Навоз и помет птичий
С введением обязательной лицензии на утилизацию отходов жизнедеятельности животных, то есть навоза и птичьего помета, а также с включением навоза в «третью группу опасных отходов» многие фермеры считают этот закон «глупостью», а у них только прибавилось и без того многочисленных хлопот.
Теперь сельхозпроизводителям грозят серьезные штрафы и даже уголовная ответственность. Штрафы за отсутствие лицензии на обращение с навозом составляют от 10 до 30 тыс. рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тыс. рублей — на юрлицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тыс. рублей и доходит до 1,5 млн рублей.
Чем вызваны такие жесткие меры?
По вашему мнению, обоснованы ли возмущения и недовольство фермеров?
Генеральный директор ООО «Биосфера» Луппов Константин Андреевич:
Если в результате хоз. деятельности юр. лиц образуются отходы производства и потребления, образователь отходов обязан определить класс опасности этого отхода и оформить паспорт отхода (ст. 14 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.; п.4 ПП РФ №712 от 16.08.2013 г.) Существует 5 классов опасности отходов (V класс наименее опасен). Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности лицензируется (ПП №1062 от 03.10.2015 г.). На обращение с отходами V класса опасности лицензия не требуется. Класс опасности определяется в зависимости от состава отходов. Обращение с отходами это сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение. Все эти термины определены статьей 1 ФЗ №89 от 24.06.1998 г. Эта же статья дает нам определение накопления отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, фермерам, лицензия на обращение с отходами не требуется, если они накапливают навоз не более 11 месяцев. Если же отходы складируются более 11 месяцев это считается хранением (размещение отходов – хранение и захоронение), в этом случае и требуется лицензия на обращение с отходами. Получается, с момента образования, отходы I-IV класса опасности могут складироваться в течении 11 месяцев на специально оборудованных площадках (должно быть исключено воздействие на почву) и перемещаться в пределах производственной площадки без лицензии. Это касается всех отходов I-IV класса опасности. Если же осуществляется перевозка отходов, вне границ участка, это считается транспортировкой, либо использование отходов I-IV класса опасности в своем производстве в качестве сырья или удобрения, в этих случаях нужна лицензия. Я специально подчеркиваю отходы I-IV класса опасности, потому что V класс опасности не требует лицензии на транспортировку, использование в собственном производстве, утилизацию. Теперь остановимся подробнее на таких отходах, как навоз КРС, свиной, помет птичий. Навоз свежий и перепревший имеет разные классы опасности, например, навоз крупного рогатого скота свежий 11211001334 (Код по ФККО) имеет IV класс опасности (последняя цифра кода отхода по федеральному каталогу), а навоз крупного рогатого скота перепревший 11211002295 имеет уже V класс опасности. Получается, свежий навоз КРС нельзя перевозить вне границ территории и использовать в своем производстве без лицензии на обращение с отходами, а навоз КРС перепревший можно.
Сводная таблица по видам навоза и помета и их классы опасности:
Источник
Разъяснения Минприроды России
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.
Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Источник
Возможно ли складирование навоза на землях сельскохозяйственного назначения?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» навоз крупного рогатого скота относится к отходам производства.
Навоз КРС свежий имеет код 1 12 110 01 33 4, отнесён к отходам 4 класса опасности, навоз КРС перепревший имеет код 1 12 110 02 29 5, отнесен к отходам 5 класса опасности (приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»).
Согласно требованиям ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Таким образом, свежий навоз КРС запрещено размещать на земельных участках сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования — для сельскохозяйственного производства.
При применении навоза КРС в качестве органического удобрения необходимо провести его обеззараживание в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы (Департамент ветеринарии Минсельхозпрода России , утверждено Приказом 13-7-2/1027 от 04.08.97) и ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80) Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию.
В случае применения навоза КРС в качестве органического удобрения, руководствуются ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» (далее — ГОСТ).
Пунктом 4.1. ГОСТ предусмотрено, что удобрения органические на основе отходов животноводства должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, изготовляться по технологическим инструкциям. Содержание в удобрениях токсичных элементов, пестицидов, радионуклидов не должно превышать норм, указанных в таблице 1 (п. 4.2). Качество удобрений должно соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 3 ГОСТ (п. 4.3).
Для защиты грунтовых вод от загрязнения хранение удобрений должно проводиться на площадках хранения, в навозонакопителях, имеющих монолитные бетонные, герметично сваренные пленочные покрытия либо имеющих в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 — 25 см. Площадки хранения удобрений с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Избыточную влагу и навозную жижу отводят в существующую дренажно-канализационную систему либо засыпают сорбирующими материалами (опилками, торфом), которые после полного насыщения возвращают на площадку для производства удобрения (п. 6.6).
Приемка удобрений проводится партиями по ГОСТ Р 50335 и ГОСТ 23954. За партию принимают любое количество удобрения, однородного по показателям качества, хранимого в одном накопителе (площадке хранения) и сопровождаемого единым документом о качестве (п. 7.11).
Таким образом, хранение навоза разрешается на временных площадках хранения и в навозонакопителях. Применение навоза КРС в качестве органического удобрения, возможно после его обеззараживания, проведения лабораторных исследований и наличии технической инструкции. Вывоз органических удобрений на поля осуществляется непосредственно перед заделкой в почву в рекомендуемых дозах с учетом плодородия земельного участка.
При установлении фактов складирования свежего навоза КРС на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования — для сельскохозяйственного производства предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. За складирование навоза на земельных участках иных категорий предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Источник
Нашумевший закон «О навозе» — совсем не смешно. Разбираем нюансы и суть
Закон о навозе, действительно наделал немало шума за последние несколько недель. Реакция россиян на этот закон весьма разнообразна – от негодования и нелестных высказываний до насмешек по поводу того, что правительству видимо больше заняться нечем, как обсуждать и разрабатывать подобные законы. Однако в большинстве случаев информация об этом законе в интернете сильно искажена – видимо для того, чтобы вызвать больше шума вокруг публикаций и паники. Отсюда и такой диапазон реакции. Большинство людей пишут комментарии к статьям об этом законе, не разобравшись в его сути и нюансах.
Для начала следует отметить то, что большинство граждан, особенно далеких от сельского хозяйства, путают такие понятия, как «навоз» — свежие отходы животноводства, и «перегной» — перепревшие отходы, используемые в качестве удобрения.
А закон о навозе действительно существует в России, при этом действует он уже достаточно давно. Речь идет о ФЗ № 548, принятом еще в 2014 году – закон об отходах потребления и производства, об утилизации этих отходов, их обработке, транспортировке и прочих моментах.
Закон четко прописывает порядок транспортировки, сбора, хранения и утилизации отходов, имеющих классы опасности с 1 по 4. При этом, согласно ГОСТу, навоз относится к отходам 3 и 4 класса опасности, то есть, умеренно и малоопасные отходы. Важно и то, что согласно закону, к 1 июля 2016 года утилизация таких отходов должна быть обязательно сертифицирована, для чего требуется покупка весьма дорогостоящей лицензии.
Лицензия выдается на право утилизации навоза – отходов различных сфер и отраслей животноводства. При этом для утилизации (хранения навоза с целью преобразования его в перегной) должны быть оборудованы специальные места. За нарушение этих требований компаниям грозят очень серьезные штрафы, исчисляющиеся миллионами рублей.
Конечно же, все это требует дополнительных расходов, причем совсем немалых. Да и стоимость лицензии на утилизацию навоза составляет от 100 000 и до миллиона рублей. Но паника, разрастающаяся в сети, по поводу резкого повышения цены на перегной совершенно не оправдана. Цены вырастут, разве что по причине того, что руководство компаний, связанных с сельским хозяйством, начитается таких постов и статей с комментариями, и на этом фоне повысит цены, так сказать – «под шумок». А так, все издержки, связанные с законом о навозе, уже очень давно внесены в стоимость выпускаемой продукции – молока и молочных продуктов, мяса, битой птицы, яиц и т.д.
Законом запрещено вывозить свежий навоз и навозную жижу на поля, в лесные зоны, в лесополосы, так как подобные действия наносят вред природе, отравляя почву и воздух. Вносить в землю для улучшения плодородия можно только перегной, для получения которого навоз должен перепревать в течение нескольких лет.
Второй момент паники в сети связан с тем, что всем тем, кто держит скот на своем подворье, а также фермерам, теперь придется покупать дорогостоящие лицензии, чтобы иметь право утилизировать навоз, делая из него перегной для своей же земли. Эта паника также напрасна и не обоснована.
Дело в том, что закон о навозе (№ 458) направлен на регулирование деятельности крупных сельскохозяйственных организаций, больших ферм. При этом он не может как-либо ограничивать обычную деятельность мелких подсобных хозяйств и частных небольших ферм. Однако лишь в том случае, если продукция с подворья не продается другим людям. Единственное требование к таким хозяйствам – организация места для хранения и утилизации навоза, то есть – обычных компостных куч, ям и т.д. Вывозить свежий навоз на поля и огороды, даже если земля находится в собственности, запрещено. Это будет приравнено к отравлению земли, за что предусмотрены серьезные штрафы.
Если получаемые продукты реализуются в торговые точки или просто продаются соседям, то здесь потребуется лицензия на утилизацию отходов. При ее отсутствии, как и при отсутствии места для утилизации отходов, в ходе проверки можно получить очень серьезные штрафы, суммы которых для личных подворий и мелких фермеров могут оказаться просто неподъемными. В этом плане закон очень недоработан, а штрафы Росприроднадзора нередко разоряют мелкие хозяйства и самых обычных граждан, так как инстанции пользуются тем, что граждане не знают нюансов этого закона, и начисляют штрафы.
В настоящее время власти разрабатывают новые аспекты этого закона, направленные в первую очередь на то, чтобы защитить мелкие подсобные хозяйства от злоупотребления и неверной трактовки законодательства со стороны Росприроднадзора. Защитить мелких фермеров и частные подворья от взыскания штрафов на пустом месте.
Источник