Меню

Обитатели почвы 5 класс экология

Кто живет в почве

Цель: продолжить изучение основных сред жизни организмов.

обучающие: выяснить признаки живых организмов — обитателей почвы;

учить систематизировать, выделять главное и существенное,

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

показать важность бережного отношения к почве,

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле,

Набор ИКТ, учебник,

тексты по теме (1 на парту).

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя:

III. Повторение раннее изученного.

IV. Изучение нового материала

V. Домашнее задание.

I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание)

Зарядка для глаз

Зарядка для органов дыхания

II. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, ребята, садитесь!

III. Повторение раннее изученного.

— Несколько уроков мы с вами обращали внимание на одну из экологических закономерностей: скажите, пожалуйста, что это за закономерность? в зависимости от того, где живут представители разных видов живых организмов, можно выделить 4 основные среды жизни, Какие это среды жизни? (Ученик записывает их на доске)

— наземно — воздушную — другой организм

— По внешнему облику разных видов животных и растений можно понять, в какой среде они живут.

Попробуйте определить по описанию внешнего облика живого существа, к какой среде жизни его следует отнести:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой — на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. (Кенгуру).

2. Передние конечности превращены в крылья, кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно смазано слизью; спинка часто темная, а брюшко светлое; есть специальные выросты — плавники — для передвижения. (Рыба).

4. Компактное тело с коротким хвостом и короткими конечностями, из которых передние очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).

Первый и второй — представители наземно-воздушной среды, третий – водной.

Где может жить четвертый организм? В почве.

IV. Изучение нового материала

Итак, тема урока: ПОЧВА как среда жизни (слайд 1-5)

— Попробуйте определить обитателей почвы (работа выполняется учащимися самостоятельно, затем “зигзагом” заслушивается: первая парта называет первого обитателя, вторая — второго и т. д., затем так же — компоненты почвы).

-Итак, записываем в тетрадь

ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ (слайд 7-9)

В почве обитают многочисленные организмы.

— С какими трудностями они сталкиваются?

Во-первых, почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу.

Во-вторых, сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте.

В-третьих, в почве недостаточно кислорода.

Но водой она вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почве содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей.

Самые крупные из постоянных обитателей почвы — кроты и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено к жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние конечности у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.

Кроме постоянных “жителей” в почве есть временные “квартиранты”: суслики, сурки, кролики, барсуки. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.

ЗАДАНИЕ классу: прочитать текст и, пользуясь сведениями, которые в нем содержатся, а также предыдущими записями (схемы на доске и в тетради), заполнить таблицу:

Читайте также:  Земля для грядки под клубнику

— Данные таблицы зачитываются учащимися по очереди:

1 парта — особенность

2 парта — соответствующую ей адаптацию

3 парта — примеры организмов.

Далее — обсуждение, исправление, добавление и т. д.

— Давайте сделаем вывод: что же следует называть почвой? (в словарь)

ПОЧВА — сложное природное образование со свойствами и качествами живой и неживой природы.

V. Домашнее задание: написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.

Цель урока: продолжить изучение основных сред жизни организмов.

Задачи урока: ознакомить учащихся с процессом образования почвы, с составом и свойствами почвы, показать важность бережного отношения к почве.

Оборудование: два больших стакана, два небольших, воронка, пробирка, жестяная крышка, сухой спирт, вода, почва, столик для проведения опытов, держатель, рисунки с изображением лишайников, видеокассета, цветочные горшки с ростками.

7. Домашнее задание.

Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.

Состав и свойства почвы.

2. Свойства почвы.

3. Образование почвы.

Минеральные Органические Вода Воздух

(песок, глина, мин.соли) (перегной)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной средой обитания –

3.Повторение раннее изученного материала.

-Что называется средой жизни живого организма?

-Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?

-Чем различаются среды жизни организмов?

-Что называется местообитанием живых организмов?

1.В какой среде меньше света?

А) водной б) наземно-воздушной

2.Пресная вода – это вода:

А) соленая б) несоленая

А)самостоятельно плавающие организмы б)парящие в воде организмы

4.Выберите пресноводные организмы:

А) карась б)осьминог в)ряска г)медуза

5.При смешивании соли и воды, вода является:

А) растворителем б)растворимым веществом

А) у воздуха б)воды

2.Мягкий климат. Так говорят:

А) о климате побережий б) климате вдали от водных побережий

3.Выберите морские организмы:

А) осьминог б) ряска в) бурая водоросль г) кашалот

4.Больше кислорода содержит вода:

А) холодная б) теплая

5.В какой воде живут речные раки:

А) в мягкой б) в жесткой

4.Изучение нового материала.

Уже длительное время человечество существует благодаря

земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них

необходимые для жизни культурные растения. А что мы называем

Поверхностный слой Земли, на котором растут растения, живут

животные, бактерии и другие организмы, называют почвой.

(Просмотр видеокассеты о почве как среде обитания)

Что же входит в состав почвы?

Мы это узнаем, проделав ряд опытов.

1.Возьмем стакан с водой, бросим в него комочек почвы. Что видим?

-В воде из него выделяются пузырьки воздуха. (запишем в схеме)

2.Поместим почву в пробирку и начнем ее прогревать, на стенках

пробирки появились капельки воды. Откуда?

-В почве содержится вода, при нагревании она стала испарятся и

оседать на стенках пробирки.(запишем в схеме)

3.При дальнейшем нагревании появится неприятный запах и

от почвы будет идти дым. Это сгорает перегной (он образовался из

сгнивших остатков растений и животных, погибших бактерий и

4.Поместим прокаленную почву в стакан с водой и размешаем, вода

станет мутной. Через некоторое время она отстоится и будут хорошо

видны два слоя: внизу осядет песок (он более тяжелый), а поверх

него – глина. (предъявляется результат ранее выполненного опыта)

5.Сливаем немного отстоявшейся воды, отфильтровываем ее

Наливаем в жестяную крышку. Выпариваем воду над пламенем.

На дне крышки хорошо виден беловатый осадок – это минеральные

соли. (записываем в схеме)

Проделав опыты мы выяснили, что в состав почвы

входят: минеральные вещества – песок, глина и соли; органические

вещества – перегной; вода; воздух.

Почва – величайшее природное богатство.

Почему мы так говорим?

Почва обладает плодородием, т.е. способностью давать урожай

растений, что не скажешь о песке и глине.

Перед вами три горшка с ростками фасоли 1, 2, 3: проросшие семена

были посажены в одно время, одинаково поливались, но первый горшок наполнен промытым песком, второй – глиной, третий- почвой.

Чем отличаются растения?

-В двух горшках растения тонкие, бледно-зеленые, в третьем –

растение с зелеными листочками на толстом стебле.

Почва обладает плодородием.

Мы продолжим наблюдать за растениями и посмотрим, что потом

Читайте также:  Что делать с ремонтантной малиной после первого урожая

произойдет. (Ребята сами должны убедиться, что через некоторое

время при одинаковом уходе растения в горшках с песком и глиной

Но ведь почва как слой Земли существовала не всегда.

В очень далекие времена вода и суша на Земле были

безжизненными. На суше под влиянием влаги, резких изменений

температуры, ветра и других причин происходило разрушение гор.

Их верхние слои становились рыхлыми. Разрушались и

измельчались отрывавшиеся от них камни. Со временем на

поверхности суши образовалось много песка и глины – продуктов

разрушения горных пород.

Образование почвы началось с появления на суше бактерий –

невидимых простым глазом живых организмов. Бактерии-

почвообразователи могли жить в измельченной горной породе.

Отмирая, они обогащали горную породу органическими остатками,

которые превращались в перегной. Частицы песка и глины

склеивались перегноем в комочки, способные удерживать воду.

Важную роль почвообразователей выполняли лишайники (рисунок),

они могут жить даже на голых скалах и разрушать их. Отмирая, они

также обогащали измельченную горную породу органическими

остатками. Уже на такой почве могли жить растения, которые,

отмирая, сами пополняли почву перегноем. Превращение горной

породы в почву происходило в течение многих миллионов лет.

Продолжается оно и сейчас. Для образования в природе слоя почвы

толщиной в 5 см требуется около 2000 лет. Так можно ли весной

жечь старую траву? Чем это грозит?

5. Закрепление изученного .

-Почему с поселением на почве зеленых растений процесс

В старину, когда почва на полях переставала давать хорошие

урожаи, ее прекращали распахивать. Заброшенные поля зарастали

многолетними луговыми травами. Через 20 лет эти поля снова

распахивали. И 5-6 лет подряд получали хорошие урожаи. Почему?

7. Домашнее задание. Ответить на вопрос: как сейчас человек улучшает плодородие почвы своем дачном участке.

Источник

Презентация по биологии на тему «Почвенная и организменная среды обитания» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Проверь свои знания

Описание слайда:

Выберите правильные ответы:
1. Участок пространства с определёнными условиями, на котором обитают организмы, называется:
а) среда обитания,
б) место обитания,
в) ареал.

Описание слайда:

2. В данной среде обитания количество света уменьшается сверху вниз, количество кислорода недостаточное, температура изменяется плавно. Это среда:
а) наземно-воздушная,
б) почвенная,
в) водная,
г) организменная.

Описание слайда:

3. Данная среда самая разнообразная по условиям, в ней неравномерно распределена влага, достаточно света и кислорода. Это среда:
а) наземно-воздушная,
б) почвенная,
в) водная,
г) организменная.

Описание слайда:

4. В какой воде кислорода больше:
а) пресной,
б) солёной,
в) холодной,
г) тёплой.

Описание слайда:

5. В водной среде организмы дышат:
а) лёгкими,
б) жабрами,
в) всей поверхностью тела,
г) не дышат вообще.

Описание слайда:

6. В условиях недостатка влаги растения наземно-воздушной среды имеют такие приспособления:
а) листья превратились в колючки,
б) корни уходят на большую глубину,
в) мощная надземная часть растения,
г) листья и стебли покрыты восковым налётом.

Описание слайда:

7. Животные водной среды имеют:
а) обтекаемую форму тела,
б) конечности разной формы,
в) конечности в виде ластов или плавников,
г) хорошо развитую мускулатуру.

Описание слайда:

Проверь себя:
Правильные ответы:
б
в
а
а, в
б, в
а, б, г
а, б, г

Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально за работу можно набрать 13 баллов.
«5» – 12-13 баллов
«4» – 10-11 баллов
«3» – 7-9 баллов
«2» – 0-6 баллов.

Описание слайда:
Описание слайда:

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?
вши
глисты
блохи

Описание слайда:

Среда обитания
(почвенная, организменная)

Описание слайда:

Что такое почва?
Почва- это верхний плодородный слой земли.
Почва
Вода
Воздух
Минеральные вещества
Органические вещества

Описание слайда:

Условия почвенной среды обитания
Нет света.
Высокая плотность.
Температура медленно меняется.
Меняется содержание воды и воздуха.

Описание слайда:

Какие приспособления имеют животные-обитатели почвы?

Описание слайда:

Приспособления животных-обитателей почвы
Небольшие размеры.
Плотные покровы тела.
Роющие конечности.
Слабо развитые органы зрения.
Хорошо развито обоняние.

Читайте также:  Спатифиллум подкормка во время цветения
Описание слайда:

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которой обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма.

Описание слайда:

Характеристика организменной среды обитания
1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ.
2. Обилие пищи.
3. Защита от внешних врагов.
4. Защищённость от неблагоприятных внешних факторов.
5. Активное сопротивление организма хозяина.

Описание слайда:

В организме могут обитать:
Симбионты – организмы, не наносящие вреда, получающие какую-либо пользу (лактобактерии, бифидобактерии).
Паразиты – организмы, наносящие вред, питающиеся за счёт организма-хозяина.

Описание слайда:

Паразитические ленточные черви

Описание слайда:
Описание слайда:

Приспособления
к паразитическому образу жизни:
— Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки.
— Изменяется и упрощается форма тела.
Высокая плодовитость.
Отсутствуют органы передвижения и органы чувств.

Описание слайда:

Правила, которые необходимо соблюдать!
Мыть фрукты и овощи
Не пользоваться чужим расческами
Ходить в лес только в специальной одежде.
После посещения леса внимательно осмотреть себя.
Мыть руки с мылом

Описание слайда:

Повилика
Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

Описание слайда:

Раффлезия Арнольди
Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях).
У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

Описание слайда:

Домашнее задание:
Учить §6 и записи в тетради.
Прочитать рубрику «Это интересно» (с.35).
Устно отвечать на вопросы после параграфа (с.34).
*** Составить памятку «Профилактика глистных заболеваний».
*** Подготовить сообщение «Удивительные растения-паразиты».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 89 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по биологии на тему «Среда обитания, экологические факторы» (5 класс)

Контрольная работа по теме «Газообмен» 9 класс

Презентация к проекту по теме «Кальций в организме человека»

Проект по теме «Кальций в организме человека»

Работа с биологическим текстом «Земноводные»

Игра по биологии в 5 классе (обобщение по теме животные)

Презентация по биологии на тему «Кожа»

Презентация по биологии на тему «Бактерии»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376516 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector