§ 9. Экономика приусадебного (дачного) участка
В нашей стране многие семьи имеют небольшой земельный участок — дачный или приусадебный, — на котором выращивают необходимые и наиболее любимые овощи и фрукты.
Приусадебный участок помогает его владельцам:
- экономить денежные средства семьи на приобретении овощей и фруктов;
- разнообразить семейный рацион, пополнять его полноценным набором витаминов, минеральных солей и микроэлементов;
- наилучшим образом размещать свободные денежные средства семьи, вкладывая их в покупку земельного участка или строительство дома;
- пополнять семейный бюджет за счёт развития предпринимательства на земельном участке;
- налаживать и укреплять отношения между членами семьи.
Напряжённый современный ритм работы и учёбы оставляет совсем немного времени для общения в семье. Совместная работа на садово-огородном участке помогает скомпенсировать недостаток общения, сблизить членов семьи для решения общей задачи, воспитывая чувства взаимопомощи и взаимопонимания. Труд на земле помогает ближе познакомиться с различными природными явлениями, свойствами материалов и растений, научиться на примере старших приёмам работы, которые пригодятся каждому в дальнейшей взрослой жизни.
Очень увлекательными могут быть экспериментальные работы по выращиванию растений с заданными свойствами, выведению сортов и составлению плана рационального размещения культур на участке. Чтобы решить, сколько и каких именно овощей и фруктов выращивать, надо знать среднюю урожайность отдельных культур и потребности семьи в них. Следует учитывать, что овощи должны потребляться круглый год (табл. 7). В таблице представлены только основные овощные культуры, поэтому можно прибавить ещё 7 % площади для разведения экзотических культур, 15% — на дом и хозяйственные постройки, если это дачный участок, и 5% — на цветочные грядки и дорожки.
Таблица 7.
Норма потребления и средний урожай основных овощных культур
Полезно подсчитать, сколько денежных средств можно сэкономить, употребляя овощи с собственного огорода. В случае использования приусадебного участка для предпринимательства прибыль, которую можно получить при продаже садово-огородных культур, можно рассчитать по формуле:
где П — прибыль; Д — доход, рыночная стоимость товара; С — себестоимость выращенной продукции.
Практическая работа № 9
- Рассчитайте площадь для выращивания садово-огородных культур, необходимых вашей семье.
- Рассчитайте прибыль, которую можно получить от реализации выращенной на приусадебном участке продукции.
- Рассчитайте стоимость продукции садового участка (табл. 8). Полученные результаты занесите в таблицу. Цены на продукцию узнайте на рынке, урожайность возьмите реальную или примерную.
Таблица 8.
Расчёт стоимости продукции садового участка
- Рассчитайте стоимость огородной продукции, выращенной на вашем участке (табл. 9). Результаты занесите в таблицу (цены используйте рыночные, урожайность — примерную).
Таблица 9.
Расчёт стоимости продукции огородного участка
Новые слова и понятия
Приусадебный участок, овощные и плодовые культуры, себестоимость продукции, минеральные соли, микроэлементы.
Источник
Тема: Экономика приусадебного (дачного) участка
Тема: Экономика приусадебного (дачного) участка
Цели: познакомить учащихся с вариантами использования приусадебного участка; влиянием доходов с приусадебного участка на семейный бюджет; учить рассчитывать количество садово-огородных культур, необходимых семье в соответствии с нормами потребления и урожайностью; воспитывать интерес к работе на приусадебном участке.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, таблица «Урожайность основных пищевых культур»
Словарь: приусадебный участок, овощные и плодовые культуры, себестоимость продукции, минеральные соли, микроэлементы.
· Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока.
Многие сейчас спорят: нужен ли семье приусадебный (дачный) участок или не нужен. Есть яростные защитники как одного, так и другого варианта ответа. И доводы у них часто представляют противоположные мнения. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, какую роль в экономике, да и вообще в жизни семьи играет приусадебный участок.
Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
- Какие способы сбережения денежных средств вы знаете? Какой способ сбережения средств вам кажется наиболее предпочтительным? Почему хранить сбережения дома не рационально? Люди тратят довольно большие средства на создание уюта в квартире. Есть ли в этом экономический смысл? Чем окупаются эти затраты? Правда ли, что в многодетной семье затраты на одежду одного ребенка оказываются ниже, чем в семье, имеющей одного ребенка?
Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.
Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем…
В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, т. е. хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе.
Итак, садоводство, огородничество, цветоводство – древние занятия людей. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был.
Время, проведенное на приусадебном или дачном участке всей семьей не проходит даром. Совместная работа на садово-огородном участке сближает членов семьи, объединяет общей целью.
Приусадебный участок помогает его владельцам:
· Экономить денежные средства семьи на приобретении овощей и фруктов;
· Разнообразить семейный рацион, пополнять его полноценным набором витаминов, минеральных солей и микроэлементов;
· Наилучшим образом размещать свободные денежные средства семьи, вкладывая их в покупку земельного участка или строительство дома;
· Пополнять семейный бюджет за счет развития предпринимательства на земельном участке;
· Налаживать и укреплять отношения между членами семьи.
Объяснение учителя с элементами беседы.
- Экспериментальная работа на участке.
Экспериментировать можно с любой культурой.
· Экономика приусадебного (дачного) участка.
У приусадебного участка есть еще одно предназначение: экономить денежные средства семьи на приобретение овощей и фруктов.
— Как вы думаете, какие виды предпринимательской деятельности можно развивать на приусадебном участке? (ответы учащихся).
Очень интересные проекты вы предложили:
— выращивание овощей или фруктов с целью их реализации;
— выращивание цветов для продажи;
— развитие кролиководства, птицеводства;
— выращивание рассады для реализации на рынке.
— А как можно будет рассчитать прибыль, полученную от предпринимательской деятельности? (ответы учащихся).
Правильно, для расчета прибыли необходимо знать себестоимость продукции и доход, полученный от продажи на рынке. Разность этих чисел и покажет прибыль.
— А как вы думаете, как можно вычислить себестоимость выращенной продукции? (ответы учащихся).
Правильно, необходимо вести учет всех денежных средств, затраченных на производство.
— Скажите, а какие затраты должны быть сделаны, чтобы вырастить, например, рассаду? (ответы учащихся)
Правильно, необходимо купить семена, минеральные удобрения, навоз, емкости для выращивания рассады, различные химикаты. Кроме того, в себестоимость продукции должна войти и плата за садово-огородный участок, и оплата проезда на участок.
Задание: выполнить практическую работу №9 (учебник, с. 30-32)
Подведение итогов урока.
· Расскажите о своем приусадебном участке.
· Для чего ваша семья имеет садово-огородный участок: для отдыха, для выращивания овощей и фруктов для семьи, для предпринимательской деятельности?
· Чем бы вы хотели заниматься на приусадебном участке?
· Как вы считаете, нужно ли иметь приусадебный участок семье?
Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание: учебник, п. 9, с. 29-31.
Таблица 7. Норма потребления и средний урожай
Источник
Норма потребления средний урожай основных овощных культур
Введение
Измалковский муниципальный район, где я проживаю, является районом сельскохозяйственным, с районным центром с. Измалково, где основная часть населения проживает в собственных домах с личным подворьем, но есть и многоквартирные дома, где жильцы не имеют приусадебных участков.
До недавнего времени моя семья проживала в таком многоквартирном доме и теперь, когда мы переехали в собственный дом с приусадебным участком 10 соток, возник вопрос, а выгодно ли экономически для моей семьи выращивать садово-огородные культуры на личном приусадебном участке? Как правильно распределить землю под посевы и посадки?
Актуальность. В современных рыночных условиях перед людьми стоит проблема рационального ведения хозяйства. Некоторые селяне ставят под сомнение целесообразность содержания приусадебных участков, и часть посевных площадей остаются необработанными. Поэтому в работе попытаемся вычислить себестоимость и определить рентабельность, садово-огородных культур выращенных на моем приусадебном участке.
Цель: выявить степень целесообразности содержания приусадебного участка.
Задачи:
— определить рентабельность приусадебного участка, экономию денежных средств семьи на покупку основных овощей и фруктов на рынке или в магазине, возможность получения прибыли от реализации излишек;
— выяснить значение приусадебного участка в личном хозяйстве, теоретический минимум посевных площадей для выращивания садово-огородных культур необходимых моей семье.
Гипотеза: Если выращивать садово-огородные культуры на личном приусадебном участке выгодно, то есть ли возможность получения прибыли от реализации излишек.
Методы исследования:
1.Теоретические(изучение и анализ литературы, сравнение, обобщение).
2. Математические (решение задач, составление таблиц)
3. Статистический метод обработки полученных данных.
Объект — процесс экономического исследования.
Предмет — математические методы исследования себестоимости садово-огородных культур выращенных на личном приусадебном участке и рентабельности этого участка.
Для решения поставленных задач приступаем к изучению литературных источников.
Обзор литературы
Наиболее полезными с этой точки зрения оказались издания:
1.Мамедов Д. и др. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1995. – 608с.
2. Бухгалтерский учёт в агропромышленном комплексе: учеб. пособие/Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, Е.И. Мартемьянова, Т.В. Зубкова. – М.: КНОРУС,2006. – 352с.
3.Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. – М.: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995. – 688с.
Изучены и проанализированы основные понятия.
1. Основные понятия: себестоимость, калькуляция, калькуляционная единица, рентабельность
Себестоимость продукции – это сумма всех затрат на производство продукции и её реализацию (продажу).
Для выращивания продукции семья затрачивает средства на приобретение семян, удобрений, средств защиты растений, ГСМ (горюче-смазочных материалов). В процессе производства используются машины, оборудование, инструменты. Ремонт и замена износившейся техники также требует определенных затрат. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то получится себестоимость продукции.
Калькуляция – это определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов.
Чтобы определить себестоимость каждого отдельного изделия или килограмма продукции, подсчитывают, или, как говорят, калькулируют, все расходы на единицу продукции. В калькуляции все затраты группируются по статьям расходов (статьям калькуляции): сырье и материалы; топливо и энергия на технологические (производственные) нужды; заработная плата производственных рабочих; расходы на освоение новых видов продукции и т.д.
Калькуляция дает возможность подсчитать, во сколько обходится производство продукции. При помощи калькуляции можно узнать, какие затраты связаны непосредственно с производством, а какие с его управлением и обслуживанием, во сколько обходится производство продукции, а во сколько ее реализация (продажа) и т.д.
Калькуляционная единица— это единица измерения самого объекта калькулирования, т.е. готовой продукции. Например, при выращивании картофеля калькуляционной единицей будет 1ц.
Рентабельность производства(от нем. rentabel — доходный, выгодный, прибыльный), показатель, характеризующий экономическую эффективность работы.
На основе анализа рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость производства зависит от специализации и концентрации.
2. Учет затрат на выращивание овощей
Учет затрат ведут по следующим статьям: семена и посадочный материал; удобрения (органические, минеральные); средства защиты растений; содержание основных средств (амортизация, ремонт и техническое обслуживание основных средств, нефтепродукты); прочие (оплата налогов на землю, пользование водой и др.).
По статьям «Семена и посадочный материал», «Удобрения» и «Средства защиты растений» учитывают стоимость семян, удобрений (минеральных и органических) и средств защиты растений, израсходованных на посев и выращивание овощных культур.
В статью «Содержание основных средств» включают затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств, занятых на выращивании и уборке овощей.
Статья «Прочие затраты» предназначена для отражения таких расходов, которые невозможно отнести ни к одной из вышеперечисленных статей.
Исчисление себестоимости продукции (на примере картофеля)
В картофелеводстве объектом калькуляции является основная продукция — клубнеплоды, а побочным — ботва, которая оценивается по нормативным затратам на ее уборку.
Исчисление фактической себестоимости клубней картофеля производится следующим образом. Из общей суммы затрат на возделывание и уборку урожая картофеля вычитают стоимость использованной в производстве ботвы. Себестоимость 1 ц картофеля определяется делением величины, полученной после вычитания, на массу клубней.
Исчисление рентабельности
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным ресурсам. Уровень рентабельности определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции.
Р = П / З, где Р – рентабельность производства; П – прибыль от продажи продукции;
З – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции. Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств. Повышению уровня рентабельности способствуют: увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования семейных фондов.
Основная часть
Институтом питания Академии медицинских наук разработаны нормы потребления плодов, ягод и овощей на одного человека. Это 78 килограммов фруктов, 22 килограмма ягод, около 280 килограммов овощей и зеленых культур.
В моей семье 6 человек, известны нормы потребления овощных культур (кг) на 1 человека в год, средний урожай, кг с 1 м. 2 (ПриложениеI)
Рассчитаем площадь, необходимую для выращивания овощных культур для моей семьи.
Расчёт площади, необходимой для выращиванияовощных культур для моей семьи
Источник