Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)»
Алла Юрьевна Котова
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)»
Цель прогулки: развивать у детей интерес ко всему живому, окружающему нас; учить устанавливать зависимость состояния почвы от погодных условий, путем проведения простых экспериментов.
В солнечный день на прогулке предложить детям потрогать землю,какая она:теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая).
Предложить детям провести несложный эксперимент. Полить землю из лейки (как будто прошел дождь). Потрогать землю,рассмотреть, отметить, что она потемнела,стала мокрой. (дети нажимают кончиками пальцев на поверхность).
Она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее. как от холодного дождя. Пока почва не прогрелась, в нее нельзя сажать семена, иначе они могут не взойти.
Приметы: ранняя весна-летом много непогожих дней;лес без ветра-к дождю.
Поговорки и пословицы: майский мороз не выдавит слез; пришел май-под кустом рай.
Зазеленеет даль полей,запевает соловей,
В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай? Что за месяц? Это май!
Дружно лопаются почки. распускаются листочки.
На траве роса дрожит,лось за радугой бежит.
Он желтый,и сыпучий, во дворе насыпан кучей,
Если хочешь,можешь брать и играть. (песок)
Подвижная игра «Зайцы и волк».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентация «Экспериментальная деятельность с неживой природой в детском саду» Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада «Чудесные капельки» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки». Цели.
Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Наблюдение за ветром» Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Наблюдение за ветром» Задачи: • Продолжать знакомить с некоторыми.
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега,развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с.
Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 г. Благовещенска» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме.
Ознакомление дошкольников с неживой природой Работа с детьми среднего возраста осенью. Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во.
Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Выполнила: Ю. П. Давыдова, воспитатель МБДОУ «Детский.
Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» в старшей группе Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» Цели и задачи: Обогащение и закрепление.
Конспект занятия по знакомству с неживой природой «Вода» Цель: знакомство с водой, как важнейшего компонента природы. Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды и её значением, показать.
Источник
Перспективное планирование наблюдений с детьми старшей группы (осень).
Планирование выполнено с учетом природных особенностей родного края.
Наблюдение за почвой.
Обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие. Дети, зная свойства песка и глины, объясняют причину. Взять на прогулку три стеклянные баночки. Насыпать в одну из них песчаную землю, а в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно увидят, что песок пропускает воду, а глина задерживает. После этого посмотреть, какой цвет земли в клумбе. Сравнить с песчаной и глинистой почвой. В третью баночку положить землю с клумбы. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.
Наблюдения за солнцем.
Обратить внимание детей на солнце, которое еще ярко светит. Видны кучевые облака. Пронаблюдав за солнцем несколько раз, сделать вывод, что солнце уже не греет так, как грело летом. Обратить внимание на изменение пути солнца. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.
Наблюдения за осадками.
Обратить внимание детей, что теперь после дождя холодно и неприятно. По лужам босиком не побежишь.
Дети замечают, что темные тучи все чаще заволакивают небо и долго висят над землей. Понаблюдать за осенним дождем. Сравнить с летним. Спросить у детей, почему в народе говорят: «Осень студит воду.».Все чаще по утрам на лужах появляется хрупкий ледок.
Наблюдения за воздухом и ветром.
Понаблюдать с детьми с возвышенных мест окрестность. Пусть скажут, что они видят перед собой, слева, справа. Спросить: «Каких красок осенью в природе больше?» Сказать, что сейчас ранняя осень. Обратить внимание на ясность и четкость видимых предметов. Это объясняется прозрачностью воздуха. Воздух окружает всю землю. Он нужен растениям животным, людям. Все им дышит. В пасмурную погоду дуют ветры, становится холодно. Как вы стали одеваться?
Наблюдения за листопадом.
Понаблюдать, как опадают листья, прислушаться, как они шелестят. Вдохнуть запах вянущей листвы. Вспомнить какие были листья на березе и др. деревьях летом.
ИГРА «Угадай по описанию».
Помочь детям сделать вывод, почему облетают листья.
Подвести детей к ели или сосне и рассказать, почему эти деревья всегда зеленые. Хвоя – это те же листья, но видоизмененные. Рассмотреть листовицу, у которой осыпалась хвоя.
Рассмотреть деревья, которые остаются долго зелеными (дуб, сирень).
Во время листопада можно собрать различные листья для украшения группы и изготовления лото.
Наблюдение за деревьями.
Обратить внимание на деревья на участке. Что изменилось?
Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба лист гладкий и твердый; у березы шершавый; у липы мягкий.
ИГРА «Узнай дерево по листу».
Обратить внимание детей на красоту отдельных деревьев.
· На каком дереве больше листьев желтого цвета;
· Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево; Как они называются?
· У какого дерева кора гладкая, а у какого шероховатая?
· Сколько шагов до березы?
· На каком дереве или кустарнике еще зеленые листья?
· Какое самое красивое дерево? Где оно находится?
Наблюдение за плодами и семенами.
Рассмотреть плод клена, состоящий из двух частей. Каждая имеет крупное крыло, поэтому плод называют двукрылаткой. Пронаблюдать, как двукрылатка падает с дерева. Когда созревает, она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая ее, далеко относит от дерева. Взять плод, вынуть семя, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева (там видны миниатюрные зеленые листики).
Сравнить семена деревьев и кустарников.
Наблюдение за птицами.
Обратить внимание детей, что вначале осени птицы собираются в стаи и улетают на юг. Постараться показать детям отлет птиц.
Вспомнить, чем питались птицы летом, чем кормили они птенцов.
Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему?
Летят птицы, не спеша, делая большие остановки.
Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотреть, кто же остался с нами на зиму.
Наблюдение за воробьями.
Рассказать, что воробьи питаются разнообразной пищей. Своих птенцов кормят насекомыми. Осенью они переходят на другой корм – зерно, крошки.
Обратить внимание на расцветку перьев у воробьев (она разная). Воробьи с полосками на крыле живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.
Наблюдение за домашними животными.
На прогулке могут встретиться домашние животные (кошки, собаки).
Обратить внимание на то, что шерсть у них стала гуще (произошла линька).
Вспомнить, что у диких животных тоже произошла линька, но поменялась не только густота, а еще и цвет (заяц, белка).
Литература: Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: просвещение, 1989г.
Источник
Наблюдение на прогулке «Для чего нужна почва?»
Наблюдение – это основной метод ознакомления с природой.
Наблюдение – специально организованное, целенаправленное, относительно длительное активное восприятие предметов и явлений окружающей действительности.
Значение наблюдения:
- помогает показать природу в естественных условиях;
- познание связей и отношений формирует понимание природы;
- систематическое использование приучает детей к наблюдательности;
- в наблюдении взаимодействуют сенсорные процессы, мышление и речь, это обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний;
Наблюдение – это источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Место наблюдения:
- во время утреннего приема детей,
- в уголке природы,
- на занятиях
- на прогулке и т.д.
Закрепление и уточнение информации, полученной детьми (рассказы, ответы на вопросы – закрепляются знания), фиксирование наблюдений — календарь природы, календарь погоды, гербарий, детские рисунки и поделки.
Так же можно спланировать цикл наблюдений для своей возрастной группы, выбрав объект наблюдения. Или провести наблюдение на прогулке, заранее выбрав тему и объект наблюдения.
“Для чего нужна почва?”
Цель: сформировать представление детей о значении почвы в природе, познакомить с некоторыми животными и насекомыми, живущими под землей;
Задачи:
- Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.
- Воспитывать бережное отношение к жизни растений, животных и насекомых.
Оборудование:
- Подбираем фотографии, рисунки с изображением животных, растений и насекомых:
- Крот
- Дождевой червяк
- Муравьи
- Личинки жуков, муравьев, мокриц (имитирующие игрушки)
- Совочки, лопатки.
Планируется место, время: конец весны, участок группы.
Создание мотивации к деятельности:
“Сегодня к нам в гости хотел прийти дождевой червячок, но он боится, потому что его брат погиб под ногами человека. Поэтому он написал нам письмо.
“Здравствуйте, дорогие ребята!
Я дождевой червячок, и мне очень хочется найти друзей. Но нас никто не любит, мы скользкие и длинные, живем под землей. Можно прийти к вам в гости?”
— Ребята, давайте поможем червячку!
— Ребята, а какие животные живут в земле.?
— Ребята, давайте их поищем.(Рыхлим землю в цветнике, нашли муравья)
— Ребята, давайте сравним муравья и червячка!
— Живут под землей.
— И чем отличаются — питаются перегнившими листьями.
— Ребята, подумайте, кто еще живет под землей?
Знакомим по карточкам.
— А как вы думаете, они полезны?
Дети делают дырочки в земле, рыхлят землю, почва дышит.
— Для чего нужна почва животным и растениям?
— Для животных дом;
— Для растений питание.
— Ребята, можно ли истреблять этих животных и насекомых?
— Нет, человек не должен их истреблять, они все полезны.
Итог: Спасибо, ребята, теперь у меня будет много друзей.
Трудовая деятельность: Перекопка цветника,
Цель: закрепляем навыки работы с инвентарем.
Подвижные игры.
- “Мы дождевые червяки!”
Цель: учимся бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, ориентируясь в пространстве, развиваем ловкость и внимание.
- “Я червяк, червяк, червяк!” — Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом, так давай вставай назад.
Цель: учить умению слаженно двигаться на открытом пространстве.
Дидактические игры:
- “Кто лишний?”
Цель: закрепить знание детей о животных подземного мира (оборудование – игрушки, имитирующие животных и насекомых)
- “Посели животное”
Цель: закрепить знание мест обитания животных и насекомых (лес, луг, почва, болото, река, жилой дом).
Индивидуальная работа:
- Рисунок другу
Цель: нарисовать друзей для червячка.
- С Андрюшей и Нилюфар посчитать “Сколько ног у муравья?”
- “Кто длиннее?” “Кто короче?”
- С Надей, Егором и Олегом выучить отрывок из басни “Стрекоза и муравей”.
Источник