Меню

Объединение руководство коллективные усилия уход выращивание

ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

Задание I*. Выберите и подчеркните правильный вариант.

Правая бакенбарда — правый бакенбард, болезненный за­усенец — болезненная заусеница, стальная рельса — стальной рельс, новая туфля — новый туфель, серая мышь — серый мышь, яблочный шампунь — яблочная шампунь, скороспелая картофель — скороспелый картофель, кожаный тапок — кожа­ная тапка.

Задание 2*. Допишите недостающие окончания, согласуйте определения и сказуемые с подчеркнутыми словами.

1. Актер снял круглые очки и надел небольш. пенсне в золотой оправе.

2. Цены на колумбийск. кофе понизились.

3. Дети сели в сани, ипони побежал. по снежному кругу.

4. Перед путешественниками открыл. сь знаменит. Миссисипи.

5. «Тайме» опубликовал. очень интересную статью.

6.Сочирасположен. на побережье Черного моря, южнее его нахо­дится солнечн.

Сухуми.

7. Меня познакомили с молод. кру­пье.

8. На мо. визави было великолепное платье.

Задание З*. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.

1. ЛДПР (выступил — выступила). 2. ПМБ (закрыт — за­крыта — закрыто). 3. (Наше — наша) ПВО. 4. СКВ (принима­лась — принималось — принимался). 5. (Обновленный — об­новленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил — объявила).

Задание 4*. Подчеркните слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения: секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотрудница, директриса, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, маши­нистка.

Задание 5*. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

1. Необходимо устранить все (тормозы — тормоза), мешаю­щие экономическому развитию предприятия. 2. На постоян­ную работу требуются квалифицированные (токари — токаря) и (слесари — слесаря) — инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы — образа) своих со­временников. 4. У милицейского поста проверяли (пропус­ки — пропуска). 5. На встрече были подписаны важные (договоры — договора). 6. На стене висели (образы — образа). 7. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы — хлеба).

Задание б*. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или нежелательно употребить собирательные числительные. За­пишите их с количественным числительным «три «.

Очки, студент, маршал, мы (нас), профессор, ворота, сту­дентка, сирота, город, деревня, знакомый, волк.

Задание 7*. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. Библиотека ежемесячно пополняется 300 — 400 (книга). 4. Вес третьего ис­кусственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 5. Разность между 87 и 58 составляет 29. 6. Держите сосуд (оба — обе) (рука). 7. На (оба — обе) (берег) реки расположи­лась живописная деревушка. 8. Город находится в (полторас­та) (километр) отсюда.

Задание 8*. Откройте скобки, составьте и запишите слово­сочетания с данными однородными членами.

1. Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). 2. Объединение и руководство (коллективные усилия). 3. Уход, выращивание и уборка (урожай). 4. Влиять и вести за собой (молодежь). 5. Уход, эксплуатация, регулировка и ре­монт (оборудование). 6. Повторять, напоминать (условия игры).

Задание 9*. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподава­телей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. 5. Повесть — итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намече­ны специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании сис­темы демократии автора и ее догматизации политиков.

Задание 10*. Откройте скобки, составьте и запишите сло­восочетания с данными словами.

1) Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость);

2) усваивать, овладевать (язык); 3) уделять внимание, обра­щать внимание (физическое воспитание); 4) опираться, осно­вываться, базироваться (новые изыскания); 5) поддержать уве­ренность, поддержать веру (благополучный исход операции);

6) препятствовать, предотвращать (получение незаконных до­ходов).

Задание 11*. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, пред­логи.

1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (про­блемы) адаптации системы управления (рыночные преобразо­вания). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель). 4. Благода­ря (проведенные преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 5. Вопреки (постановление) префект администра­тивного округа не получил необходимых полномочий. 6. По­ложение предусматривает оценку вклада каждого участника (конечный результат). 7. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 8. Еще раз повторяю (своя просьба).

Читайте также:  Удобрение сульфат аммония под пшеницу

Задание 12*. Устраните ошибки в употреблении деепричаст­ных оборотов.

1. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предла­гать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допуще­на к защите. 4. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. 5. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

Источник

Справочник по русскому языку. Практическая стилистика

Автор: admin
Дата записи

ИП, репетитор по русскому языку Бовтрукевич И М — о своей методике подготовки к ЦТ

К числу стилистических недостатков относится так называе­мое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой несколь­ких одинаковых падежных форм. Такое скопление надежей затрудняет понимание фразы: Дом племянника жены кучера бра­та доктора (пример А. М. Пещковского).

1. Чаще всего происходит нанизывание родительных па­дежей в силу больщой распространенности родительного при­именного: В целях дальнейшего улучшения дела повышения теоретического уровня…; Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. Чуковского): Для выполнения требования устранения отстава­ния производства деталей намечены конкретные мероприятия-. Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшего улуч­шения качества воспитания подрастающего поколения.

Сохранение подобных текстов в большинстве случаев нежела­тельно. При правке отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты — придаточными частями сложноподчиненных предло­жений и т. д. Иногда достаточно «разбить» в каком-либо месте цепь родительных падежей, чтобы облегчить восприятие текста.

2. Реже встречается стечение других одинаковых падежных форм, особенно нанизывание творительных падежей: Вопрос будет разрешён назначенной Дирекцией комиссией’, Нельзя было ог­раничиться принятыми Студентами решениями’. Беседа со сту­Дентом, пришедшим неподготовленным…, а также: На конференции обсуждали вопрос О соглашении о Взаимной Помощи. Исправить тексты можно так: Вопрос решит комиссия, назначенная дирек­цией’, Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли сту­денты’, Беседа со студентом, который пришёл на экзамен неподготовленным…’. На конференции обсуждалось соглашение о вза­имной помощи.

3. Следует также избегать форм с одинаковыми предлогами: Мы беседовали С Инженером С Большим стажем (ср.: …имеющим большой стаж)’. На собрании было принято обращение к стремя­щейся К Знаниям молодёжи (ср.: …к молодёжи, стремящейся полу­чить знания).

4. Неудачно также стечение омонимичных форм типа Мать дочь любит’, море небо отражает’, листья деревья покрывают, так как в подобных случаях создается двусмысленность или затруд­няется понимание предложения (см. § 58).

5. Недопустимо сочетание в одном предложении родитель­ного субъекта (обозначает субъект действия: Приезд брата’, вы­ступление артистов) и родительного объекта (указывает на объект действия: Чтение рукописи’, правка текста). Наличие обеих форм родительного падежа в одном и том же предложении приводит к стилистическим ошибкам: Повесть «Степь» — это итог слож­Ных поисков Чехова своей творческой манеры’. Поиски Пушкина новых средств И Приёмов Художественной выразительности. ’. Оценка Добролюбова «тёмного царства»… В этих случаях правка текста обычно заключается в замене родительного субъекта фор­мой творительного падежа (так, вместо Оценка Добролюбова можно было бы сказать: Оценка Добролюбовым), однако и в этих кон­струкциях сохраняется оттенок канцелярского стиля.

В отдельных случаях может возникнуть неясность или дву­смысленность при использовании даже одной формы родитель­ного падежа, например в назывных предложениях: Возвращение детей — они сами вернулись или их возвратили? Ср. также: Про­верка месткома показала… — местком проверял или его прове­ряли?; Характеристика старосты была положительной — Ста­роста дал характеристику или его характеризовали? и т. п. Прав­ка подобных предложений заключается в замене родительного объекта или субъекта другой конструкцией: Проверка, проведён­ная месткомом…’, Характеристика, выданная старостой… или Вы­данная старосте… Что касается предложений-заголовков, то в них возможна лексическая замена, распространение другими сло­вами и т. п.

Читайте также:  Как удобрить почву перед посадкой гороха

Часто в предложении при двух или нескольких управляю­щих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции впол­не правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры, протравливать и яровизировать семена’, трест создаёт, финансирует и снабжает предприятия.

Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово употреблено при словах, требующих разного управления: Трест организовал и руководит предприятиями <ор­ганизовалчто, Руководит чем); Подбор и наблюдение над фактами <подборпсго, наблюдение нарчем). Такие неверные конструк­ции чисто встречаются в официально-деловом стиле и в перио­дической печати: С помощью и в сотрудничестве с местными организациями’, руководство и контроль за работой молодых спе­циалистов’, надеялись и верили в возможность улучшения’, в соот­ветствии и на основе утверждённого плана.

Изредка такие конструкции встречаются и в художественной литературе: Жмурил и хлопал глазами (Г.); Чувствуя и пугаясь при­ближения дня (Л.); Ловя и избегая вопросительно устремлённый на него взор Кати (Т.); Не только не любил, но был возмущён против штабных (Л. Т.); Препятствует или затягивает достижение со­глашения (Эр.); Койка, на которую она могла лечь и укрыться оде­ялом (Сим.); Многие из коренных лесорубов поняли и смирились с переменами в своём быту (Карав.).

Упражнение J00. Исправьте стилистически тексты.

1. Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пере­смотрены программы кандидатского минимума, формы подго­товки и руководства аспирантами. 2. Автор не согласился с оцен­кой критики его романа. 3. Старшее поколение должно влиять и вести за собой молодёжь, помогать ей. 4. Заслуживают внима­ние ряд рационализаторских предложений, внесённых новато­рами производства. 5. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 6. Необходимо своевременно обеспечить домам потребное количество топлива на зимний сезон. 7. Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в уходе, выращивании и уборке урожая. 8. Научная работа требует пре­жде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами, изучение которых приводит к созданию системы знаний. 9. Не­давно создана постоянная межведомственная комиссия для объ­единения и руководства коллективными усилиями специалистов. 10. Институт усовершенствования учителей, используя передо­вой опыт школ, решил познакомить, обобщить и распростра­нить его среди педагогов области.

Упражнение 101. Исправьте стилистически тексты. Укажите харак­тер ошибок.

1. Несмотря на некоторые положительные результаты, со­стояние с подготовкой аспирантов в некоторых вузах не мо­жет быть признанным удовлетворительным. 2. Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факульта­тивные занятия по освоению второй специальностью — преподавателя физического воспитания. 3. Согласно распо­ряжения от 18 января срок представления отчёта по выполне­нию приказа истекает 1 марта. 4, Сегодня вечером мы ждём в гости милых людей, знакомству с которыми я обязан своему брату. 5. Для выполнения задачи устранения отставания про­изводства деталей намечены конкретные мероприятия. 6. За больным был установлен хороший уход и содержание. 7. Дело чести каждого руководителя предприятия на деле проявить заботу и внимание к культурно-бытовому обслуживанию ра­бочих и служащих. 8. Ширится соревнование по лучшему про­ведению внутривузовской спартакиады. 9. Работа заведующей детским садом в части вывоза детей на дачу была проделана чрезвычайно большая. 10. В ряде случаев недооценивают роли радиовещания в культурно-просветительной работе. 11. Для подачи и сброса воды с поля устроена специальная ороси­тельная сеть. 12. Даже в столь трудных условиях гонщики не теряли ни бодрость, ни надежду.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПДОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Если в плане смысловом, логическом однородные члены предложения используются в основном для перечисления видо­вых понятий, относящихся к одному и тому же родовому поня­тию (ср. их функцию при построении классификаций), то в плане стилистическом им отводится роль действенного изобразитель­ного средства. С помощью однородных членов рисуются детали общей картины, единого целого, показывается динамика дейст­вий, образуются ряды эпитетов, обладающих большой экспрес­сивностью и живописностью.

Ср., например, роль однородных членов предложения — пред­метных названий в стихотворении А. А. Фета:

Читайте также:  Как нарисовать грядку капусты

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света. Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод. Эти ивы и берёзы. Эти капли — эти слёзы. Этот пух — не лист. Эти горы, эти долы. Эти мошки, эти пчёлы. Этот зык и свист, Эти зори без затменья. Этот вздох ночной селенья. Эта ночь без сна. Эта мгла и жар постели. Эта дробь и эти трели. Это всё — весна.

Однородные глаголы-сказуемые создают впечатление ди­намичности и напряженности речи: Бросившись к Сабурову, Мас­ленников схватил его, приподнял с места, обнял, расцеловал, схватил за руки, отодвинул от себя, посмотрел, опять придви­нул к себе, поцеловал и посадил обратно — всё в одну минуту (Сим.). Нередко при этом образуется смысловая градация, под­черкиваемая обстоятельственными словами при однородных сказуемых: В городе зажигается добрая сотня ярких солнц. Кра­сочная реклама вежливо умо. тет, убедительно настаивает, на­хально Требует Поверить в то, что нет в мире лучших часов, чем «Эпика»…

Весьма экспрессивны однородные определения, как согла­сованные, так и несогласованные: …Ты один мне поддержка и Опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.); Каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополъ,,ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севасто­Поля, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и крем­нистой земли И Торжественных закатов, Вздымаюш, их к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды (Пауст.).

Встречаются особые приемы употребления однородных чле­нов предложения. Так, у А. П. Чехова отмечается частое трое­кратное их повторение, что создает своеобразный ритмический рисунок фразы, мелодичность и музыкальность речи; Она, вы­Сокая, красивая, стройная, Казалась теперь рядом с ним очень здо­ровой и нарядной’, В каждую минуту она готова была убежать, Зарыдать, броситься в Окно.

Иногда вначале приводятся нераспространенные однород­ные члены предложения, а затем они повторяются с поясни­тельными словами, что создает выразительную смысловую соотнесенность и своеобразную симметрию синтаксических кон­струкций: Погода в тот день была Сырой и туманной… Полити­ческий климат в Англии с тех пор часто был сырым вследствие разочарований и Туманным Вследствие нерешительности (газ.).

1. Сопоставляя конструкции: 1) Читать книги, брошюры, газеты, журналы, 2) Читать книги, брошюры, газеты и журна­лы, 3) Читать и книги, и брошюры, и газеты и журналы, мы нахо­дим в них синонимичные варианты, различающиеся смысловыми и стилистическими оттенками, что связано с отсутствием или наличием союзов и своеобразным их использованием.

При отсутствии союзов (первый вариант) конструкция обра­зует так называемый незамкнутый ряд и не имеет характера ис­черпывающего перечисления. Такая конструкция характерна для спокойной повествовательной речи: По Улице ветер гнал Перья, стружки, пыль (М. Г.).

Такой же характер придает перечислению повторение союза перед каждым однородным членом предложения (третий вари­ант), но при этом все они логически и интонационно подчерки­ваются. Конструкция используется в эмоциональной речи; Я и писал, и за пирожками бегал, и перья чинил (Ч.).

При постановке союза И перед последним однородным членом предложения (второй вариант) образуется замкнутый ряд, имею­щий значение исчерпывающего перечисления. Конструкция встре­чается в любом стиле речи, особенно характерна она для деловых. стилей: Ночь была тёмная, свежая и безветренная (Л. Т.).

При наличии последующего обобщающего слова союз И пе­ред последним однородным членом предложения опускается; Надя, тёща, длинный нос судебного пристава, подсудимый, Глаша — всё это прыгает, вертится и уходит далеко, далеко, далеко… (Ч.)’ ср., однако: Этот лес, опасность, старик со своим таинствен­ным шёпотом, Марьяна со своим мужественным стройным ста­ном и горы — всё это казалось сном Оленину (Л. Т.).

Попарное соединение однородных членов предложения со­юзом И (четвертый вариант) имеет свои разновидности. Чаше всего парные группы образуются близкими по смыслу словами: На бесконечном, на вольном просторе шум и движение, грохот и гром (Тютч.); Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате ус­покаивали Власову (М. Г.).

Источник

Adblock
detector