рассуждение,
Стиль текста − публицестический.
Источник
Мусатов самое ценное земле земля почва
Три дня лил теплый весенний дождь. Он, как шваброй, продраил землю, согнал с нее последние следы долгой зимней спячки, и все кругом ожило, зазеленело, стремительно тронулось в рост. Ивы и вербы у речки оперились нежными листьями, точно деревья завесились прозрачной кисеей.
В первое же погожее утро Захар Векшин решил начать копать землю на участке. Он осторожно оделся, чтобы не разбудить Федю, калачиком свернувшегося под одеялом.
Старик умышленно не поднял внука. Хотелось проверить, не белоручка ли тот, потянет ли его к земле, прибежит ли он сам на участок.
Перед тем как выйти из дому, Захар подошел к Феде, чтобы накрыть его полушубком. И тут он обнаружил, что под одеялом никого нет. Старик забеспокоился и направился к участку. Еще издали он заметил густой столб дыма. Захар прибавил шагу.
Посредине участка пылал огромный костер. Вокруг суетились Маша и Зина Колесова. Они подбрасывали в огонь прошлогодние огуречные плети, бурые стебли помидоров, собранный со всего участка мусор.
Мальчишки во главе с Федей чинили изгородь: выпрямляли накренившиеся столбы, переплетали перекладины свежим тычинником.
— Та-ак! — удивленно протянул дед Захар. — Самоуправничаете? Хозяевами заделались…
Неожиданно подул ветер, и в углу участка что-то затрещало.
Старик оглянулся. Высокое чучело кивало ему широкополой соломенной шляпой и взмахивало соломенными руками.
Захар обошел чучело кругом и покачал головой:
Но тут он услышал голоса птиц. На белых сучьях около новеньких дощатых скворечен прыгали черные, как угли, скворцы. Вот один из них юркнул в круглое отверстие скворечни, через минуту вылез обратно, уселся на ветку березы, растопырил перышки, счастливо зажмурил глаза и скрипуче запел — как видно, о том, что вот он наконец вернулся из теплых далеких стран в родные края и очень доволен своим новым жильем.
Захар, прикрыв ладонью от солнца глаза, долго слушал скворца, и лицо его светлело все больше и больше.
— Дедушка, — подбежала к нему Маша, — а когда землю начнем копать? Мы и лопаты наточили.
Захар обвел глазами ребят, помял белую в колечках бороду и невольно улыбнулся:
— Ну что с вами поделаешь, неотступные вы люди! Одолели-таки меня. Когда землю копать, спрашиваете? А вы сами примечайте. Видите, скворцы новоселье справляют. Значит, время. Только, чур, — старик согнал с лица улыбку: — забалуетесь или помнете что — зараз от хозяйства отлучу.
— Все слышали? — обратилась Маша к ребятам.
— Это само собой, — сказал Семушкин.
— Если какой инвентарь нужен, вы не стесняйтесь, берите в теплице, — разрешил Захар.
— Она же на замке, дедушка. И ключ вы завсегда прячете, — заметила Маша.
— Ах, да, да! — засмеялся старик и показал ребятам, куда он убирает ключ от теплицы.
Потом он расставил ребят по участку. Все принялись копать землю. Федя, цепко держа заступ в руках, с хрустом вогнал его в жирную землю, выворотил тяжелый ком и разрубил крепкую дернину.
Рядом с ним копала землю Маша. Она любила эту работу. Весной мать обычно отводила ей на огороде отдельную грядку, и Маша сама вскапывала ее и засевала. Огурцы и капуста мало интересовали Машу. Ей хотелось вырастить что-нибудь необыкновенное, никогда не виданное в деревне. Однажды по совету Андрея Иваныча она посеяла на грядке зернышки с загадочным и нездешним названием — «люффа». Новое растение, как хмель, опутало плетень, зацвело крупными белыми цветами и завязало плоды, похожие на огурцы. Но к осени обнаружилось, что новые огурцы жестки, мочалисты, несъедобны, и даже коровы брезговали ими.
Ребята подшучивали над Машей, сочиняли про ее люффу веселые песенки, пока учитель не посоветовал девочке опустить плоды люффы в чугун с кипятком. Плоды разварились, и Маша вытащила из чугуна мочалки, напоминающие морские губки.
«И то не беда! Овощь не получилась — мочалка в доме пригодится», — похвалила девочку мать.
Ребята поработали на участке часа полтора, потом побежали в школу.
Маша решила, что она сегодня обязательно поговорит с Санькой. Но в классе его не было. Кто-то сказал, что лошадь отдавила Саньке ногу и он сидит дома.
После занятий Маша отправилась в Большой конец, на колодец — вода в том колодце была самая чистая и вкусная, и, кроме того, по пути можно заглянуть к Коншаковым.
Девочка привязала конец звонкой холодной цепи к дужке ведра и, притормаживая ладошкой быстро крутящийся ворот, опустила ведро на дно колодца. Потом, поплевав на руки, принялась вытягивать цепь обратно. И сразу почувствовала неладное: цепь не вздрагивала и не звенела, как туго натянутая струна.
Маша заглянула в колодец и обмерла: ведра на конце цепи не было. Девочка расстроилась: ведро новенькое, из светлой жести, мать его совсем недавно купила в городе.
— Ведро упустила? Не горюй, мы его зараз вытащим.
Он принес откуда-то старый багор, привязал к цепи и принялся шарить им по дну колодца.
Собрались мальчишки Большого конца. Словно почуяв, что можно позубоскалить, примчался Девяткин; прихрамывая и опираясь на палочку, подошел Санька.
Все заглядывали в глубокий, немного таинственный колодец, давали друг другу множество советов, в какой раз опускали на дно багор, но ведро зацепить не могли.
— Не на ту приманку удите, рыбаки! — веселился Девяткин. — Вы на муху попробуйте или на червяка. — Потом дурашливо запел: — «Потеряла я ведерко, потеряла я ведро…» Вечная ему память!
— В самом деле, Маша, — уныло вздохнул Семушкин: — не достать нам его.
— Эх вы, мужики! — с укором бросила Маша. — Будь я мальчишкой, я не только в колодец, я бы… я бы со дна моря что хошь достала.
— Ох, ретива! — захохотал Девяткин. — «Со дна моря»… А море — курице по колено, шапкой покроешь.
— Чего ты, как гром, грохочешь! — вспыхнула Маша. — Вот захочу и… достану!
— Держите меня! — Девяткин повалился на землю и задрыгал ногами. — Она достанет! Это как тогда в ледоход через реку бегала… Умора!
У Маши задрожали губы.
— А я говорю, — выкрикнула она, — вот обвязывайте меня цепью… спускайте в колодец!
Мальчишки ахнули. Степа потянул ее за рукав и покачал головой.
Маша и сама понимала, что наговорила лишнего, но остановиться уже не могла. Схватила конец цепи и принялась опоясываться, как ремнем.
Санька, который до сих пор сидел в стороне и ковырял палочкой землю, вдруг поднялся, заглянул в колодец, потом отобрал у девочки цепь и кивнул Девяткину:
— Какое полено? — осклабился тот.
— Березовое, можно и осиновое. И чтобы без сучков. Живо!
Девяткин пожал плечами, оттопырил нижнюю губу, но за поленом все же сходил.
Санька обвязал полено цепью, сел на него верхом, взял в руки багор и приказал мальчишкам опускать себя в колодец. Похрустывая, цепь медленно поползла вниз. Где-то очень глубоко таинственно мерцала зеленая вода. Повеяло холодом, запахло плесенью, гнилым деревом, кругом сгущалась темнота. Сердце у Саньки замерло. Почему-то пришло в голову, что все, кто остался там наверху, на солнце, сейчас разбегутся и он навсегда останется в узком, душном колодце.
Чтобы не было так страшно, Санька то и дело подавал наверх команду: «Прибавь ходу!», «Ровнее спускай!»
Наконец багор плеснул по воде.
— Стоп! — крикнул Санька.
Цепь замерла, и он принялся шарить багром по дну колодца. Минут через десять мальчишки подняли Саньку наверх. В руке он держал светлое жестяное ведро.
Мальчик ступил на землю. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело таким несказанно радостным и привлекательным, что он невольно зажмурился.
А Маше показалось, что у Саньки засорились глаза от паутины, которая облепила его лицо, и она подошла к нему с ведром воды:
Когда же все начали расходиться от колодца, Маша не выдержала, догнала Саньку.
— Саня, — помолчав, призналась она, — а я бы ни за что не могла в колодец полезть… Темно там, склизко… жабы, наверное…
— Я знал, что не могла.
Она покосилась на закутанную ногу мальчика:
— Сказывают, тебя лошадь копытом ударила. Больно, Саня?
— До свадьбы заживет.
— А как заживет, придешь к нам на участок работать?
— В грядках копаться? — Санька невесело усмехнулся. — Цветочки-ягодки разводить? А может, опять люффу-мочалку?
— Зачем люффу! — обиделась Маша. — Разные сорта семян будем испытывать. Знаешь, сколько мы их насобирали! А дедушка такой сорт пшеницы нашел — все, говорит, сорта побьет.
— Было когда-то хорошее зерно… Слышала, что с ним мать сделала? Какие уж теперь опыты на голом месте!
— А отец твой, Саня…
— Что — отец?! Что ты знаешь про моего отца?! — Санька резко, всем корпусом, повернулся к Маше. — Ему тринадцати лет не было, а он за плугом ходил, семью кормил. Всю жизнь за землю держался. Пока свою пшеницу не выходил, пять лет бился над ней…
— И мы… пять лет можем! — запальчиво спорила Маша.
— Хоть десять! А мне с вами делать нечего. — Санька вяло махнул рукой и, опираясь на палочку, медленно побрел к дому.
«Что это с ним? — подумала Маша, удивленная столь неожиданной вспышкой. — Щетинится, как еж колючий. Слушать ничего не хочет…»
«Векшинская бригада», как прозвали в колхозе помощников деда Захара, между тем собиралась на участке почти каждый день.
Ребята вскопали всю землю; как лист бумаги, разлиновали ее на клетки, понаделали грядок.
Починили изгородь, построили шалаш, протянули через участок проволоку, увешанную пустыми консервными банками, бутылками, железными обручами из-под бочек. Стоило кому-либо приоткрыть калитку, и участок наполнялся веселым бренчанием, звоном и треньканьем.
Один за другим мальчишки Большого конца вступали в «векшинскую бригаду».
Однажды Санька с Петькой встретили Степу Так-на-Так.
Согнувшись в три погибели, тот тащил к участку огромную вязанку прошлогодних стеблей подсолнечника.
— И тебя завербовали? Грузчиком или как? — Девяткин загородил ему дорогу.
— Что ж, Степан? — спросил Санька. — Собирались в поле вместе работать, а ты вон куда…
— Понимаешь, Коншак… — Степа опустил на землю вязанку стеблей и вытер потное лицо. — Занятную штуку Федя придумал… водопровод строим.
— Вот стебли подсолнуха срастим и проведем к реке. А там бочку поставим, журавль… Вода самоходом и пойдет. Нам теперь никакая засуха не страшна. Мы еще с Федей ручной культиватор изобретаем!
— Изобретают изобретатели, а вы кто такие? — сказал Девяткин.
Но Степа сделал вид, что опять не заметил его.
— Ты ходи, да оглядывайся! — строго предупредил Девяткин. — Еще наши рыбные места покажешь этому Феде, а потом за грибами, за ягодами поведешь в заповедные участки. Смотри у нас!
— Нужны ему ваши места! — засмеялся Степа. — Он сам что угодно найдет. Знаешь, у него глаз какой! Он нам вчера про целебные травы пояснял: какая кровь останавливает, какая рану заживляет. Они с дедушкой партизан ими лечили, когда в отряде жили.
— А ну, изобретатель, разбрасывай свое добро на все четыре стороны! — строго приказал Девяткин и начал развязывать веревку, стягивавшую вязанку.
— Не тронь! — остановил его Санька. — Пусть забавляется, его дело.
Девяткин неодобрительно покачал головой:
— Чего ты раскис, Коншак? Так же весь наш конец переметнется в Федькину команду.
Но Санька, казалось, не замечал недовольного вида Девяткина.
Источник
Интегрированный урок на тему «Родная земля в русском языке и литературе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Почва – это кормилица человечества.
Она для нас дороже золота.
Урок-исследование в 5 классе ( « Родная земля в русском языке и литературе »)
Интегрированный урок (Биология, Русский язык, Литература, История)
Учитель биологии: Пронина Марина Владимировна
Учитель русского языка и литературы: Хохина Елена Юрьевна
Тема урока: Родная земля в русском языке и литературе.
Технологии: учебного диалога, проблемного диалога и работы в группах.
Деятельностная цель: Формирование у учащихся способности делать выводы на основе проведенных опытов, языкового анализа слов, развивать познавательный интерес к биологии и русскому языку;
Цели в блоках достижений:
Сформировать знания о почве как особом природном теле. Раскрыть значение понятий почва, плодородие и состав почвы. Расширить словарный запас учащихся, раскрыть значение лексемы земля в историко-культурном контексте.
Содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные : создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.
Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.
Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Тип урока : Комбинированный, обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.
Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.
по характеру познавательной деятельности
по степени активности учащихся
творческие, театр ализация.
Опережающее задание: подготовить инсценирование сказки и материал по теме:
— отношение людей к земле, отраженное в фольклоре; в произведениях искусства;
— В.В. Докучаев — основатель почвоведения;
Основные термины и понятия: Почва, перегной, плодородие, минеральные соли, земля, лексическое значение слова, этимология слова, синонимы, фразеологизмы, метафора, синквейн.
Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, канцелярские принадлежности, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, пробирка с почвой, презентация «Почва»; рабочие листы, словари по русскому языку, карточки-информаторы, листы с заданиями.
Учащиеся заходят в класс, садятся по группам (4 группы), которые произвольно формирует учитель. Каждая группа получает рабочие листы.
Учитель Р.Я: Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас. Наша сегодняшняя встреча не совсем обычная. На уроке присутствуют уважаемые гости, и мы очень надеемся, что и вы, ребята, поработаете с удовольствием, и гости испытают радость и удовлетворение от нашего взаимного общения. Итак, мы начинаем. Нам предстоит путешествие во времени: м ы погружаемся в историческую эпоху Александра III . Годы правления этого императора с 1881 по 1894, это время ознаменовано многими открытиями в области науки, искусство также переживало расцвет. Сам император был удивительно интересной, многогранной личностью. Его сравнивали с русским богатырем, а позднее стали называть царем-миротворцем ( выходят Александр III и В.В. Докучаев )
Посмотрите, ребята, а не сам ли царь пожаловал к нам сегодня в гости? Кто же это рядом с ним? Давайте послушаем, о чем они разговаривают. (Слайд №3)
Инсценирование заседания Вольного экономического общества.
Слова посыльного: Ваше Императорское величество, позвольте доложить. Богатейшие сельскохозяйственные районы России поразила засуха, огромный неурожай. На селе голод среди крестьян, экспортировать пшеницу нет возможности. (слайд №4-5)
Александр III : Со времен Петра I наша страна вывозила огромное количество пшеницы. А тут засуха привела к тому, что черноземные губернии сами стали нуждаться в помощи. (Обращается к Докучаеву). Василий Васильевич, почему это произошло? В чем же причина такого катастрофического неурожая?
В.В. Докучаев: Неужели это неизбежное зло, причина которого заложена в самой природе и с которым невозможно бороться? Почвы необычайно плодородны, климат благоприятный. Почему же дожди, которые раньше поили травы в рост человека, теперь не могут обеспечить урожай пшеницы? Необходимо срочно предпринимать меры для исправления ситуации. Нужно серьёзно заняться изучением почвы, выяснить причины столь резкого понижения плодородия. Почву надо изучать, это целая наука,
ибо почва – это кормилица человечества. Она для нас дороже золота . (слайд №6)
Учитель биологии: Эти слова В.В. Докучаева сегодня стали эпиграфом нашего урока. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Учитель биологии: Сегодня экспериментальным путём мы изучим состав почвы.
Учитель Р.Я: Рассмотрим слова ПОЧВА и ЗЕМЛЯ с точки зрения их лексического значения.
Учитель биологии: Научимся делать выводы на основе проведённых опытов.
Учитель Р.Я: В древности почву называли «Матушкой-кормилицей», потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.
Сочиняли о ней сказки, легенды, пословицы, загадки. И одну такую сказку я вам сейчас расскажу. Впрочем, что это я? Мы же можем перенестись в стародавние времена и увидеть все своими глазами.
Инсценирование сказки (слайд №7)
У старика была дочь-красавица на выданье. Собрались добры молодцы – все хорошие и пригожие. Кого выбрать отцу дочери в мужья? И предложил он женихам ответить на три вопроса. Первый вопрос: «Без чего не может жить человек?». Один говорил – без коня, другой – без денег. И только самый молодой Иванушка дал правильный ответ: «Жить нельзя без воды, без воздуха, без земли». На второй вопрос: «Чего больше всего на земле?», Иван ответил: «На земле больше всего зёрен песка и глины». Последний вопрос гласил: «Что самое ценное на свете?». Молодцы вспомнили всё: и жемчуга, и золото, и драгоценные камни. Один Иван сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля — дороже жемчуга и злата».
Учитель Р.Я: Наша сказка заканчивается очень красивыми словами о земле. Тема урока: «Почва». Закономерно сделать вывод, что эти слова связаны между собой, у них несколько лексических значений. (Слайд №8)
— Вспомните, как называются слова, имеющие несколько лексических значений. (многозначные).
I . Работа со словарями
Р.Я. Сейчас нам предстоит работа с нашими помощниками-словарями (словарными статьями)
Учитель Р.Я. У каждого человека есть биография. С чего она начинается? (с рождения)
У слов тоже есть биография. О происхождении слова мы можем узнать, обратившись к этимологическому словарю.
Первая группа. Прочитайте словарные статьи в этимологическом словаре о происхождении слов земля и почва, сделайте краткую запись.
Вторая группа поработает со словарем синонимов и назовет синонимы к слову земля .
Третья группа прочитает словарную статью о лексическом значении слова земля в Толковом словаре под редакцией Ожегова. Выпишите основные значения (планета, суша, почва, вещество, страна, территория).
Четвертая группа прочитает словарную статью о лексическом значении слова земля в Толковом словаре «Живого великорусского языка В. Даля» (современная версия)
Выпишите основные значения (планета, мир, стихия, суша, страна, собственность, почва, пол).
Общее обсуждение, (выступление представителя от каждой группы).
II . Графическая систематизация материала.. Составление кластера.
( На доске прикреплен ватман, в центре которого изображён образ-символ земли. Представители 3-4 групп выходят и по кругу записывают значения слова земля, соединяя их стрелками с центральным рисунком)
III . Коммуникативный компонент («Совместный поиск»)
Игра в метафоры «На свете все на все похоже»
— Вспомним, что такое метафора? (скрытое сравнение)
— А давайте проверим, как у вас получается видеть сходство, казалось бы, между совсем непохожими предметами. Я называю предметы, а вы их сравниваете.
Запах – счастье, планета – семья, люди – аквариум, любовь – тапки, город – свобода, школа – корабль, девочка – капуста, дружба – чайник, мама – солнце, папа – земля.
— Молодцы, а теперь представитель от группы вытаскивает карточку, и вы сообща находите общее в значении представленных слов.
Земля – мать, земля – дом, земля – природа, земля – родина.
Обсуждение в группах, дополнить кластер словами дом, природа, родина, мать.
Учитель Р.Я.: Работая с метафорами, мы пришли к выводу, что значение слова земля многогранно. Мы можем говорить о земле как о художественном образе, который широко представлен в искусстве: живописи, поэзии. Земля для человека – понятие сакральное, святое, в искусстве она выступает как живое существо. Не случайно в старину на Руси говорили: «мать – сыра земля».
На слайдах представлены репродукции картин художников второй половины XIX в. (слайды… ?)
IV . Работа с фразеологизмами
Учитель Р.Я: И наконец, об особенном отношении в народе к земле говорит и количество фразеологизмов, связанных с этим словом, во фразеологических словарях их насчитывается порядка 60 .
У каждой группы на столе карточки с заданиями. Выберите 1-2 и объясните, как вы его понимаете.
А) Носом землю рыть
Б) Поливать потом землю
В) Не чуять под собой земли
Г) Между небом и землёй
А) От земли не видать
Б) Зарывать талант в землю
В) Садиться на землю
Г) На земле не валяется
А) Как из-под земли вырос
Б) Земля уходит из-под ног
В) Падать с неба на землю
Г) На краю земли
Б) Видеть на три аршина под / в землю
В) Земляное яблоко
Г) Как (только) земля носит
Общее обсуждение в группах, выступление представителей от групп.
Учитель Р.Я .: благодарю за работу и передаю слово учителю биологии Марине Владимировне.
Учитель биологии: Тема нашего сегодняшнего урока не случайна. В годы правления Александра III начинает зарождаться наука о почвах, основы которой были заложены замечательным русским ученым . Весь мир знает и чтит основоположника науки о почвах — Василия Васильевича Докучаева. (Слайд №12)
В 1883 году увидела свет книга «Русский чернозём», где было описано особое царство природы — почвы. (Слайд №13)
Учитель биологии: С точки зрения биологии, слово ПОЧВА не тождественна слову ЗЕМЛЯ, но одно из значений ЗЕМЛИ – ПОЧВА .
Давайте попробуем вспомнить, что вы знаете о почве. Возьмите рабочий лист №1, подпишите. Сделайте записи в первых двух столбцах пункта 1 и 2.
1. Что я знаю или думаю, что знаю о почве
2. Что я хочу узнать?
3. Что я узнал на уроке?
4. Какой вывод я сделал сегодня из вышесказанного на уроке?
Общее обсуждение. Ответы учащихся
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (Слайд №14)
В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
— О земле обычно говорят – плодородная.
Она родит плоды. Какие? (рожь, пшеницу, картофель, ягоды, фрукты.)
-Что хотят люди получить, сажая овощи? (хороший урожай) ( слайд №)
— А какое же главное свойство почвы?
(ответы учащихся)
Плодородие – главное свойство почвы. (Слайд №15)
— Чтобы повысить плодородие, что надо знать?
Сегодня на уроке мы предлагаем вам почувствовать себя настоящими учёными, стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы, как наш великий предшественник В.В. Докучаев, стававший основоположником этой науки.
Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
Ребята, вы заходили в класс и каждый из вас получил карточку определённого цвета, посмотрите, на столах стоят указатели с номером группы в определённом цвете, предлагаю вам занять свои рабочие места в соответствии с цветом ( Учащиеся садятся по группам, 4 группы)
Посмотрите на слайд. Что же это за объект изображен слайде? (Слайд №16)
Это срез почвы, где вы можете видеть слои (темный верхний и светлый нижний). Эти слои называются горизонты. ( слайд №16)
– Внимательно рассмотрите верхний слой. Какого он цвета?
– Сделайте вывод.
– -(ответы детей) Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний темный рыхлый пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
(Характерный признак черноземных почв — зернистая и комковатая структура)_
«Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли». (Слайд №17)
А теперь исследуем образцы почвы, которые находятся на ваших столах.
Организация самостоятельной работы в группах
Внимание! Наденьте, пожалуйста , специальную одежду , которая висит у вас на спинках стульев)
Работа в группах (техника безопасности, будьте взаимовежливы).
Приступайте к работе, внимательно изучите план исследования, который лежит на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам, необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
Через 5 минут от каждой группы выступит эксперт, представив результаты работы.
План исследования. (Слайд №18)
1.Изучение внешнего вида.
2.Изучение при помощи лупы.
5.Оформим результаты. (Выключить проектор)
Рабочий лист №2 Лист исследователя.
Выполните опыт по алгоритму:
А. Изучение при помощи лупы внешний вид почвы (цвет, структура)
Б. Возьмите стакан с водой.
В. Бросьте туда комочек почвы.
Г. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ . Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _(пузырьки воздуха). Значит в почве есть _(воздух).
После проведения опыта сделайте сообщение о своих наблюдениях.
Выполните опыт по алгоритму.
А. Изучение при помощи лупы внешний вид почвы (цвет, структура)
Б. Возьмите фильтровальную бумагу.
В. Насыпьте на нее немного почвы.
Г. Плотно придавите её к бумаге вторым листом
Д. Стряхните почву обратно в стакан.
Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке ____(вода)
Какой вывод можно сделать? Что содержится в почве?
После проведения опыта сделайте сообщение о своих наблюдениях.
Выполните опыт по алгоритму.
А. Возьмите горшок с почвой.
Б. Налейте туда немного воды.
В. Держите горшок над пустым стаканом.
Г. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___ (стекает вода). Мы сделали вывод, что почва ____(пропускает) воду.
После проведения опыта сделайте сообщение о своих наблюдениях.
Выполните опыт по алгоритму.
А. Изучение при помощи лупы внешний вид почвы (цвет, структура)
Б. Возьмите посуду с почвой.
В. Рассмотрите почву через лупу
Г. Что вы увидели? Каких частиц в ней много?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели _____ (корешки, части насекомых).
Какой вывод можно сделать? Что содержится в почве?
После проведения опыта сделайте сообщение о своих наблюдениях.
Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы
Выступает представитель от каждой группы.
Группа №1 – в почве содержится воздух ( слайд №19)
Группа №2 – в почве содержится вода.
Группа №3 – почва пропускает воду
Группа №4 – в почве содержится содержатся остатки растений, которые превращаются в перегной.
— Какую окраску придает почве перегной?
Учитель биологии: Вспомним, что на почве может находится белый налет – это минеральные соли, которые образуют микроорганизмы
А чтобы выяснить, какие еще компоненты содержатся в почве, отгадайте загадки.
Учитель Р.Я : Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже.
Он и в стекле расплавлен даже
Если встретил на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобятся сразу.
Учитель биологии: Запишите все составляющие компоненты в информационном листе и сравните с алгоритмом на экране. (Слайд №20)
Давайте проверим, всё ли у нас получилось верно?
(Учащиеся сверяют записи в своих рабочих листах с алгоритмом на экране)
Ребята, мы определили состав почвы в наших образцах, а теперь я предлагаю вам собрать свой образец почвы из предложенных материалов. Возьмите стакан № 34567 и приступайте к работе. (Вывод детей)
На основе полученных знаний заполните таблицу в Рабочем листе №1, Задание «Б».
(верхний, темный, рыхлый слой земли)
4.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее. (Больше)
2.Имя Русского учёного, изучающего почву- ___________________________________
5.Чтобы повысить плодородие что надо знать?
3.В составе почвы есть: _____________ ( воздух, вода, перегной, минеральные соли, песок, глина).
6.Для хорошего развития растений необходимы ____________________, содержащиеся в почве.
Вот мы руки развели,
В пояс поклонились.
Ниже, ниже, не ленись.
Земле поклонись и улыбнись.
Учитель биологии: С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
— По-вашему, плодородие земли бесконечно? Необходимо ли его сохранять?
Учитель Р.Я : А как сохранить плодородие почвы?
Учитель биологии: Работа в группах . Возьмите рабочие листы № 3 блок «А»
Из предложенных картинок подберите мероприятия, которые необходимо проводить для сохранения плодородного слоя почвы и наклейте их в соответствующее поле «Необходимо проводить» или «Нельзя проводить».
Создание лесополос ( посадки лесов)
Снегозадержание , искусственное орошение,
Вносить минеральные удобрения; Рыхлить, поливать,
Не уничтожать дождевых червей;
Чередовать посевные культуры;
Следует время от времени оставлять поле не распаханным. Поддержание определённого соотношения между пашней, лугом и лесом
Нельзя жечь костры из сухих листьев и соломы.
(Это приводит к выгоранию перегноя, почва теряет плодородие, опад, сухие листья, траву, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение).
Нельзя оставлять мусор в лесу.
Нельзя вырубать деревья.
Обнажившуюся почву, лишённую растений, легко разрушает ветер и вода. Образуются овраги, которые мешают земледелию.
Нельзя лить в почву яды и химию.
Не засорять почву отходами
Нельзя выращивать одни и те же культурные растения на одном месте
(почва истощается и теряет плодородие).
Учитель Р.Я: Возьмите листы с заданием № 3 ( Пословицы). В таблице представлены пословицы. Ваша задача найти правильное продолжение пословицы, стрелками соединив части пословиц. Среди них определить те, которые можно отнести к теме бережного отношения к земле.
Прочитайте, объясните, как вы понимаете эту пословицу
Пословицы о земле и труде (1 группа)
Собери пословицу (найди соответствия между 1 и 2 частью)
Землю красит солнце
что положишь, то и возьмешь
Дерево ценят по плодам
Пословицы о земле и труде (2 группа)
Собери пословицу (найди соответствия между 1 и 2 частью)
Пословицы о земле и труде (3 группа)
Собери пословицу (найди соответствия между 1 и 2 частью)
Пословицы о земле и труде (4 группа)
Собери пословицу (найди соответствия между 1 и 2 частью)
Общее обсуждение по группам
Результат групповой работы — (общее обсуждение). (Слайд №24)
Учитель биологии: Неурожай 1873 и 1875,1892 гг. в черноземной полосе России был последствием практически полным истреблением лесов, за предшествующее десятилетие сведённых под пашню. Чередование посевных культур практически не применялось, в то же время применение лесозащитных полос для задержания снега на полях, о котором (слайд №25) только мечтали агрономы того времени, в наши дни стало общепринятым и используется повсеместно. (Слайд №26)
Разработал и внедрил методы по защите почв В.В. Докучаев. (Слайд №27)
— Как вы думаете, какую почву В.В. Докучаев назвал «Царём почв»! (Чернозём)
Подведение итогов исследования (Слайд №28)
Учитель биологии : Ребята, мы с вами хорошо поработали и давайте вернёмся к рабочему листу № 1 и заполним графы № 3, 4: «Что я узнал на уроке о почве» и «Какой вывод я сделал сегодня из вышесказанного на уроке?»
(Обсуждение полученной информации).
Заключительное слово учителя биологии: (слайд №29)
Почва действительно является «особым природным телом», образующимся на поверхности Земли, обладающим уникальным свойством — плодородие, т.е. способностью обеспечивать рост растений, давать им питание.
Почва ранима и чутко реагирует на неблагоприятные воздействия. Она нуждается в защите. Мы должны беречь почву.
Давайте послушаем, что об этом сказал В.В. Докучаев.
(Выступление учащегося в роли Докучаева)
В.В. Докучаев: (слайд №30) «почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно — историческое тело, живое существо. Она рождается, развивается. Она дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Она даже может умирать. Это особое царство природы , столь же самобытное, как и остальные-минералы, растения и животные».
А как будет жить особое царство природы, зависит от нас. «Надо уметь посоветоваться с природой, как сказал бы Докучаев. Только в диалоге с ней, только понимая и учитывая ее нужды, можно рассчитывать на взаимность».
Учитель Р.Я: Безусловно, необходимо заботиться о земле, приумножать её богатства, посмотрите на слайд. Александр III поливает цветы. (Слайд№ 31) По воспоминаниям, работа на земле приносила ему радость, возможность отдохнуть от решения государственных вопросов. Этот царь был истинным патриотом своей страны. И действительно, любовь к Родине немыслима без любви к своему дому, земле, бережного, отношения к природе. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. (Слайд№ 32)
V . Личностно-творческий компонент. Составление синквейна.
Учитель Р.Я: в завершение нашего урока я предлагаю вам составить синквейн на тему «Земля» (1 синквейн от группы)
Схема построения синквейна:
1) первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение;
2) вторая строка – два прилагательных , которые описывают свойства темы;
3) третья строка – три глагола , рассказывающие о действиях темы;
4) четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
5) пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Учитель биологии: Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то розовый; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите синий.
(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют выбранный цветок к кластеру «Земля»)
Мы благодарим вас плодотворную работу
Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Почва».
Написать сочинение по любой из пословиц о землею
Источник