Меню

Навоз как отход класс опасности виды

Разъяснения Минприроды России

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,

при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Читайте также:  Когда можно вносить удобрения после доломитовой муки

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Источник

Навоз и помет птичий

С введением обязательной лицензии на утилизацию отходов жизнедеятельности животных, то есть навоза и птичьего помета, а также с включением навоза в «третью группу опасных отходов» многие фермеры считают этот закон «глупостью», а у них только прибавилось и без того многочисленных хлопот.

Теперь сельхозпроизводителям грозят серьезные штрафы и даже уголовная ответственность. Штрафы за отсутствие лицензии на обращение с навозом составляют от 10 до 30 тыс. рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тыс. рублей — на юрлицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тыс. рублей и доходит до 1,5 млн рублей.

Чем вызваны такие жесткие меры?

По вашему мнению, обоснованы ли возмущения и недовольство фермеров?

Генеральный директор ООО «Биосфера» Луппов Константин Андреевич:

Если в результате хоз. деятельности юр. лиц образуются отходы производства и потребления, образователь отходов обязан определить класс опасности этого отхода и оформить паспорт отхода (ст. 14 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.; п.4 ПП РФ №712 от 16.08.2013 г.) Существует 5 классов опасности отходов (V класс наименее опасен). Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности лицензируется (ПП №1062 от 03.10.2015 г.). На обращение с отходами V класса опасности лицензия не требуется. Класс опасности определяется в зависимости от состава отходов. Обращение с отходами это сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение. Все эти термины определены статьей 1 ФЗ №89 от 24.06.1998 г. Эта же статья дает нам определение накопления отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, фермерам, лицензия на обращение с отходами не требуется, если они накапливают навоз не более 11 месяцев. Если же отходы складируются более 11 месяцев это считается хранением (размещение отходов – хранение и захоронение), в этом случае и требуется лицензия на обращение с отходами. Получается, с момента образования, отходы I-IV класса опасности могут складироваться в течении 11 месяцев на специально оборудованных площадках (должно быть исключено воздействие на почву) и перемещаться в пределах производственной площадки без лицензии. Это касается всех отходов I-IV класса опасности. Если же осуществляется перевозка отходов, вне границ участка, это считается транспортировкой, либо использование отходов I-IV класса опасности в своем производстве в качестве сырья или удобрения, в этих случаях нужна лицензия. Я специально подчеркиваю отходы I-IV класса опасности, потому что V класс опасности не требует лицензии на транспортировку, использование в собственном производстве, утилизацию. Теперь остановимся подробнее на таких отходах, как навоз КРС, свиной, помет птичий. Навоз свежий и перепревший имеет разные классы опасности, например, навоз крупного рогатого скота свежий 11211001334 (Код по ФККО) имеет IV класс опасности (последняя цифра кода отхода по федеральному каталогу), а навоз крупного рогатого скота перепревший 11211002295 имеет уже V класс опасности. Получается, свежий навоз КРС нельзя перевозить вне границ территории и использовать в своем производстве без лицензии на обращение с отходами, а навоз КРС перепревший можно.

Читайте также:  Использование человеком минеральных удобрений

Сводная таблица по видам навоза и помета и их классы опасности:

Источник

Навоз КРС

Если ваше предприятие занимается разведением крупно-рогатого скота, то значит в обязательном порядке у вас образуется отход — навоз КРС.

Это кажется слишком очевидным, но многие предприятия — фермы считают, что от КРС образуется сразу удобрение органическое, минуя стадию образования отхода. Эта позиция рано или поздно приводит к штрафным санкциям.

Навоз КРС — код ФККО

Навоз КРС в Федеральном классификационном каталоге отходов представлен навозом свежим и навозом перепревшим.

Соответственно, если предприятие не реализует навоз свежий, то у него должен образовываться и навоз перепревший.

Наименование отхода Код ФККО / класс опасности
Навоз крупного рогатого скота свежий 1 12 110 01 33 4
Навоз крупного рогатого скота перепревший 1 12 110 02 29 5
Отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота 1 12 121 11 20 4

Если в коровниках для содержания животных используется подстилка из опилок, следовательно образуется дополнительный отход — отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота.

Состав отхода — навоз КРС

Состав отхода — навоз КРС по литературному источнику:

Правильнее будет определить состав отходов у вашего конкретного предприятия с привлечением аккредитованной лаборатории.

Категория ОНВОС ферм по разведению КРС

Для установления категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) открываем Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 , согласно которого:

при разведении крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более) ОНВОС относится ко 2 категории.

пункт 25) раздела II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное
негативное воздействие на окружающую среду, к объектам
II категории

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»:

если на объекте негативного воздействия на окружающую среду осуществляется деятельность по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более, то указанный объект подлежит федеральному экологическому надзору

Следовательно, если ваша ферма имеет проектную мощность от 400 мест КРС, то она является объектом негативного воздействия на окружающую среду 2 категории и подлежит федеральному экологическому надзору (Росприроднадзор).

Если менее 400 мест КРС, то постановка на учет ОНВОС осуществляется по источникам выбросов.

Утилизация навоза КРС

Утилизация навоза КРС заключается в переводе его из состояния «отход» в состояние «удобрение». Для этого у предприятия должен быть разработан технологический регламент на производство удобрения, разработаны технические условие на производимое удобрение.

Если указанные документы у вас не разработаны, то у вас происходит переход отхода «навоз КРС свежий» в «навоз КРС перепревший», следовательно, использовать отход в качестве удобрения или реализовать отход в качестве удобрения вы уже не можете.

Указанные документы должны быть разработаны в соответствии с НПА и строго соблюдаться.

В соответствии с ФЗ-89:

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

Таким образом, использование отхода — навоза КРС для производства удобрения органического — это утилизация отхода.

Деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности подлежит лицензированию.

Выход навоза КРС

В соответствии с п.2.10 «Сельское хозяйство» Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 г.:

В соответствии с НТП 17-99* Нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета (с Изменением № 1):

Расчетное количество навозных стоков, образующихся от одной головы на доильных площадках, составляет 20 л/сут, содержание экскрементов — 2-3% от их среднесуточного выхода.

Хранение навоза КРС

Хранения отхода должно производиться в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.

По указанному СанПиН я скоро напишу отдельную статью.

Добрый день.
Почему написано, что «Таким образом, использование отхода — навоза КРС для производства удобрения органического — это утилизация отхода.
Деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности подлежит лицензированию.»
Есть Разъяснения Минприроды России по вопросу оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности при обращении с навозом.
Там четко сказано, что «Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.»

Опубликовано на официальном сайте Минприроды Росии : 23 Мая 2016 (17:48)

Ссылка на источник информации: http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=143693

Добрый вечер.
1. Федеральный закон выше писем минприроды вообще-то.
Формально, если подходить по букве закона, а именно ФЗ «Об отходах производства и потребления», то использование отхода это утилизация. Почитайте термин утилизация. Дальше навоз свежий — это еще не продукция, продукцией может быть навоз перепревший. И то должен быть регламент, ТУ. Производство удобрения (навоза перепревшего) должно происходить в соответствии с разработанными ТУ и регламентом (у меня на сайте образцы этих документов есть). По данному вопросы у контролирующих органов нет единой позиции, поэтому напишите письмо в ваш контролирующий орган, вам ответят — вы будете знать что вам делать.
В общем я считаю, что отход в виде навоза свежего у вас однозначно образуется. Далее идет использование его для производства товара — удобрения. Использование — это утилизация отхода, значит нужна лицензия. Ну и если использование идет для собственных нужд (т.е. вы удобряете исключительно свои сельхоз. поля, они у вас в собственности), то в соответствии с указанными разъяснениями вам лицензия не нужна. Но паспорт, журнал учета отходов по навозу свежему должны быть в обязательном порядке. Я кстати в свое время получала лицензию на утилизацию навоза. Ничего сложного, по времени долго. Если писать письмо не хочется, можно выяснить позицию вашего надзорного органа так: посмотреть в плане проверок на 19 год по вашему надзорному органу сельхоз организации и позвонить туда, выяснить требования и результаты проверки.

Источник

Adblock
detector