4. Древний Египет — Древний восток — Рабочая тетрадь, Годер, 5 класс 1 ч. (2020)
Издание: 2020 г.
Оглавление
- К вводному уроку стр. 3
- 1. Счёт лет в истории стр. 4-5
- Первобытность
- 2. Первобытные собиратели и охотники стр. 5-13
- 3. Первобытные земледельцы и скотоводы стр. 14-17
- Древний восток
- 4. Древний Египет стр. 18-34
- 5. Западная Азия в древности стр. 34-58
- 6. Индия и Китай в древности стр. 59-70
- Задания для самоконтроля стр. 70-73
- Готовимся к всероссийской проверочной работе
- Вариант 1 стр. 74-77
- Вариант 2 стр. 77-79
Задание №22. Впишите недостающие слова.
Египет — так называлась страна, которая располагалась (по берегам какой реки? от какого места и до какого моря?)
Задание №23. Ответьте на вопросы и выполните задание.
В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды. »
Объясните эти слова старшего брата. Чем он предлагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его.
Задание №24. Выполните задание по рисунку совре менного художника «Сбор налогов в Древнем Египте».
В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети».
Предположите, кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке. Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со окрещёнными ногами? Справа от него изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)? Почему происходящее стало для земледельца горем?
Задание №25. Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было (вычисления делайте письменно).
Задание №26. Заполните контурную карту «Древний Египет».
1. Напишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.
2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в
Египте (границы районов обозначены знаком «пунктирная линия»).
3. Напишите названия двух морей, ближайших к Египту.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта, и напишите её название.
5. Обозначьте значком «треугольник» район пирамид.
Задание №27. Впишите недостающие даты.
Единое государство в Египте образовалось около ЗООО года до н. э.
Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н. э.
Завоевания фараона Тутмоса были совершены около 1500 года до н. э.
Задание №28. Заполните контурную карту «Военные походы фараонов» (с. 22).
1. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск.
2. Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н. э.
3. Напишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и напишите название этого города.
5. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и напишите название этого города.
6. Страны и полуостров, завоёванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
Задание №29. Впишите недостающие слова.
Задание №30. Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете.
Задание №31. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:
Задание №32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы.
1. Как египтяне именовали Кота и Змея, изображённых на рисунке? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?
2. Какое событие художник изобразил на рисунке? Опишите рисунок. Что изображено на нём? Чьи имена из тех, кто изображён на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесли деревянный ящик?
Задание №33. Ответьте на вопросы.
Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?
1. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребёнок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»
2. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на всё, вплоть до убийства.
3. Имя моё Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слёз, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.
Задание №34. Придумайте подрисуночную подпись и ответьте на вопросы.
1. Ночь. Куда крадучись идут двое египтян? «Я боюсь гнева богов!» — дрожит от страха один. «Не будь трусом — мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю, как проникнуть внутрь!» — торопит другой.
Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице фараона Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила.
2*. С помощью дополнительных источников (в том числе Интернета) выясните, где сейчас находятся предметы из гробницы Тутанхамона.
Задание №35. Ответьте на вопросы.
1. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?
2. Чему учили детей в школах Древнего Египта?
3. На чём и чем писали ученики египетских школ?
4. Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить чистые белые одежды, а на руках у них не было мозолей?
Задание №36. Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы.
В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колосок мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосков и мер зерна».
1. Давайте вместе найдём эту сумму.
2. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.
3. Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло ежедневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?
Задание №37. В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе — Амун-Рэ. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?
Задание №38. Разгадайте чайнворд «На берегах Нила».
1. Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд.
2. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника.
3. Книга из папируса, свёрнутая в трубку.
4. Каменный столб, поддерживающий перекрытие в храме.
5. Священный бык с белой отметиной на лбу.
6. Богато украшенный гроб из дерева или камня.
7. Сын Осириса, победивший злого Сета.
8. Одно из имён бога солнца.
9. Другое имя бога солнца.
11. Знаменитый фараон-завоеватель.
12. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека.
13. Число небольших царств, первоначально возникших в Египте.
14. Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражался со свирепым змеем.
15. Бог мудрости, научивший людей письму.
16. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной.
17. Жена фараона, скульптурный портрет которой дошёл до наших дней.
18. Значок египетского письма.
19. Слово, которым называют властителей Древнего Египта.
20. Река в Египте.
Задание №39. Разгадайте кроссворд «В Древнем Египте».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в обведённых рамкой клетках по горизонтали прочтёте имя французского учёного, разгадавшего в начале XIX (19-го) века тайну иероглифов.
1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
2. Богиня правды.
3. Первая столица Египетского царства.
4. Грамотный египтянин, находившийся на службе у фараона или его вельможи.
5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница.
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.
7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник.
8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм.
9. Бог мёртвых с головой шакала.
Задание №40. Разгадайте кроссворд, вспомнив слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам» (с. 62 учебника).
Определите, какие слова пропущены в приведённых ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в том же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте.
Задание №41. Ответьте на вопросы.
Кто, по мнению египтян, произнёс эти слова? Кому они были сказаны?
1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.
2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.
3. Ты как свинья, пожирающих собственных поросят.
4. Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов.
5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: «Ты умрёшь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница».
Задание №42. Найдите ошибки.
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью машины времени побывал в Древнем Египте.
— Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабелыцики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошёл на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид , в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон . Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень , и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще . Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.
— Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоём рассказе с десяток исторических ошибок.
Опишите эти ошибки.
Проверьте себя.
1. Какие природные условия в Древнем Египте способствовали развитию земледелия?
2. Назовите, что приходилось делать египтянам, чтобы вырастить хороший урожай.
3. Какие преимущества по сравнению с другими жителями Древнего Египта получали образованные люди? Свой ответ аргументируйте.
4*. С помощью Интернета и дополнительной литературы подготовьте презентацию «Путешествие по Древнему Египту» и продемонстрируйте её в классе.
Источник