Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Почва. Состав почвы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Почва. Состав почвы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД | 22.9 КБ |
Детали пазла | 797.73 КБ |
pochva_i_ee_obitateli_111.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Почва. Состав почвы»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.
Образовательные: закрепить знания о представителях почвенной фауне – подземных животных: дождевом черве, насекомых, кроте и др. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
Развивающие : развивать познавательный интерес; делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
Воспитательные : воспитывать интерес к исследованию состава почвы, бережное отношение к живой и неживой природе. Формировать умение работать в паре, вызвать желание помочь другим детям.
ПК и презентация «Почва и ее обитатели»; пазл- подсказки; для опытов: почва, стаканы с водой, лупы, палочки, салфетки.
Воспитатель надевает костюм лаборанта и выходит к детям.
— Ребята, дети подготовительной группы детского сада «Сказка» вместе с воспитателем написали нам письмо. (Читаю письмо: Здравствуйте, ребята группы «Непоседы». Мы хотим узнать что такое почва и из чего она состоит? Если вы что-то об этом знаете, напишите нам, пожалуйста.) Вы знаете ответ на эти вопросы? (Ответы детей). Я надела костюм лаборанта и собираюсь в научную лабораторию. Может мы сможем найти ответы на эти вопросы. Вы знаете что такое лаборатория и что там делают? (Ответы детей). А знаете ли вы правила, которые необходимо там соблюдать? Хотите отправиться вместе со мной? (дети надевают фартуки и одноразовые шапочки).
-Давайте посмотрим на экран: что это?(ответы детей) Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Из горсточки семян вырастают огурцы и помидоры, морковь и свёкла, редис и укроп. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)
-Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
-Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. Под ногами у нас почва- это её правильное название.
-Почва- это верхний слой земли, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.
2 слайд -Посмотрите как растут растения. Что находится над поверхностью? А что в почве? Могут ли растения расти без почвы? (ответы детей). Она поит и кормит растения в теплое время года ( а напомните мне, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года когда вся природа расцветает(весна, лето).
3 слайд -Высоким и мощным деревьям требуется для роста много питательных веществ и воды. И все это они берут из почвы. Она их кормит.
4 слайд -Теплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары ( осень), наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют – почву )толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»
-А что это означает? (ответы детей)
-Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот. Они не могут друг без друга. Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, также перегнивают мелкие насекомые, бактерии, грибы, которые живут в почве и образуют перегной.
-Что же вы узнали нового? Что входит в состав почвы? (ответы детей) (Дети получают первую картинку с изображением сухой листвы.)
-А из чего же еще состоит почва? Может быть рассмотрим ее под лупой?
(дети рассматривают и находят червяка)
-Ой, а кто это? А кто еще живет в земле (почве)? (Ответы детей).
Хотите еще узнать кто живет в почве? (Присаживаются на стулья)
-Какой же следует вывод? Что еще входит в состав почвы? (ответы детей) В состав почвы входят мелкие насекомые, грибы и бактерии.
(Дети получают еще одну картинку с изображением.)
-Я вот думаю и не могу понять, как мелкие животные живут в почве? Чем же они там дышат? В почве есть воздух? (Ответы детей). А может мы проверим это на опыте.
Опыт «Есть ли в почве воздух?»
Возьмем банку с водой и бросим в него комочек почвы. Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (ответы детей)
Дети получают еще одну картинку с изображением воздуха.
— Какие вы молодцы. Мы уже узнали, что почва состоит из перегноя, воздуха.
-А вода содержится в почве? (Ответы детей)
Опыт «Есть ли вода в почве»
-Как влага или вода попадает в почву? (ответы детей)
-Молодцы, ребята, мы узнали еще одну составляющую почвы- это вода. (Дети получают картинку с изображение воды.
— Скажите, а что будет если почву смешать с водой? (ответы детей)
Опыт «состав почвы»
Поместим почву в стакан с водой и перемешаем. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
-Какой мы можем сделать вывод? Из чего же еще состоит почва? (ответы детей)
Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину. (Дети получают две картинки: песок и глина)
Дети садятся на коврик.
-Молодцы, мы узнали все составляющие почвы. И теперь мы можем ответить на вопросы детей из детского сада «Сказка». Так что же такое почва? И из чего она состоит? Почва нужна или нет? Для кого она нужна? (ответы детей)
-А как вы думаете, почва нужна только растениям и подземным животным? (ответы детей)
-Конечно, почва нужна и человеку. На плодородной почве люди выращивают овощи, фрукты, зерновые культуры.
-А сейчас нам пора возвращаться в группу и запечатать в конверт сложенную картинку. (снимают фартуки)
— Какие вы молодцы, помогли другим ребята. Сейчас они тоже будут знать что такое почва и из чего она состоит. (Дети запечатывают собранные картинки в конверт).
Источник
Конспект урока на тему «Почва и её состав»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План конспект урока по окружающему миру
Тема: почва и её состав.
Цель: 1.Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав
2. Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение
работать в группе, находить общее решение.
3. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям
Тип урока: исследование, работа в группах.
Оборудование: карточки, образцы почв, спиртовка, стекло, стаканы с водой, штатив, кроссворд, презентация.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
2.Психологический настрой на урок.
3.Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые».
-Что такое полезное ископаемое?
-Какие виды полезных ископаемых бывают?
Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.
Соедините стрелками правильные ответы. ( слайд 7)
Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( слайд 8)
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работа в группах: Из географической карты Казахстана:
1-группа: в каких областях добывается нефть. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи нефти.
2-группа: в каких областях добывается уголь. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи угля.
3-группа: в каких областях добывается соль. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи соли.
Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию. ( домашнее задание)
Физминутка (музыкальная пауза)
4.Сообщение темы и целей урока.
Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?
Значение слова «земля» несколько. Это – Земной шар, поверхность, почва.
Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – богатая перегноем почва.
Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.
Найдите определение почвы в учебнике.
Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.
Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.
Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев.
Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем.
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.
Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( слайд 20)
Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные.
Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.
В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.
В песчаных почвах много песков.
В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червя.
5. Закрепление нового материала.
Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. (слайд 28)
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Карточки для работы в паре: « Почва» ( слайд 29)
Практическая работа: Состав почвы.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Составить схему-кластер – из чего состоит почва. (слайд 32)
Это интересно! Образование почвы.
1см почвы за 250-300 лет
20см за 5-6 тысяч лет
1.Плодородие почвы зависит от количества:
2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
-Прочитайте правила работы смайликами и оцените урок. Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.
-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.
Оценка учеников по подсчёту смайликов.
7. Домашнее задание.
Подобрать материал о животных почв.
Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»
1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения — обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.
Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:
— словесный метод : при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ, беседу
— наглядный метод : в виде наблюдения за ходом работы учащихся
— практический метод: выполнение разнообразных упражнений, опытов
— частично — поисковый — для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу
— метод проблемного изложения учебного материала
— метод самостоятельной работы — так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы
2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм , учит самостоятельному анализу, сравнению ,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины ,умению дискутировать ,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок.
3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций, игровые моменты, разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы , при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, стимулирование проводил на каждом этапе урока.
4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора младших школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать ,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности.
5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.
Источник