Меню

Население почвы составляют организмы какие

Ответы к тесту по экологии 47 вопросов

14. Приспособление у растений, обеспечивающее более эффективное и полное
поглощение солнечного света:
а) листовая мозаика +
б) мелкие листья
в) восковой налёт на листьях
г) шипы и колючки
15. Укажите относительно постоянные свойства среды на протяжении длительных
периодов времени в эволюции видов:
а) ветер;
б) влажность;
в) осадки;
г) сила тяготения.+
16. К основным уровням организации жизни относятся:
а) биосфера, социосфера, ноосфера;
б) неживое, живое, духовное;
в) гидросфера, атмосфера, литосфера;
г) клетка, орган, организм. +
17. Виды ископаемых растений, животных, сохранившиеся до наших дней, – это:
а) виоленты;
б) космополиты;
в) реликты; +
г) эндемики.
18. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются:
а) автотрофными;
б) гетеротрофными; +
в) продуцентами;
г) хемотрофами.
19. Зоохория – это:
а) перенос животными семян, пыльцы, спор; +
б) перенос животными насекомых-паразитов;
в) перенос животными вредных микробов;
г) перенос животными собственных детенышей.
20. Толерантность организмов – это:
а) производимые в крупных экосистемах обратимые изменения;
б) деятельность организмов по поддержанию экосистем как среды своего обитания;
в) способность организмов успешно противостоять действию внешних факторов; +
г) постоянство количества живого вещества в биосфере.
21. Организмы, способные производить органические вещества из неорганических, –
это:
а) сапрофаги;
б) консументы;
в) продуценты; +
г) редуценты.
22. Население почвы составляют организмы:
а) гидробионты;
б) атмобионты;
в) аэробионты;
г) эдафобионты. +
23. Совокупность живых организмов и абиотических факторов среды, связанных между
собой потоком энергии и круговоротом веществ, называется:
а) биом;
б) биосистема;
в) биоценоз;
г) биогеоценоз. +
24. Термин «биосфера» ввёл в научную литературу:
а) В. И. Вернадский;
б) Э. Зюсс; +
в) В. Н. Сукачёв;
г) Э.Леруа.
25. Автор учения о биогеоценозах:
а) В. И. Вернадский;
б) В. Н. Сукачёв;+
в) В. В. Докучаев;
г) Э. Геккель;
26. Изучением экологического состояния Земли как планеты в целом занимается:
а) инженерная экология;
б) геоэкология;
в) глобальная экология; +
г) промышленная экология.
27. Приспособления организмов к среде называют:
а) мутация;
б) конкуренция;
в) адаптация; +
г) рекреация.
28. Холодолюбивые организмы – это:
а) криофилы; +
б) гигрофилы;
в) термофилы;
г) ксерофилы.
29. Механизм обеспечения постоянства биосферы:
а) мониторинг;
б) сукцессия;
в) симбиоз;
г) гомеостаз. +
30. Животные, имеющие постоянную температуру тела, называются:
а) пойкилотермными;
б) гомойтермными; +
в) гидротермными;
г) ксеротермными
31. Организмы, живущие за счет мертвого органического вещества и переводящие его в
неорганическое, – это:
а) продуценты;
б) консументы;
в) редуценты; +
г) автотрофы.
32. Процесс образования
а) воздействия, которые оказывают неживые тела на живые существа;
б) воздействия, которые оказывают друг на друга живые существа; +
в) воздействия, которые оказывают друг на друга неживые тела;
г) воздействия, которое оказывает интернет на людей.
36. Наибольшую долю в составе воздуха имеет:
а) кислород;
б) азот; +
в) озон;
г) углекислый газ.
37. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:
а) биотоп; +
б) ареал;
в) биом;
г) сообщество.
38. Растительноядные животные – это:
а) консументы 1-го порядка; +
б) консументы 2-го порядка;
в) редуценты;
г) продуценты.
39. Организмы, обитающие в узком диапазоне значений экологического фактора,
называются:
а) эврибионты;
б) стенобионты; +
в) ксенобионты;
г) поллютанты
40. Зона наиболее благоприятных значений экологического фактора называется:
а) пессимум;
б) оптимум; +
в) минимум;
г) зона выносливости.
41. Всеядные организмы – это:
а) монофаги;
б) стенофаги;
в) полифаги; +
г) фагоциты.
42. Основной источник энергии в биосферном круговороте:
а) ветер;
б) солнечный свет; +
в) уголь, нефть, газ;
г) приливы и отливы.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
43. Сфера разума, согласно работам В. И. Вернадского, – это:
а) ноосфера +
б) биосфера
в) гидросфера
г) литосфера
44. Канцерогенами называют вещества, вызывающие у человека:
а) психические расстройства;
б) раковые заболевания; +
в) инфекционные заболевания;
г) аллергические реакции.
45. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение баланса:
а) между экономикой и производством;
б) между людьми, экономикой и производством;
в) между людьми, экономикой и природой; +
г) между людьми, экономикой и обществом.
46. Вегетарианство привлекательно с экологической точки зрения потому, что:
а) растительная пища более вкусная, чем животная;
б) белки, жиры и углеводы растительного происхождения более калорийны, чем
животные;
в) на производство 1 калории растительного происхождения в экосистемах
затрачивается в несколько раз меньше энергии, чем для животной пищи; +
г) растительная пища содержит больше витаминов и микроэлементов, чем животная
47. Наличие болезнетворных бактерий в питьевой воде относится к загрязнению:
а) физическому;
б) химическому;
в) биологическому; +
г) механическому.
48. Токсичная смесь дыма, тумана и пыли называется:
а) кислотный дождь;
б) фотооксидант;
в) угарный газ;
г) смог. +
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ
49. К усилению парникового эффекта приводит увеличение содержания в атмосфере
концентрации:
а) водорода;
б) кислорода;
в) метана; +
г) хлора
50. Территория населенного пункта, где сосредоточены жилые дома, называется:
а) рекреационной зоной;
б) селитебной зоной; +
в) промышленной зоной;
г) лесопарковой зоной.
51. Искусственная экосистема, возникшая в процессе сельскохозяйственной
деятельности человека, называются:
а) агротоп;
б) агросоюз;
в) агроэкосистема; +
г) антропоэкосистема.
52. Тепло, свет, электромагнитные поля, шум относятся к загрязнению:
а) биологическому;
б) геологическому;
в) химическому;
г) физическому. +
53. Под водосборным бассейном понимается:
а) территория, с которой природные воды стекают в определенные водоёмы; +
б) территория, с которой сточные воды промышленных предприятий стекают в
определённые водоёмы;
в) территория, с которой ливневые воды стекают в канализационные каналы;
г) территория, с которой ливневые воды стекают в канализационные трубы.
54. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных территорий,
– это:
а) мониторинг;
б) рекреация;
в) рекультивация; +
г) стагнация.
55. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
а) задерживает инфракрасное излучение от Земли;
б) защищает Землю от ультрафиолетового излучения; +
в) защищает Землю от метеоритов;
г) образовался в результате промышленного загрязнения
56. Выпадение кислотных дождей связано:
а) с повышением содержания в атмосфере углекислого газа;
б) с истончением озонового слоя;
в) с выбросами в атмосферу диоксида серы, оксидов азота; +
г) с попаданием в атмосферу частиц пыли.
57. Снижение плодородия называется:
а) рекультивация почв;
б) деградация почв; +
в) дегазация почв;
г) дезактивация почв.
58. Международное агентство по атомной энергетике:
а) ФАО;
б) ЮНЕП;
в) МСОП;
г) МАГАТЭ. +
59. Пестициды – это:
а) химические соединения, применяемые против вредителей;+
б) поверхностно активные вещества;
в) соединения фосфора;
г) соединения азота.
60. Процесс ликвидации запаха сточных вод называется:
а) дезодорация; +
б) дезактивация.
в) дератизация;
г) дезинфекция
61. К естественным источникам загрязнения атмосферы следует отнести:
а) сжигание бытового мусора;
б) извержения гейзеров; +
в) дым из труб заводов;
г) выхлопные газы автомобилей.
62. Кольцевание птиц применяется для изучения:
а) способов гнездования;
б) рациона питания;
в) путей миграции; +
г) интенсивности обмена веществ

Читайте также:  Томат для комнатного выращивания

Источник

Почва — живой организм

Почва — это живой организм, состоящий из бесчисленных микроскопических живых существ. Число и разнообразие живых микроорганизмов в почве неизмеримо. В 1 г. почвы содержатся миллиарды бактерий, грибков, водорослей и других организмов, а кроме того, великое множество дождевых червей, мокриц, многоножек, улиток и других почвенных организмов, которые в результате процесса обмена веществ перерабатывают отмершие белковые организмы и другие органические остатки в питательные вещества, доступные для усвоения растениями. Благодаря их деятельности в почве из исходного растительного и белкового материала образуется гумус, из которого в результате соединения с водой и кислородом высвобождаются питательные вещества для растений. Рыхлая структура почвы также достигается во многом благодаря деятельности

почвенных организмов, которые естественным образом перемешивают минеральные и органические вещества, вырабатывая новую обогащенную субстанцию. Это значительно повышает плодородие почвы. Изучением почвообитающих животных занимается специальная отрасль науки — почвенная зоология, сформировавшаяся лишь в нашем столетии. После того как специалисты разработали методы учета и фиксации животных, что связано со значительными техническими трудностями, глазам зоологов предстало целое царство существ, разнообразных по строению, образу жизни и своему значению в естественных процессах, происходящих в почве. По биологическому разнообразию животный мир почвы можно сравнить разве что с коралловыми рифами — классическим примером наиболее богатых и разнообразных природных сообществ на нашей планете.

Среди них и крупные беспозвоночные типа дождевых червей, и микроорганизмы, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Помимо мелких размеров (до 1 мм) большинство почвообитающих беспозвоночных животных имеет и незаметную окраску покровов тела, беловатую или серую, поэтому разглядеть их можно только после специальной обработки фиксаторами, под лупой или микроскопом. Микроорганизмы составляют основу животного населения почвы, биомасса которой достигает сотни центнеров на гектар. Если говорить о численности дождевых червей и других крупных беспозвоночных, то она измеряется десятками и сотнями на один квадратный метр, а численность мелких и микроскопических организмов достигает миллионов и миллиардов особей.

К примеру, простейшие и круглые черви (нематоды) с размером тела до 0,01 мм по своей физиологии — типично водные существа, способные дышать кислородом, растворенным в воде. Мельчайшие размеры позволяют им довольствоваться микроскопическими капельками влаги, заполняющей узкие почвенные полости. Там черви передвигаются, находят пищу, размножаются. При пересыхании почвы они способны длительное время находиться в неактивном состоянии, покрываясь снаружи плотной предохранительной оболочкой из застывающих выделений.

Из почвенных организмов покрупнее можно назвать почвенных клещей, ногохвосток, мелких червячков — ближайших родственников дождевых червей. Это уже настоящие сухопутные животные. Они дышат атмосферным кислородом, заселяют воздушные внутрипочвен-ные полости, корневые ходы, норы более крупных беспозвоночных. Мелкие размеры, гибкое

Читайте также:  Компост для рассады помидор

Почвенные организмы являются жизненно необходимым звеном в замкнутом цикле обмена веществ. Благодаря их жизнедеятельности все продукты органического происхождения разлагаются, перерабатываются и приобретают доступную для растений минеральную форму. Минеральные вещества, растворенные в воде, поступают из почвы к корням растений, и цикл начинается сначала

тело позволяют им использовать даже самые узкие промежутки между почвенными частицами и проникать в глубокие горизонты плотных суглинистых почв. Например, панцирные клещи уходят вглубь на 1,5—2 м. Для этих мелких почвенных обитателей почва также не плотная масса, а система ходов и полостей, соединенных между собой. Животные обитают на их стенках, как в пещерах. Переувлажнение почвы оказывается столь же неблагоприятным для ее обитателей, как и пересыхание. Хорошо различимы почвенные беспозвоночные с размерами тела крупнее 2 мм. Здесь можно встретить разнообразные группы червей, наземных моллюсков, ракообразных (мокрицы, бокоплавы), пауков, сенокосцев, лож-носкорпионов, многоножек, муравьев, термитов, личинок (жуков, двукрылых и перепончатокрылых насекомых), гусениц бабочек Дождевые черви и некоторые личинки насекомых имеют сильно развитую мускулатуру. Сокращая мышцы, они увеличивают диаметр своего тела и раздвигают почвенные частицы. Черви заглатывают землю, пропускают ее через свой кишечник и продвигаются при этом вперед, как бы «проедаясь» сквозь почву. Позади они оставляют свои экскременты с продуктами обмена и слизью, обильно выделяемой в полости кишечника. Этими слизистыми комочками черви покрывают поверхность хода, укрепляя его стенки, поэтому такие ходы долго сохраняются в почве.

А личинки насекомых имеют особые образования на конечностях, голове, иногда на спине, которыми они действуют, как лопатой. Например, у медведок передние ноги превращены в сильные орудия копания — они расширены, с зазубренными краями. Эти скребки способны рыхлить даже очень сухую почву. У личинок же

хрущей, роющих ходы на значительную глубину, орудием рыхления служат верхние челюсти, которые имеют вид треугольных пирамидок с зубчатой вершиной и с мощными гребнями по бокам. Личинка ударяет этими челюстями в почвенный комочек, разбивает его на мелкие частицы и подгребает их под себя. Другие крупные обитатели почвы живут в уже имеющихся полостях. Они отличаются, как правило, очень гибким тонким телом и могут проникать в очень узкие и извилистые ходы. Роющая деятельность животных имеет большое значение для почвы. Система ходов улучшает ее аэрацию, что благоприятствует росту корней и развитию аэробных микроби-альных процессов, связанных с гумификацией и минерализацией органического материала. Недаром Чарльз Дарвин писал, что задолго до того, как человек изобрел плуг, дождевые черви научились правильно и хорошо обрабатывать землю. Он посвятил им специальную книгу «Образование почвенного слоя дождевыми червями и наблюдения над образом жизни последних».

Основная роль почвенных организмов заключается в способности быстро перерабатывать растительные остатки, навоз, бытовые отходы, превращая их в высококачественное естественное органическое удобрение биогумус. Во многих странах, в том числе и в нашей, червей научились разводить на специальных фермах для получения органических удобрений. Оценить вклад невидимых тружеников почвы вуюрмировании ее структуры помогут следующие примеры. Так, муравьи, строящие почвенные гнезда, выбрасывают на поверхность из глубоких слоев почвы более тонны земли на 1 га. За 8—10 лет они перерабатывают практически весь заселенный ими горизонт. А пустынные мокрицы поднимают с глубины 50— 80 см на поверхность почву, обогащенную элементами минерального питания растений. Там, где находятся колонии этих мокриц, растительность более высокая и густая. Дождевые же черви способны перерабатывать в год до 110 т земли на 1 га.

Передвигаясь в земле и питаясь отмершими растительными остатками, животные перемешивают органические и минеральные частицы почвы. Затаскивая наземный опад в глубокие слои, они тем самым улучшают аэрацию этих слоев, способствуют активизации микро-биальных процессов, что приводит к обогащению почвы гумусом и питательными веществами. Именно животные своей деятельностью создают гумусовый горизонт и почвенную структуру.

Роль дождевых червей в биологической жизни почвы

Дождевые черви рыхлят почву, проникая в отличие от других почвенных организмов, способных проживать лишь в одном почвенном слое, в разные слои почвы. Через проделанные червями отверстия к корням растений проникают воздух и вода.

Дождевые черви способствуют обогащению почвы кислородом, что предотвращает процессы гниения органического материала

: Дождевые черви поглощают органические остатки, вместе с которыми в пищеварительный тракт попадают минеральные частицы, крупицы глины, почвенные водоросли, бактерии, микроорганизмы. Там этот разнородный материал перемешивается и перерабатывается, благодаря обменным процессам, дополняется выделениями кишечной микрофлоры червя, приобретая новое состояние, и затем в виде помета попадает в почву. Это качественно улучшает состав почвы и придает ей склеенную комковатую структуру.

Человек научился обрабатывать почву, удобрять ее и получать высокие урожаи. Заменяет ли это деятельность почвенных организмов? В какой-то степени да. Но при интенсивном землепользовании современными методами, при перегрузке почвы химикатами (минеральные удобрения, пестициды, стимуляторы роста), при частых нарушениях ее поверхностного слоя и уплотнении его сельскохозяйственными машинами возникают глубокие нарушения естественных процессов, которые ведут к постепенной деградации почвы, снижению ее плодородия. Завышенные количества минеральных удобрений отравляют землю и убивают ее биологическую жизнь. Химобработки уничтожают в почве не только вредителей, но и полезных животных. Для восстановления этого ущерба требуются годы. Сегодня, в период экологизации нашего мышления, стоит задуматься и над тем, какими критериями оценивать ущерб, нанесенный урожаю. До сих пор было принято считать только потери от вредителей. Но давайте же посчитаем и потери, нанесенные самой почве от гибели почвообразователей.

Читайте также:  Размер грядки для зелени

Для сохранения почвы, этого уникального природного ресурса Земли, способного к самовосстановлению своего плодородия, необходимо прежде всего сохранить ее животный мир. Почвенные организмы, почвообразователи делают то, что пока не может делать человек со своей мощной техникой. Они нуждаются в стабильной среде. Им необходимы кислород в системе проделанных ходов и запас органических остатков, убежища и ходы, которые не нарушаются человеком. Разумное ведение хозяйства, щадящие методы обработки почвы и максимальный отказ от химических средств защиты растений означают создание условий для сохранения живого биомира почвы — залога ее плодородия.

Питательные вещества в составе почвы

Все необходимые для жизни компоненты растения могут получать из почвы только в минеральной форме. Питательные вещества, которыми богаты органическая масса, гумус и органические удобрения могут быть усвоены растениями только после завершения процесса разложения органических соединений или их минерализации.

Наличие в почве достаточного количества питательных веществ является одним из главных факторов успешного развития растений. Свою надземную часть, корневую систему, цветы, плоды и семена растения строят из органических веществ: жиров, белков, углеводов, кислот и других веществ, вырабатываемых зеленой листовой массой растений. Для синтеза органических веществ растениям необходимы десять главных элементов, которые называются биогенными. Биогенные химические элементы постоянно входят в состав организмов и выполняют определенные биологические функции, обеспечивающие жизнеспособность организмов. К биогенным макроэлементам относятся углерод (С), кальций (Са), железо (Fe), водород (Н), калий (К), магний (Mg), азот (N), кислород (О), фосфор (Р), сера (S). Часть этих элементов растение получает из воздуха, например кислород и углерод, водород получает при разложении воды в процессе фотосинте-

Процесс обмена питательных веществ

Питательные элементы играют важнейшую роль в цикличном процессе обмена веществ, обеспечивая жизнедеятельность растений. Вода растворяет питательные вещества и микроэлементы, создавая почвенный раствор, который усваивается корнями растений Солнечная энергия способствует преобразованию питательных веществ в результате процесса фотосинтеза, который, в свою очередь, зависит от присутствия в тканях растений ряда микроэлементов, участвующих в образовании окрашенного вещества хлорофилла

за, остальные элементы поступают растению исключительно из почвы в виде растворенных в воде соединений, так называемого почвенного раствора. Если в почве наблюдается серьезный недостаток какого-либо из элементов, растение слабеет и развивается только до определенной стадии, пока не исчерпает свой внутренний биологический запас данного элемента, существующий в тканях растения. После этой стадии растение может погибнуть. Кроме биогенных макроэлементов для развития растения необходимы микроэлементы, содержащиеся обычно в очень маленьком количестве, но тем не менее играющие важную роль в процессах обмена. К микроэлементам следует отнести: алюминий (А1), бор (В), кобальт (Со), медь (Си), марганец (Мп), молибден Мо), натрий (Na), кремний (Si), цинк (Zn). Hei -остаток или избыток микроэлементов приводит к нарушению обмена веществ, что влечет

за собой отставание в росте и развитии растения, снижение урожайности и другие последствия. Некоторые из перечисленных микроэлементов не являются жизненно необходимыми и часто выделяются исследователями в группу так называемых «полезных элементов». Тем не менее их наличие требуется для полноценного развития растения. Все компоненты должны присутствовать в питании растения в сбалансированном виде, так как отсутствие хотя бы одного из главных элементов, как-то азота, фосфора, калия или кальция, неизбежно влечет за собой недостаточность или невозможность усвоения растением остальных трех элементов, а также других питательных веществ. Именно поэтому наличие всех элементов так важно для полноценного усвоения растением всего питательного комплекса.

Способность растений усваивать питательные вещества из окружающей среды определяется качеством и объемом корневой системы. Растения усваивают питательные вещества в течение всей вегетации, но неравномерно. Потребность растений в питательных веществах меняется в различные периоды развития. В период интенсивного роста растения особенно нуждаются в азоте, во время цветения и плодоношения возрастает потребность в фосфоре и калии. Усвоенные питательные вещества избирательно закрепляются в различных органах растений.

Источник

Adblock
detector