Меню

Обеспечение товаропроизводителей минеральными удобрениями

Обеспечение товаропроизводителей минеральными удобрениями

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Минсельхоза РФ от 13 февраля 2012 г. N 112 «Об организации работы Межведомственной рабочей группы по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями»

В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, ст. 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 16, ст. 1917; N 23, ст. 2833; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4262; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011, N 6, ст. 888; N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; N 36, ст. 5154) приказываю:

1. Утвердить Положение о Межведомственной рабочей группе по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями согласно приложению.

2. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра И.В. Шестакова.

Министр Е. Скрынник

Приложение
к приказу Минсельхоза РФ
от 13 февраля 2012 г. N 112

Положение
о межведомственной рабочей группе по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями

1. Межведомственная рабочая группа по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями (далее — Межведомственная рабочая группа) создана для взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Общественного совета при Минсельхозе России, производителей минеральных удобрений, общественных отраслевых союзов и ассоциаций, представляющих интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — отраслевые союзы), представителей ОАО «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД»), в целях выработки согласованных предложений в области обеспечения минеральными удобрениями российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2. Межведомственная рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и настоящим Положением.

3. Межведомственная рабочая группа осуществляет следующие функции:

выработку согласованных предложений по решению вопросов, связанных с обеспечением минеральными удобрениями сельскохозяйственных товаропроизводителей;

выработку согласованных предложений по совершенствованию системы поставок минеральных удобрений и участие в их реализации.

4. Межведомственная рабочая группа имеет право в пределах своей компетенции:

обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и отраслевые союзы за необходимыми материалами и информацией;

рассматривать представленные документы;

рассматривать предложения представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, производителей минеральных удобрений и отраслевых союзов;

привлекать в установленном порядке к работе Межведомственной рабочей группы представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, производителей минеральных удобрений и отраслевых союзов, а также других специалистов.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

6. Межведомственная рабочая группа формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций (по согласованию), производителей минеральных удобрений и отраслевых союзов, а также ОАО «РЖД».

7. Руководителем Межведомственной рабочей группы является Министр сельского хозяйства Российской Федерации.

Заместителями руководителя Межведомственной рабочей группы являются заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации и директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России.

Секретарем Межведомственной рабочей группы является уполномоченный сотрудник Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России.

Руководитель Межведомственной рабочей группы осуществляет общее руководство работой Межведомственной рабочей группы, распределяет обязанности между членами Межведомственной рабочей группы, назначает заместителей, утверждает состав Межведомственной рабочей группы.

В отсутствие руководителя Межведомственной рабочей группы его обязанности исполняет соответственно заместитель руководителя Межведомственной рабочей группы.

Секретарь Межведомственной рабочей группы отвечает за организационное обеспечение деятельности Межведомственной рабочей группы и за ведение протоколов заседаний Межведомственной рабочей группы.

Члены Межведомственной рабочей группы осуществляют свою деятельность на общественных началах.

8. Заседания Межведомственной рабочей группы проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов.

9. Повестка дня заседания Межведомственной рабочей группы формируется на основе предложений членов Межведомственной рабочей группы и утверждается ее руководителем.

10. Решения Межведомственной рабочей группы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Межведомственной рабочей группы и оформляются протоколами, которые подписывает руководитель Межведомственной рабочей группы.

11. Протоколы заседания и иная информация о деятельности Межведомственной рабочей группы доводятся до сведения членов Межведомственной рабочей группы и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов в течение одной недели со дня проведения заседания Межведомственной рабочей группы.

12. Особое мнение членов Межведомственной рабочей группы вносится в протокол.

13. Решения, принимаемые Межведомственной рабочей группой в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех членов Межведомственной рабочей группы.

14. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной рабочей группы осуществляет Департамент растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России.

Приказ Минсельхоза РФ от 13 февраля 2012 г. N 112 «Об организации работы Межведомственной рабочей группы по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями»

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Определено, как функционирует Межведомственная рабочая группа по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями. Она создает необходимые условия для взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Общественного совета при Минсельхозе России, производителей таких удобрений, общественных отраслевых союзов и ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей, представителей ОАО «РЖД».

Читайте также:  Stardew valley сбор урожая

Межведомственная рабочая группа готовит согласованные предложения в соответствующей сфере.

Она формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций (по согласованию), производителей минеральных удобрений и отраслевых союзов, ОАО «РЖД».

Закреплены права Межведомственной рабочей группы.

Ею руководит Министр сельского хозяйства РФ.

Заседания проводятся по мере необходимости. Они правомочны, если присутствуют более половины членов Межведомственной рабочей группы.

Источник

Экономическое регулирование использования минеральных удобрений

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

, кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник ВНИИЭСХ

Ж. «Экономист» № 1, 2010 г.

Интенсификация земледелия является объективной необходимостью для всех стран мира, поскольку при неуклонном росте численности населения Земли практически исчерпаны возможности расширения пашни. Так, с 1995 по 2005 гг. население в мире увеличилось на 14 %, а пахотные земли – только на 0,4 %.

Основным же фактором интенсификации земледелия, на долю которого приходится до 40-50 % прироста урожайности, является химизация.

На Западе работа с почвой ведется столетиями, применение удобрений на порядок превышает российский уровень, соответственно и урожаи в несколько раз выше.

Последние 20 лет «аграрных преобразований» в России характеризуются хищническим отношением к главному средству производства на селе – земле. Провозгласив лозунг «продовольствие в обмен на нефть и газ», мы бросили на произвол судьбы целую отрасль экономики, без которой не может прожить ни одно государство, – сельское хозяйство. Между тем, общеизвестно, что сельское хозяйство ни в одной стране мира не может развиваться без существенной государственной поддержки. Не получая такой поддержки, наше село последние 20 лет выживало за счет истощения накопленного в советские годы потенциала.

По данным департамента мелиорации МСХ РФ из имеющихся в настоящее время в России 220,6 сельскохозяйственных угодий (в т. ч. 121,5 млн. га пашни) около 190 млн. га (85 %) подвержены различным процессам деградации: водной и ветровой эрозии – 65 млн. га, переувлажнению и заболачиванию – 23 млн. га, засолению — 38 млн. га, закислению – 34 млн. га, опустыниванию в сильной степени – 10 млн. га, зарастанию кустарниками и мелколесью – 16 млн. га.

Ежегодно мы теряем наиболее ценную органическую и биологическую часть почвы – гумус, содержание которого в почве снизилось за эти годы на 20 %.

Вследствие деградации земель и тяжелого экономического положения большинства хозяйств происходит прекращение активного сельскохозяйственного производства на обширных площадях – на сегодняшний день в России фактически заброшено 41 млн. га посевных площадей.

Из оставшихся 72 млн. га почти 40 млн. га на протяжении 20 лет не получали ни одного грамма удобрений, т. е. фактически также могут в любое время перейти в категорию заброшенных земель.

Выбытие из оборота каждого третьего гектара сельхозугодий и снижение плодородия оставшихся в использовании земель являются результатом ошибок в аграрной политике государства.

Располагая мощным производственно-ресурсным потенциалом – 8,9 % мировой продуктивной пашни, 53 % мировых черноземов, 20 % запасов пресной воды, 9 % производства минеральных удобрений и всего 2,2 % населения в мире, страна не может обеспечить свое население продуктами питания и ежегодно завозит по импорту на десятки миллиардов долларов сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

Страна потеряла продовольственную, а значит, и национальную безопасность.

Совершенно очевидно, что подъем сельскохозяйственного производства страны не может быть обеспечен только за счет роста объемов применения удобрений – для этого необходимо комплексное решение проблем технической оснащенности, качественных семян, кадрового потенциала, производственно-технического и агрохимического обслуживания и др. Но так же очевидно, что для предотвращения дальнейшей деградации сельскохозяйственных угодий и выбытия их из оборота (а в будущем и возвращения их в оборот) важнейшим фактором выступает именно значительное (в 5-7 раз) увеличение объемов применения удобрений.

Сейчас они вносятся только на 44 % пахотных земель – именно на этих удобренных участках и производится большая часть сельскохозяйственной продукции, отсюда вытекает огромный неиспользуемый потенциал роста урожайности и развития сельскохозяйственного производства в стране.

Производство минеральных удобрений — одна из немногих отраслей промышленности, сумевшей за годы реформ сохранить и даже приумножить свой потенциал и стать конкурентоспособной на мировом рынке. По производству минеральных удобрений мы занимаем третье место в мире, в том числе, по калийным удобрениям – второе, фосфатным – третье и азотным – четвертое место.

К категории особых парадоксов российской аграрной политики относится то, что мы продолжаем до 80-90 % производимых удобрений экспортировать в другие страны, тем самым разоряя отечественное сельскохозяйственное производство и создавая условия для развития сельского хозяйства в зарубежных странах, в продовольственной зависимости от которых мы оказались в результате такой политики.

Из-за недополучения урожая Россия ежегодно теряет 15-20 млрд. дол. – в несколько раз больше, чем зарабатывает на экспорте удобрений.

Мы вывозим за рубеж минеральные удобрения на миллиарды долларов и завозим сельхозпродукцию, произведенную западными фермерами, в том числе и за счет наших удобрений, но уже на десятки миллиардов долларов.

Мировой кризис не так сильно сказался на сельском хозяйстве, как на других отраслях экономики – без продуктов питания ни один человек на Земле жить не может. Но на рынке минеральных удобрений он отразился достаточно сильно – спрос на удобрения начал интенсивно сокращаться с осени 2008 г. и продолжал снижаться и в 2009 году.

Читайте также:  Контроль загрязнения почв отходами промышленного характера

До начала кризиса рост мирового производства удобрений был достаточно стабильным – примерно на уровне 1,5 % в год, а в гг. увеличился до 2,3-2,5 % — за счет резкого увеличения в ряде стран производства биотоплива, улучшения продовольственного обеспечения населения развивающихся стран и других факторов.

Параллельно с этим росли и цены на удобрения – на 70 %в 2007 г. и еще на 60 % в I полугодии 2008 г., а всего за полтора года цены выросли почти в 3 раза.

Затем, с началом экономического кризиса, произошел обвал мирового рынка минеральных удобрений и соответственно цен на них.

С начала 2009 года (в преддверии весеннего внесения удобрений) положение несколько улучшилось, но все равно производство в I полугодии снизилось почти на четверть (22,4 %) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

За этот же период поставки удобрений на экспорт сократились в 1,6 раза, и внутренний рынок удобрений помог производителям частично компенсировать потери от снижения экспорта.

Применение минеральных удобрений внутри страны, стагнировавшее на протяжении гг. на критически низком уровне – 1,3-1,5 млн. т.д. в. в год, с 2006 г. стало медленно, но неуклонно возрастать. Это произошло потому, что государство, медленно, но все же стало обращать свое внимание на село.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства поставки минеральных удобрений селу должны составить: в 2009 г. – 2,2 млн. т., в 2010 г. – 2,5, в 2011 – 2,7 и в 2012 г. – 3 млн. т.д. в., а в случае опережающего роста спроса – до 4,5 млн. т.д. в., или более 13,5 млн. т. в физическом весе.

Потенциальный же объем внутреннего рынка, позволяющий остановить деградацию почвы и начать восстановление ее плодородия хотя бы до уровня 1990 года, составляет 8-10 млн. т.д. в., т. е. в 4 раза выше современного уровня. И наша химическая промышленность уже сейчас может полностью обеспечить потребности села в минеральных удобрениях высокого качества и необходимого ассортимента, т. е. в стране имеется огромный спрос на удобрения и возможности его полного удовлетворения за счет отечественного производства.

Большой ошибкой будет нежелание использовать этот потенциал для развития сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной, а значит, и национальной безопасности страны.

При наличии спроса и предложения развитие отечественного рынка минеральных удобрений упирается в низкий платежеспособный спрос большинства сельских товаропроизводителей и крайне пассивную позицию государства в решении этой проблемы.

До 2008 года государство практически отстранилось от проблем почвенного плодородия, почти полностью передав их на региональный уровень, но не подкрепив их для этого финансовыми возможностями.

Но уже в соответствии с Госпрограммой развития сельского хозяйства РФ до 2012 года было предусмотрено субсидирование сельхозтоваропроизводителей на покупку удобрений в 2008 г. в размере 2,3 млрд. рублей (10 % стоимости удобрений), с ежегодным их увеличением на последующие годы.

Некоторый поворот государства к проблемам сельского хозяйства в последние 3 года явился определенным стимулом к развитию внутреннего рынка удобрений (таблица 1).

Особенно это проявилось в 2008 г., когда к выделенным по Госпрограмме 2,3 млрд. руб. на субсидирование удобрений было обещано дополнительно выделить из федерального бюджета еще 8 млрд. руб. за счет введения с 1 апреля экспортных пошлин на удобрения. Это увеличило объемы продаж удобрений на внутреннем рынке до 2 млн. т.д. в., или на 17 % за год, что является наивысшим показателем роста за последние 18 лет. И это несмотря

Производство и применение минеральных удобрений в РФ

Производство мине-ральных удобрений, млн. т.д. в.

Внесено минеральных удобрений в сельско-хозяйственных органи-зациях:

Удельный вес удобрен-ной площади, %

Источник: Статистический сборник «Россия в цифрах», 2008 г, 2009 г.

на бурный рост цен на удобрения в 2007 г. и первой половине 2008 года и начавшийся кризис со второй половины 2008 года.

Эти показатели, безусловно, радуют, но они могли бы быть гораздо более впечатляющими, если бы все средства, предусмотренные для села, доходили до крестьян.

Этого фактически не произошло. В очередной раз было допущено обогащение богатых (хозяев агрохимхолдингов, чиновников разных уровней, работников таможенных и антимонопольных служб, финансовых органов и т. д.) за счет убыточных и низкорентабельных сельскохозяйственных товаропроизводителей, поверивших в то, что растущие цены на удобрения будут в значительной мере субсидированы из федерального бюджета.

Даже если бы весь объем обещанных субсидий (10,3 млрд. руб.) дошел до селян, он покрыл бы не более 15-20 % стоимости удобрений, что недостаточно для серьезного стимулирования рынка. Стоимость приобретенных хозяйствами страны удобрений выросла за 2008 г. с 30 до 50 млрд. руб., т. е. на 20 млрд. руб., и дополнительные субсидии лишь частично могли покрыть фактические расходы хозяйств на покупку удобрений.

Необходимо было остановить явно спекулятивный рост цен на внутреннем рынке удобрений.

Следует отметить, что правительство страны впервые в постсоветский период пыталось установить контроль за ценообразованием на минеральные удобрения. Была создана Межведомственная комиссия в составе Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) и Минпромторга РФ, в задачи которой входило установление правил ценообразования для поставок удобрений на внутренний рынок с учетом перехода на рыночные цены в 2012 году.

Прорабатывался вопрос установления формулы цены, в частности, использования механизма льготного ценообразования с применением дисконта к базовой цене на уровне 30 % экспортных цен в 2009 г., 20 % — в 2010 г. и 10 % — в 2011 году.

Читайте также:  Почвы острова сахалин кратко

Однако мировой экономический кризис внес свои коррективы – мировые цены на удобрения снизились в 2-3 раза, что для отдельных поставщиков оказалось даже ниже себестоимости их производства.

В результате 17 октября 2008 г. РАПУ и Агропромышленным союзом России было подписано «Соглашение по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса Российской Федерации в минеральных удобрениях на годы», в соответствии с которым производители минеральных удобрений обязуются добровольно декларировать максимальный уровень цен поставки удобрений на внутренний рынок для отечественных сельхозтоваропроизводителей 2 раза в год – 15 ноября и 15 мая – с учетом конъюнктуры рынка и с указанием базиса поставки.

Таким образом, формула расчета цены пока не определена, и, видимо, в условиях экономического кризиса сделать это достаточно проблематично.

Предельные уровни цен на минеральные удобрения на первое полугодие 2009 г. были установлены примерно на уровне конца 2008 г., они же без изменений были пролонгированы и до конца 2009 г.

В первом полугодии 2009 г. цены на минеральные удобрения на внутреннем рынке не превышали, а иногда были даже ниже задекларированных в Соглашении.

При этом отпускные цены для сельхозтоваропроизводителей с учетом НДС, стоимости тары, железнодорожных перевозок, раскредитовки вагонов и торговой наценки баз хранения (10 %) превышают заводские на 50-70 % по аммиачной селитре, 25-40 % по аммофосу, 90 % по хлористому калию.

С февраля 2009 г. правительством страны были досрочно отменены экспортные пошлины на удобрения – это обусловлено резким снижением экспорта удобрений.

Таким образом, решение проблемы определения «формулы цены» по объективным причинам откладывается из-за кризиса, и основным инструментом экономического стимулирования развития внутреннего рынка удобрений является государственное субсидирование сельхозтоваропроизводителей на их приобретение.

Правительство частично выполнило свои обещания – из 30 млрд. рублей, полученных от введения с 1 апреля 2008г экспортных пошлин на удобрения, 8 млрд. руб. было выделено сельскому хозяйству на субсидирование приобретения минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителями страны, а всего, с учетом средств, предусмотренных Госпрограммой на 2008г, субсидии селу на эти цели превысили 10 млрд. рублей, что соответствовало примерно 20% стоимости удобрений.

И хотя основная часть выделенных средств поступила в регионы только в сентябре, но даже ожидание получения субсидий привело к росту продаж удобрений на внутреннем рынке страны. И если бы деньги полностью дошли до сельхозтоваропроизводителей, они смогли бы, несмотря на начавшийся кризис, увеличить закупки удобрений в осенне-зимний период под урожай 2009 г. по сниженным ценам. При этом в выигрыше оказались бы и производители удобрений, мощности которых в этот период из-за снижения продаж были загружены всего на 60-70 %.

Но этого не произошло – деньги, выделенные федеральным центром, дошли до регионов, но в основной своей части не дошли до сельхозтоваропроизводителей, в связи с тем, что по существующему положению условием получения субсидий из федерального бюджета являлось обязательное софинансирование субсидирования из региональных бюджетов на уровне 30 % от федерального.

Это условие даже для первоначального объема федеральных субсидий в размере 2,3 млрд. руб. для многих регионов страны было трудновыполнимым, не говоря уже о дополнительных 8 млрд. рублей, да ещё в середине года, когда все бюджеты утверждены. В федеральном бюджете эти средства появились за счет экспортных пошлин, и изначально было ясно, что в регионах таких дополнительных источников нет. Значит, принимая решение о дополнительном субсидировании из федерального бюджета, надо было отменить обязательное условие софинансирования из региональных бюджетов.

Это – совершено очевидный факт, но сделано этого не было, что явилось введением в заблуждение правительства страны, которое на самом высоком уровне неоднократно демонстрировало эти цифры как реальную помощь селу.

Из-за невозможности получить информацию о фактическом освоении регионами федеральных субсидий на удобрения (как будто это сверхсекретные данные), можно оперировать косвенными источниками, а также примерами отдельных регионов страны.

Так, Ростовской области из федерального бюджета в 2008 г. на субсидирование удобрений было выделено 779,7 млн. рублей. По действующему положению, чтобы полностью освоить выделенные деньги, из областного бюджета требовалось выделить на субсидирование удобрений 234 млн. руб. Первоначально из областного бюджета было выделено 77 млн. рублей, затем эту сумму увеличили до 152 млн. рублей, но и этой суммы хватило для освоения только 507 млн. рублей федеральных субсидий, а 274 млн. рублей остались неосвоенными. И это счастливый вариант, так как Ростовская область имела профицитный бюджет и в середине года смогла вдвое увеличить субсидии на удобрения. А вот, например, Смоленская область ни одного рубля не смогла выделить из своего бюджета на субсидирование удобрений – соответственно ни одного рубля не смогла освоить из федеральных субсидий.

Конечно, есть и такие области, как, например, Ленинградская, где в бюджете на 2008 год размер субсидий на приобретение удобрений был увеличен в 10 раз по сравнению с 2007 годом – с 10 до более чем 100 млн. рублей – и этой суммы, естественно, хватило, чтобы полностью освоить субсидии из федерального бюджета.

Есть и такие регионы России, которые не на словах, а на деле считают всемерную поддержку села приоритетным направлением своей политики и где субсидии из регионального бюджета в разы превышают федеральные субсидии (таблица 2).

Бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей

Источник

Adblock
detector