Меню

Нежданный урожай голову вскружил

Уроки русского языка в 7 классе

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; формировать навыки написания частицы не и приставки не- в причастии.

Развитие речи: работа над связным высказыванием на лингвистическую тему.

Повторение: написание не с существительными, прилагательными, глаголами; приставки пре- и при-; причастный оборот и выделение его занятыми.

I . Словарная диктовка.

Учащиеся записывают, объясняя написание не с различными частями речи.

Ничего не забудьте, нечем удивить, не терпит неправды, не преследовал неприятеля, ни в чем не участвовал, не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; неширокая, но рыбная река; невысокий дом; не большая, а маленькая книга; книга небольшая, а интересная; говорил не правду, а ложь; не слышится шороха.

Делается вывод о написании не с различными частями речи.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схемы предложений.

Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над нами. Контуры гор округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.

(М. Г о р ь к и й.)

III . Объяснение нового материала.

Не с причастиями

1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов ( несделанное задание ).

2. Если причастие без не не употребляется ( ненавидевший ложь ).

1. Если причастие имеет при себе зависимые слова ( не сделанное мною задание ).

2. Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не ( отнюдь не решенная задача ).

3. Когда есть (или подразумевается) противопоставление ( не написанная, а напечатанная работа ).

4. С краткими причастиями ( не прочитана ).

I V . Закрепление материала.

1. Упр. 133 (выполняется под руководством учителя).

2. Распространите причастия зависимыми словами. От страдательных причастий образуйте краткую форму.

О б р а з е ц з а п и с и: не замеченная мною ошибка — ошибка не замече н а ( крат. прич .) мною .

Нераспустившийся цветок; непрочитанная книга; непрекращавшийся дождь; ненаписанное сочинение; нескошенный луг.

Разберите по составу непрекращавшийся (дождь).

3. Перестройте данные словосочетания, чтобы не стало частицей.

Ненапечатанный роман, неподметенный пол, незасеянные поля, невыполненное поручение, нерассказанная легенда, непроверенная работа.

4. Составьте связный рассказ о написании не с причастиями.

Домашнее задание: § 24; подготовить ответ по таблице, составленной в классе; упр. 134, 135 (объяснить графически написание не с причастиями); выписать и выучить слова из рамочек.

У р о к 40. Слитное и раздельное написание не

Цель урока : закрепление сведений о написании не с причастиями; формирование умения различать не- — приставку, не- — часть корня, не — частицу.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему.

Повторение: орфограмма в корне; написание не с различными частями речи.

I . Запись в раздел словаря «Пиши правильно».

II. Проверка домашнего задания путем самопроверки.

На экран проецируется работа одного из учеников. Учащиеся сверяют текст с написанным дома. Анализ ошибок.

III. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны дать характеристику предложений; начертить их схемы; 2-е предложение записать и разобрать по членам.

Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, создал много полотен, посвященных природе России. Он непревзойденный знаток деревьев, художник, не имеющий соперников в изображении хвойного леса.

I V . Тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Запись с графическим объяснением написания не и суффиксов причастий.

Трава не скошена, непогасший костер, не имеющее границ море, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, дорожки не выровнены, письмо не отправлено, невыученные уроки, картина не окончена, еще не окрепший после болезни, не нашедший дороги отряд, нерасколотый орех, не застеленная шерстяным одеялом кровать.

Читайте также:  Чем подкормить редьку маргеланскую

Вывод о написании не с причастиями делается в форме связного рассказа с примерами.

2. Предупредительный диктант.

1) Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь. 2) Для знающего мир светел, для незнающего — темен. 3) Нежданный урожай голову кружит. 4) Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово — общее достояние. 5) Не брани и не хвали того, кто не испытан тобой ни в деле, ни в пути. 6) Не знающий меры будет горевать и в богатстве.

Учащиеся определяют, на какие темы подобраны пословицы, объясняют их смысл.

3. В это время отдельные учащиеся получают для индивидуальной работы карточки с заданием списать, раскрывая скобки.

К а р т о ч к а № 1

(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; (не) глубокая и (не) широкая речонка; сказать (не) правду; (не) кого расспросить; (не) с кем поделиться; экскурсия (не) состоялась; ошибка (не) отмечена; задача (не) решенная, а только начатая; (не) приятель (не) обнаружен.

К а р т о ч к а № 2

(Не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; (не) успокоившееся море; (не) забываемое впечатление; телефон (не) отремонтирован; калитка (не) закрыта; (не) написанное сочинение.

4. Диктант «Проверь себя».

Горы, еще не освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На темном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, еще не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утеса вспыхнули и засветились верхушки лиственниц, еще не потерявших игл. Первый луч еще не взошедшего для нас солнца коснулся утеса. Невидимое солнце посылало нам свои лучи. Наконец оно появилось. На несколько мгновений засветилась даже темная река, а затем дно долины опять стало холодным и синим.

(По И. С о к о л о в у – М и к и т о в у.)

Домашнее задание: § 24; упр. 136. Составить связный рассказ на одну из тем: «Написание не с существительными, прилагательными», «Написание не с причастиями».

У р о к 41. Буквы е и ё после шипящих

в суффиксах страдательных причастий

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; формирование навыка написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление причастий.

Повторение: написание о и е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных.

I . Проверка домашнего задания.

1. Упр. 136 (проверяется по «цепочке»).

2. Устный рассказ на грамматическую тему «Написание не с причастиями», «Написание не с существительными и прилагательными»).

— Какая гласная в русском алфавите всегда ударная? (ё).

II. Словарная диктовка.

Учащиеся должны объяснить графически выбор гласной после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

Тихий шепот, ровный шов, солнечным лучом, темной тучей, выпал снежок, зажег свет, сильный ожог, плюшевый медвежонок, ситцевое платье.

Делается вывод о зависимости написания е — ё после шипящих от разных морфем слова.

III. Объяснение нового материала по учебнику (§ 25).

I V . Закрепление материала.

1. Упр. 140 (выполняется под руководством учителя).

Внимание учащихся обращается на необходимость графического объяснения условия выбора орфограммы (§ 25).

2. От данных полных причастий учащиеся должны образовать краткую форму (мужской, женский, средний род, множественное число) и обозначить суффиксы. Обратить внимание на ударение (на окончании) в формах женского, среднего рода и множественного числа. Например: вооружена́, вооружено́, вооружены́, но вооружён .

Читайте также:  С грядки собрали 56 кг картошки

Вооруженный отряд, окруженный лесом, обожженное лицо, завороженный взгляд, взбешенная собака.

V . Запись под диктовку с обозначением условий выбора орфограммы « о — ё — е после шипящих и ц ».

Бережет, решетка, шерстка, девчонка, с плащом, четкий, жердочка, пощечина, мажорный, гусеницей, привлеченный, лапшой, зайчонок, пораженный, собачонка, шов, речонка, обнаженный лес, горошек, сверчок, жалкая душонка, щелканье, шорох, камышовый, сажей, свежей струей, чужого, удрученный, шорты, с кирпичом, щеголь, приглашенный.

V I . Запись под диктовку (с выполнением данных ниже заданий)

Далеко внизу, сквозь кусты ивы, березовую и рябиновую листву виднелась неширокая речонка. Там, у воды, белели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень. Левее расстилалась обширная пойма, пересеченная извилистой старицей и окаймленная недвижимым лесом. Пойма была светла, копила в своих низинах белый туманец, и он сперва стушевывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну некошеного луга. На холме возвышалась ветряная мельница.

(По В. Б е л о в у.)

— Определите стиль и тип речи.

— Каковы средства связи предложений в тексте? Найдите слова по признакам орфограмм и выпишите их: а) находится в суффиксе после шипящей; выбор написания зависит от ударения в слове; б) находится в корне; выбор написания зависит от гласной в суффиксе; в) находится в приставке; выбор написания зависит от последующей буквы.

— Разберите по составу слово расстилалась.

Домашнее задание : § 25; упр. 141, 143, 145 (устно).

У р о к и 42—43. Развитие речи.

Сочинение по личным наблюдениям

на тему «Вы с ним знакомы»

Работа по заданиям упр. 145, 146.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту.

У р о к и 44—45. Повторение

Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему; определение темы высказывания.

I . Запись в словари (в раздел «Словарь корней»).

Состязание — состязаться — стяжать (достигнуть чего-либо) — тяжба (перен.— спорное дело).

1. Учащиеся составляют связный рассказ по плану:

1) Грамматические признаки причастия.

2) Орфограммы в суффиксах и окончаниях причастий.

2. Индивидуальные задания по карточкам.

К а р т о ч к а № 1

Вставить пропущенные буквы.

Передава..мая научная информация; аппарат, управля..мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ..нная на Луну; посадка станции, произведе..ая автоматически; возвраща..мый аппарат; фотографии, получе..ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установле..ые на аппарате, посыла..мом на Луну; выполне..ая программа исследования.

К а р т о ч к а № 2

Вставить пропущенные знаки препинания.

Листья блистающие золотом; тронутый утренником осенний лист; возле полянок усеянных брусникой; деревья одетые в нарядный убор; пылающие золотом вершины берез; осины трепещущие на ветру; листва опаленная дыханием осени; расшитый золотом ковер.

К а р т о ч к а № 3

(Не) замеченная ошибка; (не) застеленная одеялом; гласные, (не) проверяемые ударением; (не) продуманный ответ; решение (не) продумано; работа (не) закончена; (не) законченное сочинение; еще (не) прочитанная книга; еще (не) обжитый край; (не) обозримая равнина; (ни) кем (не) нарушаемая тишина; (не) устрашимый боец; (не) пролазная чаща.

К а р т о ч к а № 4

(Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затворенная дверь; (не) усиливающийся, а успокаивающийся ураган; тропинка (не) заметна; (ни)чем (не) прикрытый; еще (не) скошенный луг; (ни)кем (не) потревоженный улей; (не) спавший от боли; движение (не) прекращено.

К а р т о ч к а № 5

Читайте также:  Колхозу 40 лет без урожая

Вставить пропущенные буквы.

1) Ненавид..вший, рассе..нный, постро..вший, почу..л;

2) увид..вший, завис..л, постро..нный, закле..на;

3) завис..мый, разве..вший, объезд..вший, раска..лся;

4) нахмур..нный, отча..вшийся, зате..л, застав..в.

К а р т о ч к а № 6

Вставить пропущенные буквы.

1) Дремл..щий, застрел..нный (волк), леле..л, хвал..щий;

2) почу..вший, пил..щий, раска..лся, раскле..вший;

3) прола..л, прома..вшийся, стел..щийся, раскле..нный;

4) вид..щий, чу..л, просе..нннй, зате..вший.

Источник

Прочитайте пословицы?

Русский язык | 5 — 9 классы

Как вы понимаете смысл?

Записать, раскрывая скобки Пословицы ; 1) Для знающего мир светел, для ( не ) знающего — тёмен 2) (Не) жданный успех голову кружит.

3) (Не) выполненное обещание — что письмо на воде.

4) (Не) вспаханное поле урожая не даст 5) (Не) дочитанная книга — это (не) оконченный путь.

Для знающего мир светел, для незнающего — темен.

Нежданный успех голову кружит.

Невыполненное обещание — что письмо на воде.

Невспаханное поле урожая не даст.

Недочитанная книга — это неоконченный путь.

Прочитайте пословицы?

Как вы понимаете их смысл?

Сам смекай где берег, где край.

Помогите?

Прочитай пословицы, спиши раскрывая скобки.

Кому и яичко, а кому и навар от (оно).

Объясни смысл пословицы неволя счастья не даст?

Объясни смысл пословицы неволя счастья не даст.

Объясните выбор слитного или раздельного написания НЕ?

Объясните выбор слитного или раздельного написания НЕ.

1. для знающего мир светел, для (не)знающего — темен 2.

(не)жданный успех голову кружит.

3. (не)выполненное обещание — что письмо на воде 4.

(не)вспаханное поле урожая не даст.

5. (не)дочитанная книга — это (не)оконченный путь.

НЕ слитно или раздельно 1?

НЕ слитно или раздельно 1.

Для знающего мир светел, для (не)знающего — тёмен 2.

(Не)жданный успех голову кружит.

3. (Не)выполненное обещание что письмо на воде .

4. (Не)вспаханное поле урожая не даст.

5. (Не)дочитанная книга — это (не)оконченный путь.

Прочитайте пословицы и изречения?

Прочитайте пословицы и изречения.

Запишите, раскрывая скобки.

Объясните пословицу «Не знающий меры будет горевать и в богатстве» объяснить с причастным оборотом?

Объясните пословицу «Не знающий меры будет горевать и в богатстве» объяснить с причастным оборотом.

Письмо по памяти прочитай пословицы как ты понимаешь смысл ?

Письмо по памяти прочитай пословицы как ты понимаешь смысл ?

Что означает в них слово красный(красная).

Раскрыть скобки, объяснить графически написание «не» с различными частями речи?

Раскрыть скобки, объяснить графически написание «не» с различными частями речи.

(Не)порученное (ни)кому дело (не)тронется с места.

2) Если поле (не)вспахано, амбар будет пустовать ; если книга (не)прочитана, знаний (не)прибавится.

3) (Не)дочитанная книга – что (не)пройденный путь.

4) (не)засеянное поле (не)зеленеет.

Задание по математике 6 класс прочитайте пословицы?

Задание по математике 6 класс прочитайте пословицы.

Как вы понимаете их смысл.

Вопрос Прочитайте пословицы?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Растягивая рас приставка.

Над ровным полом аэродрома свистит ветер. Он взмётывает сухую пелену снега, швыряет в лицо колючую его пыль, обжигает глаза нестерпимым морозом. Металл, если коснуться его без перчаток, мгновенно прилипнет к рукам. Но у самолетов в темноте копошат..

Апостолы, ученики Христа, проповедовали его учение и несли христианство разным народам. Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Она позволяла переводить церковные книги на славянские языки и распространять христианство в славянском мире.

Источник

Adblock
detector