Каждый плод свою землю знает
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока по изобразительному искусству: Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма. Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай».
Учитель: Пронина М.Б.
Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай».
Основные цели и задачи урока-образа:
1. Создавать условия для восприятия учащимися эстетического и нравственного смысла художественного воплощения идеи плодородия Земли.
2. Развивать у детей способность эмоционально-ценностного восприятия и оценки натюрморта как одного из жанров изобразительного искусства.
3. Развивать у учащихся наблюдательность, умение видеть богатство и разнообразие даров природы, желание и способность передать их красоту в рисунке.
4. Совершенствовать работу с учащимися по овладению графическими, живописными и композиционными навыками. Углублять представление третьеклассников о форме, объеме предметов, способах колористического решения натюрморта, светотеневой проработки.
Оборудование: выставка овощей и фруктов, организованная в классе, кисти, гуашь, палитра, учебник и рабочая тетрадь Т.Я. Шпикалова , Л.В. Ершова.
Рассматривание детьми многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников. Восхищение богатством урожая.
— Отгадайте загадки об осеннем урожае.
Только шея тонка.
Синий мундир, белая подкладка,
В середине — сладко.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? .
Как на нашей грядке
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
К осени краснеют.
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко.
3. Сообщение темы и целей урока.
— Каждому известен вкус многих овощей, фруктов. Кто-то знаком с тем, как ухаживать за овощными грядками. А на этом уроке перед вами дары природы предстанут в качестве героев художественных произведений.
3.1. Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта.
( В творческой тетради (с. 10—11) учащиеся рассматривают натюрморты 3. Серебряковой, П. Кузнецова, П.Кузнецова.)
— Это очень разные произведения, но объединяет их то, что в каждом из них изображены плоды земли-матушки.
Натюрморт –это жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п.
3.2. Наблюдению натуральных объектов на выставке.
— Любуясь овощами и фруктами на выставке, предварительно устроенной в классе, отметьте достоинства, за которые художники запечатлели плоды на своих натюрмортах. Выскажите собственные чувства в отношении созданных художественных образов.
-Раскройте смысл пословиц «Каждый плод свою землю знает» и «Всяк молодец на свой образец».
— На нашей земле удивительно разнообразные климатические условия. В каждом ее уголке — своя, особенная природа, потому и урожай в каждой отдельной местности часто сильно отличается от урожая в другой. Не случайно и натюрморты художников, живущих в разных регионах, не похожи один на другой.
— Приведите примеры своеобразия плодов своего края.
2. Выявление третьеклассниками приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа.
— Сравните объекты в природе и их изображения с натуры на картинах.
— Заметьте, как цвет предмета зависит от освещенности, как солнечный свет влияет на цвет теневой поверхности, и подумайте, какие краски следует смешивать, чтобы создать иллюзию реального изображения.
2.1. Работа с учебником.
— В учебнике (с. 23) рассмотрите приемы выявления освещенности, объема, округлости с помощью акварели и гуаши. Рисунок (контур) предмета не закрашивается одной-двумя красками, а изображение «лепится» множеством цветных пятен, каждый раз вновь найденным на палитре цветом. Для освещенной поверхности предмета следует подбирать более светлые и холодные оттенки. Важно знать, что цвет в тени — это не просто та же краска, что и на свету, но более густая. Для передачи теневой поверхности предмета, нахождения ее нужных оттенков в основной цвет следует добавить краски более темные (только не черные) и теплые.
— Выразительность рисунка часто зависит от способа наложения цветовых пятен. В одних случаях (в акварели) при письме цветные мазки располагаются так близко, что происходит их слияние (прием «вливания цвета в цвет»): между мазками нет резких границ, а смешение соседних мазков расширяет цветовую палитру рисунка. В других случаях мазки накладываются отдельно друг от друга (прием «раздельный мазок»). Мазки могут быть точечными (от легкого прикосновения к бумаге кончика кисти), удлиненными, дугообразными, расположенными по форме предмета или в одном направлении.
Работа в творческой тетради.
В творческой тетради учащиеся выполняют упражнения на светотеневое решение фруктов разными способами — акварелью или гуашью.
3. 2. Выполнение учащимися рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем. Творческая работа над композицией натюрморта «Славный урожай»
— Передайте многоцветность, объемность, освещенность плодов родной земли.
Подведение итогов урока.
1. Коллективное обсуждение и любование творческими работами. Прослушивание суждений авторов творческих композиций об избранных ими способах воплощения замысла.
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878—1968) — живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества — МУЖВЗ (1897—1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Преподавал (1917—1937, 1945—1948) в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине и др. институтах Москвы. Один из организаторов выставки «Голубая роза». Член объединений «Мир искусства», «Четыре искусства». Испытывая с начала 1900-х гг. сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова, обращаясь к мотивам сна, видения, Кузнецов стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите образную аналогию литературному и музыкальному символизму («Голубой фонтан», 1905, ГТГ). В яснопросветленных, проникнутых созерцательным покоем картинах «степной» (или «киргизской») серии декоративная обобщенность сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков («Мираж в степи», 1912, ГТГ). В 20—30-х гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, Кузнецов использовал в станковых произведениях технику настенных росписей («Отдых пастухов», 1927, ГРМ); сохраняя поэтический строй образов, он придает композициям большую динамику и пространственно-временную конкретность, а человеческим фигурам — большую жизненную непосредственность. Художник выполнил многочисленные пейзажи, натюрморты и портреты, работал в области монументальной и театрально-декорационной живописи, а также графики.
Литература: Алпатов М. В. П. В. Кузнецов: Альбом. — М., 1969; Будкова Л. А., Сарабьянов Д. В. П. Кузнецов. — М., 1975; Русакова А. П. Кузнецов. — Л., 1977.
Машков Илья Иванович (1881—1944) — живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Один из основателей «Бубнового валета», автор экспрессивных красочных пейзажей, натюрмортов, портретов, педагог. Обратившись к культуре городского изобразительного фольклора — вывескам, лубкам, задникам фотографических ателье, — Машков открыл для себя новый многообещающий мир форм; в своих натюрмортах художник воссоздавал не только полновесность формы и яркость цвета предмета, но и вещную выразительность хорошо организованной постановки. Его образы вещей покоряют своей чувственной красотой, необычной телесностью, экспрессивной радостью жизни. Неистовый живописный темперамент московского художника находил себе выражение в красочной гиперболичности образов, их монументальности, величавом декоративном ритме. Его влекло многоцветие, праздничность мира в самых звонких, радостных его проявлениях: радующей глаз снеди,роскошно-зрелых фруктах, облике здоровых, полнокровных, жизнерадостных людей.
Литература: Арбузов Г. С., Пушкарев В. А. И. Машков. — Л., 1973; Болотина И. С. И. И. Машков: Альбом. — М., 1977.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884—1967) — русский живописец, дочь Е. А. Лансере. Училась в Санкт-Петербурге в школе-мастерскойТ. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903—1905). Член объединения «Мир искусства». С 1924 г. жила в Париже. Характерная для Серебряковой тяга к созданию живых жанровых сцен и натюрмортов, прекрасных женских образов, к уровновешенности композиции и осязаемо-чуткой лепке объемов, точности и лаконичности рисунка формировалась под воздействием искусства итальянских мастеровXVI—XVII вв. и традиций творчества А. Г. Веницианова. Натюрморты Серебряковой хорошо воспринимаются зрителем. Художник тонко чувствует форму и любуется ею, что наполняет ее работы изяществом, светом, добротой.
Литература: Савинов А. Н. З. Е. Серебрякова. — Л., 1973; Князева В. П. З. Е. Серебрякова. — М., 1979.
Источник
Презентация. Каждый художник урожай своей земли хвалит
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель изобразительного искусства МБОУ «ЦО № 32» Каменская Алена Игоревна Каждый художник урожай своей земли хвалит
Щедрость родной земли вызывают восторг и гордость у каждого из нас. Плоды с глянцевым блеском оживают под кистью художника. В. Серов. Яблоки на листьях (фрагмент) В. Рохлин. Натюрморт с геранью В. Стожаров. Романовский лук
РАССМОТРИ изображения этих плодов на натюрмортах. Рассмотри конкретное изображение плодов – помидор, лук, виноград и т.д. Каким способом накладывают мазки на изображение, чтобы показать его выпуклым И. Машков. Натюрморт. Тыква З. Серебрякова. Виноград
З. Серебрякова. Корзина с кабачками П. Кузнецов. Цветы и дыни
Светотень – градации светлого и темного, распределение по яркости цветов и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем предмета и окружающую их световоздушную среду Тень – укрытие от источника света, наименее освещенные части предмета
1. Свет 2. Тень на предмете 3. Падающая тень 4. Рефлекс 5. Блик
Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место
Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии. Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы
Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный
Нарисуем грушу на переднем плане
Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова
Этапы 6 — 12 – работа в цвете. Затонируем фон
Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света
Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики
Прорисовываем тени и полутени на горшочке
А теперь рисуем тени и полутени на груше
Делаем прорисовку фона
Прорисовываем, уточняем детали
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
- Сейчас обучается 222 человека из 55 регионов
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 230 человек из 58 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-843256
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник