Перспективное планирование наблюдений с детьми старшей группы (осень).
Планирование выполнено с учетом природных особенностей родного края.
Наблюдение за почвой.
Обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие. Дети, зная свойства песка и глины, объясняют причину. Взять на прогулку три стеклянные баночки. Насыпать в одну из них песчаную землю, а в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно увидят, что песок пропускает воду, а глина задерживает. После этого посмотреть, какой цвет земли в клумбе. Сравнить с песчаной и глинистой почвой. В третью баночку положить землю с клумбы. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.
Наблюдения за солнцем.
Обратить внимание детей на солнце, которое еще ярко светит. Видны кучевые облака. Пронаблюдав за солнцем несколько раз, сделать вывод, что солнце уже не греет так, как грело летом. Обратить внимание на изменение пути солнца. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.
Наблюдения за осадками.
Обратить внимание детей, что теперь после дождя холодно и неприятно. По лужам босиком не побежишь.
Дети замечают, что темные тучи все чаще заволакивают небо и долго висят над землей. Понаблюдать за осенним дождем. Сравнить с летним. Спросить у детей, почему в народе говорят: «Осень студит воду.».Все чаще по утрам на лужах появляется хрупкий ледок.
Наблюдения за воздухом и ветром.
Понаблюдать с детьми с возвышенных мест окрестность. Пусть скажут, что они видят перед собой, слева, справа. Спросить: «Каких красок осенью в природе больше?» Сказать, что сейчас ранняя осень. Обратить внимание на ясность и четкость видимых предметов. Это объясняется прозрачностью воздуха. Воздух окружает всю землю. Он нужен растениям животным, людям. Все им дышит. В пасмурную погоду дуют ветры, становится холодно. Как вы стали одеваться?
Наблюдения за листопадом.
Понаблюдать, как опадают листья, прислушаться, как они шелестят. Вдохнуть запах вянущей листвы. Вспомнить какие были листья на березе и др. деревьях летом.
ИГРА «Угадай по описанию».
Помочь детям сделать вывод, почему облетают листья.
Подвести детей к ели или сосне и рассказать, почему эти деревья всегда зеленые. Хвоя – это те же листья, но видоизмененные. Рассмотреть листовицу, у которой осыпалась хвоя.
Рассмотреть деревья, которые остаются долго зелеными (дуб, сирень).
Во время листопада можно собрать различные листья для украшения группы и изготовления лото.
Наблюдение за деревьями.
Обратить внимание на деревья на участке. Что изменилось?
Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба лист гладкий и твердый; у березы шершавый; у липы мягкий.
ИГРА «Узнай дерево по листу».
Обратить внимание детей на красоту отдельных деревьев.
· На каком дереве больше листьев желтого цвета;
· Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево; Как они называются?
· У какого дерева кора гладкая, а у какого шероховатая?
· Сколько шагов до березы?
· На каком дереве или кустарнике еще зеленые листья?
· Какое самое красивое дерево? Где оно находится?
Наблюдение за плодами и семенами.
Рассмотреть плод клена, состоящий из двух частей. Каждая имеет крупное крыло, поэтому плод называют двукрылаткой. Пронаблюдать, как двукрылатка падает с дерева. Когда созревает, она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая ее, далеко относит от дерева. Взять плод, вынуть семя, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева (там видны миниатюрные зеленые листики).
Сравнить семена деревьев и кустарников.
Наблюдение за птицами.
Обратить внимание детей, что вначале осени птицы собираются в стаи и улетают на юг. Постараться показать детям отлет птиц.
Вспомнить, чем питались птицы летом, чем кормили они птенцов.
Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему?
Летят птицы, не спеша, делая большие остановки.
Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотреть, кто же остался с нами на зиму.
Наблюдение за воробьями.
Рассказать, что воробьи питаются разнообразной пищей. Своих птенцов кормят насекомыми. Осенью они переходят на другой корм – зерно, крошки.
Обратить внимание на расцветку перьев у воробьев (она разная). Воробьи с полосками на крыле живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.
Наблюдение за домашними животными.
На прогулке могут встретиться домашние животные (кошки, собаки).
Обратить внимание на то, что шерсть у них стала гуще (произошла линька).
Вспомнить, что у диких животных тоже произошла линька, но поменялась не только густота, а еще и цвет (заяц, белка).
Литература: Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: просвещение, 1989г.
Источник
Наблюдение на прогулке «Для чего нужна почва?»
Наблюдение – это основной метод ознакомления с природой.
Наблюдение – специально организованное, целенаправленное, относительно длительное активное восприятие предметов и явлений окружающей действительности.
Значение наблюдения:
- помогает показать природу в естественных условиях;
- познание связей и отношений формирует понимание природы;
- систематическое использование приучает детей к наблюдательности;
- в наблюдении взаимодействуют сенсорные процессы, мышление и речь, это обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний;
Наблюдение – это источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Место наблюдения:
- во время утреннего приема детей,
- в уголке природы,
- на занятиях
- на прогулке и т.д.
Закрепление и уточнение информации, полученной детьми (рассказы, ответы на вопросы – закрепляются знания), фиксирование наблюдений — календарь природы, календарь погоды, гербарий, детские рисунки и поделки.
Так же можно спланировать цикл наблюдений для своей возрастной группы, выбрав объект наблюдения. Или провести наблюдение на прогулке, заранее выбрав тему и объект наблюдения.
“Для чего нужна почва?”
Цель: сформировать представление детей о значении почвы в природе, познакомить с некоторыми животными и насекомыми, живущими под землей;
Задачи:
- Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.
- Воспитывать бережное отношение к жизни растений, животных и насекомых.
Оборудование:
- Подбираем фотографии, рисунки с изображением животных, растений и насекомых:
- Крот
- Дождевой червяк
- Муравьи
- Личинки жуков, муравьев, мокриц (имитирующие игрушки)
- Совочки, лопатки.
Планируется место, время: конец весны, участок группы.
Создание мотивации к деятельности:
“Сегодня к нам в гости хотел прийти дождевой червячок, но он боится, потому что его брат погиб под ногами человека. Поэтому он написал нам письмо.
“Здравствуйте, дорогие ребята!
Я дождевой червячок, и мне очень хочется найти друзей. Но нас никто не любит, мы скользкие и длинные, живем под землей. Можно прийти к вам в гости?”
— Ребята, давайте поможем червячку!
— Ребята, а какие животные живут в земле.?
— Ребята, давайте их поищем.(Рыхлим землю в цветнике, нашли муравья)
— Ребята, давайте сравним муравья и червячка!
— Живут под землей.
— И чем отличаются — питаются перегнившими листьями.
— Ребята, подумайте, кто еще живет под землей?
Знакомим по карточкам.
— А как вы думаете, они полезны?
Дети делают дырочки в земле, рыхлят землю, почва дышит.
— Для чего нужна почва животным и растениям?
— Для животных дом;
— Для растений питание.
— Ребята, можно ли истреблять этих животных и насекомых?
— Нет, человек не должен их истреблять, они все полезны.
Итог: Спасибо, ребята, теперь у меня будет много друзей.
Трудовая деятельность: Перекопка цветника,
Цель: закрепляем навыки работы с инвентарем.
Подвижные игры.
- “Мы дождевые червяки!”
Цель: учимся бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, ориентируясь в пространстве, развиваем ловкость и внимание.
- “Я червяк, червяк, червяк!” — Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом, так давай вставай назад.
Цель: учить умению слаженно двигаться на открытом пространстве.
Дидактические игры:
- “Кто лишний?”
Цель: закрепить знание детей о животных подземного мира (оборудование – игрушки, имитирующие животных и насекомых)
- “Посели животное”
Цель: закрепить знание мест обитания животных и насекомых (лес, луг, почва, болото, река, жилой дом).
Индивидуальная работа:
- Рисунок другу
Цель: нарисовать друзей для червячка.
- С Андрюшей и Нилюфар посчитать “Сколько ног у муравья?”
- “Кто длиннее?” “Кто короче?”
- С Надей, Егором и Олегом выучить отрывок из басни “Стрекоза и муравей”.
Источник
Картотека наблюдений на прогулке осенью
Лилия Грекова
Картотека наблюдений на прогулке осенью
Старший воспитатель: Грекова Л. А. I KK
Картотека наблюдений осенью в детском саду
Карточка №1
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Словарная работа :активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая.Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.
Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Карточка №2
Наблюдение за дождем
Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Словарная работа,активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;
обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.
Художественное слово : «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Лужу резал, лужу резал,
И устал, и перестал. И. Токмакова.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность :Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
Карточка №3
Наблюдение за птицами
Цель : Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».
Словарная работа :активизация: птицы, кормушка,обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.
Художественное слово : Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : «солнце высушивает предметы и песок»
Карточка №4
Наблюдение за листопадом.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа :активизация: листопад, облетают, кружат;обогащение: шуршат
Художественное слово: «Парк».
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат М. Авдеева
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность : Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?
Карточка №5
Наблюдение за транспортом
Цель: Закреплять название улиц села, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.
Словарная работа :активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход;обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.
Художественное слово : Шуршат по дорогам веселые шины
Спешат по дорогам машины, машины
А в кузове важные,срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шофера трудна и важна
А как она людям повсюду нужна.
Беседа по содержанию прогулки.
Исследовательская деятельность : рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.
Карточка №6
Наблюдение за ветром
Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.
Словарная работа:активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг;обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Методический прием : Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.
Художественное слово : «Одинокий пастух»– релаксация
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый и
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
Будем ее друзьями,
Будем ее любить и защищать. Д Лолей
Исследовательская деятельность : при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
Карточка №7
Наблюдение за инеем.
Цель : Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.
Словарная работа,активизация: травы, лужи, утро;обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.
Художественное слово : В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре.
Как серебряные блюдца
Блещут лужи на заре.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
Карточка №8
Наблюдение за гроздями рябины
Цель : Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.
Словарная работа :активизация: рябина, дерево, осень, листопад;обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.
Методические приемы : загадка, беседа внешнем виде и пользе дерева.
Стройная и прекрасная,
На ней ягодка красная.
Исследовательская деятельность : выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
Карточка №9
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.) Напомнить, что паук не является насекомым.
Словарная работа :активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.
Художественное слово : загадки о насекомых.
Исследовательская деятельность : обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
Карточка №10
Прогулка по экологической тропе.
Цель : Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?
Словарная работа :активизация: березка, золотая, роща;обогащение: багряная
Художественное слово: Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.
Карточка №11
Наблюдение за туманом
Цель : Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.
Словарная работа :активизация слов: туман, пенек, куст, опыт.обогащение слов: испарение, впитать, высушить.
Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.
Художественное слово : Кто — то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром — исчез!
Не осталось не пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Беседа по содержанию стихотворения.
В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».
Исследовательская деятельность : «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.
Карточка №12
Наблюдение за листопадом.
Цель : закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.
Словарная работа :активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих;обогащение: вдали, краснеются, — березняк, ольховник, дубрава,
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.
Карточка №13
Наблюдения за изменениями в лужах.
Цель : напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.
Словарная работа :активизация: серая лужа, расхлюпалась,
моросило;обогащение: хрустит, дрожит.
Мне серая лужа простудой грозила
И весь день моросило.
И не было в мире скучнее двора
Чем тот, где пытались гулять мы вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
По грязи идем, не испачкав ботинки,
А бывшая лужа с водой ледяной
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.
Карточка№14
Наблюдение за небом
Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Словарная работа :активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный;обогащение: шатер, стремится.
Художественное слово : (загадка)
Шатер огромный над землей
Так часто цвет меняет свой.
Бывает синий, голубой,
Бывает серый и седой.
Бывает черный, звездный,
Бывает очень грозный.
Он посылает дождь и снег,
К нему стремится человек
Он радугой порой играет.
И нет ему конца и края.
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность : «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.
Карточка №15
Наблюдение за дождем
Цель : закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.
Словарная работа :активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу;обогащение: осадки, поспевать, подгонять.
Художественное слово : загадка Из маленьких капель я состою,
А домик мой — туча, я в нем живу.
С большой высоты я на землю лечу-
Скорее все прячьтесь, а то намочу!
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.
Карточка №16
Прогулка по экологической тропе.
Цель : Продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая — не живая» природа. Развивать наблюдательность, чувство ответственности за растения, желание их оберегать.
Словарная работа :активизация: утро, лепестки, тропа;обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.
Художественное слово : (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
И теперь он будет спать
До утра как птенчик.
Беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветник, это объект природы. Он находится на экологической тропе. Его надо охранять, ухаживать за ним. Дети с воспитателем посещают объект «камень» и обнаруживают, что он не изменился, потому, что не является живым (признаки живого). Следующая остановка — «фитоогород». Дети закрепляют названия лекарственных растений, рассказывают об их пользе. Собирают несколько веточек мяты с целью заваривания с чаем на ужин.
Исследовательская деятельность : развивать обонятельную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)
Картотека наблюдений. Лето ЛЕТО Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»: Лето солнышком.
Картотека наблюдений. Осень ОСЕНЬ Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.
Картотека наблюдений в природе Наблюдения в природе. Наблюдение за цветником (Осень) Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
Картотека наблюдений в природе. Март (продолжение). Старшая группа Март Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Ежедневно перед выходом на прогулку наблюдать из окна за изменениями погоды:.
Картотека наблюдений в природе (продолжение) Ноябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Беседа с детьми о погоде и её влиянии на растения, животных, труд человека.
Картотека наблюдений в природе (старшая группа) Картотека наблюдений в природе Старшая группа Сентябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Учить детей самостоятельно.
Картотека наблюдений. Весна ВЕСНА Наблюдение № 1 Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает.
Картотека наблюдений. Зима ЗИМА Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.
Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: — проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; — формировать у детей умение наблюдать характерные.
Виды наблюдений на прогулке 1. Наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными.
Источник