ВТБ: Китайский EPC-подрядчик проекта НЗМУ получил авансовый платеж
Фото «Вести. Экономика»
Финансирование для «Находкинского завода минеральных удобрений» (НЗМУ) было открыто банком ВТБ , госкорпорацией » ВЭБ . РФ » и Фондом развития Дальнего Востока и Арктики (ФРВД), сообщает банк.
EPC-подрядчик проекта China Chengda Engineering Co., Ltd. уже получил авансовый платеж и приступил к выполнению работ в рамках контракта. Размер авансового платежа, а также очередность траншей, не уточняется.
«Структурирование финансирования проекта осуществляется в соответствии с принципами фабрики проектного финансирования. Кроме того, финансирование в объеме 7 млрд рублей предоставлено инициатору проекта со стороны ФРДВ«, — напоминает банк. Средства предоставляются по льготной ставке в 5% годовых.
В сентябре 2019 года на ВЭФ госкорпорация » ВЭБ РФ», банк ВТБ и НЗМУ заключили соглашение о финансировании проекта в Приморском крае . Тогда детали сделки не озвучивались. По информации газеты «Коммерсант», стороны договорились о предоставлении $2,5 млрд.
В том же месяце государственный банк развития Китая и » ВЭБ . РФ » договорились о стратегическом партнерстве в финансировании строительства завода по переработке природного газа в Находке. Объем финансового участия банка в проекте составит 12 млрд юаней ($1,7 млрд).
Общая стоимость проекта ранее оценивалась в $6,3 млрд, 30% затрат должен был покрыть собственный капитал, 70% — заемные средства.
ЗАО «Находкинский завод минеральных удобрений» реализует инвестиционный проект по строительству газохимического комплекса в поселке Козьмино Находкинского городского округа Приморского края .
По последней информации проектная мощность завода составит 1,8 млн тонн метанола в год. Природный газ на производство будет поставляться с месторождений на Сахалине . Лицензиаром производства метанола выбрана датская Haldor Topsoe . Генеральным подрядчиком проекта выступит компания China Chengda Engineering Co., LTD. Выход на проектную мощность комплекса запланирован на середину 2023 года.
Источник
Обсуждения проекта завода минеральных удобрений в Приморье начались со скандала
АО «Находкинский завод минеральных удобрений» 30 мая открыло общественные обсуждения проекта одноименного предприятия в районе поселка Козьмино рядом с Находкой. Незадолго до этого соцсети взорвали видео, где в районе будущей застройки вырубили зеленый массив, чтобы обустроить условия проживания для тысяч китайских рабочих. Местные жители, а также приморские экологи выступают категорически против такого соседства. Они считают, что Находку превращают в промзону, где жить становится опасно. В то же время экономисты уверены, что экономическая ситуация и уже сложившаяся инфраструктура в ТОР «Нефтихимическая» формируют идеальные условия для производства, сообщает ИА PrimaMedia.
Промышленный гигант
АО «Находкинский завод минеральных удобрений» (НЗМУ) уведомило, что начинает работы по оценке воздействия будущего предприятия на окружающую среду. С 30 мая по 29 июня 2020 года состоится первый этап общественных обсуждений – в публичном доступе появился проект технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ТЗ на ОВОС).
А между тем в пятницу соцсети буквально взорвало видео масштабных рубок леса в зоне, отведенной под строительство промышленного комплекса. Там, где раньше была лесная чаща, теперь зачищенная территория – ее приготовили под строительство временных сооружений для порядка 2,5 тысяч китайских рабочих. Генподрядчиком на объекте является китайская компания Сhina Chengda Engineering Co. Ltd. Работать там тоже будут граждане КНР . Закон о ТОРах предоставляет резидентам весомые преференции в вопросе привлечения иностранной рабочей силы.
Согласно техническому заданию, в районе поселка Козьмино, рядом с бухтой Врангель вырастет промышленный гигант с объемами производства 1,8 млн тонн метанола на первом этапе. Проект НЗМУ включает себя общезаводские трубы высотой до 120 м, резервуары для нефтепродуктов вместимостью более 10 тыс. куб. м. В технологических коридорах инженерных коммуникаций запроектированы железнодорожные пути, автодороги. Морской терминал обеспечит отгрузку готовой продукции – экспортоориентированное производство рассчитано на рынки АТР и других стран.
Избавляться от отходов предприятие будет путем выпуска очищенных сточных вод – берегового или глубоководного, сброса ливневых вод и рассола со станции обессоливания морской воды.
Опасный объект
Местные жители в ужасе от перспективы такого соседства. Против строительства НЗМУ они борются уже порядка 12 лет. Начало работ на строительном участке во время самоизоляции для многих стало неожиданностью, рассказывает жительница Находки Татьяна, отмечая, что вырубки производились во время действия ограничений, в городе, закрытом на карантин.
— Мы, обычные граждане, ничего об этом не знали. А когда прибыли на место, то больше всего поразились масштабам зачистки. Часть территории отведена под сам завод, часть – под сооружения для китайских рабочих. Это очень большая площадь, граничащая с морем, — рассказала собеседница редакции.
Не знали о начале работ и приморские экологи, опрошенные агентством. По словам научного сотрудника ТОИ ДВО РАН , доктора биологических наук, профессора ДВФУ Владимира Ракова , экологическое сообщество возмущено такой неожиданностью.
Проекту завода эксперт дает негативную оценку.
«Что касается рыбного хозяйства, аквакультуры и другой деятельности, связанной с морскими биоресурсами, на заливе будет поставлен окончательный крест. А ведь еще в 30-е годы бухта Врангеля считалась самой «гребешковой» в Приморье «, — пояснил он.
Как отмечает эксперт, завод по производству минеральных удобрений — потенциально опасный объект. Там будут использовать, получать и хранить вредные для здоровья человека вещества. Авария на таком производстве может иметь катастрофические последствия. Владимир Раков напоминает о Бхопаальской катастрофе, произошедшей в результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide, в индийском городе Бхопал . Тогда погибли сотни человек из-за аварийного выброса паров метилизоцианата.
— Это говорит о том, что нужно максимально ответственно подходить к строительству таких производств. Тем более, в Находке уже есть опасные объекты — нефтепорт Козьмино, угольные терминалы в бухте Врангеля. При юго-восточных и южных ветрах в летний период при муссонном климате вредные выбросы понесет на территорию города, — комментирует эколог.
Готовят обращения
Жительница Находки Наталья рассказала корр. агентства, что экологический фактор стал решающим для многих ее земляков, решивших сменить место жительства: «Находку превратили в промзону. Мы и так страдаем от угольной пыли, теперь еще строят завод по производству удобрений. Это место становится все более опасным».
По словам Владимира Ракова , при проектировании подобных объектов необходимо рассматривать две-три альтернативных строительных площадки в зависимости от объемов и места выбросов, возможности и последствий аварии. Учитывая, что и общественность, и научное сообщество Приморья до последнего ничего не знали о начале строительства, проект вызывает массу вопросов.
Сейчас общественники готовят оперативные запросы и обращения по НЗМУ в различные инстанции. Кроме того, инициативная группа противников территории опережающего развития «Нефтехимическая» намерена возобновить протесты против самого закона о ТОРах, принятого в 2015 году. Активисты обращают внимание, что положенные резидентам преференции вредят интересам местного населения. Это, по их оценке, уже показал пример с ТОР «Надеждинская», где экология пострадала из-за свиноводческого комплекса.
Экономически выгодно
В то же время, по оценке экономистов, и локальные, и внешнеэкономические факторы сегодня благоприятствуют строительству НЗМУ.
— В Приморском крае есть все условия для того, чтобы строить этот завод. В первую очередь, сырьевая база. Газопровод » Сахалин — Хабаровск — Владивосток » имеет определенную мощность, которая на сегодняшний день не вырабатывается, в результате чего газ просто простаивает в трубе. Идеальный вариант — перерабатывать его в минеральные удобрения, — комментирует экономист Александр Латкин .
Вторая положительная предпосылка, по его словам, заключается в том, что спрос на минеральные удобрения растет. Расширяются посевные площади в Приморском, Хабаровском крае , в Еврейской автономной области , на Сахалине . Соответственно, выгоднее иметь собственное производство, чем завозить удобрения издалека для той же сои, которую выращивают в Приморье . Плюс перспективы экспорта в АТР .
— Минусы — экологические. Завод минеральных удобрений рядом с находкинским побережьем так или иначе представляет вред для уникальной природы юга Приморского края , — не отрицает Латкин .
Отметим, олигарх Аркадий Ротенберг много лет вынашивал планы построить крупный завод удобрений в Приморье . Соглашение о строительстве предприятия в ТОР «Нефтихимическая» компания «Находкинский завод минеральных удобрений» и «Корпорация развития Дальнего Востока» подписали на очередном Восточном экономическом форуме в 2018 году.
Отмечается, что в результате реализации инвестиционного проекта будет создано около 1,5 тысячи рабочих мест, а общие поступления в бюджеты до 2027 года составят более 8 млрд руб. Строительство ведется в рамках EPC-контракта «под ключ» с китайской China Chengda Engineering Co., Ltd, ведущим международным подрядчиком по строительству газохимических заводов.
В текущем году планируется начало государственной экологической экспертизы проектной документации.
Синдикат в составе ВЭБа и банка ВТБ , а также Фонда развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ, входит в группу ВЭБа ) в начале года открыли финансирование инвестиционному проекту строительства Находкинского завода минеральных удобрений. Кроме того, ФРДВ выделил на строительство предприятия 7 млрд рублей.
Источник
В Находке появится новый завод минеральных удобрений за 445 млрд рублей
На Восточном экономическом форуме объявили, что строительство Находкинского завода минеральных удобрений должно начаться уже в этом месяце. Да, на протесты жителей Находки решили закрыть глаза, прибыль дороже. А так проект реально масштабный, этот завод станет одним из крупнейших газоперерабатывающих предприятий в мире, суммарная переработка составит 3 млрд кубометров газа в год. В две очереди строительства хотят инвестировать порядка 445 млрд рублей. Новый завод создаст 1,5 тысячи рабочих мест непосредственно у себя и 10 тысяч рабочих мест вместе со смежниками.
Площадка Находкинского завода минеральных удобрений — это 600 гектаров неподалеку от терминалов Восточного порта. Еще несколько лет назад там располагались военные. На данный момент завершаются все проектно-изыскательские работы, и совсем скоро начнётся сама стройка. Согласно проекту технического задания, в состав первой очереди НЗМУ будут входить установка по выпуску метанола, морской терминал, автомобильные дороги и железнодорожные пути, водозабор для морской воды и станция ее обессоливания, сооружения для очистки производственно-ливневых и хозяйственно-бытовых стоков, система их сброса в море. Технологию производства метанола предоставит компания Haldor Tapsoe из Дании. Практически все технологические процессы на предприятии будут полностью автоматизированы. Планируется, что НЗМУ ежегодно будет производить до 1,8 миллиона тонн метанола, все более востребованного в различных отраслях. Производить его будут из природного газа, воды и углекислого газа. На втором этапе запустят выпуск аналогичного количества аммиака, на третьем же этапе может быть налажено производство карбамида. Для снабжения будущего предприятия природным газом в 2015 году НЗМУ заключил с «Газпромом» контракт на закупки голубого топлива в объеме до 3,1 млрд кубометров в год в течение 20 лет. Строительство завода ведётся в рамках EPC-контракта «под ключ» с ведущим международным подрядчиком по строительству аналогичных заводов — China Chengda Engineering Co., Ltd.
Важно отметить, что воздействие будущего завода минеральных удобрений в Находке (НЗМУ) на экологию будет практически нулевым. Для этого вокруг завода построят 1000-метровую санитарную зону, в которую не попал не только ни один жилой дом, но и рыбоводческие участки. Вся отгрузка готовой продукции будет вестись на морские суда, что исключит транспортировку груза по суше. Отходы же производства будут отправляться обратно на специальные заводы для дальнейшей переработки. Используемая в технологическом процессе вода будет перерабатываться на месте, а пар направляется для теплоснабжения. Также при заводе построят и отдельную пожарную часть, которая обеспечит дополнительную безопасность. А ещё в социальном плане будет отдельный проект по облагораживаю Коровьего пляжа на въезде во Врангель.
Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!
На данный момент я уже лично посетил более 500 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Источник
НЗМУ: олигархам деньги, горожанам загрязнения
Находкинский завод минеральных удобрений — крупный инвестиционный проект, сопоставим четырем космодромам «Восточный». И вроде как должно быть все просчитано, но на деле одни сомнительные обоснования о целесообразности проекта.
С каких пор заводы строят на горе?
Может, спутали завод с замком. В советском учебнике «Экономика градостроительства» 1981 г. под редакцией А. П. Борисова говорится: «значительный уклон местности: от 5 до 8% увеличивает затраты при строительстве на 2–6% и эксплуатацию на 2–9%; от 8 до 12% — на 4–7 % и 5–10%». НЗМУ строят на горе с уклоном 15–20%. При таких уклонах даже массовая жилищная застройка не ведется. При этом за нефтепортом «Козьмино» есть территория с незначительным уклоном, где поместится даже несколько заводов. Да и общественное возмущение было бы слабее, если завод строили вдали от береговой линии.
Почему строят далеко от источника сырья и потребителя?
С логистической точки зрения проще разместить завод в портах Сахалина рядом с добычей природного газа, чем трубопроводом с Сахалина снабжать газом завод в Находке. Ну или в хабаровском глубоководном порту Де-Кастри, рядом с которым проходит газопровод. К тому же в Китай идет газопровод «Сила Сибири». То есть Китай и сам может спокойно наращивать производство метанола, если учесть, что Китай является главным потребителем. Из этого возникает следующий вопрос.
Где маркетинговый анализ?
Оценка окупаемости завода основывается на положительном прогнозе. Но прогнозы не всегда сбываются. Поэтому необходима оценка негативного прогноза. К тому же прогноз строится на увеличение производства метанола в мире. Это так. Но для анализа нужна оценка не производства метанола, а импорт метанола, который возрастает медленней, чем производство. Так что каким образом завод будет окупаться, если импорт и цена не вырастут?
И где техническое обоснование 1500 высококвалифицированных рабочих мест, если речь идет только о производстве метанола?
В томской компании «Сибметахим» с производством до 1 млн тонн метанола в год числится 450 сотрудников. В самарской компании «ТОМЕТ» с производством 1 млн тонн метанола в год числится 200 сотрудников. Гонконгская фирма Sirius Holding планировала производство 7 млн тонн метанола в год в Хабаровском крае при создании 500 рабочих мест. То есть производить в три раза больше метанола и в три раза меньше сотрудников, чем на находкинском заводе. К тому же, когда строительство НЗМУ только обсуждалось, обещали и вовсе 2 тыс. рабочих мест.
К тому же где оценка рынка труда?
Получается, что нет никакой разницы между производством консервов и метанола. Но если в Находке нет необходимых специалистов, следовательно, завод и не создает для города рабочие места, а создает их для других. Хотя местным найдутся низкооплачиваемые должности вспомогательного персонала и в администрации предприятия. А остальные инженеры будут приглашены из центральной России. Отсюда и такая высокая средняя начисляемая зарплата. Местным будут платить 20 тыс. руб., а московским специалистам — 200 тыс. руб., а средняя начисляемая зарплата на заводе составит 110 тыс. руб.
Где оценка экологических рисков?
И самый актуальный вопрос. Где оценка экологических рисков? Даже если аварии маловероятны, но все же они вероятны. Поэтому даже по маловероятным авариям необходима оценка. Какой ущерб будет нанесен и во сколько обойдется устранение последствий аварии. Ведь АЭС — тоже безвредное производство электроэнергии, пока не случится авария. Тем более оценка завода дается не о безвредности предприятия, а о безопасности предприятия. То есть загрязнения должны быть в пределах допустимых норм. Но сами загрязнения будут в любом случае.
К тому же загрязнения зависят не от технологий, а от соблюдения законодательства. Именно судебная власть в развитых странах заставляет предприятия быть экологичными, когда за нарушения приходится выплачивать серьезные компенсации населению. А без судебной власти и с передовыми технологиями можно загрязнять.
А кто инвестор?
И главное. А кто инвестор? Окупаемость с учетом инфляции оценивается в 22 года. Но это явно при завышенных ожиданиях от рынка. Передовые же технологии морально устареют уже через 15 лет. То есть завод не успеет окупиться к тому моменту, когда оборудование уже перестанет быть передовым. Конечно, при таком сроке окупаемости никто не будет вкладывать, кроме группы ВЭБ и ВТБ, которые принадлежат государству. А по «фабрике проектного финансирования» государство берет на себя все риски и 80% инвестиций. Этим можно объяснить, почему в портах Ленинградской области проект по производству до 2 млн тонн метанола оценивается в 100 млрд руб., а в Находке — в 400 млрд руб. Проект такой дорогой, потому что стремятся разбогатеть на строительстве НЗМУ, а не на производстве метанола.
Вообще, насколько такой проект нужен государству?
Никто не делает долгосрочные вложения в экспорт. Такие крупные вложения можно было оценить как долгосрочную перспективу, если бы продукция шла бы на внутренний рынок. Например, увеличение производства минеральных удобрений повлечет за собой рост доходов в сельском хозяйстве и так далее. В таком случае можно закрыть глаза на долгий срок окупаемости. Но в экспорт вкладывают, когда капитал окупится быстрей, чем на внутреннем рынке. А окупаемость промышленных предприятий происходит за 5–7 лет, максимум 10 лет. Окупаемостью свыше 15 лет являются фундаментальные вложения, в науку или транспортную и городскую инфраструктуру.
Но такие долгосрочные вложения оправдывают налоговыми поступлениями. Налоговые отчисления с государственных денег не сделают государство богаче. Конечно, если бы данные вложения были чистыми зарубежными вложениями, то в таком случае государство стало бы богаче. А так, куда бы государство ни вложило 400 млрд руб., в любом случае получит с них налоговые отчисления. А вложить есть куда. На 400 млрд руб. в Приморском крае можно увеличить количество дорог местного значения в три раза, а это улучшит работу местных предприятий, что, соответственно, увеличит налоговые поступления.
Да и не станет НЗМУ таким уж важным налогоплательщиком для города. После 10 лет «налоговых каникул» завод будет платить налогов всех уровней на сумму 14,5 млрд руб. Из них только 140 млн руб., то есть 1% налогов, завод заплатит в городскую казну. Что увеличит городской бюджет через 10 лет всего лишь на 3,5%. Например, угольный терминал «Порт Восточный» в 2018 г. в городскую казну заплатил 270 млн руб., в два раза больше.
Зачем же нужен НЗМУ?
Нефтехимия является капиталоемкой отраслью, а значит, на строительстве можно обогащаться вне зависимости от дальнейшей судьбы завода. Поэтому «инвестора» и не волнуют загрязнения, из-за которых в будущем с населением будут конфликты, что выльется в дополнительные издержки.
Источник