Меню

Обитатели почвы нашего края

Животные в почве. Коробейникова Диана 3 А класс. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиктория Батракова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Животные в почве. Коробейникова Диана 3 А класс.» — Транскрипт:

2 Животные в почве. Коробейникова Диана 3 А класс.

3 Обитатели почвы. Нам приходилось рассматривать землю во дворе, в огороде, в поле, на берегу реки. А видели ли вы, как в земле копошатся маленькие жучки? Почва буквально насыщена жизнью – в ней на разной глубине обитают грызуны, насекомые, черви, многоножки и другие живые организмы. Если этих обитателей почвы уничтожить, то почва будет не плодородна. Если почва станет не плодородной, то зимой нам не чем будет питаться.

4 Обитатели почвы. С этими животными знакомы все – и взрослые, и дети. Живут они прямо у нас под ногами, хотя мы не всегда замечаем их. Ленивые дождевые черви, неуклюжие личинки, юркие сороконожки появляются на свет из рассыпающихся под лопатой земляных комков. Нередко мы брезгливо отбрасываем их в сторону или немедленно уничтожаем, как вредителей огородных растений. Сколько этих существ населяют почву и кто они наши друзья или враги? Давайте попробуем разобраться…

5 Среда, насыщенная жизнью…

6 О самых незаметных… Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почвы содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей! Микроорганизмы разлагают мертвые остатки растений и животных до простых минеральных веществ, которые, растворяясь в почвенной воде, становятся доступными корням растений.

7 Многоклеточные жители почвы Обитают в почве и более крупные животные. Это прежде всего различные клещи, слизни, некоторые насекомые. Они не имеют специальных приспособлений для рытья проходов в почве, поэтому живут неглубоко. А вот дождевые черви, многоножки, личинки насекомых могут само- стоятельно проклады- вать себе дорогу. Дождевой червь раздви- гает частички почвы головным отделом тела или «вгрызается», про- пуская её через себя.

8 Узнали, кто это такие? Вот они – обитатели почвы!

9 А теперь – о самых крупных… Самые крупные из постоянных обитателей почвы – кроты, землеройки и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено для жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние ноги у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.

10 Почва – дом для огромного количества живых организмов! Итак, в почве обитают многочисленные организмы. С какими трудностями они сталкиваются? Во-первых, почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу. Во-вторых, сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте. В-третьих, в почве недостаточно кислорода. Но водой она вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности. Все это создает благоприятные условия для жизни многочисленных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

Источник

Научно-исследовательская работа Полезные и вредные обитатели почвы огорода

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Научно- исследовательская работа

«Полезные и вредные обитатели почвы огорода: в каких местах их больше?»

Автор работы: Дмитриева Назира

Отличник народного просвещения.

ГЛАВА1. Почва и ее обитатели……………………………………5

ГЛАВА 2. Исследование численности дождевых червей,

проволочников и слизней…………………………………. 10

Каждое лето мы проводим на даче. Там есть огород, где выращиваются разные овощи, ягоды и цветы. Много неприятностей доставляют огородные вредители, особенно проволочники и слизни. Проволочники прогрызают глубокие дыры в корнеплодах и картофеле, а слизни превращают капустные листья в зелёные кружева (это, конечно, красиво, но для капусты совсем не полезно). Много сил тратится на борьбу с ними и с сорняками. Для этого мы осенью перекапываем весь огород.

Знакомые огородники посоветовали прочитать брошюру В.В.Фокина «К земле с наукой», где говорится, что землю перекапывать не нужно, тогда в ней сохраняется больше полезных организмов, например, дождевых червей, которые сами делают землю рыхлой и мягкой. С сорняками тоже нужно бороться не слишком усердно, а только срезать их, чтобы они не затеняли культурные растения. С другой стороны, перекапывание огорода необходимо для борьбы с проволочниками. Но стоит ли отказываться от привычной обработки огорода. Мы решили это выяснить и для этого провели исследовательскую работу.

Объект исследования: почва на разных участках огорода.

Предмет исследования: численность дождевых червей, проволочников и слизней в почве разных участков огорода.

Гипотеза: Глубокое перекапывание земли приводит к уменьшению численности не только вредителей-проволочников, но и полезных для огорода дождевых червей

Цель работы: выяснить, влияют ли способы обработки земли на количество полезных обитателей почвы и вредителей, и какие еще условия влияют на их численность.

Для достижения цели нужно было решить следующие задачи:

— изучить особенности строения, жизнедеятельности и распространения интересующих нас обитателей почвы;

— выбрать экспериментальные участки в огороде, различающиеся по способу обработки земли, влажности и освещенности солнцем;

— подсчитать численность дождевых червей, проволочников и слизней в равных объёмах почвы этих участков;

Читайте также:  Какая должна быть почва для посадки сосны

— изучение литературы и интернет – ресурсов;

— наблюдения и опыты;

— обработка результатов наблюдения

ГЛАВА 1. Почва и её обитатели

По словам В.В. Докучаева (1846-1903), замечательного русского естествоиспытателя, основоположника почвоведения, почва – «это поверхностно лежащие минеральные — органические образования, которые всегда более или менее окрашены гумусом; эти тела имеют свое собственное происхождение; они всегда и всюду являются результатом совокупной деятельности материнской горной породы, живых и отживших организмов (как растений, так и животных), климата, возраста страны и рельефа местности; почва, как и всякий другой организм, всегда имеет известное строение, нормальную толщину и нормальное положение…». Говоря современным языком, почва – это верхний, плодородный слой земли, поверхностный слой литосферы, разрушенный при взаимодействии с гидросферой и атмосферой и преобразованный живыми организмами. Почва – это важная и сложная часть биосферы, тесно связанная с другими ее частями. В почве живет множество организмов. Часть из них проводит в почве всю жизнь, другие – часть жизни. Всегда живут в почве и находят в ней все, необходимое для жизни, дождевые черви, многие бескрылые насекомые. Часть жизни в виде личинок проводят в почве многие насекомые. Плодородие почвы зависит от жизнедеятельности этих организмов.

Дождевые, или земляные черви – самый знакомый нам обитатель почвы. Этих червей можно встреть везде – и в городе, и в лесу, и на берегу реки, и в огороде. Земляные черви создают норки в почве (глубиной не менее 60—80 см, крупные виды — до 8 м), способствуя её аэрации, увлажнению и перемешиванию.

Рис. 1. Дождевой червь

Рис.2. Внутреннее строение дождевого червя

Черви продвигаются через почву, расталкивая частицы или заглатывая их. Чем плодороднее, питательнее почва, тем больше в ней дождевых червей. И наоборот, дождевые черви, пропуская через себя почву, помогают образованию перегноя.

Тело дождевых червей состоит из множества «колечек», количество которых может быть от 80 до 300. При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте, кроме переднего. В коже много слизистых и ядовитых желез. Изнутри к коже прикреплены кольцевые, продольные, спинные и брюшные мышцы, и образуется крепкий кожно-мускульный мешок. Этот мешок заполнен жидкостью, в которой расположены внутренние органы. У червя хорошо развита пищеварительная система, есть замкнутая кровеносная система, кровь имеет красный цвет. Дыхательной системы у червей нет, они поглощают кислород через влажную кожу, покрытую защитной слизью и богатую мелкими кровеносными сосудами. Именно поэтому после сильного дождя, когда кислорода в земле становится мало, черви выползают наружу. Поэтому их и назвали дождевыми. В коже есть осязательные и светочувствительные клетки. Черви откладывают яйца в кокон, который образуется на теле в виде пояска и сходит с переднего конца тела. Из яиц сразу появляются маленькие червячки. Дождевые черви могут «отращивать» заднюю часть тела. Эта способность называется регенерацией. Дождевые черви безобидные и полезные существа.

Раньше я считала, что проволочники – это черви, наподобие дождевых, только вредные. Но потом я узнала, что эти вредные существа – личинки черных жуков, быстро бегающих по поверхности земли. Оказалось, что эти жуки называются щелкуны. Существует несколько видов щелкунов. Я сравнила «наших» проволочников с фотографиями в справочнике и пришла к выводу, что у нас в огороде обитает окаймленный щелкун (рис.3).

Рис.3. Жуки-щелкуны и их личинки

Щелкуны— семейство жуков. Длина тела обычно 7-20 мм. В России живут несколько сот видов, встречаются почти повсеместно. Взрослых жуков можно встретить сидящими на цветках, под упавшими деревьями или на различной растительности. Если их положить на спину, они подпрыгивают, издавая характерный звук-щелчок. Взрослые жуки обычно питаются растениями. Личинки живут в земле и питаются семенами растений, корнями, охотятся на других насекомых. Личинки имеют отдельное название — проволочники, из-за их вытянутого тела с жёсткими блестящими покровами. Тело проволочника голое, плотное, ярко-желтого цвета, у некоторых видов — до темно-коричневого. Они являются серьёзными вредителями: повреждают подземные части садовых, сельскохозяйственных и лесных культур. Они причиняют большой вред как стеблям, клубням, так и корням, прогрызая и поедая их. В результате растения увядают, а клубни загнивают. Проволочники сохраняются в почве 3 — 4 года.

Именно для борьбы с проволочниками рекомендуется осенняя глубокая обработки почвы, частое рыхление, недопущение зарастания огорода пыреем, на корневищах которого собирается много вредителей. Кроме того, необходимо тщательно проводить уборку картофеля, так как оставленные клубни являются местом зимовки вредителей.

Сли́зень — общеупотребительное название ряда брюхоногих моллюсков, которые в ходе эволюционного развития утратили раковину.

Рис. 4. Голый слизень

Тело наземных слизней довольно сильно вытянуто в длину, но способно изменять форму за счёт мышечных сокращений. Кожный покров отделяет большое количество слизи, которая препятствует высыханию, способствует лучшему скольжению по поверхности, а также отпугивает хищников. Как и у других брюхоногих, в теле слизней выделяют три отдела: голову, ногу и слизистую массу.

Рис. 5. Схема строения слизня

1 – тело; 2 – мантия; 3 – глазные щупальца; 4 – тактильные щупальца; 5 – лёгочное отверстие; 6 – нога; 7 – край ноги

Слизни откладывают в землю яйца, похожие на икринки. У некоторых видов слизней зимуют икринки, у других – молодые или взрослые особи. Если зимуют яйца, то в мае, с наступлением стойкого тепла, начинают рождаться маленькие слизни, которые уже через два месяца становятся взрослыми. В конце лета или осенью самки откладывают яйца кучками по 20—30 штук под комочки земли, в трещины почвы, у основания растений и под различные укрытия во влажных местах.

Читайте также:  Как использовать удобрение органик микс для томатов

Слизни – злостные огородные вредители. Повреждают овощи, картофель, землянику, выедая в плодах и листьях круглые дыры, иногда съедают всё растение целиком. Особенно досаждают слизни в годы с влажным летом и осенью. Активны они под вечер, ночью и рано утром, оставляя следы на растениях и земле в виде серебристых полос; на день уходят в укрытия. Эти вредители очень влаголюбивы, если воды мало, погибают. Наибольший ущерб причиняют при выращивании растений на заболоченных почвах. Большое количество сорных растений способствует распространению слизней.

ГЛАВА 2. Исследование численности дождевых червей, проволочников и слизней в разных участках огорода

Экспериментальная часть работы включала выбор участков для исследования и подсчёт численности указанных животных. Мы выбрали участки, отличающиеся по способу обработки земли (перекопанные и не перекопанные) и освещенности (находящиеся большую часть дня на солнце или в тени). Каждому участку был присвоен порядковый номер:

солнечный не вскопанный участок (между грядками);

солнечный вскопанный участок, на котором недавно убрали картофель;

не вскопанный участок в тени (рядом с капустной грядкой);

вскопанный участок в тени (посажен картофель);

контрольный участок на опушке рощи, где почва никогда не обрабатывалась, умеренно солнечный.

На этих участках мы выкопали квадратные ямы со стороной 50 см на глубину около 40 см (до начала слоя глины). Выбранную землю тщательно просматривали и подсчитывали находящихся в ней животных. Опыт проводили в начале августа, в ясный теплый день с 14 до 16 часов.

Полученные нами данные представлены в таблице.

Количество обитателей почвы в разных участках огорода (шт.)

Источник

Конспект НОД «Почва и ее обитатели»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект «Почва и ее обитатели»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_pochva_i_ee_obitateli.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района Саратовской области

непрерывной образовательной деятельности

по ОО «Познавательное развитие»

Подготовила воспитатель первой

Емельянова Юлия Александровна

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности; 2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом; 3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности; 4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность; 5) восприятие фольклора: пословиц о земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ: В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

В.: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Мультимедийная презентация. Состав почвы. Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката. Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Как вы думаете, что бы нам сказали почва, если бы она умела говорить? (ответы)

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля — круглая сирота.

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Нет земли краше, чем страна наша . А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, а что Земля дарит нам за то, что мы заботимся о ней?

Источник

Adblock
detector