Урок 4. Тема. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма. Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай»
Урок 4. Тема. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма. Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай»
Тема. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма.
Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай».
Цели: создавать условия для восприятия учащимися эстетического и нравственного смысла художественного воплощения идеи плодородия Земли,
развивать у детей способность эмоционально-ценностного восприятия и оценки натюрморта как одного из жанров изобразительного искусства.
Организационный момент. Рассматривание детьми многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников. Восхищение богатством урожая.
В учебнике (с. 20—23) и творческой тетради (с. 10—11) учащиеся рассматривают натюрморты И. Машкова, 3. Серебряковой, П. Кузнецова, В. Серова, В. Стожарова, В. Рохлина. Это очень разные произведения, но объединяет их то, что в каждом из них изображены плоды земли-матушки.
Игра «Собери пословицу».
(Каждый плод свою землю знает. Всяк молодец на свой образец.)
На нашей земле удивительно разнообразные климатические условия. В каждом ее уголке — своя, особенная природа, потому и урожай в каждой отдельной местности часто сильно отличается от урожая в другой. Не случайно и натюрморты художников, живущих в разных регионах, не похожи один на другой.
Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта.
Рисунок (контур) предмета не закрашивается одной-двумя красками, а изображение «лепится» множеством цветных пятен, каждый раз вновь найденным на палитре цветом. Для освещенной поверхности предмета следует подбирать более светлые и холодные оттенки. Важно знать, что цвет в тени — это не просто та же краска, что и на свету, но более густая. Для передачи теневой поверхности предмета, нахождения ее нужных оттенков в основной цвет следует добавить краски более темные (только не черные) и теплые.
Выявление третьеклассниками приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа.
Выразительность рисунка часто зависит от способа наложения цветовых пятен. В одних случаях (в акварели) при письме цветные мазки располагаются так близко, что происходит их слияние (прием «вливания цвета в цвет»): между мазками нет резких границ, а смешение соседних мазков расширяет цветовую палитру рисунка. В других случаях мазки накладываются отдельно друг от друга (прием «раздельный мазок»). Мазки могут быть точечными (от легкого прикосновения к бумаге кончика кисти), удлиненными, дугообразными, расположенными по форме предмета или в одном направлении.
Выполнение учащимися рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем.
Творческие задачи выполнения натюрморта:
• отобрать 3—5 предметов (на свое усмотрение) из всего множества представленных на выставке и создать натюрморт, используя предложенные композиционные схемы в тетради;
• передать многоцветность, объемность, освещенность плодов родной земли.
Итоги: коллективное обсуждение и любование творческими работами. Прослушивание суждений авторов творческих композиций об избранных ими способах воплощения замысла.
Источник
Урок 4. Тема. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма. Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай»
Урок 4. Тема. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма. Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай»
Тема. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма.
Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай».
Цели: создавать условия для восприятия учащимися эстетического и нравственного смысла художественного воплощения идеи плодородия Земли,
развивать у детей способность эмоционально-ценностного восприятия и оценки натюрморта как одного из жанров изобразительного искусства.
Организационный момент. Рассматривание детьми многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников. Восхищение богатством урожая.
В учебнике (с. 20—23) и творческой тетради (с. 10—11) учащиеся рассматривают натюрморты И. Машкова, 3. Серебряковой, П. Кузнецова, В. Серова, В. Стожарова, В. Рохлина. Это очень разные произведения, но объединяет их то, что в каждом из них изображены плоды земли-матушки.
Игра «Собери пословицу».
(Каждый плод свою землю знает. Всяк молодец на свой образец.)
На нашей земле удивительно разнообразные климатические условия. В каждом ее уголке — своя, особенная природа, потому и урожай в каждой отдельной местности часто сильно отличается от урожая в другой. Не случайно и натюрморты художников, живущих в разных регионах, не похожи один на другой.
Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта.
Рисунок (контур) предмета не закрашивается одной-двумя красками, а изображение «лепится» множеством цветных пятен, каждый раз вновь найденным на палитре цветом. Для освещенной поверхности предмета следует подбирать более светлые и холодные оттенки. Важно знать, что цвет в тени — это не просто та же краска, что и на свету, но более густая. Для передачи теневой поверхности предмета, нахождения ее нужных оттенков в основной цвет следует добавить краски более темные (только не черные) и теплые.
Выявление третьеклассниками приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа.
Выразительность рисунка часто зависит от способа наложения цветовых пятен. В одних случаях (в акварели) при письме цветные мазки располагаются так близко, что происходит их слияние (прием «вливания цвета в цвет»): между мазками нет резких границ, а смешение соседних мазков расширяет цветовую палитру рисунка. В других случаях мазки накладываются отдельно друг от друга (прием «раздельный мазок»). Мазки могут быть точечными (от легкого прикосновения к бумаге кончика кисти), удлиненными, дугообразными, расположенными по форме предмета или в одном направлении.
Выполнение учащимися рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем.
Творческие задачи выполнения натюрморта:
• отобрать 3—5 предметов (на свое усмотрение) из всего множества представленных на выставке и создать натюрморт, используя предложенные композиционные схемы в тетради;
• передать многоцветность, объемность, освещенность плодов родной земли.
Итоги: коллективное обсуждение и любование творческими работами. Прослушивание суждений авторов творческих композиций об избранных ими способах воплощения замысла.
Источник
Как нарисовать натюрморт с фруктами поэтапно гуашью для начинающих
Цель:
— создание учебной работы
Задачи:
— обучать приемам работы гуашью без предварительного рисунка
— совершенствовать композиционные навыки
— развивать умение работать кистью (проводить параллельные линии, рисовать узор «сеточка»)
— воспитывать чувство гармонии
— знакомить с жанрами живописи
— закреплять знания овощей и фруктов
— знакомить с понятием блика
Материалы:
Альбом (два листа), гуашь, мягкие кисти № 8, 5, 3, 1
Предварительная работа:
— знакомство с натюрмортами (из интернета)
Картины с овощами
Игры (до или после занятия):
1. Найди натюрморт (среди открыток с портретами и пейзажами)
2. Найди веселые и грустные натюрморты (среди журнальных иллюстраций формата А3)
3. Составь натюрморт (первый вариант – пазлы, второй – накладные детали) Формат А3.
4. Раздели карточки на две кучки (овощи и фрукты)
Цитата:
Блик –
элемент светотени. Это световое пятно на ярко освещенной поверхности. Возникает вследствие отражения источника света (солнца, лампочки) на предмете.
Блик -(нем. Blick взгляд, мимолетный блеск). 1) слиток серебра, очищенного от свинца. 2) самая освещеннаяточка в картине.
Ход работы:
ОВОЩИ
Раскрываем альбом (две страницы). На правой странице рисуем темно-зеленым или изумрудным цветом плоскость стола.
ФРУКТЫ
Рисуем поверхность стола голубым. Коричневым цветом – силуэт чаши.
Источник
План — конспект урока по изобразительному искусству на тему «Каждый художник урожай своей земли хвалит»
план-конспект урока (изобразительное искусство, 3 класс) на тему
Представлен подробный план — конспект урока по изобразительному искусству на тему «Каждый художник урожай своей земли хвалит».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_izo_kazhdyy_hudozhnik_dary_svoey_zemli_hvalit.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга
учитель начальных классов
План — конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Каждый художник урожай своей земли хвалит»
Натюрморт. Цвет и форма. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши)
Тема « Каждый художник урожай своей земли хвалит»
— научить технике рисования с натуры, подбору красок, цветовой гаммы, тени, расположению на листе;
— развивать умение переносить увиденное на лист с учетом формы и цвета; развивать наблюдательность и внимательность, познавательные интересы учеников через исследовательскую работу;
— воспитывать любовь к окружающей природе, способность чувствовать красоту окружающего мира, экологическую культуру, усилить эмоциональное восприятие природы при шедевров живописи; воспитывать уважительное отношение к труду земледельца;
— осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с окружающим миром, музыкой.
Оборудование: иллюстарции репродукций : натюрморты с овощами, простые карандаши, альбомы, резинки, акварельные краски, кисти; образец педагогического рисунка «Натюрморт с овощами», аудиозапись классической музыки.
Оформление доски: рисунок – образец «Натюрморт с овощами», иллюстрации — репродукции, оформленный натюрморт.
Мини – проект (в форме сообщения) об истории выращивания овощей.
I. Актуализация знаний
А) Приветствие детей с учителем.
Б) Проверка готовности к уроку.
— Давайте вспомним, что такое «живопись»? / «Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль»; «Живопись означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность»/.
— Какие жанры живописи вы знаете?/ портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр/
II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе
2.1. Сообщение темы
— Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете акварельными красками. Кто скажет, что такое натюрморт? /«Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. «натюрморт» – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» – означает «тихая жизнь» /
— Натюрморты каких художников вы знаете? /Ребята перечисляют художников, картины которых рассматривали на прошлом уроке. Можно использовать презентацию «Цветы в работах художников»/
— На прошлом уроке мы с вами писали цветы, а сегодня научимся писать овощи (фрукты). Тем более совсем недавно в нашей школе прошел Праздник урожая, и мы с вами видели, какой замечательный урожай выращивают ребята с родителями на дачных участках. За всем этим стоит непростой труд. Как думаете, зачем люди тратят время и силы на выращивание овощей и фруктов? / Ответы детей/ Верно. Это основа основ нашей жизни – пища. Нет пищи – нет жизни. Теме урожая посвящено много стихов, историй, картин, музыкальных произведений, где чествуют труд и прославляют земледельцев. И, конечно, выражают эстетическое восхищение формой, цветом, ароматом.
2.2.Информация об объектах натюрморта
— Сегодня наш урок посвящен урожаю. Но так как все объекты урожая людей мы не сможем объять, то остановимся на некоторых. Угадайте, о чем идет речь? [1] :
В подземелье ушел,
Десять братье нашел.
Посмотри- ка, посмотри,
Каковы богатыри! /Картофель/
/Вывешивается картинка — иллюстрация с картофелем/
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки /Морковь/
/Вывешивается картинка — иллюстрация с морковью/
На троне в зеленой короне
Царь сидит на припеке,
И лоснятся от важности красные щеки.
Ветер поднялся, трон зашатался,
Царь удивился, с трона свалился. / Помидор/
— Каждый овощ имеет свою историю. И сегодня историю об одном из этих овощей нам расскажет ххххх. / Сообщение сопровождается демонстрацией картин с овощами/.
III. Работа над темой урока
3.1. Исследование композиции, цветового решения
— Ребята, обратите внимание на композицию натюрморта. Как расположены овощи? Какой овощ позади, а который впереди, слева и справа? Какие овощи крупным планом, а какие «спрятались»? /Ответы/
-Какой формы эти овощи, на какие геометрические фигуры похожи? /Ответы/
-Какого цвета овощи, какие оттенки? / Ответы/
-Где и как расположена тень? / Ответы/
3.2. Последовательность работы /инструктаж/
-Во-первых , сделаем набросок будущей картины. Берем простой карандаш и легкими движениями, чуть прикасаясь к листу, оформляем композицию.
Не забываете о расположении и величине композиции на листе.
Сначала рисуем овощ, который находится в центре, его отчетливо видно целиком. Передаем форму овощей: картофель продолговатый, морковь похожа на очень вытянутый треугольник, помидор как приплюснутый шар. Самая большая — это картофелина. Помидор поменьше, но покруглее. Морковь самая тонкая, но самая длинна. Не забудьте нарисовать у помидора и у моркови хвостики.
-Во-вторых, начнем окрашивать самые светлые места Для этого на тонкую кисточку набираем краску и сначала рисуем округлые линии. Потом берем более темную краску и продолжаем наносить.
Стараемся сделать так, чтобы у всех овощей появился объем. Окрашиваем, делая тонкой кисточкой мазки так, чтобы все линии передавали форму овощей.
Не забывайте, что для достижения нужного цвета краски можно смешивать. Используйте таблицу смешивания красок, и ваши палитры.
-В-третьих, когда овощи немного подсохнут, доработайте более тонкие места: веточки, хвостики, др.
-В-четвертых, обратите внимание на фон: он тоже с одной стороны светлее, с дугой – темнее. Выполните сначала фон, а после того, как он подсохнет – нанесите тени.
Не забудьте подписать свою работу и поставить дату.
— Ребята, какие факторы необходимы для урожая, чтобы он нас радовал? (тепло, земля, воздух, вода, солнце). Давайте поиграем в солнышко.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
3.2. Практическая работа
— Ребята, а теперь можно приступать к работе. Для создания приятного настроения я включу музыку.
— Сначала начинайте работать простым карандашом. И как только закончите набросок, можно будет работать красками.
— Постоянно сравнивайте свой рисунок с натурой. Посмотрите, правильно ли вы передаете форму, строение, цветовую окраску изображаемых объектов.
4.1. Просмотр и оценивание работ
/Оформление выставки. Оценивание работ/
— Посмотрите на нашу выставку.
— Нравится ли вам ваша работа? Чья еще работа нравится?
— Понравилось ли вам быть художниками?
— Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).
П Р И Л О Ж Е Н И Е [2] :
Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.
Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото — его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.
Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза.
Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.
Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.
Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая — пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб
Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы.
Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но он болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Первой это испытала Ирландия.
“Фитофтора” – по-гречески “пожиратель растений”. В 1845 – 46 годах грибок-паразит фитофтора по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. И страна опустела. От голода вымирали целые деревни.
В ХХ веке та же история постигла Данию. Она могла прийти и в любую другую страну. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель” – писали за рубежом.
В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли.
Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом.
Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.
(Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15)
Источник