Обоснованная теория: происхождение, характеристики, примеры
Содержание:
В обоснованная теория Это систематический метод в социальных науках, который требует построения теорий на основе сбора и анализа данных. В отличие от гипотетического дедуктивного метода, это методология индуктивного исследования.
Обоснованная теория зародилась в Чикагской школе социологии, когда Барни Глейзер и Ансельм Штраус решили опубликовать книгу. Открытие обоснованной теории. В этой книге они объясняют, как открытие теории может быть обеспечено на основе тщательно собранных и проанализированных данных социальных исследований.
Глейзер и Штраус разработали этот подход в 1960-х годах.Оба создателя были социологами, и теория была разработана ими обоими. Однако у них была разная академическая и личная подготовка, но в то же время взаимодополняющая.
Штраус имел признанный послужной список в проведении качественных исследований; Во время учебы в Чикагском университете он влюбился в этот подход. Кроме того, на Штрауса оказали влияние Р. Парк, У. Томас, Дж. Дьюи, Г. Х. Мид, Э. Хьюз и Х. Блумер.
Со своей стороны, Глейзер родился в Колумбийском университете с сильными традициями количественных исследований. Его вдохновили и повлияли работы П. Ф. Лазарфесфельда, который был великим новатором в области количественного и качественного анализа данных.
Во время обучения на Глейзера оказали влияние Х. Хайман, Бартон, Б. Макфи, Б. Берелдсони и другие. Написав эту книгу по методологии, Глейзер и Штраус стремились узаконить качественные исследования и, кроме того, продемонстрировать возможность построения теорий на основе данных.
Открытие обоснованной теории он был задуман, чтобы предложить исследователям выйти за рамки простых этнографических описаний.
Задний план
Среди наиболее важных предшественников открытия обоснованной теории — работы Лазарфесфельда (1984) о построении эмпирических индексов на основе понятий.
Основы обоснованной теории разработаны с помощью аналитической методологии и процедур индуктивного качественного анализа, открытых в 1950-х и 1960-х годах социологами и студентами.
Характеристики обоснованной теории
— Обоснованная теория является индуктивной, поскольку она направлена на создание или создание теорий на основе наблюдаемых данных. Расследование с использованием этой методологии должно начинаться с вопроса или только со сбора качественных данных.
— Позволяет противопоставить существующие теории новым теориям.
— Основная теория будет полезна как для академических кругов, так и для заинтересованных сторон.
— Он основан на прагматизме Дж. Дьюи и символическом интеракционизме Х. Блюмера.
— Процесс гибкий, эмерджентный, постоянно строится.
— Использует методы сбора, такие как интервью, наблюдение, обсуждение, запись заметок, дневники жизни и другие.
— Исследователи собирают данные и классифицируют их по категориям.
— Сам метод предлагает руководство для определения категорий и установления отношений между ними.
— В отличие от других процессов, он позволяет собирать и анализировать данные до тех пор, пока категории не станут насыщенными.
— Чтобы выбрать центральную категорию, другие категории должны быть связаны с ней. Кроме того, данные должны повторяться, а индикаторы должны указывать на них.
— После категоризации следующим шагом является кодирование категорий.
— Этот подход основан на четырех шагах: открытое кодирование данных или информации, осевое кодирование информации, выборочное кодирование и определение границ возникающей теории.
— Для обоснованной теории важны данные, а не исследователь.
— Исследователь просто свидетель при сборе данных.
— Исследователь должен быть открыт для изменений, пока не достигнет уровня насыщения.
— Исследователь должен иметь способность мыслить абстрактно
Определение обоснованной теории от разных авторов
Glaser
Для Глейзера (1992) обоснованная теория — это методология анализа, которая начинается с систематического сбора данных с целью создания индуктивной теории в существенной области.
Штраус
Штраус (2004) указывает, что «обоснованная теория — это не теория, а методология для открытия теорий, которые дремлют в данных».
Чармаз
Со своей стороны, Чармаз (2005) определяет его как набор систематических индуктивных методов для проведения качественных исследований, направленных на развитие теории.
Примеры
Математика из обоснованной теории
В 2014 году Гильермо Антонио Арриас Мартинес применил обоснованную теорию на основе обработки данных, собранных в его магистерской работе под названием Дидактические ситуации в виртуальной среде: взгляд на математическое образование с обоснованной теории.
Его цель заключалась в выработке теоретического подхода к дидактическим ситуациям в виртуальной среде.
Арраиз пришел к выводу, что, используя эту методологию в математическом образовании, исследователь сможет рефлексивно генерировать новые теоретические постулаты.
Эти постулаты будут разрабатываться на основе реальности и практики профессии, тем самым способствуя развитию знаний и дисциплины.
Уход за тяжелобольными
В области здравоохранения обоснованная теория позволяет медсестрам контекстуализировать уход за пациентами.
Это позволит лучше понять субъективный опыт людей, у которых диагностировано серьезное заболевание или которые находятся в процессе смерти.
Это позволит им оказывать пациентам грамотную и комплексную помощь. Благодаря обоснованной теории природу человеческого поведения можно будет лучше понять, создав теории о психосоциальных явлениях.
Вина у психопатов
Вклад обоснованной теории в изучение вины мошенников с высокой и низкой степенью психопатии.
Для проведения этого расследования были опрошены 10 субъектов, лишенных свободы за мошенничество, а затем к 34 лишенным свободы субъектам был применен контрольный список психопатии.
Были опрошены те, у кого были самые высокие и самые низкие баллы. Ответы были проанализированы с применением обоснованной теории.
Таким образом, были найдены новые категории, появившиеся на основе данных.
При сравнении наличия этих категорий в соответствии с оценками психопатии было обнаружено, что вина была связана с более внутренним и контролируемым локусом.
Они также обнаружили связь с чувством, сосредоточенным на других, что подчеркивает моральные аспекты людей и их ситуации.
Теория заботы о чести
Другой пример применения этого подхода — теория «Забота с честью», используемая в Департаменте по делам ветеранов США (VA), где они оказывают ветеранам стационарную и амбулаторную медицинскую помощь.
Теория представляет собой процесс развития, с помощью которого медицинские работники взаимодействуют с ветеранами посредством процесса инкультурации, связи, свидетельства, чести, заботы и сочувствия.
Когда медицинские работники общаются с ветеранами, особенно ветеранами боевых действий, они начинают понимать, что им нужно особое, разное внимание.
Это потому, что они пережили моменты, которые оставят неизгладимые психологические следы. В этом процессе сочувствия медицинский работник чувствует твердое обязательство позаботиться о них с честью.
Ссылки
- «Пример информативных текстов» Получено с: redalyc.org
- Текстовая информация: определение, характеристики, предыстория. Получено с: books.google.co.ve
- Информационные тексты. Получено с: atlasti.com
- «Пример информативных текстов» Получено с: scielo.isciii.es
- Информационные тексты. Получено с: goundedtheoryreview.com
- «Пример информативных текстов» Получено с: revistavirtual.ucn.edu.co
Семантическая память: функциональные и связанные с ними расстройства
Источник
«У Ч Е БН О — М Е Т О Д И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С Дисциплина:М2.Б.2 Методология политической науки Направление: Политология 030200.68 Основная образовательная . »
ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСК ИЙ (СЛАВЯНСКИЙ)
У НИ В Е Р С И Т Е Т
Составлена в соответствии с У Т В Е Р Ж ДАЮ :
государственными требованиями к
ми н и м у м у с о д е р ж а ни я и у ро вн ю Ректор А.Р. Дарбинян
подготовки выпускников по указанным
направлениям и Положением «Об УМК Д “_”_ 2012 г.
Институт: Права и политики Кафедра: Политической теории Автор: д.филос.н., проф. Мирумян Р.А.
У Ч Е БН О — М Е Т О Д И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С
Дисциплина:М2.Б.2 «Методология политической науки»
Направление: «Политология» 030200.68 Основная образовательная программа магистратуры: «Теория и методология политической науки»
ЕРЕВАН
Введение Проблемы производства социального знания связаны с рефлексией процедур верификации и легитимации знания, его координации с реальными социальными процессами. Это уже уровень методологической рефлексии. Чтобы понять социальные практики, следует понять механизмы производства социального знания. Отталкиваясь от методологической оценки политической науки, первая часть курса сконцентрирована на теоретическом уровне методологического анализа.
Выделяются этапы методологического анализа дисциплины, рассматриваются основные методологические подходы (парадигмы).
Вторая часть курса посвящена изучению конкретно-методический уровень методологии.
Подробно рассматриваются конкретные прикладные методики политического анализа.
Третья часть курса посвящена основам шкалирования, статистической обработки данных, их графического представления, а также методикам подготовки итоговых документов по результатам исследований.
Цель курса Целью учебного курса является ознакомление студентов с широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современных политических исследованиях. В этой связи раскрываются ключевые понятия, связанные с методическим обеспечением теоретических и прикладных политологических исследований, изучаются базовые приемы обработки эмпирической информации и правила подготовки соответствующих аналитических заключений. В ходе семинарских занятий и выполнения учебных заданий студенты приобретают навыки практического применения методик политического анализа.
Задачи курса Основные задачи курса «Методология политической науки», состоят, во-первых, в том, чтобы способствовать углублению знаний студентов, полученных ими в результате освоения теоретических курсов политологических дисциплин, во-вторых, в приобретении навыков самостоятельной аналитической работы.
Кроме того, в результате изучения курса студент должен:
Иметь четкие представления об основных понятиях, связанных с методическим обеспечением теоретических и прикладных политологических исследований;
Приобрести навыки сбора, обработки и анализа эмпирической информации по политической проблематике;
Уметь пользоваться наиболее распространенными видами прикладных аналитических методик;
Научиться правильно оформлять и представлять результаты исследований;
Приобщиться к опыту «командной работы» в процессе выполнения прикладного проекта.
Требования к студентам, форма отчетности Посещение и активное участие студентов в семинарских занятиях обязательно. Пропущенные семинарские занятия подлежат отработке. Текущий зачет по обязательным для чтения первоисточникам обязателен. Каждый студент получат практическое задание по использованию изучаемых методов политического анализа. Проводится промежуточный зачет, на котором оценивается проведенное студентом практическое исследование. По результатам курса студенты стают экзамен.
Учебно-методическое обеспечение курса В учебном процессе используются: классические и проблемные лекции; семинарские занятия, проведение дебатов; аудиторные практические работы (по основам статистики); работа в малых группах.
Тематический план (Разделы дисциплины и виды занятий) по учебному плану:
Другие Практ. СеминаВсего Лекции, Лабор, виды Разделы и темы дисциплиные занятия, ры, часов часов часов занятий, часов часов часов 1 2 3 4 5 6 Тема 1. Методология политической науки как рефлексия над ее принципов познания Тема 2. Основные этапы развития становления методологии познания Тема 3. Основные парадигмы западной политической теории Тема 4. Генезис современной политической теории: М. Вебер об познания Тема 5. Проблема методологических оснований позитивизм Тема 6. Методология социального Тема 8. Развитие исследовательской современной ПН Тема 9. Основные иследовательские подходы (бихевиоральный, системный и структурнофункциональный, теория концепция публичности и коммуникативного действия Ю.
Хабермаса) Тема 1. Методология политической науки как рефлексия над ее основаниями и как система норм и принципов познания Общая характеристика научной методологии Методология политической науки и общие методы политического анализа Классификация методов политического исследования. Понятие исследовательского подхода.Общая характеристика научной методологии Основные этапы развития науки как контекст становления методологии познания. Наука как сфера деятельности по выработке и обобщению знаний о действительности. Характеристика основных этапов развития науки. Научные революции и специфика классической, неклассической и постнеклассической науки. Черты современного научного знания.
Определение понятия “методология науки”. История возникновения методологического знания (Аристотель, Ф.Бекон, Р.Декарт, И.Кант). Методология как рефлексия над основаниями науки и как система норм и принципов познания. Два уровня методологии: философская и специальнонаучная (внутринаучная).
Становление методологии социально-гуманитарного познания к середине ХХ в. Специфика методологического анализа в социальном познании в работах М.Вебера, Э.Гуссерля, В.Дильтея, Т.Риккерта, В.Виндельбанда, Г.Гадамера, К.Маркса, К.Поппера.
Методология политической науки и общие методы политического анализа Характеристика двух составляющих внутринаучной методологии: теоретикометодологической и конкретно-методологической или методической.
1. Теоретико-методологическая составляющая внутринаучной методологии. Определение методологии политической науки. Задачи методологического анализа в социальных науках по П.
Лазарсфельду: размещение проблем исследования, анализ содержания терминов и понятий, обоснование и объяснение техники исследования, систематизация выводов, формализация анализа Этапы методологического анализа научной дисциплины: оценка процедуры постановки научной проблемы; развитие предмета исследования; анализ языка и категориального аппарата дисциплины; оценка критериев достоверности (валидности); выявление основных принципов и анализ совокупности исследовательских средств.
Критерии достоверности (валидности) политологии: их неоднозначность и многомерность.
Позитивистское требование научности и объективности. Требования достоверности и систематизированности знания. Фиксация каузальных связей на массиве эмпирических наблюдений и данных. Общезначимость выводов. Постмодернистские процедуры обоснования достоверности социально-политический исследований. Политическое знание и практика. Проблема участия ученого в политике.
Язык и понятийно-категориальный аппарат политологии. Политический язык, политическая символика, понятийно-категориальный аппарат как средства политической коммуникации. Язык как средство и среда общения. Связь политической лексики с исторической ситуацией и общенаучным словарем эпохи. Этапа анализа понятия (анатомия, реконструкция, формулирование понятий).
Классификация методов политического исследования Конкретно-методологическая (методическая) составляющая внутринаучной методологии.
Определение научного метода.Общефилософская классификация научных методов. Общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др.). Методы эмпирического исследования (использование статистики, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение). Методы теоретического исследования (мыслительный эксперимент, идеализация).
Три группы методов, используемых в политическом познании: общенаучные, социальногуманитарные и специально-научные методы (по А.Дегтяреву).
Первая группа: общенаучные методы: а) логико-эвристические приемы (например, индукция и дедукция, анализ и синтез, определение и классификация, сравнение и аналогия, наблюдение и эксперимент, абстрактно-объяснительная интерпретация, верификация и фальсификация); б) философско-аксиологические принципы (например, принципы системного подхода, диалектики, структурного функционализма, психологического подхода).
Вторая группа методов: инструментарий, использующийся в социально-гуманитарных дисциплинах (социологические, исторические, сравнительный, институциональный методы, психологические тесты, шкалирование, методы изучения стереотипов и традиций, лингвистический анализ символов и знаков).
Третья группа методов: специально-научные приемы — методы политологического анализа (методы, наработанные в самой политологии, а также комбинирование, модификация методов других социальных наук в особый инструментарий, используемый лишь при анализе политических объектов). Собственно политологические методы: ситуационный анализ, ивент-анализ (метод анализа событий), метод сценариев (сценариотехника), позиционный и ресурсный методы, методы экспертных оценок, метод ПАТТЕРН — Planning Assistance Through Technical Relevance Number помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки; SWOT, специальные методики изображения расстановки политических сил и др.
Качественные и количественные методы. Количественные методы и их специфика. С. Райс «Количественные методы в социальных науках», Л. Ричардсон «Математическая психология войны». Особенности применения статистических методов политологии.
Особенности качественного исследования: личностная обоснованность, процессуальность, отказ от поиска объективной истины. «Обоснованная теория» как стратегия создания, «выращивания» теории (Глоссер, Страусс).
Сравнение качественных и количественных методов. Количественные методы: признание существования объективного мира; независимость изучаемой реальности от исследователя;
исключение субъективности, беспристрастность исследователя; формальный, свободный от контекста язык; дедуктивные обобщения; выявление причинно-следственных связей. Качественные методы: сосуществование множественных субъективных реальностей; взаимодействие исследователя с исследуемой реальностью; включенность исследователя, ценностная окрашенность исследования; неформальный, контекстно-специфический язык; индуктивные умозаключения;
«чувствительность» методов к контексту.
Исследовательские подходы (или методологии) как наиболее общие фундаментальные политологические методы. Методологический подход как логическая модель постановки и решения исследовательской проблемы. Связь понятия «подход» с понятием «парадигма» в трактовке Т. Куна.
Основные методологические подходы современной политической науки: институциональный, бихевиоральный (поведенческий), системный, структурно-функциональный, марксистский, неомарксистский, критико-диалектический, коммуникативный, психологический, подход с точки зрения теории рационального выбора и др.
Изображение основных исследовательских подходов в системе координат: по вертикали – теории микро- и макроуровня, по горизонтали — системные теории и теории, основанные на анализе политического поведения отдельных акторов. (по К. фон Бойме).
Периодизация развития методологии политической науки: классический период (до Х1Х в.);
институциональный период (Х1Х — начало ХХ в; бихевиоралистский период (20-70-е годы;
постбихевиоралистский этап (последняя четверть ХХ в.).
Источник