На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Меню
Низкий урожай неурожай отсутствие внимания
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Декабрь 2021
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
« Ноя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 332, с. 156
332. Ниже с помощью словосочетаний разъяснено значение слов с приставкой не-. Узнайте слова по их толкованию и запишите.
Подберите синонимы к слову неудача. Составьте с одним из них предложение.
Образец.Низкий урожай — неурожай.
1. Отсутствие внимания. 2. Отсутствие вежливости. З. Недостаток организованности 3 . 4. Отсутствие самостоятельности. 5. Отсутствие предусмотрительности. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков.
Отсутствие внимания — невнимание.
Отсутствие вежливости — невежливость.
Недостаток организованности — неорганизованность.
Отсутствие самостоятельности — несамостоятельность.
Отсутствие предусмотрительности — непредусмотрительность.
Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков — неблагозвучие.
Организованности 3 — сущ.
I. (чего?) организованности. Н. ф. — организованность.
II. Пост. — нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл.; непост. — Р. п., ед ч.
III. Недостаток (чего?) организованности. ––––––––––––––––––
Неудача — несчастье, незадача, неуспех.
Новая незадача совсем испортила мне настроение.
Источник
§ 51. Не с существительными
Прочитайте предложения. В каком слове не является приставкой, а в каком — частью корня? В каком предложении употреблена отрицательная частица не?
1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды. 2. Ненастье задержало наш отъезд. 3. Не силой борются, а умением.
Назовите однородные члены в 3-м предложении. Каким союзом они связаны?
Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Не с существительными пишется раздельно, если является словом-отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
285. Выпишите сначала словосочетания с существительными, в которых не- — приставка, затем словосочетания с существительными, в которых не — часть корня. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле).
Ост..новиться в (не)решительност. (не)брежность в одежд. упрёк в (не)с..рьёзност. ошибки из-за (не)внимательност. (не)аккуратность учениц. (не)пр..ветливость в обращены. ра(с, сс)казывать (не)былицы, (не)прим..римость к врагу, ок..заться (не)веждой, ост..ваться (не)учем, чу(?)ствовать (не)приязнь, выр..зить (несогласие, большие (не)взгоды, (не)точность в ответ. (непреклонность характера.
286. Разъясните значение данных слов с помощью синонимов с приставкой не- и запишите их. Обозначьте условия слитного написания не. • К записанным словам подберите слова с противоположным значением — антонимы.
287. Ниже с помощью словосочетаний разъяснено значение слов с приставкой не-. Узнайте слова по их толкованию и запишите. • Подберите синонимы к слову неудача. Составьте с одним из них предложение.
Образец. Низкий урожай — неурожай.
1. Отсутствие внимания. 2. Отсутствие вежливости. 3. Недостаток организованности 3 4. Отсутствие самостоятельности. 5. Отсутствие предусмотрительности. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков.
Источник
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 332, с. 156
Май 20
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 332, с. 156
332. Ниже с помощью словосочетаний разъяснено значение слов с приставкой не-. Узнайте слова по их толкованию и запишите.
Подберите синонимы к слову неудача. Составьте с одним из них предложение.
Образец.Низкий урожай — неурожай.
1. Отсутствие внимания. 2. Отсутствие вежливости. З. Недостаток организованности 3 . 4. Отсутствие самостоятельности. 5. Отсутствие предусмотрительности. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков.
Отсутствие внимания — невнимание.
Отсутствие вежливости — невежливость.
Недостаток организованности — неорганизованность.
Отсутствие самостоятельности — несамостоятельность.
Отсутствие предусмотрительности — непредусмотрительность.
Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков — неблагозвучие.
Организованности 3 — сущ.
I. (чего?) организованности. Н. ф. — организованность.
II. Пост. — нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл.; непост. — Р. п., ед ч.
III. Недостаток (чего?) организованности. ––––––––––––––––––
Неудача — несчастье, незадача, неуспех.
Новая незадача совсем испортила мне настроение.
Источник
43. Не с существительными
Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Неряха. Невольник (не употр. без не). Неправда (ложь). Необразованность (отсутствие образованности).
Не с существительными пишется раздельно, если является словом-отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Не правда, а ложь.
237. Разъясните значение данных ниже слов с помощью синонимов с приставкой не- и запишите их. Обозначьте условия слитного написания не с существительными (см. образец в рамке). • К записанным словам подберите однокоренные слова с противоположным значением — антонимы.
238. Выпишите сначала словосочетания с существительными, в которых не- — приставка, затем с существительными, в которых не- — часть корня.
Обозначьте условия слитного написания не.
Ост..новиться в (не)решительност. (не)брежность в одежд. упрёк в (не)с..рьёзност. ошибки из-за (не)внимательност. (не)аккуратность учениц. (не)пр..ветливость в обращени. ра..сказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, ок..заться (не)веждой, ост..ваться (не)учем, чу..ствовать (не)приязнь, выр..зить (не)расположение, большие (не)взгоды, (не)точность в ответ. (не)пр..клонность характера.
239. Ниже с помощью словосочетаний разъяснено значение слов с приставкой не-. Узнайте слова по их толкованию и запишите. • Вспомните синонимы к слову неудача. Составьте с одним из них предложение.
1. Низкий урожай — неурожай. 2. Отсутствие внимания. 3. Отсутствие вежливости. 4. Недостаток организованности3. 5. Отсутствие самостоятельности. 6. Отсутствие предусмотрительности. 7. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков. 8. Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств.
240. Спишите, ставя пропущенные запятые. • Постройте схему 7-го предложения. • В каком числе употребляется сейчас выделенное существительное?
1. И туман и (не)погоды осень поз..няя несёт. 2. Опять (не)дуг его св..лил. 3. Всё вн..мание его устремилось на (не)приятеля. 4. Слёзы опять нав..рнулись на глазах его, слёзы (не)годования. 5. Пугачёв сод..ржался в тюрьме не строже прочих (не)вольников. 6. (Не)видимкою луна осв..щает снег летучий. 7. А народ-то над ним насм..хался: «Поделом тебе старый (не)вежа».
насмехаться (не «надсмехаться»)
241. Отгадайте загадку. Чем является не\ приставкой или отрицательной частицей? Перепишите текст, раскрывая скобки. Расставьте разделительные запятые. Подчеркните грамматические основы и однородные члены.
Он (не)акула и (не)кит Он (не)барсук и он (не)крот Но под землёй не пр..падёт Он (не)орёл (не)гусь (не)дрозд Но может долететь до звёзд. (Не)догадаешься вовек, Всё может только . .
242. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. • Найдите синоним к слову непогода. Что он обозначает: «плохая погода с метелью, снегом или ветром, дождём» или «дождливая, пасмурная погода»?
1. (Не)работа суш..т а забота 3 . 2. (Не)место крас..т человека а человек место. 3. Друзья в (не)счастье познаются. 4. В осеннее (не)настье семь погод на дворе. 5. (Не)печ(?) кормит а руки. 6. (Не)котёл варит а стряпуха.
243. Выпишите в такой последовательности предложения, расставляя в них пропущенные знаки препинания: 1) с не- — приставкой, 2) с не — отрицательной частицей. • Объясните постановку знаков препинания во 2-м предложении.
1. Замёрзший бор шумит среди лазур. м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес а буйный лес, качаясь, буд..т бурю. (С. Маршак.) 2. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? (Е. Трутнева.) 3. Опять гудит бушу..т (не)погода. (Б. Лихарев.) 4. Заколдован (не)видимкой, дремл..т лес под ска..ку сна. (С. Есенин.)
Источник
Урок по теме «Правописание НЕ с существительными»
Тема урока: Правописание НЕ с существительными.
Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, Д.Н. Ушаков. «Толковый словарь». М.: Альта-Принт, 2005, картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Ход урока
— Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1)
Вы помните, что родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.
I. Повторение и закрепление знаний
Класс работает по вариантам.
Сыночек дисциплины Совсем (не) признает! Нашел он мед пчелиный – И грязной лапой в мед! (Слайд 2)
(Два человека у доски.)
1. Синтаксический разбор первого предложения.
2. Выписать словосочетания по схеме: глагол + сущест. Первый вариант – в тетрадях.
Родители беседуют – Мешает он беседе. Перебивать (не) следует Взрослого медведя! (Слайд 3)
(Синтаксический разбор второго предложения, морфемный разбор глаголов. Два человека у доски.) Второй вариант – в тетрадях.
3) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
Определите склонение имен существительных, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения.
Пр. ветливость доброта делают человека красивее.
Карточка №2
Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.
Не причиняй людям зла обиды тревоги беспокойства.
Карточка №3
Просклоняйте по падежам существительное приветливость.
4)Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.
А) Коллективная работа с классом. Синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.
— Ребята, давайте вспомним, как пишется НЕ с глаголами?
Б) Выпишите слово ненавидят и подберите однокоренной ряд, произведите морфемный разбор данных слов. (Справочные материалы – с. 5.)
Ненавидят, ненависть, ненавистный.
— Сделайте вывод, как будет писаться НЕ в слове ненависть?
II. Работа по новой теме
— Запишем тему урока в справочник. Составляем опорный конспект.
Не с существительными пишется слитно, если:
1) слово без НЕ не употребляется. Неряха, невежда, невежа, ненависть. (Слайд 4)
— Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. НЕВЕЖДА – необразованный, малознающий человек.
— Итак, во-первых, НЕ пишется слитно с существительными, если слово без НЕ не употребляется.
— А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!
Нелады в семье Медвежьей – А сынок Растет невежей! (Слайд 5)
— Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.
Нелады – ссоры. (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ – ссоры.)
— Записываем второй пункт опорного конспекта.
2) Замена синонимом. Недруг – враг. (Слайд 6)
— Ребята, откройте с. 80 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?
Нелады в семье медвежьей.
Не лады в семье медвежьей, а ссоры.
— Молодцы! Записываем в опорный конспект.
3) Противопоставление с союзом а. Неправда, а лож. (Слайд 7)
III. Закрепление изученного
— А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.
— Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, неряха, непоседа, недотрога.
— Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? (Существительные общего рода.)
— Составьте предложение, используя любое из данных существительных, так, чтобы у I варианта было жен. р., а у II варианта – муж. рода.
— Проведем конкурс на самое смешное предложение.
— Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными. (Использование сигнальных карточек. Синие – слитно, красные – раздельно.)
Ум определяется не возрастом, а головой.
Неправдой не проживешь.
Каждая неудача прибавляет ума.
Не боги горшки обжигают, а люди. (Слайд 8)
— Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. (Отрываем лепестки ромашки и выполняем задание.)
— Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь.
1. Низкий урожай – неурожай. 2. Отсутствие внимания – невнимание. 3. Отсутствие вежливости – невежливость. 4. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – несчастье, неудача. 5. Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность. 6. Недостаток организованности – неорганизованность. 7. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие.
— Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. (Правильный вариант на экране.) (Слайд 9)
IV. Самостоятельная работа
— Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. Запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик. Какая орфографическая особенность объединяет эти слова? (Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно, сдаем на проверку.)
Побывал я однажды в стране. Где исчезла частица не. Посмотрел я кругом с доумением: Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. (Слайд 10)
Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. А навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. (С. Бондаренко)
V. Итоги урока
— Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?
Итоги урока, оценки.
VI. Домашнее задание
1. Упражнение 783 (устное высказывание). 2. Сочинение-миниатюра по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». (Слайд 11)