НОД «Земля, песок, камни» в средней группе с элементами экспериментирования
Гульнара Раянова
НОД «Земля, песок, камни» в средней группе с элементами экспериментирования
Цель: дать детям элементарные представления о видах почвы.
Задачи:1. познакомить со свойствами песка, земли и камней.
2. учить способам исследования, развивать наблюдательность, умение анализировать, синтезировать., развивать наглядно — образное мышление посредством моделирования.
3. воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование:макет огородного участка сразличными грунтами: землей, песком, камнями. Изображение Смешариков, тарелки одноразовые, стаканчики с различным грунтом, лейки, палочки, ложечки (для насыпания грунта на тарелочки, схемы — модули.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня получил письмо от смешариков Нюши и Ёжика, адресованное ребятам. В письме говорится, что к дню рождения Кроша Копатыч, Нюша и Ёжик решили сделать сюрприз: вырастить для него сочную и сладкую морковь, они очень старались, но урожай вырос только у Копатыча. Смешарики просят разобраться, почему так произошло. Воспитатель предлагает отправиться в огород и посмотреть что случилось.
Рассматривание макета огородного участка.
Воспитатель спрашивает, почему у Нюши и Ёжика ничего не выросло. Дети предполагают, что, возможно, солнышка было мало, или поливали плохо. На что смешарики отвечают, что поливали они хорошо, и место у грядок солнечное.
Воспитатель предлагает рассмотреть землю в грядках. Показывает на грядку Нюши, просит детей потрогать песок, посыпать его, подуть на тарелку с песком. Спрашивает, что делает песок, легко ли сыплется, почему легко разлетается. После чего воспитатель помогает сформулировать вывод,используя схему песка: песок состоит из маленьких частичек, они легкие, не прилипают друг к другу, как будто не держатся за руки, поэтому легко сдуваются.
Таким же образом рассматривается грядка у Копатыча, задаются аналогичные вопросы. Дети пытаются сыпать землю, дуть на тарелочки с землей. После чего воспитатель подводит к выводу, что земля сыпется комочками;и дуть надо сильнее, чем на песок. Земля состоит из маленьких частичек, которые как будто крепко держатся за руки и поэтому сдуваются труднее.
Аналогично рассматривается грунт на грядке Ёжика. С помощью экспериментов и наблюдений дети приходят к выводу, что камень состоит из маленьких частичек, которые крепко прижались друг к другу, поэтому он тяжелый и даже ветер не сдвинет его с места.
физкультминутка.игра со схемами: под музыку дети изображают песок (разбегаются врассыпную, землю (группируются по 2-3 человека) и камнь (тесно прижимаются друг к другу).
Воспитатель сообщает детям, что их приглашает в свою лабораторию Лосяш — любитель экспериментов, и, возможно, он поможет ответить на вопрос, почему у Нюши и Ёжика ничего не выросло.
Воспитатель предлагает полить стаканчики с землей, песком и камнями,и понаблюдать: в каком из них вода пройдет быстрее и почему. После рассматривания стаканчиков воспитатель помогает сделать вывод о том, что вода легко пробежала между камнями и попала на дно стаканчика. Если посадить растение в камни, оно погибнет, т. к. не получит нужной воды.
В песке вода проходит очень медленно потому что проходит через мелкие песчинки. песок стал плотным (дать детям потрогать) растению будет плохо в нем. В земле вода проходит между комочками, заполняет пустые места, впитывается в землю, прошла через весь стаканчик — растению будет в нем хорошо, оно напьется воды, будет лучше расти.
воспитатель просит детей вернуться на огородный участок к Копатычу и объяснить Нюше и Ёжику, почему у них не выросла морковка.
Дети делают вывод о том, что урожай может вырасти только на земле; на камнях и песке ему плохо.
Земля питает и кормит все, что в ней растет. Не зря в народе землю называют кормилицей. Землю нужно беречь, не надо загрязнять ее мусором, выливать бензин и т. д.
В конце занятия Копатыч угощает всех морковью.
Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста». Сентябрь. 1. «Свойства песка».
«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.
Источник
Конспект занятия по экологии «Земля, песок и камень» для детей средней группы
Елена Дегтярёва
Конспект занятия по экологии «Земля, песок и камень» для детей средней группы
Цель: формирование элементарных представлений о видах горных пород и их свойствах.
Дидактические задачи: способствовать расширению представлений детей о свойствах песка, камня и земли; создать условия для организации детского экспериментирования с природным материалом; способствовать расширению словарного запаса детей.
Развивающие задачи: способствовать развитию мышления, воображения, памяти, внимания и наблюдательности; создать условия для развития умения делать простейшие обобщения и выводы.
Воспитательные задачи: способствовать выработке экологического поведения через экологические знания и личностные свойства детей.
Оборудование: игрушка Нюша, природный материал (песок, камень, земля и вода, одноразовые стаканчики и тарелочки, халаты и шапочки, раскраски с изображениями Нюши и Кроша.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Сегодня я пришла к вам не одна (Воспитатель достает игрушку Нюшу). Знаете, кто это?
Дети: Да, это Нюша!
Воспитатель: Верно. Давайте поздороваемся с ней.
Дети: Здравствуй, Нюша.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, она пришла к нам, чтобы мы ей помогли. У Кроша скоро день рождения, и Нюша хочет сделать для него подарок – вырастить вкусную, большую и сочную морковку. Но как это сделать – она не знает. Поможем ей?
Воспитатель: Хорошо. Ребята, кто из вас знает, что нужно для того, чтобы вырастить какое-либо растение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, молодцы! А еще, важно посадить семена в хорошую почву. А какие виды почв бывают? Они бывают каменистые, песчаные, чернозем (Демонстрирую тарелки с образцами почв). А все вместе это называют «горные породы». Давайте вместе повторим.
Дети: Горные породы.
Воспитатель: Молодцы. А как же узнать, какая из этих горных пород подойдет для роста растений? Чтобы это выяснить, давайте отправимся в научную лабораторию и проведем небольшие эксперименты. Но для начала вспомним, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Нельзя ничего трогать без разрешения, нельзя бегать, толкаться и нельзя ничего брать в рот.
Воспитатель: Правильно, умницы. Итак, давайте мы с вами наденем специальные халаты и шапочки.
(Дети надевают халаты и шапочки)
Воспитатель: Теперь я старший научный сотрудник, а вы с Нюшей – мои лаборанты.
Воспитатель:А вот и образцы горных пород: камень, песок и земля. Давайте возьмем все это по очереди в руки и скажем, какое это на ощупь. Но будем делать все аккуратно, чтобы ничего не рассыпать и не поранить друг друга и себя. Возьмите немного песка в руку и скажите, какой он на ощупь?
Дети: Мягкий, сухой, легкий.
Воспитатель: Правильно. А теперь попробуйте из него слепить шарик. Получилось?
Воспитатель: Верно, не получилось, потому что он состоит из очень мелких частиц, которые не прилипают друг к другу. Поэтому песок такой сыпучий. Теперь возьмем землю в руки. Какая она на ощупь?
Дети: Мягкая, влажная, холодная.
Воспитатель: Правильно. Давайте сожмем ее в руке. У нас получился комочек?
Воспитатель: Это потому, что мелкие крупицы, из которых она состоит, прилегают друг к другу плотнее, чем крупицы песка, будто держатся за руки. Теперь возьмите в руку камень. А какой камень на ощупь?
Дети: Твердый, с острыми краями.
Воспитатель: Верно. Давайте попробуем его сжать. Изменил он свою форму?
Воспитатель: Это потому, что камень тоже состоит из частиц, но они очень-очень плотно прилегают друг к другу. Поэтому мы не можем изменить его форму и поэтому он такой твердый. Ребята, из наших наблюдений мы выявили, что камень, земля и песок состоят из мелких частиц, которые прилегают друг к другу с разной силой. Поэтому камень, земля и песок имеют разную плотность (Плотность – это сила, с которой частицы прилегают друг к другу). Перейдем теперь к другому столику. Перед нами стоят стаканчики с песком, камнем и землей. Ребята, сейчас мы будем в каждый из них наливать немного воды. Обратите внимание на то, в каком из стаканчиков вода впитается быстрее всего, а в каком медленнее.
Сначала нальем воды в стаканчик с камушками. Что мы видим? Быстро ли вода добралась до дна стаканчика?
Воспитатель: Как вы думаете, успеет ли растение, растущее в камнях, напиться за это время?
Воспитатель: Верно, не успеет. Будет ли хорошо растению в такой горной породе?
Воспитатель: Правильно.Делаем вывод: растение будет плохо расти на камнях, так как оно не получит достаточное количество влаги. Это потому, что вода проходит между камнями очень быстро. Теперь давайте нальем немного воды в стаканчик с песком. Что мы видим?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы видим, что вода очень плохо проходит сквозь песок. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Помните, что в первом опыте мы установили — песок состоит из мелких частиц, плотно прилегающих друг к другу. Поэтому воде будет трудно пробираться сквозь эти частицы. Как вы думаете, будет ли хорошо растению в песке?
Воспитатель: Верно.Делаем вывод: растение не сможет хорошо расти в песке, так как не получит достаточное количество влаги. Это потому, что вода слишком долго будет пробираться к корням. Теперь давайте нальем немного воды в стаканчик с землей. Что мы видим? Быстро или медленно вода добралась до дна стаканчика?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вода добралась до дна быстро, но не так быстро, как сквозь камни. Успеет ли растение за это время напиться воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: Успеет. Вода хорошо проходит между комочками земли, впитываясь в нее.Делаем вывод: растение будет хорошо расти в земле, так как оно получит достаточное количество влаги. Так в какой горной породе лучше всего сажать растение?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно. Поэтому Нюша, сажай морковку в земле, на солнечном месте и поливай ее каждый день. Тогда она вырастет большой, вкусной и сочной.
(Воспитатель от лица Нюши) Ребята, спасибо вам большое. Теперь я знаю, как выращивать морковку, и в какой почве ее сажать. А теперь мне надо спешить в деревню Смешариков, чтобы успеть вырастить морковь. До свидания.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами вернемся в садик. Снимаем халатики и шапочки и возвращаемся.
(Дети снимают халаты и шапочки)
Воспитатель: Ребята, давайте повторим, что нового мы узнали сегодня. Какие виды горных пород мы рассмотрели?
Дети: Камень, песок и землю.
Воспитатель: Правильно, молодцы. И растение лучше всего будет расти в …
Дети: В земле.
Воспитатель: Конечно, умнички.
(Стук в дверь (Кто-то): Вам передали письмо.
Воспитатель: Спасибо. Ребята, оно от Нюши. Давайте откроем его. Смотрите, она прислала фотографии-раскраски. Она вырастила замечательную морковь, от которой Крош был в восторге, и все благодаря вам!
«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект занятия по экологии для детей старшей группы Цель: Дать детям представление о том, как дикие животные в лесу готовятся к зиме, приспосабливаются к зимним условиям. Закрепить знание.
Конспект открытого занятия «Что за чудо песок?» Программное содержание: • формировать представления детей о свойствах песка; • обучать малышей навыкам экспериментирования с песком; • обогащать.
Конспект открытого занятия по экологии «КВН «Наш дом — Природа!» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «В гостях у феи Экологии» Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «В гостях у феи Экологии» Интегрированная образовательная область: познание.
Конспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группы Цель: Показать, что планета Земля, человек, природа — это единое целое. Задачи: Образовательные: расширение представления детей о том, что.
Конспект занятия по лепке в средней группе «Мы летим под облаками, а земля плывёт под нами» Интеграция ОО : «Социально-коммуникативное», Познавательное развитие», » Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Конспект занятия по экологии в средней группе «Весенние лучики» Ольга Генералова Конспект занятия по экологии в средней группе «Весенние лучики» Программные задачи: 1. Воспитывать интерес к пробуждению.
Конспект занятия по экологии в средней группе. «Зелёная красавица» Программное содержание: 1. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком. 2. Формировать.
Конспект совместного занятия по экологии родителей и детей средней группы «Я и вся моя семья — это книжные друзья» Конспект занятия в средней группе по экологии, совместно родители и дети. Тема:»Я и вся моя семья — это книжные друзья. «Автор:Четверикова.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля» Цель: — дать общее представление о Земле, как о едином большом доме; — пробудить мысль о необходимости оберегать свою планету и всех.
Источник