Меню

Навоз как отходы производства

Разъяснения Минприроды России

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,

при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Источник

Навоз как отход и объект особого регулирования со стороны государства

Одна молочная корова в день дает не только 15 кг молока, но и несколько десятков килограммов навоза. Навоз, как ценный продукт, аграрии не выбрасывают, a после выдержки в течение нескольких месяцев используют как удобрение для своих сельскохозяйственных земель. Ha этих землях растут кормовые культуры — травы, кукуруза и др., которыми питаются животные.

Читайте также:  Современный материал для грядок

«Это удивительная, уникальная субстанция, которая обеспечивает питание для микроорганизмов, живущих в почве, тем самым обогащая ее состав», — говорит о навозе Айрат Хайруллин, владелец крупного молочного холдинга «Красный Восток агро» и зампредседателя аграрного комитета госдумы.

Минеральными удобрениями такого эффекта достичь невозможно, указывает он.

Обычно аграрии вносят в почву только три основных элемента — фосфор, калий и азот, и вносят в ограниченном количестве. За долгие годы использования самых распространенных азотных удобрений почва обедняется, с органикой такого не происходит — она, наоборот, повышает плодородие почвы, говорит эксперт.

Но, как выяснилось, не все так просто. Несколько лет назад навоз был признан отходом, что наложило Ha аграриев особые требования по обращению с ним. Например, теперь навозохранилища необходимо внести в государственный реестр объектов размещения отходов, в противном случае их использование запрещено. Навозохранилища, которые входят в состав строящихся молочных комплексов, должны проходить государственную экологическую экспертизу, что затягивает сроки подготовки к строительству.

Появилось еще и лицензирование. Чтобы вносить навоз в почву, он должен быть обеззаражен, а для этого — выдержан. По букве закона выдерживание может быть признано утилизацией, обезвреживанием, размещением. Ha все эти действия нужна лицензия.

Контролеры получили возможность штрафовать аграриев за неправильное обращение с навозом. По данным КОАПА, нарушение правил обращения с отходами животноводства грозит юрлицам штрафами в несколько сотен тысяч рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 суток.

Аграрии недоумевают: если мы используем навоз для удобрения своих же темень, то где логика и зачем лицензия?

Минприроды ответило специальным разъяснением: при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и других требований не нужна ни лицензия, ни другие формальности по обращению с отходами. Однако все равно непонятно, в каком случае навоз — отход, а в каком — ценный побочный продукт и как это доказать. По мнению Национального союза производителей молока (Союзмолоко), надо дать возможность бизнесу самому решать, в каком случае навоз является отходом, а в каком — нет. Разъяснения Минприроды не дают четкого ответа.

При этом Минприроды считает, что выведение навоза из-под законодательства об отходах недопустимо. Но вместе с тем признает, что нужны специальные правила и требования к его использованию в качестве вторичного ресурса.

Союзмолоко помимо навоза обеспокоено маркировкой, отнесением молокозаводов к особо опасным предприятиям и другими проблемами. Правительство обещает рассмотреть все предложения бизнеса на рабочих группах по регуляторной гильотине. Пока же проблемы с навозом каждый решает как может: кто-то на свой страх и риск работает по старинке и ждет, пока нагрянут проверки. А кто-то продолжает недоумевать, но все же оформляет лицензии.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник

Нашумевший закон «О навозе» — совсем не смешно. Разбираем нюансы и суть

Закон о навозе, действительно наделал немало шума за последние несколько недель. Реакция россиян на этот закон весьма разнообразна – от негодования и нелестных высказываний до насмешек по поводу того, что правительству видимо больше заняться нечем, как обсуждать и разрабатывать подобные законы. Однако в большинстве случаев информация об этом законе в интернете сильно искажена – видимо для того, чтобы вызвать больше шума вокруг публикаций и паники. Отсюда и такой диапазон реакции. Большинство людей пишут комментарии к статьям об этом законе, не разобравшись в его сути и нюансах.

Для начала следует отметить то, что большинство граждан, особенно далеких от сельского хозяйства, путают такие понятия, как «навоз» — свежие отходы животноводства, и «перегной» — перепревшие отходы, используемые в качестве удобрения.

А закон о навозе действительно существует в России, при этом действует он уже достаточно давно. Речь идет о ФЗ № 548, принятом еще в 2014 году – закон об отходах потребления и производства, об утилизации этих отходов, их обработке, транспортировке и прочих моментах.

Закон четко прописывает порядок транспортировки, сбора, хранения и утилизации отходов, имеющих классы опасности с 1 по 4. При этом, согласно ГОСТу, навоз относится к отходам 3 и 4 класса опасности, то есть, умеренно и малоопасные отходы. Важно и то, что согласно закону, к 1 июля 2016 года утилизация таких отходов должна быть обязательно сертифицирована, для чего требуется покупка весьма дорогостоящей лицензии.

Лицензия выдается на право утилизации навоза – отходов различных сфер и отраслей животноводства. При этом для утилизации (хранения навоза с целью преобразования его в перегной) должны быть оборудованы специальные места. За нарушение этих требований компаниям грозят очень серьезные штрафы, исчисляющиеся миллионами рублей.

Читайте также:  Состав почвы для бегонии вечноцветущей

Конечно же, все это требует дополнительных расходов, причем совсем немалых. Да и стоимость лицензии на утилизацию навоза составляет от 100 000 и до миллиона рублей. Но паника, разрастающаяся в сети, по поводу резкого повышения цены на перегной совершенно не оправдана. Цены вырастут, разве что по причине того, что руководство компаний, связанных с сельским хозяйством, начитается таких постов и статей с комментариями, и на этом фоне повысит цены, так сказать – «под шумок». А так, все издержки, связанные с законом о навозе, уже очень давно внесены в стоимость выпускаемой продукции – молока и молочных продуктов, мяса, битой птицы, яиц и т.д.

Законом запрещено вывозить свежий навоз и навозную жижу на поля, в лесные зоны, в лесополосы, так как подобные действия наносят вред природе, отравляя почву и воздух. Вносить в землю для улучшения плодородия можно только перегной, для получения которого навоз должен перепревать в течение нескольких лет.

Второй момент паники в сети связан с тем, что всем тем, кто держит скот на своем подворье, а также фермерам, теперь придется покупать дорогостоящие лицензии, чтобы иметь право утилизировать навоз, делая из него перегной для своей же земли. Эта паника также напрасна и не обоснована.

Дело в том, что закон о навозе (№ 458) направлен на регулирование деятельности крупных сельскохозяйственных организаций, больших ферм. При этом он не может как-либо ограничивать обычную деятельность мелких подсобных хозяйств и частных небольших ферм. Однако лишь в том случае, если продукция с подворья не продается другим людям. Единственное требование к таким хозяйствам – организация места для хранения и утилизации навоза, то есть – обычных компостных куч, ям и т.д. Вывозить свежий навоз на поля и огороды, даже если земля находится в собственности, запрещено. Это будет приравнено к отравлению земли, за что предусмотрены серьезные штрафы.

Если получаемые продукты реализуются в торговые точки или просто продаются соседям, то здесь потребуется лицензия на утилизацию отходов. При ее отсутствии, как и при отсутствии места для утилизации отходов, в ходе проверки можно получить очень серьезные штрафы, суммы которых для личных подворий и мелких фермеров могут оказаться просто неподъемными. В этом плане закон очень недоработан, а штрафы Росприроднадзора нередко разоряют мелкие хозяйства и самых обычных граждан, так как инстанции пользуются тем, что граждане не знают нюансов этого закона, и начисляют штрафы.

В настоящее время власти разрабатывают новые аспекты этого закона, направленные в первую очередь на то, чтобы защитить мелкие подсобные хозяйства от злоупотребления и неверной трактовки законодательства со стороны Росприроднадзора. Защитить мелких фермеров и частные подворья от взыскания штрафов на пустом месте.

Источник

Навоз КРС

Если ваше предприятие занимается разведением крупно-рогатого скота, то значит в обязательном порядке у вас образуется отход — навоз КРС.

Это кажется слишком очевидным, но многие предприятия — фермы считают, что от КРС образуется сразу удобрение органическое, минуя стадию образования отхода. Эта позиция рано или поздно приводит к штрафным санкциям.

Навоз КРС — код ФККО

Навоз КРС в Федеральном классификационном каталоге отходов представлен навозом свежим и навозом перепревшим.

Соответственно, если предприятие не реализует навоз свежий, то у него должен образовываться и навоз перепревший.

Наименование отхода Код ФККО / класс опасности
Навоз крупного рогатого скота свежий 1 12 110 01 33 4
Навоз крупного рогатого скота перепревший 1 12 110 02 29 5
Отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота 1 12 121 11 20 4

Если в коровниках для содержания животных используется подстилка из опилок, следовательно образуется дополнительный отход — отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота.

Состав отхода — навоз КРС

Состав отхода — навоз КРС по литературному источнику:

Правильнее будет определить состав отходов у вашего конкретного предприятия с привлечением аккредитованной лаборатории.

Категория ОНВОС ферм по разведению КРС

Для установления категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) открываем Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 , согласно которого:

при разведении крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более) ОНВОС относится ко 2 категории.

пункт 25) раздела II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное
негативное воздействие на окружающую среду, к объектам
II категории

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»:

если на объекте негативного воздействия на окружающую среду осуществляется деятельность по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более, то указанный объект подлежит федеральному экологическому надзору

Следовательно, если ваша ферма имеет проектную мощность от 400 мест КРС, то она является объектом негативного воздействия на окружающую среду 2 категории и подлежит федеральному экологическому надзору (Росприроднадзор).

Если менее 400 мест КРС, то постановка на учет ОНВОС осуществляется по источникам выбросов.

Утилизация навоза КРС

Утилизация навоза КРС заключается в переводе его из состояния «отход» в состояние «удобрение». Для этого у предприятия должен быть разработан технологический регламент на производство удобрения, разработаны технические условие на производимое удобрение.

Если указанные документы у вас не разработаны, то у вас происходит переход отхода «навоз КРС свежий» в «навоз КРС перепревший», следовательно, использовать отход в качестве удобрения или реализовать отход в качестве удобрения вы уже не можете.

Указанные документы должны быть разработаны в соответствии с НПА и строго соблюдаться.

В соответствии с ФЗ-89:

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

Таким образом, использование отхода — навоза КРС для производства удобрения органического — это утилизация отхода.

Деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности подлежит лицензированию.

Выход навоза КРС

В соответствии с п.2.10 «Сельское хозяйство» Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 г.:

В соответствии с НТП 17-99* Нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета (с Изменением № 1):

Расчетное количество навозных стоков, образующихся от одной головы на доильных площадках, составляет 20 л/сут, содержание экскрементов — 2-3% от их среднесуточного выхода.

Хранение навоза КРС

Хранения отхода должно производиться в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.

По указанному СанПиН я скоро напишу отдельную статью.

Добрый день.
Почему написано, что «Таким образом, использование отхода — навоза КРС для производства удобрения органического — это утилизация отхода.
Деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности подлежит лицензированию.»
Есть Разъяснения Минприроды России по вопросу оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности при обращении с навозом.
Там четко сказано, что «Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.»

Опубликовано на официальном сайте Минприроды Росии : 23 Мая 2016 (17:48)

Ссылка на источник информации: http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=143693

Добрый вечер.
1. Федеральный закон выше писем минприроды вообще-то.
Формально, если подходить по букве закона, а именно ФЗ «Об отходах производства и потребления», то использование отхода это утилизация. Почитайте термин утилизация. Дальше навоз свежий — это еще не продукция, продукцией может быть навоз перепревший. И то должен быть регламент, ТУ. Производство удобрения (навоза перепревшего) должно происходить в соответствии с разработанными ТУ и регламентом (у меня на сайте образцы этих документов есть). По данному вопросы у контролирующих органов нет единой позиции, поэтому напишите письмо в ваш контролирующий орган, вам ответят — вы будете знать что вам делать.
В общем я считаю, что отход в виде навоза свежего у вас однозначно образуется. Далее идет использование его для производства товара — удобрения. Использование — это утилизация отхода, значит нужна лицензия. Ну и если использование идет для собственных нужд (т.е. вы удобряете исключительно свои сельхоз. поля, они у вас в собственности), то в соответствии с указанными разъяснениями вам лицензия не нужна. Но паспорт, журнал учета отходов по навозу свежему должны быть в обязательном порядке. Я кстати в свое время получала лицензию на утилизацию навоза. Ничего сложного, по времени долго. Если писать письмо не хочется, можно выяснить позицию вашего надзорного органа так: посмотреть в плане проверок на 19 год по вашему надзорному органу сельхоз организации и позвонить туда, выяснить требования и результаты проверки.

Источник

Adblock
detector