Меню

Назначение машин для внесения твердых органических удобрений

Машины для внесения твёрдых органических удобрений

Внесение органических удобрений производится по большей части по перевалочной и прямоточной технологическим схемам. В южных (степных) районах используется двухфазная технология, когда удобрения вывозятся самосвалами, раскладываются по полю кучами (в определённом порядке) и затем распределяются валкователями-разбрасывателями.

Для буртования, а также погрузки твёрдых органических удобрений применяются погрузчики-экскаваторы ПЭА-1 и ПЭ-0,8Б, фронтальные погрузчики ПФ-0,75; ПФ-0,5; ПФП-2; ПФТ-1,2 и погрузчик непрерывного действия ПНД-250.

Машины для внесения твёрдых органических удобрений могут быть двух типов:

1) кузовные разбрасыватели;

2) разбрасыватели из куч.

Среди кузовных разбрасывателей наибольшее распространение получили машины следующих типов: ПРТ (ПРТ-16М, ПРТ-10-1); РОУ (РОУ-6А), МТТ (МТТ-19, МТТ-13), которые различаются конструктивно и по грузоподъёмности. Они смонтированы на одно- либо двухосных прицепах, которые в основном изготовлены как универсальные, то есть после демонтажа разбрасывающих устройств эти машины можно использовать как тракторные (саморазгружающиеся) прицепы и полуприцепы.

Рис. 1. Рабочий процесс навозоразбрасывателя (схема).

1) – Нижний барабан;

2) – Верхний барабан;

Процесс работы навозоразбрасывателя: верхняя часть транспортёра (3) [рис. 1] перемещает удобрения, которые находятся в кузове (4) слоем H, с малой скоростью uтр, к разбрасывающему устройству, состоящему из пары шнеколопастных барабанов (нижнего (1) измельчающего и верхнего (2) разбрасывающего). Одновременно с этим лопасти барабана (1) активно рыхлят навоз и подают разрыхлённую и измельчённую массу на барабан (2), который разбрасывает её по полю. Ввиду того, что шнековая навивка на барабане расходится влево и вправо от оси симметрии навозоразбрасывателя к периферии, то ширина Bр полосы разброса удобрений в значительной мере превышает ширину Bк кузова: Bр >> Bк. Следовательно, в состав навозоразбрасывателя входит пара основных рабочих органов – дозатор и разбрасыватель.

Дозирующие устройства. В широко используемых кузовных разбрасывателях в качестве дозирующих устройств используются цепочно-планчатые (цепочно-прутковые и цепочно-скребковые) транспортёры, которые размещаются на дне питающих ёмкостей (полуприцепов и прицепов).

Секундная подача удобрений q транспортёром имеет прямую зависимость от его скорости uтр, толщины кузова Bк, толщины H слоя удобрений (высота кузова) и их плотности p:

Привод транспортёра осуществляется от кривошипно-ползунного и храпового механизмов.

Рис. 2. Механизм привода транспортёра навозоразбрасывателя:

1) – Храповое колесо;

3) – Предохранительная собачка;

5) – Кулисный механизм кривошипа;

6) – Вал кривошипа;

7) – Ведущая собачка;

На ведущем валу (2) [рис. 2] транспортёра жёстко закреплено храповое колесо (1). Вал (6) кривошипа соединён с валом редуктора, получающего привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора. При рабочем движении собачка (7) упирается в зуб колеса и вместе с ним поворачивает вал (2) транспортёра. От обратного движения колесо (1) удерживается собачкой (3). Регулировка скорости осуществляется посредством кулисного механизма (5), с помощью которого изменяют эксцентриситет (радиус) пальца кривошипа, а также ход шатуна (8) и амплитуду колебаний коромысла (9). Движение транспортёра при этом прерывистое. При проведении вышеописанной регулировки средняя скорость транспортёра может изменяться в пределах от 0,006 до 0,06 м/с (то есть в 10 раз).

Разбрасывающие устройства используют двух видов:

1) с осью вращения, которая параллельна направлению движения;

2) с осью вращения, которая перпендикулярна направлению движения.

У разбрасывающего устройства первого типа основным рабочим органом при разбрасывании куч является ротор, а при разбрасывании из кузова прицепа – барабан. Ротор обычно имеет четыре лопасти (диаметр 700-1200 мм), его частота вращения – 320-500 мин -1 , а частота вращения барабана составляет 500 мин -1 . Дальность полёта удобрений доходит до 12 м.

У разбрасывающего устройства второго типа основным рабочим органом является битер (барабан), который представляет собой полую трубу с размещёнными на ней рабочими элементами (лента, лопатки и прочее), расположенными слева и справа от её центра по винтовой линии с левой и правой навивками.

Ввиду того, что рабочие поверхности зубьев, лент либо лопаток расположены под углом к оси вращения барабана (то есть под углом подъёма винтовой линии), то возникает боковая составляющая скорости, в связи с чем ширина полосы рассеивания удобрений превышает конструктивную ширину захвата машины – Bр > Bк. Установка рабочих поверхностей под углом 45 град. Позволяет достичь максимальной ширины рассева.

Читайте также:  Когда используют удобрение осеннее

Разбрасыватели кузовного типа агрегатируются с тракторами тяговых классов 1,4-8.

Разбрасыватель РОУ-6А – смонтирован на одноосном прицепе грузоподъёмностью 6 тонн и агрегатируется с тракторами тягового класса 1,4.

Рис. 3. Разбрасыватель органических удобрений РОУ-6А.

Б) – Вид сзади на рабочий орган;

1) – Передний борт;

2) – Карданный вал;

4) – Натяжной болт;

5) – Приводной вал;

7) – Боковой борт;

9) – Балансирная тележка;

11) – Храповой механизм;

12) – Разбрасывающее устройство;

К основным частям разбрасывателя [рис. 3, А)] относятся: рама (6); ходовая часть; кузов объёмом 3,6 куб. метра; транспортёр-дозатор (8); разбрасывающее устройство (12), механизм привода.

Две колёсные пары на балансирной подвеске образуют ходовую систему машины типа «тандем». Колёса на пневматических шинах оборудованы колодочными тормозами.

На дне кузова смонтирован транспортёр, предназначенный для подачи удобрений к разбрасывающему рабочему органу, а также для разгрузки прицепа, тогда когда он используется в качестве транспортного средства. Он изготовлен из четырёх цепей, которые объединены попарно (в две ветви). На сварных калиброванных цепях закреплены скребки из металла. Каждая ветвь снабжена натяжным устройством. Транспортёр получает привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора посредством кривошипно-ползунного и храпового механизмов.

Разбрасывающее устройство роторного типа [рис. 3, Б)] снабжено собственной рамой с двумя барабанами. На нижнем (измельчающем) барабане (13) закреплена шнековая лента, имеющая прерывистый зубчатый профиль, на верхнем (разбрасывающем) барабане (14) – сплошная. Вращательный момент роторные барабаны получают от вала отбора мощности (ВОМ) трактора посредством редуктора и цепных передач.

В процессе работы транспортёр перемещает удобрения к нижнему барабану, который в свою очередь рыхлит, измельчает и затем перебрасывает их через себя. Разбрасывающий барабан (14) подхватывает удобрения и распределяет их по полю (ширина полосы 5-6 м).

Установка дозы внесения удобрений производится путём изменения скорости движения транспортёра и поступательной скорости движения агрегата. Скорость движения транспортёра зависит от радиуса пальца кривошипа механизма привода.

В том случае, когда машина используется в качестве транспортного средства – разбрасывающее устройство заменяется задним бортом.

Разбрасыватель ПРТ-16М – смонтирован на прицепе грузоподъёмностью 15 тонн и агрегатируется с тракторами тягового класса 6.

Рис. 4. Разбрасыватель удобрений ПРТ-16М:

1) – Подкатная тележка;

2) – Самосвальная секция кузова;

4) – Основная секция кузова;

Кузов разбрасывателя ПРТ-16М [рис. 4] состоит из двух секций: основной (4), которая образована боковыми бортами и днищем, а также самосвальной (2). Самосвальная секция шарнирно связана с рамой. Она может поворачиваться вокруг шарниров во время подъёма гидроцилиндром (3).

Подкатная тележка (1) и балансирная подвеска с колёсами составляют ходовую систему машины. Дозирующий транспортёр ПРТ-16М в отличие от разбрасывателя РОУ-6 получает привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора посредством редуктора и цепной передачи.

Изменение скорости движения транспортёра осуществляется за счёт сменных звёздочек (имеют различное число зубьев) установленных на валу привода.

Алгоритм работы разбрасывателя ПРТ-16М. Загрузка разбрасывателя удобрениями и транспортировка его к месту их внесения. Непосредственно на поле тракторист включает вал отбора мощности (ВОМ) и в движении начинает производить разбрасывание удобрений полосой 5-6 м. Причём сначала подача удобрений транспортёром к разбрасывающему органу ведётся только из основной секции. По прошествии 10-15 сек. после начала разбрасывания тракторист производит включение гидроцилиндров опрокидывающего устройства самосвальной секции и удобрения начинают перегружаться в основную секцию. Поступающая масса подхватывается транспортёром и далее подаётся на разбрасывающие органы. После того как самосвальная секция опорожнится, она опускается в исходное положение.

Регулировка дозы внесения удобрений (20-60 т/га) осуществляется путём перестановки звёздочки привода дозирующего транспортёра, а также изменением скорости движения агрегата.

Валкователь-разбрасыватель РУН-15Б применяется для распределения навоза из куч, которые расположены рядами с определённым интервалом, по поверхности поля, что обеспечивает заданную дозу внесения. На переднюю часть гусеничного трактора навешивается валкователь, а на заднюю – разбрасыватель.

Рис. 5. Валкователь-разбрасыватель РУН-15Б:

1) – Боковина валкователя;

4) – Боковина валкователя;

5) – Опорный каток;

Валкователь, который формирует непрерывный валок из куч удобрений, включает в себя правую (4) [рис. 5] и левую (1) боковины, опирающиеся в процессе работы на регулируемые по высоте катки (5). По центру трактора (в конце сходящихся боковин) имеется дозирующее окно для пропуска массы, высота и ширина которого изменяется парой горизонтальных и парой вертикальных заслонок (3) так, чтобы растянуть валок до следующей кучи. Гидрофицированный толкатель, смонтированный над окном, служит для разрушения крупных комьев, а также для выталкивания удобрений из окна. В состав толкателя входят коромысло с наконечником и гидроцилиндр. Штоком гидроцилиндра (с помощью специального переключателя) совершаются возвратно-поступательные движения, вследствие чего наконечником коромысла совершаются колебательные движения и он, проходя в полость дозирующего окна, освобождает его от удобрений.

Читайте также:  Как приготовить раствор аммофоса для подкормки

Удобрения из сформированного валка разбрасываются по полю посредством пары четырёхлопастных роторов (7), которые получают привод от вала отбора мощности (ВОМ) трактора через редуктор (8).

В процессе разбрасывания навоза агрегат перемещается по рядам куч. Навоз, проходя через дозирующее окно, вытягивается под трактором в непрерывный валок. Периодически в работу включается наконечник толкателя, ликвидируя скопление навоза перед окном. Проходное сечение окна валкователя должно обеспечивать формирование равномерного валка по всей длине гона. Навоз захватывается из валка лопастями роторов, измельчается и разбрасывается в обе стороны (ширина полосы 30 м).

Перед тем как разложить навоз по кучам, проводится разметка поля. Расстояние между рядами куч – 25-30 м; между кучами в ряду – 15-60 м (в зависимости от заданной дозы внесения – 20-60 т/га). Рабочая скорость движения агрегата составляет 3-7,5 км/ч.

Источник

Машины для внесения органических удобрений

МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ

Способы внесения удобрений и

Агротехнические требования

Для получения высоких урожаев сельскохозяйственных куль­тур необходимо вносить в почву органические и минеральные удо­брения.

Способы внесения удобрений. В зависимости от времени и целей различают следующие три способа внесения удобрений: основное, при посевное и подкормка.

При основном способе удобрения вносят до посева или посадки культуры. Удобрения равномерно рассеивают по поверхности поля, затем заделывают почвообрабатывающими орудиями. Припосевное удобрение осуществляется в небольших количествах при посеве се­мян, посадке клубней или рассады. Подкормка производится в тех случаях, когда какие-либо элементы питания не были внесены в почву или были внесены в небольших количествах, с учетом раз­вития растений.

В зависимости от вида распределения удобрений по площади поля различают следующие способы внесения удобрений:

· разбросной – используется при основном внесении и под­кормке;

· рядовой (локальный) – при посеве и подкормке пропашных;

· гнездовой – при квадратно-гнездовом посеве или посадке.

Основные требования к внесению удобрений:

· соблюдение требуемой нормы по потребности растений;

Агротехнические требования. При внесении минеральных удо­брений отклонение фактической нормы внесения от заданной допу­скается не более ±10 %, неравномерность распределения удобрений туковыми сеялками – не более ±15 %, разбрасывателями – ±25 %, отклонение глубины заделки удобрений от заданной – не более 20 %. Время между внесением удобрений и их заделкой не должно превышать 12 ч.

Машины для внесения органических удобрений должны раз­рыхлять, измельчать и вносить их равномерно по площади. От­клонение фактической нормы внесения от заданной допускается не более +25 %, неравномерность распределения по ширине раз­брасывания — не более ±25 %, по направлению движения — не бо­лее ±10 %. Разрыв по времени между разбрасыванием и заделкой органических удобрений не должен превышать 2 ч.

Машины для внесения органических удобрений

Наиболее качественным видом органических удобрений яв­ляется подстилочный навоз. К органическим удобрениям также относят навозную жижу, торф, компосты, заделываемую в почву растительную массу.

Резервом увеличения производства органических удобрений могут быть запасы озерных сапропелей. Сапропели – вещества преимущественно биогенного происхождения, образуются на дне пресноводных озер из планктона и растительных остатков в ре­зультате бактериальных процессов, происходящих при недостаточ­ном доступе кислорода.

По прямоточной технологии погрузка навоза из прифермского бурта осуществляется с помощью погрузчиков в кузовные на­возоразбрасыватели типа МТТ, ПРТ или РОУ. Навоз вывозится в поле и разбрасывается. Прямоточная технология применима при радиусе перевозки навоза до 10 км. Перевалочная технология пред­усматривает заблаговременную вывозку органики в полевые бурты, в которых она хранится до внесения. Из полевых буртов органиче­ские удобрения грузят погрузчиками в разбрасыватели и вносят по поверхности поля.

Читайте также:  Apv система внесения удобрений

Внесение твердых органических удобрений. Твердые органиче­ские удобрения вносят при помощи кузовных разбрасывателей гру­зоподъемностью 4–11 т.

Разбрасыватель твердых органических удобрений имеет раму
с прицепным устройством и двумя парами колес с пневматическими шинами. По дну кузова при работе разбрасывателя движется цепочно-планчатый транспортер. Разбрасывающее устройство состоит из измельчающего и разбрасывающего шнековых барабанов. Оно смонтировано на месте заднего борта кузова. Транспортер и разбрасывающее устройство приводятся в действие от вала отбора мощности трактора. Привод транспортера осуществляет специальный механизм, при помощи которого изменяются скорость движения транспортера и количество вносимых органических удобрений.

Рисунок 1 – Схема разбрасывателя органических удобрений:

1 – разбрасывающий барабан; 2 – измельчающий барабан; 3 – цепочно-планчатый транспортер; 4 – кузов; 5,6 – цепная передача.

Работа разбрасывателя осуществляется следующим образом. Установленный в кузове транспортер подает массу навоза или ком­поста к активному разбрасывающему устройству, которое измель­чает массу и распределяет ее по поверхности поля.

Аналогичным образом устроены и работают выпускаемые ОАО «Бобруйскагромаш» машины транспортно-технологические МТТ-4 и МТТ-9. Они также предназначены для поверхностного сплошного внесения твердых органических удобрений и перевозки различных сельскохозяйственных грузов с выгрузкой назад.

Для повышения надежности работы разбрасывателей типа ПРТ, МТТ перспективно применение гидравлического привода на рабочие механизмы. Это устраняет необходимость механиче­ских передач, предотвращает крупные поломки в случае забивания рабочих органов, а также позволяет поддерживать установленную норму внесения органических удобрений. На машине ПРТ-7Ш кроме гидравлического резервного привода транспортера приме­нен разбрасывающий рабочий орган в виде четырех вертикально расположенных битеров, привод которых осуществляется от ВОМ трактора. Они обеспечивают лучшее измельчение вносимой массы, но более требовательны к ее качеству.

Внесение жидких органических удобрений на поля может осу­ществляться по различным технологическим схемам:

· с использованием цистерн-разбрасывателей, обеспечиваю­щих транспортировку жидкого навоза к месту внесения и равно­мерное его распределение по поверхности поля;

· путем транспортирования жидкого навоза по трубопрово­дам к месту внесения и распределения по полю дождевальными установками.

Загрузка навоза из прифермского навозохранилища при пря­моточной технологии производится в разбрасыватели типа РЖТ, МЖТ, затем он доставляется в поле и разливается. Заделка удо­брения проводится почвообрабатывающими машинами. Данная технология рекомендуется при радиусе перевозки от 2 до 10 км.

Технология внесения жидких органических удобрений, осно­ванная на использовании цистерн-разбрасывателей, состоит из следующих технологических операций: погрузка жидкого навоза из навозохранилищ специальными погрузчиками-измельчителями, которые одновременно с погрузкой обеспечивают и необходимое приготовление загружаемой массы; транспортировка жидких ор­ганических удобрений и их распределение по поверхности поля в соответствии с заданной нормой внесения.

Погрузка удобрений из хранилищ в цистерны-разбрасыватели может осуществляться путем самозагрузки с помощью вакуума, создаваемого в емкости цистерны, и специальными погрузчиками. 13 настоящее время при погрузке жидкого навоза наиболее широ­кое применение получили насосы НЦИ-100, НЖТ-200, ЦМФ-160, а также специальные погрузчики-измельчители жидкого навоза типа ПНЖ-250.

Цистерны-разбрасыватели предназначены для транспорти­рования, перемешивания и сплошного поверхностного внесения жидкого навоза. Они могут быть использованы для приготовления торфонавозных и других компостов, перевозки технической воды, барды, обрата и других жидкостей.

Разбрасыватель (рисунок 2) представляет собой цистерну-полуприцеп, передняя часть которой опирается на гидрокрюк трактора, задняя – на ходовую часть. Состоит из следующих основных узлов и систем: собственно емкости цистерны, заборно-вакуумной и напорной перемешивающихся систем и их привода, распределительного устройства, системы управления. В верхней части цистерны имеется люк для загрузки навозной массы автономным погрузчиком.

Рисунок 2 – Схема разбрасывателя:

1 – уровнеметр; 2 – люк; 3 – вакуумметр; 4 – предохранительный
жидкостный клапан; 5 – предохранительный вакуумный клапан; 6 – штанга;

7 – заправочный рукав; 8 – цистерна; 9 – переключающее устройство;

10 – разливочное устройство; 12 – ходовые колеса; 13 – вакуумная установка; 14 — центробежный насос.

Разбрасыватель может выполнять три операции: самозагрузку жидких органических удобрений из навозохранилищ, перемешивание их во время транспортировки и внесение на поле. При самозагрузке вакуумным насосом в цистерне создают разрежение, а заправочный рукав опускают в навозохранилище.

При перемешивании и выгрузке работает центробежный насос.

Дозу внесения удобрений регулируют заменой задвижки, изменением скорости движения агрегата и перестановкой распределительного щитка.

Источник

Adblock
detector