ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ
Задание I*. Выберите и подчеркните правильный вариант.
Правая бакенбарда — правый бакенбард, болезненный заусенец — болезненная заусеница, стальная рельса — стальной рельс, новая туфля — новый туфель, серая мышь — серый мышь, яблочный шампунь — яблочная шампунь, скороспелая картофель — скороспелый картофель, кожаный тапок — кожаная тапка.
Задание 2*. Допишите недостающие окончания, согласуйте определения и сказуемые с подчеркнутыми словами.
1. Актер снял круглые очки и надел небольш. пенсне в золотой оправе.
2. Цены на колумбийск. кофе понизились.
3. Дети сели в сани, ипони побежал. по снежному кругу.
4. Перед путешественниками открыл. сь знаменит. Миссисипи.
5. «Тайме» опубликовал. очень интересную статью.
6.Сочирасположен. на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн.
Сухуми.
7. Меня познакомили с молод. крупье.
8. На мо. визави было великолепное платье.
Задание З*. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.
1. ЛДПР (выступил — выступила). 2. ПМБ (закрыт — закрыта — закрыто). 3. (Наше — наша) ПВО. 4. СКВ (принималась — принималось — принимался). 5. (Обновленный — обновленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил — объявила).
Задание 4*. Подчеркните слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения: секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотрудница, директриса, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, машинистка.
Задание 5*. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.
1. Необходимо устранить все (тормозы — тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари — токаря) и (слесари — слесаря) — инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы — образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски — пропуска). 5. На встрече были подписаны важные (договоры — договора). 6. На стене висели (образы — образа). 7. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы — хлеба).
Задание б*. Из данных слов выберите те, с которыми нельзя или нежелательно употребить собирательные числительные. Запишите их с количественным числительным «три «.
Очки, студент, маршал, мы (нас), профессор, ворота, студентка, сирота, город, деревня, знакомый, волк.
Задание 7*. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.
1. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. Библиотека ежемесячно пополняется 300 — 400 (книга). 4. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 5. Разность между 87 и 58 составляет 29. 6. Держите сосуд (оба — обе) (рука). 7. На (оба — обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка. 8. Город находится в (полтораста) (километр) отсюда.
Задание 8*. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами.
1. Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). 2. Объединение и руководство (коллективные усилия). 3. Уход, выращивание и уборка (урожай). 4. Влиять и вести за собой (молодежь). 5. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 6. Повторять, напоминать (условия игры).
Задание 9*. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание.
1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. 5. Повесть — итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании системы демократии автора и ее догматизации политиков.
Задание 10*. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами.
1) Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость);
2) усваивать, овладевать (язык); 3) уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание); 4) опираться, основываться, базироваться (новые изыскания); 5) поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции);
6) препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).
Задание 11*. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги.
1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобразования). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель). 4. Благодаря (проведенные преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 5. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 6. Положение предусматривает оценку вклада каждого участника (конечный результат). 7. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 8. Еще раз повторяю (своя просьба).
Задание 12*. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 4. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. 5. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.
Источник
Справочник по русскому языку. Практическая стилистика
Автор: admin
Дата записи
ИП, репетитор по русскому языку Бовтрукевич И М — о своей методике подготовки к ЦТ
К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление надежей затрудняет понимание фразы: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пещковского).
1. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей в силу больщой распространенности родительного приименного: В целях дальнейшего улучшения дела повышения теоретического уровня…; Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. Чуковского): Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия-. Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения.
Сохранение подобных текстов в большинстве случаев нежелательно. При правке отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты — придаточными частями сложноподчиненных предложений и т. д. Иногда достаточно «разбить» в каком-либо месте цепь родительных падежей, чтобы облегчить восприятие текста.
2. Реже встречается стечение других одинаковых падежных форм, особенно нанизывание творительных падежей: Вопрос будет разрешён назначенной Дирекцией комиссией’, Нельзя было ограничиться принятыми Студентами решениями’. Беседа со стуДентом, пришедшим неподготовленным…, а также: На конференции обсуждали вопрос О соглашении о Взаимной Помощи. Исправить тексты можно так: Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией’, Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты’, Беседа со студентом, который пришёл на экзамен неподготовленным…’. На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи.
3. Следует также избегать форм с одинаковыми предлогами: Мы беседовали С Инженером С Большим стажем (ср.: …имеющим большой стаж)’. На собрании было принято обращение к стремящейся К Знаниям молодёжи (ср.: …к молодёжи, стремящейся получить знания).
4. Неудачно также стечение омонимичных форм типа Мать дочь любит’, море небо отражает’, листья деревья покрывают, так как в подобных случаях создается двусмысленность или затрудняется понимание предложения (см. § 58).
5. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта (обозначает субъект действия: Приезд брата’, выступление артистов) и родительного объекта (указывает на объект действия: Чтение рукописи’, правка текста). Наличие обеих форм родительного падежа в одном и том же предложении приводит к стилистическим ошибкам: Повесть «Степь» — это итог сложНых поисков Чехова своей творческой манеры’. Поиски Пушкина новых средств И Приёмов Художественной выразительности. ’. Оценка Добролюбова «тёмного царства»… В этих случаях правка текста обычно заключается в замене родительного субъекта формой творительного падежа (так, вместо Оценка Добролюбова можно было бы сказать: Оценка Добролюбовым), однако и в этих конструкциях сохраняется оттенок канцелярского стиля.
В отдельных случаях может возникнуть неясность или двусмысленность при использовании даже одной формы родительного падежа, например в назывных предложениях: Возвращение детей — они сами вернулись или их возвратили? Ср. также: Проверка месткома показала… — местком проверял или его проверяли?; Характеристика старосты была положительной — Староста дал характеристику или его характеризовали? и т. п. Правка подобных предложений заключается в замене родительного объекта или субъекта другой конструкцией: Проверка, проведённая месткомом…’, Характеристика, выданная старостой… или Выданная старосте… Что касается предложений-заголовков, то в них возможна лексическая замена, распространение другими словами и т. п.
Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры, протравливать и яровизировать семена’, трест создаёт, финансирует и снабжает предприятия.
Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово употреблено при словах, требующих разного управления: Трест организовал и руководит предприятиями <организовалчто, Руководит чем); Подбор и наблюдение над фактами <подборпсго, наблюдение нарчем). Такие неверные конструкции чисто встречаются в официально-деловом стиле и в периодической печати: С помощью и в сотрудничестве с местными организациями’, руководство и контроль за работой молодых специалистов’, надеялись и верили в возможность улучшения’, в соответствии и на основе утверждённого плана.
Изредка такие конструкции встречаются и в художественной литературе: Жмурил и хлопал глазами (Г.); Чувствуя и пугаясь приближения дня (Л.); Ловя и избегая вопросительно устремлённый на него взор Кати (Т.); Не только не любил, но был возмущён против штабных (Л. Т.); Препятствует или затягивает достижение соглашения (Эр.); Койка, на которую она могла лечь и укрыться одеялом (Сим.); Многие из коренных лесорубов поняли и смирились с переменами в своём быту (Карав.).
Упражнение J00. Исправьте стилистически тексты.
1. Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2. Автор не согласился с оценкой критики его романа. 3. Старшее поколение должно влиять и вести за собой молодёжь, помогать ей. 4. Заслуживают внимание ряд рационализаторских предложений, внесённых новаторами производства. 5. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 6. Необходимо своевременно обеспечить домам потребное количество топлива на зимний сезон. 7. Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в уходе, выращивании и уборке урожая. 8. Научная работа требует прежде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами, изучение которых приводит к созданию системы знаний. 9. Недавно создана постоянная межведомственная комиссия для объединения и руководства коллективными усилиями специалистов. 10. Институт усовершенствования учителей, используя передовой опыт школ, решил познакомить, обобщить и распространить его среди педагогов области.
Упражнение 101. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибок.
1. Несмотря на некоторые положительные результаты, состояние с подготовкой аспирантов в некоторых вузах не может быть признанным удовлетворительным. 2. Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факультативные занятия по освоению второй специальностью — преподавателя физического воспитания. 3. Согласно распоряжения от 18 января срок представления отчёта по выполнению приказа истекает 1 марта. 4, Сегодня вечером мы ждём в гости милых людей, знакомству с которыми я обязан своему брату. 5. Для выполнения задачи устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 6. За больным был установлен хороший уход и содержание. 7. Дело чести каждого руководителя предприятия на деле проявить заботу и внимание к культурно-бытовому обслуживанию рабочих и служащих. 8. Ширится соревнование по лучшему проведению внутривузовской спартакиады. 9. Работа заведующей детским садом в части вывоза детей на дачу была проделана чрезвычайно большая. 10. В ряде случаев недооценивают роли радиовещания в культурно-просветительной работе. 11. Для подачи и сброса воды с поля устроена специальная оросительная сеть. 12. Даже в столь трудных условиях гонщики не теряли ни бодрость, ни надежду.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПДОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Если в плане смысловом, логическом однородные члены предложения используются в основном для перечисления видовых понятий, относящихся к одному и тому же родовому понятию (ср. их функцию при построении классификаций), то в плане стилистическом им отводится роль действенного изобразительного средства. С помощью однородных членов рисуются детали общей картины, единого целого, показывается динамика действий, образуются ряды эпитетов, обладающих большой экспрессивностью и живописностью.
Ср., например, роль однородных членов предложения — предметных названий в стихотворении А. А. Фета:
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света. Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод. Эти ивы и берёзы. Эти капли — эти слёзы. Этот пух — не лист. Эти горы, эти долы. Эти мошки, эти пчёлы. Этот зык и свист, Эти зори без затменья. Этот вздох ночной селенья. Эта ночь без сна. Эта мгла и жар постели. Эта дробь и эти трели. Это всё — весна.
Однородные глаголы-сказуемые создают впечатление динамичности и напряженности речи: Бросившись к Сабурову, Масленников схватил его, приподнял с места, обнял, расцеловал, схватил за руки, отодвинул от себя, посмотрел, опять придвинул к себе, поцеловал и посадил обратно — всё в одну минуту (Сим.). Нередко при этом образуется смысловая градация, подчеркиваемая обстоятельственными словами при однородных сказуемых: В городе зажигается добрая сотня ярких солнц. Красочная реклама вежливо умо. тет, убедительно настаивает, нахально Требует Поверить в то, что нет в мире лучших часов, чем «Эпика»…
Весьма экспрессивны однородные определения, как согласованные, так и несогласованные: …Ты один мне поддержка и Опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.); Каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополъ,,ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание СевастоПоля, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли И Торжественных закатов, Вздымаюш, их к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды (Пауст.).
Встречаются особые приемы употребления однородных членов предложения. Так, у А. П. Чехова отмечается частое троекратное их повторение, что создает своеобразный ритмический рисунок фразы, мелодичность и музыкальность речи; Она, выСокая, красивая, стройная, Казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной’, В каждую минуту она готова была убежать, Зарыдать, броситься в Окно.
Иногда вначале приводятся нераспространенные однородные члены предложения, а затем они повторяются с пояснительными словами, что создает выразительную смысловую соотнесенность и своеобразную симметрию синтаксических конструкций: Погода в тот день была Сырой и туманной… Политический климат в Англии с тех пор часто был сырым вследствие разочарований и Туманным Вследствие нерешительности (газ.).
1. Сопоставляя конструкции: 1) Читать книги, брошюры, газеты, журналы, 2) Читать книги, брошюры, газеты и журналы, 3) Читать и книги, и брошюры, и газеты и журналы, мы находим в них синонимичные варианты, различающиеся смысловыми и стилистическими оттенками, что связано с отсутствием или наличием союзов и своеобразным их использованием.
При отсутствии союзов (первый вариант) конструкция образует так называемый незамкнутый ряд и не имеет характера исчерпывающего перечисления. Такая конструкция характерна для спокойной повествовательной речи: По Улице ветер гнал Перья, стружки, пыль (М. Г.).
Такой же характер придает перечислению повторение союза перед каждым однородным членом предложения (третий вариант), но при этом все они логически и интонационно подчеркиваются. Конструкция используется в эмоциональной речи; Я и писал, и за пирожками бегал, и перья чинил (Ч.).
При постановке союза И перед последним однородным членом предложения (второй вариант) образуется замкнутый ряд, имеющий значение исчерпывающего перечисления. Конструкция встречается в любом стиле речи, особенно характерна она для деловых. стилей: Ночь была тёмная, свежая и безветренная (Л. Т.).
При наличии последующего обобщающего слова союз И перед последним однородным членом предложения опускается; Надя, тёща, длинный нос судебного пристава, подсудимый, Глаша — всё это прыгает, вертится и уходит далеко, далеко, далеко… (Ч.)’ ср., однако: Этот лес, опасность, старик со своим таинственным шёпотом, Марьяна со своим мужественным стройным станом и горы — всё это казалось сном Оленину (Л. Т.).
Попарное соединение однородных членов предложения союзом И (четвертый вариант) имеет свои разновидности. Чаше всего парные группы образуются близкими по смыслу словами: На бесконечном, на вольном просторе шум и движение, грохот и гром (Тютч.); Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову (М. Г.).
Источник