В зависимости от спектра излучения
Спектр излучения | Адаптации у животных | Адаптации у растений |
Ультрафиолетовое | ||
Видимый | ||
Инфракрасное |
Типы адаптаций растений и животных к свету
Тип адаптации | Растения | Животные |
Анатомо-морфологическая | ||
Физиологическая | ||
Поведенческая (этологическая) |
27. Приведите основные адаптации организмов к температуре. Заполните табл. 5.
Основные адаптации организмов к температуре
Тип адаптации | Организмы, обитающие в условиях высокой температуры | Организмы, обитающие в условиях низкой температуры |
Анатомо-морфологическая | ||
Физиологическая | ||
Поведенческая (этологическая) |
28. Приведите основные адаптации растительных организмов к различному уровню влажности. Заполните табл. 6.
Основные адаптации растений к влажности
Группа живых организмов | Основные адаптации (особенности) |
Гигрофиты | |
Мезофиты | |
Ксерофиты | |
Суккуленты | |
Склерофиты |
29. Рассмотрите типы взаимоотношений между организмами, используя табл. 7. Приведите по 2 – 3 примера к каждому из типов взаимоотношений.
Типы взаимоотношений между организмами
Тип взаимоотношений | Влияние взаимоотношений на организм | Пример |
А | Б |
При заполнении таблицы используйте следующие обозначения: «+» — влияние на организм положительное: «–» — влияние на организм отрицательное; «0» — влияние на организм не оказывается.
30. Раскройте понятия «зоогенные факторы», «фитогенные факторы». Рассмотрите типы взаимоотношений между растениями, используя табл. 8. Приведите 1 – 2 примера на каждый тип взаимоотношений.
Типы взаимоотношений между растениями
Тип взаимоотношений | Влияние взаимоотношений на организмы | Пример |
Экология популяций и сообществ
31. Дайте определение понятия «популяция». Охарактеризуйте основные виды структуры популяций. Почему изучение популяций является важным для биомониторинга?
32. Что понимается под биотическим потенциалом популяции? Почему он не реализуется полностью в природных условиях? Приведите кривые роста численности особей в популяциях.
33. Какие показатели характеризуют динамику популяции? Приведите механизмы, за счет которых регулируется численность особей в популяции.
34. Охарактеризуйте стратегии выживания живых организмов. Приведите примеры.
35. Дайте определение понятия «биоценоз». Какова структура биоценоза?
36. Охарактеризуйте видовой состав и видовое разнообразие как характеристика биоценозов. Приведите на примере лесного биоценоза.
37. Чем представлена вертикальная и горизонтальная структура биоценоза?
38. Приведите примеры организмов доминантов и эдификаторов. Чем они различаются по роли в биоценозах?
39. Приведите факторы, влияющие на ослабление или уничтожение популяции. Подтвердите примерами и заполните табл. 9.
Примеры воздействия факторов на популяции
Причины нарушения стабильности популяций | Результат нарушения | Меры охраны |
40. Что такое биологическое биоразнообразие и какие факторы влияют на него? Связано ли биологическое разнообразие разных трофических уровней?
41. Приведите классификацию исчезающих животных, принятую Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Назовите цель создания Красной книги животных и растений.
42. Изучите 10 видов редких растений, распространенных на территории Тамбовской области, заполните табл. 10 и сделайте вывод.
Анализ растений Красной книги Тамбовской области
Вид | Краткое описание | Распространение | Категория | Лимитирующие факторы | Меры охраны |
43. Изучите 10 видов редких исчезающих животных Тамбовской области, заполните табл. 11 и сделайте вывод.
Анализ животных Красной книги Тамбовской области
Вид | Категория | Распространение | Численность | Лимитирующие факторы | Меры охраны |
Экосистемный подход в экологии. Биосфера
44. Пользуясь предложенной схемой, обоснуйте утверждение: «Плодородная почва – сложная экологически уравновешенная экосистема».
Рис. 3. Схема образования почвы
45. Дайте определение понятиям «продуктивность» и «биомасса» экосистем. Назовите наиболее продуктивные экосистемы суши и океана. Что такое первичная и вторичная продуктивность? Приведите примеры.
46. Дайте определение понятия «экосистема». Из каких основных блоков она состоит. Охарактеризуйте их.
47. Что такое пищевая цепь? Какие пищевые цепи известны? Охарактеризуйте их.
48. Что общего и в чем различие понятий «экосистема» и «биогеоценоз»? Почему каждый биогеоценоз можно назвать экосистемой, но не каждую экосистему можно отнести к разряду биогеоценоза (в соответствии с определением В.Н. Сукачева)?
49. Приведите примеры естественных экосистем и заполните табл. 12.
Основные экосистемы Земли
Название экосистемы | Водная или наземная | Основные особенности |
50. Для экосистемы «Лес» определите типы взаимосвязей, существующих между видами организмов, населяющих экосистему. Заполните табл. 13.
Источник
Почвенная экосистема
На первый взгляд почва может показаться неживой, но если присмотреться, вы обнаружите, что она кишит жизнью. Некоторые животные, обитающие в почве, видны невооруженным глазом, например, дождевые черви и мелкие насекомые. Однако гораздо более многочисленны микроорганизмы, которые вы не видите, такие как бактерии, грибы и нематоды. Все организмы в почвенной экосистеме прямо или косвенно зависят от детрита, разлагающихся останков мертвых растений и животных.
Экосистема
Биологи определяют экосистему как набор организмов и среду, в которой они обитают. Питательные вещества, такие как азот, рециркулируются внутри экосистемы, передаются от одного организма к другому и в конечном итоге возвращаются в исходную точку. Энергия течет только в одном направлении, от источника, такого как разлагающееся растительное вещество, к организмам, которые могут использовать этот источник энергии, а затем, в свою очередь, стать пищей для других организмов. Ни один процесс преобразования энергии не является эффективным на 100 процентов, поэтому значительная часть энергии, которая поступает в почвенную экосистему, в конечном итоге расходуется в виде тепла.
Детрит
Остатки мертвых растений и животных, опавшие листья, навоз и другой органический мусор в совокупности называются детритом. Некоторые организмы, такие как дождевые черви и многоножки, измельчают детрит, что облегчает его переработку микроорганизмами. Бактерии и грибы в почве извлекают энергию и питательные вещества, необходимые им для роста из детрита, когда разлагают его. Конечным продуктом их работы является органическое вещество, называемое «гумусом». Бактерии и грибки могут стать пищей для крошечных нематод и насекомых, которые, в свою очередь, служат пищей для более крупных насекомых или животных, таких как птицы.
Энергия и питательные вещества
Основным источником энергии в этой пищевой сети, основанной на детрите, является солнце. Растения хранят солнечную энергию в виде химической энергии в своих листьях и тканях, и когда почвенные микроорганизмы переваривают разлагающийся растительный материал, они извлекают эту накопленную энергию. Как и в любой другой экосистеме, энергия проходит через пищевую цепочку в одном направлении – от детрита через микроорганизмы к нематодам, насекомым и более крупным животным. Однако питательные вещества циркулируют по экосистеме. Когда какой-либо из организмов в этой пищевой сети умирает, содержащиеся в них питательные вещества возвращаются в почву в виде детрита, чтобы снова пройти тот же путь.
Не все организмы, обитающие в почве, зависят от детрита. Некоторые виды бактерий поддерживают взаимовыгодные отношения с корнями растений в почве, обеспечивая ценные питательные вещества в обмен на пищу. Пищевая сеть на основе детрита имеет решающее значение для здоровья почвы, поскольку она возвращает питательные вещества от мертвых организмов в почву в виде гумуса, тем самым делая его доступным для растений.
Источник
Почвенная экосистема.
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Экология
тема: Экологические проблемы в связи с загрязнением почв
Студент Маркин Д. Р.
Руководитель Черникова О. А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
основная часть. 4
1. Почвенная экосистема. 5
2. ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ. 5
3. Структура почвы. 5
4. Минеральные элементы питания и способность почвы их удерживать. 10
5. Загрязнение почвы химическими веществами И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. 13
6. Потеря почвы. 17
7. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ В ПОЧВЕННОМ МОНИТОРИНГЕ. 20
8. БИОТЕХНОЛОГИЯ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ. 22
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема взаимодействия человеческого общества с природой приобрела особую остроту. Становится бесспорным, что решение проблемы сохранения качества жизни человека немыслимо без определенного осмысления современных экологических проблем: сохранение эволюции живого, наследственных субстанций (генофонда флоры и фауны), сохранение чистоты и продуктивности природных сред (атмосферы, гидросферы, почв, лесов и т. д.), экологическое нормирование антропогенного пресса на природные экосистемы в пределах их буферной емкости, сохранение озонового слоя, трофических цепей в природе, биокруговорота веществ и другие.
Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере.
Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.
Основная часть
Почвенная экосистема.
Важным этапом в развитии биосферы явилось возникновение такой ее части, как почвенный покров. С образованием достаточно развитого почвенного покрова биосфера — становится целостной завершенной системой, все части которой тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга.
ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ
Почвенный покров является важнейшим природным образованием. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой основной источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. Площадь земельных ресурсов мира составляет 129 млн. км 2 или 86,5% площади суши. Пашня и многолетние насаждения в составе сельскохозяйственных угодий занимают около 15 млн. км 2 (10% суши), сенокосы и пастбища— 37,4 млн. км 2 (25% суши). Общая пахотнопригодность земель оценивается различными исследователями по-разному: от 25 до 32 млн. км 2 .
Представления о почве, как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами появились лишь в конце XIX в., благодаря В. В. Докучаеву, — основоположнику современного почвоведения. Он создал учение о зонах природы, почвенных зонах, факторах почвообразования.
Структура почвы
Почва — это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва — это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. Почву можно определить как продукт выветривания, реорганизации и формирования верхних слоев земной коры под влиянием живых организмов, атмосферы и обменных процессов. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.
Горизонт A l — темно-окрашенный, содержащий гумус, обогащен минеральными веществами и имеет для биогенных процессов наибольшее значение.
Горизонт А 2 — элювиальный слой, имеет обычно пепельный, светло-серый или желтовато-серый цвет.
Горизонт В — элювиальный слой, обычно плотный, бурый или коричневой окраски, обогащенный коллоидно-дисперсными минералами.
Горизонт С — измененная почвообразующими процессами материнская порода.
Горизонт В — исходная порода.
Поверхностный горизонт состоит из остатков растительности, составляющих основу гумуса, избыток или недостаток которого определяет плодородие почвы.
Гумус — органическое вещество, наиболее устойчивое к разложению и поэтому сохраняющееся после того, как основной процесс разложения уже завершен. Постепенно гумус также минерализуется до неорганического вещества. Перемешивание гумуса с почвой придает ей структуру. Обогащенный гумусом слой называется пахотным, а нижележащий слой — подпахотным. Основные функции гумуса’ сводятся к серии сложных обменных процессов, в которых участвуют не только азот, кислород, углерод и вода, но и различные минеральные соли, присутствующие в почве. Под гумусовым горизонтом располагается подпочвенный слой, соответствующий выщелоченной части почвы, и горизонт, отвечающий материнской породе.
Почва состоит из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. В твердой фазе преобладают минеральные образования и различные органические вещества, в том числе гумус, или перегной, а также почвенные коллоиды, имеющие органическое, минеральное или органоминеральное происхождение. Жидкую фазу почвы, или почвенный раствор, составляет вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями, а также газами. Газовую фазу почвы составляет «почвенный воздух», включающий газы, заполняющие свободные от воды поры.
Важным компонентом почвы, способствующим изменению ее физико-химических свойств, является ее биомасса, включающая кроме микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные) еще и червей и членистоногих.
Образование почв происходит на Земле с момента возникновения жизни и зависит от многих факторов:
Субстрат, на котором образуются почвы. От характера материнских пород зависят физические свойства почв (пористость, водоудерживающая способность, рыхлость и т. д.). Они определяют водный и тепловой режим, интенсивность перемешивания веществ, минералогический и химический составы, первоначальное содержание элементов питания, тип почвы.
Растительность — зеленые растения (основные создатели первичных органических веществ). Поглощая из атмосферы углекислоту, из почвы воду и минеральные вещества, используя энергию света, они создают органические соединения, пригодные для питания животных.
С помощью животных, бактерий, физических и химических воздействий органическое вещество разлагается, превращаясь в почвенный гумус. Зольные вещества наполняют минеральную часть почвы. Неразложившийся растительный материал создает благоприятные условия для действия почвенной фауны и микроорганизмов (устойчивый газообмен, тепловой режим, влажность).
Животные организмы, выполняющие функцию преобразования органического вещества в почву. Сапрофаги (земляные черви и Др.), питающиеся мертвыми органическими веществами, влияют на содержание гумуса, мощность этого горизонта и структуру почвы. Из наземного животного мира на почвообразование наиболее интенсивно влияют все виды грызунов и травоядные животные.
Микроорганизмы (бактерии, одноклеточные водоросли, вирусы) разлагающие сложные органические и минеральные вещества на более простые, которые в дальнейшем могут использоваться самими микроорганизмами и высшими растениями.
Одни группы микроорганизмов участвуют в превращениях углеводов и жиров, другие — азотистых соединений. Бактерии, поглощающие молекулярный азот воздуха, называют азотофиксирующими. Благодаря их деятельности, атмосферный азот могут использовать (в виде нитратов) другие живые организмы. Почвенные микроорганизмы принимают участие в разрушении токсических продуктов обмена высших растений, животных и самих микроорганизмов в синтезе витаминов, необходимых для растений и почвенных животных.
Климат, влияющий на тепловой и водный режимы почвы, а значит на биологический и физико-химические почвенные процессы.
Рельеф, перераспределяющий на земной поверхности тепло и влагу.
Хозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, снижении и повышении их плодородия. Под влиянием человека меняются параметры и факторы почвообразования — рельефы, микроклимат, создаются водохранилища, проводится мелиорация.
Основное свойство почвы — плодородие. Оно связано с качеством почв. В разрушении почв и снижении их плодородия выделяют следующие процессы:
Аридизация суши — комплекс процессов уменьшения влажности обширных территорий и вызванное этим сокращение биологической продуктивности экологических систем. Под действием примитивного земледелия, нерационального использования пастбищ, беспорядочного применения техники на угодьях почвы превращаются в пустыни.
Эрозия почв, разрушение почв под действием ветра, воды, техники и ирригации. Наиболее опасна водная эрозия — смыв почвы талыми, дождевыми и ливневыми водами. Водные эрозии отмечаются при крутизне уже 1-2°. Водной эрозии способствует уничтожение лесов, вспашка по склону.
Ветровая эрозия характеризуется выносом ветром наиболее мелких частей. Ветровой эрозии способствует уничтожение растительности на территориях с недостаточной влажностью, сильными ветрами, непрерывным выпасом скота.
Техническая эрозия связана с разрушением почвы под воздействием транспорта, землеройных машин и техники.
Ирригационная эрозия развивается в результате нарушения правил полива при орошаемом земледелии. Засоление почв в основном связано с этими нарушениями. В настоящее время не менее 50% площади орошаемых земель засолено, потеряны миллионы ранее плодородных земель. Особое место среди почв занимают пахотные угодья, т. е. земли, обеспечивающие питание человека. По заключению ученых и специалистов, для питания одного человека следует обрабатывать не менее 0,1 га почвы. Рост численности жителей Земли напрямую связан с площадью пахотных земель, которая неуклонно сокращается. Так в РФ за последние 27 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12,9 млн. га, из них пашни — на 2,3 млн. га, сенокосов — на 10,6 млн. га. Причинами этого являются нарушение и деградация почвенного покрова, отвод земель под застройку городов, посёлков и промышленных предприятий.
На больших площадях происходит снижение продуктивности почв из-за уменьшения содержания гумуса, запасы которого за последние 20 лет сократились в РФ на 25-30%, а ежегодные потери составляют 81,4 млн. т. Земля сегодня может прокормить 15 млрд. человек. Бережное и грамотное обращение с землей сегодня стало самой актуальной проблемой.
Из сказанного следует, что почва включает минеральные частицы, детрит, множество живых организмов, т. е. почва — это сложная экосистема, обеспечивающая рост растений. Почвы — это медленно возобновляемый ресурс. Процессы почвообразования протекают очень медленно, со скоростью от 0,5 до 2 см за 100 лет. Мощность почвы невелика: от 30 см в тундре до 160 см — в западных черноземах. Одна из особенностей почвы — естественное плодородие —формируется очень длительное время, а уничтожение плодородия происходит всего за 5—10 лет. Из сказанного следует, что почва менее подвижна по сравнению с другими абиотическими составляющими биосферы.
Хозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, снижении и повышении их плодородия.
Источник