Меню

Назовите основные свойства почвы 8 класс

Урок географии по теме «Свойства почв». 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

В теме “Почвы и почвенные ресурсы” изучается вторым, после урока “Почвы и их разнообразие”.

Урок авторский, разработан по материалам элективного курса “Экологический мониторинг” и экологической практики.

В учебнике Бариновой И.И. данная тема не выделена в отдельный урок, но необходимость данного урока связана с получением учащимися более глубоких знаний о свойствах почв и в дальнейшем применении знаний на практике.

Обучающая

  • Изучение свойств почв.

Развивающая

  • Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв.
  • Развитие знаний приобретенных на уроках географии, химии и биологии.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.

Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Беседа с классом.

— Что такое почва?

— Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы)

Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов?

Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.

3. Новый материал.

Сообщение темы урока “СВОЙСТВА ПОЧВ”.

Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации.

Для изучения свойств почв проведем мини- исследование.

Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока. (Приложение 1)

Существует несколько методов позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородие. К таким методам исследования относятся полевой и биоиндикационный. Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ — в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой.

По структуре выделяют два типа почв:

комковатые, много пор. Бесструктурные

уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц,

Какие почвы более плодородны и почему?

У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его, определите тип почвы и занесите данные в карточку.

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:

Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Вид шнура Состав почвы
не скатывается песчаная
скатывается, но не сворачивается супесчаная
скатывается, сворачивается и трескается суглинистая
Скатывается, сворачивается и не трескается глинистая

На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается.

Определите состав почвы. Данные занесите в карточку.

Плодородие.

  1. Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
  2. Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
  3. Как можно определить плодородие?
Плодородие Растения-индикаторы
Высокое

Низкое Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.

По списку растений (приложение 2, 3) определите плодородие почв.

Кислотность – одно из характерных свойств почвы нашей местности. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитие ряда растений. Это происходит из-за появления в почве вредных для растения веществ, таких как, растворимый алюминий или избыточный марганец. Они нарушают белковый обмен, сдерживают процесс цветения и образования плодов и семян. Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Если в почве преобладают протоны водорода, то реакция почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы – щелочная. Для растений оптимальным является нейтральная среда, но некоторые хорошо развиваются в слабокислой среде, а другие в слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде растение заболевает килой. Поэтому почву необходимо нейтрализовать, то есть внести вещества содержащие гидроксид ион.

Как определить кислотность почвы? Сделать это можно двумя способами: при помощи индикаторной бумаги и при помощи растений – индикаторов. В первом случае готовим почвенную вытяжку и опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет лакмуса, если реакция кислая, нейтральная, щелочная?

Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой.

Во втором случае рассматриваем растения, произрастающие на данной почве. Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы.

ГРУППА БИО-ИНДИКАТОР РН ПОЧВЫ
1.1. Ацидофилы Сфагнум, подбел, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавелек малый 3,0-4,5
Сильно-кислая
1.2 Ацидофилы Черника, брусника, калужница болотная, лютик ядовитый, вейник наземный 4,5-6,0
Кислая
1.3. Ацидофилы Папоротник м., колокольчик широколиственный, малина, 6,0-6,7
Слабо-кислая
2. Нейтррофилы Лисохвост луговой, клевер гибридный, мятлик луговой. 6,7-7,3
Нейтральная
3.1. Базофилы Мать-и-мачеха, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиные лапки 7,3-7,8
Слабо-щелочная
3.2. Базофилы Бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый. 7,8-9.0
Щелочная

Определите по списку растений кислотность почвы.

Влажность определяется на ощупь и при помощи растений.

На ощупь: если руки, после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.

Группа растений Влажность почвы Растения — индикаторы
гигрофиты влажные, заболоченные почвы багульник, камыш, мята перечная, голубика
мезофиты достаточно обеспеченные влагой тимофеевка луговая, пырей, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек
ксерофиты сухие почвы кошачья лапка, очиток, ковыль, лишайники.

Определите влажность почвы, результаты занесите в карточку.

Глубина залегания грунтовых вод.

Установление глубины имеет значение для уточнения свойств почвы и выработки рекомендаций по их мелиорации. Многие растения плохо развиваются, если уровень грунтовых вод имеет небольшую глубину.

Индикаторная группа Глубина грунтовых вод
Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий Более 150 см
Полевица белая, овсяница луговая, горошек мышиный, чина луговая 100-150 см
Таволга вязолистная, канареечник 50-100 см
Осока лисья, осока острая, вейник Лангсдорфа 10-50 см
Осока дернистая, осока пузырчатая 0-10 см

Определите глубину залегания вод по списку растений, который у вас есть.

Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв и при помощи метода биоиндикации определили свойства почв на исследуемом участке.

Какие результаты у вас получились?

Сделайте вывод по свойствам почв.

Сегодня на уроке мы изучили свойства почв и методы их изучения. А где эти знания вам могут пригодиться?

Ответьте на вопросы теста.

1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескает.

2. На кислой почве произрастают?

3. Как уменьшить кислотность почвы. внести минеральные удобрения?

4. Какая почва плодороднее?

5. Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи?

6. Ксерофиты это:

А) обитатели сухих мест;

Б) заболоченных мест;

В) увлажненных мест.

Проверка: 1-Б, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-В, 6-А.

За каждый правильный ответ начисляется балл, по числу баллов выставляется оценка.

5. Домашнее задание.

Составить рекомендации по улучшению свойств почвы.

Источник

Презентация Почва 8 класс

презентация разработана на основе учебника за курс 8 класса. Всё доступно и понятно. Дети её очень хорошо воспринимают. Для учителя очень хорошиё материал.

Содержимое разработки

Образование почв и их разнообразие

  • Свойства почв

Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

Плодородие почвы , т. е. ее способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы.

Долгое время существовало мнение, что почва – это горная порода.

Эту теорию опроверг русский ученый Василий Васильевич Докучаев, доказавший, что почва – это «особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».

Он явился основателем науки «почвоведение».

Василий Васильевич Докучаев

Процесс образования почвы идёт очень медленно, за

100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см.

Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка).

На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер.

Какие компоненты климата оказывают влияние на процесс образования почвы?

Какова скорость образования почвы?

Какую роль играют растения и животные в почвообразовании?

С чего начинается образование почвы?

Какие горные породы наиболее распространены на территории России?

Как влияет рельеф на процесс почвообразования?

Какое влияние оказывает уровень грунтовых вод на почвы?

Основные свойства почв

Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки.

Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв.

Лучшей является зернистая , или мелкокомковая (диаметр комочков 1-10 мм.)

Механический состав почв

  • Глинистые, суглинистые (тяжёлые); плохо пропускают воду
  • Песчаные, супесные (лёгкие); легко пропускают воду

Структурные почвы (диаметр частиц до 10 мм): комковатые, зернистые

Бесструктурные (диаметр частиц до 0,05 мм): пылеватые

важна для развития растительности.

Она обеспечивает проницаемость воздуха, влаги, питательных веществ

Активно улучшает или ухудшает качество почвы.

Способствует накоплению органических веществ, улучшает физические свойства, тепловой и водный режим почвы.

Вспомните какую роль играет в образовании почв каждый из указанных факторов.

Являются источником образования минеральной части почвы, влияющим на её механический состав.

Обеспечивает образование перегноя – вещества, придающего почве плодородие.

Определяет распределение климатических почвообразующих элементов.

Влияет на тип и качество почвы, воздействуя на растения, животных, микроорганизмы, влагу.

Определяет мощность почвенного слоя.

Определяет водный режим и структуру почвы.

Густо пронизан корнями. Сюда попадают отмершие надземные части растений, которые перерабатываются микроорганизмами, червями, личинками и насекомыми. Здесь происходит образование гумуса. Гумусовый горизонт самый тёмный

Горизонт вымывания, из которого вынесена значительная часть органических и минеральных соединений. Этот горизонт очень осветлён. Здесь образуется подзолистый горизонт.

Горизонт вмывания. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы.

Слабо изменённая материнская порода, из которой образовалась почва

По строению почвенного профиля , т.е по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу определяют принадлежность почвы к определённому типу, например: чернозём, подзолистые и др.

  • Верхний горизонт (А 1), называемыйгумусовым, обычно густо пронизан корнями растений. В нем много микроорганизмов, червей, личинок и насекомых. Именно здесь происходит накопление органического вещества. Гумусовый горизонт самый тёмный из всех, однако его цвет зависит от количества накопившегося тут гумуса.
  • В некоторых почвах, в условиях большого количества осадков, к низу от гумусового слоя образуется горизонт вымывания (А 2). Как правило это самый светлый горизонт, так как из него вынесена часть органических и минеральных соединений. Иногда вымываются все вещества, что придает данному горизонту цвет золы и соответствующее название —подзолистый.
  • Ниже лежит горизонтвмывания(В). В него попадает то. Что теряет верхняя часть почвы. Здесь мало корней, но много мелких минеральных частиц, поэтому он более плотный и через него труднее всего просачивается вода. Этот горизонт играет роль своеобразного фильтра.
  • Ещё ниже лежит слабо изменённаяматеринская порода(С), которая и служит основой для образования твердой части почвы. Именно от состава материнской породы во многом зависят такие свойства почвы как механический состав и структура почвы.

Почвенная карта России

Азональные типы почв

  • В условиях скудного увлажнения вместе с почвенным раствором минеральные соединения подтягиваются к поверхности и при испарении влаги выпадают в осадок. Чем южнее, тем суше и тем интенсивнее идет этот процесс. Почвы обогащаются карбонатами, гипсом и легко растворимыми солями. Идет засоление почв.
  • В разных природных зонах на более или менее значительных участках почвы формируются при близком залегании грунтовых вод. Это чаще характерно для понижений рельефа. В областях скудного и недостаточного увлажнения, где грунтовые воды довольно сильно минерализованы, возникают солончаки. При близком залегании пресных грунтовых вод образуются торфяно-болотные почвы.
  • Так указанные здесь типы почв не приурочены к какой-то одной природной зоне, а могут встречаться в разных их называют азональными .

Каштановые и бурые полупустынные почвы

При движении к югу климат становится все суше и теплее, а растительный покров все более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков, и значительная их часть в течение длительного теплого периода разлагается на про­стейшие минеральные соединения. Гумуса в почвах накапливается меньше. Здесь формируются каштановые , бурые почвы полупустынь и серо-бурые .

  • Содержание гумуса в почвах и их плодородие в области избыточного увлажнения возрастают к югу.
  • Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон. Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности.
  • Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно. Здесь формируются самые богатые перегноем почвы — черноземы. Они обладают зернистой структурой. Это — лучшие почвы нашей страны.

Серые лесные почвы

  • Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно сбрасывающих свою листву почвы серые лесные .
  • А в условиях резко континентального климата и многолетней мерзлоты под хвойными лесами формируются мерзлотно-таежные почвы .

  • В южной части тайги и особенно в смешанных хвойно-широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, поэтому сквозное промывание происходит только весной, а летом промывание сменяется подтягиванием почвенных растворов к поверхности и испарением влаги. В этих условиях возрастает накопление гумуса, часть растворимых минеральных соединений задерживается в почве. Здесь образуются дерново-подзолистые почвы

1). Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги, попадающей на поверхность почвы, просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой все то, что может раствориться, в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Растворяются не только минеральные вещества, но и органические соединения. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны. » width=»640″

  • Более половины площади страны занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения (К1). Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги, попадающей на поверхность почвы, просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой все то, что может раствориться, в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Растворяются не только минеральные вещества, но и органические соединения.
  • При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны.

На Крайнем Севере почва почти весь год находится в мерзлом состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом в почве создается переувлажнение. Здесь образу­ются маломощные тундровые глеевые почвы. В них под верхним горизонтом находится зеленовато-сизый или голубовато-серый слой, иногда с ржавыми пятнами — глеевый горизонт, или глей. Он образуется при постоянном или длительном переувлажнении и недостатке кислорода в почве. В таких условиях соединения железа и марганца находятся в закисной форме. С этим связан цвет горизонта.

1. Что такое почва?

2. Перечислите факторы почвообразования.

3. Как различаются почвы по механическому

4. Назовите основное свойство почвы.

5. Почему почва должна быть рыхлой?

6. Если в почве нет дождевых червей, о чем

7. Как можно по почвенным горизонтам

определить возраст почвы?

1.Какой фактор почвообразования является главным?

2. Что такое плодородие почвы?

Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур

Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом

высокое содержание гумуса

3. А1 – это горизонт …

4.Какое из свойств почвы является главным?

5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см?

Источник

Читайте также:  Как подкормить яблоню после посадки
Adblock
detector