Меню

Обогащая почву минеральными солями мы способствуем получению обильного урожая

ЕГЭ. Русский язык. Тест №73

ЕГЭ. Русский язык. Тест №73

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №73»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Каждый знает, что различные тела загораются при разной температуре, но есть такие вещества, которые самовоспламеняются. (2) К их числу относится фтористый водород, который образуется в результате гниения растительных и животных организмов и, попадая на воздух, вспыхивает и горит светлым пламенем. (3) …на болотах можно увидеть, как то вспыхивают, то гаснут в разных местах бледные огненные языки.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фтористый водород самовоспламеняется и горит бледным огнем.

2) Фтористый водород образуется в результате гниения растительных и животных организмов.

3) Фтористый водород, образующийся в болотах в результате гниения различных организмов, самовоспламеняется, выходя на поверхность.

4) Различные тела загораются при разной температуре, но есть самовоспламеняющиеся вещества.

5) На болотах можно видеть, как самовоспламеняется на воздухе фтористый водород, образующийся в результате гниения растительных и животных организмов.

2. Самостоятельно подберите местоименное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства. Розовый длинный язык собаки. Обжечь язык.

2) Орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном произведении мыслей; орган речи. Произнося этот звук, прижмите кончик языка к верхним зубам.

3) Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древний язык. Французский язык.

4) Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. К языку колокола привязаны веревки.

5) То, что имеет удлиненную, вытянутую форму. Язык волны.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обнялАсь вручИт бралА жилОсь газопрОвод

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Стригунами называют ГОДОВАЛЫХ жеребят, потому что им подстригают гривы, чтобы они ровнее и лучше росли.

На ЦАРСТВЕННЫХ флагах часто изображали лики святых.

Норка ДОЖДЕВОГО червя представляет собой узкий длинный канал, который в жаркое лето может достигать 1,5 метра.

МОРОЖЕНАЯ черника, которой нас угощали, была очень вкусная.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Через приоткрытую настежь дверь юноша увидел кованый сундук, на котором лежал персидский ковер ручной работы.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХ мечты

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Читайте также:  Характеристика биосферных функций почвы

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.

2) Страх или волнение по этому поводу кажется мне смешным.

3) Обогащая почву минеральными солями, мы способствуем получению обильного урожая.

4) Снег лежал на крышах домов, аллеях и каждом уголке города.

5) Что случилось с этим городом, превратив его в руины?

6) Во время каникул будет показан спектакль, создающий силами драматического кружка.

7) В течении реки часто встречаются пороги, затрудняющие движение судов.

8) Вопреки предупреждения проводника, мы решили продолжить свой путь.

9) Большинство ребят согласились с доводами учителя

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) изл..жение, пл..вники, насл..ждаться

2) обн..мать, з..рница, ск…чок

3) л..довый, вр..мена, м..няться

4) вым..рать, отн..мать, пл…вец

5) б..рдюр, с..мантика, ст..пендия

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) от..скать, меж…здательское, роз..грыш

2) по..нести, о..дать, о..рубить

3) пр..видение, пр..вилегия, пр..вычка

4) бе..тактность, во..ходить, ра..писка

5) уст..е (реки), медал..он, сер..ёзный

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) налев…, клетч…тый

2) попроб..вать, нож..вка

3) затм…вать, подсматр…вать

4) миндал..вый, овлад..вать

5) задир..стый, гост..вой

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) расходу..мый, скрипн..т (дверь)

2) неча..нно, кол…тся (иглы)

3) леч..щий, науч..т (воспитатели)

4) заморож..нное (мясо), хлопоч..т (хозяин)

5) брош..нный, верт..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Алексей упал в снег, (НЕ)ОТРЫВАЯ глаз от противника.

Вовсе (НЕ)ЛЕГКО человеку стать солдатом.

(Не)смотря на затянутое тучами небо, в воздухе было разлито тепло, и поэтому казалось, что лето только начинается.

Путешественники считают, что земной шар отнюдь (НЕ)ВЕЛИК.

Письмо оказалось (НЕ)ОТПРАВЛЕННЫМ, а лежащим на письменном столе.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)БЛИЗИ раздался выстрел, и дети, испугавшись, спрятались (ЗА)ТЕМ деревом.

(ПО)СРЕДИ пещеры (ПО)ПРЕЖНЕМУ горел огонь.

В то(же) мгновение музыкант встал (из)за рояля и, стремительно подойдя к дирижёру, бережно принял у него скрипку.

И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах.

(В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Постоя (1) ые внутре (2) ие противоречия терзали душу этого труже (3) ика, муче (4) ика науки, убеждё (5) ого только в том, что избра (6) ый им путь верен.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образы.

2) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.

3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.

4) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.

Читайте также:  Как работает ph метр для почвы без батареек

5) Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щёки.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединенный в самого себя (5) очень обрадовался.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мать-земля (1) моя родная (2)

Сторона (3) моя лесная (4)

Край (5) недавних детских лет (6)

Отчий край (7) ты есть иль нет?

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаменитый (1) оперный певец (2) выступления (3) которого с огромным успехом прошли во многих странах мира (4) принял участие в благотворительном концерте.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Подъём на вершину был настолько труден (1) что (2) когда мы достигли цели (3) уже не было сил радоваться (4) и мы лишь просто улыбнулись друг другу.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

(1) «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», – пел Владимир Высоцкий. (2) Горные походы, с одной стороны, открывают удивительные, неповторимые природные ландшафты, с другой – являются серьёзным испытанием для туристов. (3) Физическая подготовка, выносливость, настрой на большие нагрузки, готовность оказать помощь – всё это чрезвычайно важно для путешествия по горам. (4) Собираетесь в горы – советуем подобрать команду единомышленников, желательно профессионалов. (5) Существенно различаются между собой виды горного похода: альпинизм и туризм. (6) В альпинизме главная цель – покорение вершины. (7) Горный туризм предполагает длительное путешествие, цель которого – преодоление перевалов.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. (2) Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нём отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание её красоты. (3) Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.

(4) Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, «лучше, добрее и здоровее». (5) А разве не в этом состоит главная цель искусства?

(6) Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. (7) Можно ли представить себе художников более разных в своём «личном отношении» к природе, понимании её красоты?

(8) «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, — писал Крамской. — (9) Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом, и только знает. (10) Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе. »

(11) Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. (12) Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью.

Читайте также:  Как очистить почву от глистов

(13) В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве. (14) Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл «стрункой, которая могла бы обращаться в песню».

(15) Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. (16) Васильев стал первым его поэтом. (17) И это благотворное поэтическое начало не заглохло. (18) Первая, несмелая ещё песня была подхвачена другими, новыми голосами.

* Леонид Наумович Волынский (1912-1969) — советский художник и писатель.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле.

2. Художник Иван Николаевич Крамской считал, что в картинах Фёдора Александровича Васильева не хватает «душевных нервов».

3. Художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картины «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубовая роща» и многие другие.

4. Картины Шишкина подкупали современников исключительным знанием природы.

5. Шишкина можно назвать поэтом русского пейзажа.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложениям 1 и 2

2. В предложении 10 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении 9.

3. Предложение 12 конкретизирует содержание предложения 11.

4. Предложение 13 включает в себя описание.

5. Предложение 18 заключает в себе вывод из содержания предложений 15 -17.

24. Из предложений 11-12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

25. Среди предложений 13-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения и однокоренных слов.. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Л.Н. Волынский передаёт в тексте различные мнения о пейзажной живописи. Критическое отношение Л.Н. Толстого к «искусству ради искусства» позволяют выразить использованные автором тропы (А) ___(предложение 1). Л.Н. Толстой причислил к «искусству ради искусства» и пейзажную живопись, ему возразил художник И.Е. Репин. Привлечь внимание читателей к поднимаемым в тексте проблемам помогает синтаксическое средство (Б) ___ (предложения 5, 7). Для изложения позиции художника И.Н. Крамского используется приём (В) ___ (предложения 8-10, 14). Сравнивая художников И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева,

автор употребляет такой приём, как (Г) ___ (предложения 15-16)».

1) разговорная лексика

3) сравнительный оборот

6) вставная конструкция

7) риторическое обращение

8) риторический вопрос

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Adblock
detector