Конспект урока по сельскохозяйственному труду «Виды обработки почв и система применения удобрений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
10 класс . Тема «Виды обработки почвы и система применения удобрений»
Цель : повторить технологии и значение мелиорации, изучить виды обработки почвы, их значение. Повторить виды удобрений, выяснить значение системы применения удобрений.
-развитие внимания, техники чтения, логического мышления.
Оборудование : Таблица «Классификация удобрений»
Что такое мелиорация?
Какие виды мелиорации вы знаете?
Как защитить почву от эрозии?
Технология возделывания любой сельскохозяйственной культуры начинается с обработки почвы. Почву обрабатывают для того, чтобы создать оптимальные условия для выращиваемых растений.
■ Что обеспечивает обработка почвы?
разрыхление верхнего уплотненного слоя;
улучшение водного, воздушного режимов и режима питания;
очищение полей от сорных растений;
уничтожение вредителей и возбудителей болезней.
В процессе обработки в почву заделываются растительные остатки, удобрения.
Выделяют основную и поверхностную обработку почвы . Главное различие между ними состоит в глубине обработки при основной обработке она достигает 40 см, при поверхностной-8 см.
Основная обработка почвы— это наиболее глубокая сплошная обработка, проводят в конце лета или осенью под зиму (зяблевая вспашка). К основной обработке относят вспашку с оборачиванием слоев почвы (отвальная обработка почвы) и глубокое рыхление (безотвальная обработка почвы).
При отвальной обработке почвы пласт оборачивают не менее чем на 135°. Далее его необходимо раскрошить и плотно уложить без образования пустот. Пласты должны быть одного размера, а поверхность вспаханного поля идеально ровной. Все сорные растения, пожнивные остатки и внесенные удобрения должны быть заделаны в почву.
Отвальную вспашку широко используют при обработке почв в условиях Нечерноземной зоны с характерным для нее обилием влаги. Ежегодное оборачивание пласта приводит к проветриванию переувлажненных почв, улучшает условия жизнедеятельности микроорганизмов, в результате чего усиливаются процессы разложения органических веществ.
Испаханное осенью поле весной не подвергают повторной вспашке, поскольку она приводит к потере накопленной за зиму почвенной влаги.
Безотвальная обработка почвы — это периодическое (о в 4—5 лет) глубокое рыхление почвы до 40 см и ежегодное ее рыхление на глубину 7—8 см без оборачивания слоев.
Часто возникает вопрос: какую технологию обработки почвы предпочесть? Начинающему фермеру лучше всего придерживаться технологических карт, разработанных специалист ми для выращивания каждой культуры в конкретных почвенно-климатических условиях. Необходимо прислушиваться к советам опытных агрономов, работающих много лет в данном регионе. Постепенно накопится и собственный опыт.
Поверхностная обработка почвы .
К поверхностной обработке почвы относят следующие технологии.
Лущение применяют для одновременного рыхления верхнего слоя почвы и уничтожения стерни (пожнивных остатков), проводят сразу после уборки урожая. При лущении стимулируется прорастание сорных растений, которые уничтожаются при последующей зяблевой вспашке.
Лущение способствует накоплению органических веществ в результате заделки пожнивных остатков в почву. Особенно важно использовать лущение с оборотом пласта на тяжелых почвах, для которых характерны высокая плотность и малая микробиологическая активность.
На легких почвах в степной зоне эта технология оправдана только в случае сильного засорения поля многолетними сорными растениями, в других случаях лущение не проводится!
Культивация способствует рыхлению, перемешиванию почвы, а также выравниванию поверхности пашни после вспашки. Культивация может быть сплошной до посева культуры (например, весной по зяблевой вспашке) или междурядной при уходе за всходами пропашных культур.
Боронование обеспечивает рыхление почвы и частичное уничтожение сорных растений. Используют для разрушения крупных комьев земли и уничтожения почвенной корки.
Прикатывание почвы позволяет уплотнить поверхность поля и сделать ее ровной. Этот прием применяют, когда основная вспашка проходит незадолго до посева и почва не успевает осесть. Использование этого приема после посева оптимизирует условия прорастания семян, улучшая контакт их с почвой.
Система обработки почвы — это совокупность основной и поверхностной обработок почвы, выполняемых в определенной последовательности, в оптимальные сроки и с высоким качеством.
Поле, хорошо вспаханное осенью, требует минимальной весенней поверхностной обработки, поскольку зимний холод дополнительно рыхлит вспаханную почву.
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Выберите из перечня способов обработки почвы те, которые относятся к основной обработке: лущение (1), зяблевая вспашка (2), боронование (3), отвальная вспашка (4), безотвальная вспашка (5), весенняя вспашка (6).
2. Какую обработку почвы проводят сразу после уборки урожая зерновых с поля: боронование (1), лущение (2)?
3. Относится ли зяблевая вспашка к основной обработке почвы?
4. Составьте последовательность обработки почвы по временам года, используя следующие способы: 1) культивации 2) боронование; 3) зяблевая вспашка; 4) лущение; 5) рыхление
■ Составить блок-схему «Обработка почвы»
В результате выращивания сельскохозяйственных культур почва постепенно обедняется элементами питания, и растения начинают испытывать недостаток в азоте, фосфоре и калии. Одной из причин неурожаев является дефицит элементов питания. Основное средство повышения урожайности — внесение в почву удобрений.
■ Удобрения — это вещества, содержащие элементы питания растений и повышающие плодородие почвы .
Органические удобрения . Органические вещества растительного и животного происхождения не только обогащают почву всеми необходимыми для питания растений элементами, по и улучшают ее структуру, повышают ее воздухо — и влагоемкость. В результате жизнедеятельности микроорганизмом, содержащихся в огромном количестве в органических удобрениях, происходит процесс минерализации — постепенное превращение органических соединений, недоступных для питания растений, в легкодоступные простые формы.
5. Торф образуется в результате неполного разложения болотных растений, имеет высокую кислотность. Из питательных элементов торф содержит в значительном количестве только азот, но и тот находится в труднодоступной для растений форме. Все же торф увеличивает содержание органических веществ в почве, улучшает структуру, разрыхляет ее. Торф можно вносить в любое время года, его широко используют в сочетании с навозом для приготовления компоста. Эффективность торфа увеличивается при совместном применении с минеральными удобрениями. Одновременно с торфом рекомендуете, вносить известь.
7. Солома зерновых культур
Минеральные удобрения — это минеральные соли, содержащие химические элементы, необходимые для развития растений (в первую очередь азот, фосфор и калий).
Питательная ценность минеральных удобрений зависит от содержания в них действующего вещества. Действующее вещество (д. в.) — это основной элемент питания, содержащийся в удобрении. Действующим веществом в азотных удобрениях является азот в нитратной (N03) или аммонийной (N1I.J) форме, в фосфорных — фосфорный ангидрид (Р205), в калийных — ионы калия (К+), в извести — ионы кальция. Содержание действующего вещества в удобрении выражается в процентах. Кроме действующего вещества в состав минеральных удобрений входят различные сопутствующие вещества и наполнители. Минеральные удобрения выпускают в порошкообразной и гранулированной формах.
■ Выписать минеральные удобрения, используя текст учебника стр.164-166.
Система внесения удобрений .
Система внесения удобрений — это план внесения органических и минеральных удобрений для получения планируемого урожая. Знание системы внесения удобрений позволит владельцу крестьянского хозяйства значительно сократить расходы на приобретение удобрений и повысить эффективность их использования.
Существуют три основных способа внесения удобрений.
1. Основное допосевное внесение удобрений проводят обычно осенью под вспашку поля, огорода.
2. Рядковое внесение проводят непосредственно при посеве, оно обеспечивает растения элементами питания в начальный период развития.
3. Подкормки осуществляют в течение всего периода вегетации растений.
Главное назначение минеральных удобрений — дополнять запасы элементов питания в почве, в том количестве, которое способно эффективно поглощать растение. Необходимо учитывать, что минеральные удобрения повышают кислотность почвы.
При недостатке хотя бы одного элемента питания в почве требуется дополнительное его внесение в виде подкормки.
Подкормка — это внесение легкоусвояемых удобрений и период максимального потребления растением определенного элемента питания.
Подкормки могут быть твердыми, жидкими, некорневыми,
■ Найти в тексте учебника стр.166-167 и выписать в тетрадь – для чего и в какое время проводятся подкормки разных видов.
■ Ответьте на вопросы и выполните задания стр.168-169.
Источник
Разработка урока по технологии «Обработка почвы»
Получите 5000 руб. за каждого привлечённого клиента
Количество клиентов и сумма вознаграждения неограничена
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хорошовская средняя школа»
Рославльский район Смоленская область
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ (5 класс)
Учитель Шорохова Н.А.2013 год
Тема: «Рыхление почвы на пришкольном участке»
Образовательные – научиться правильно проводить обработку почвы, углубить познания о целесообразности рыхления почвы.
Развивающие – логическое мышление, двигательная сноровка.
Воспитательные – познавательный интерес к сельскохозяйственному труду, трудолюбие, аккуратность.
Практическая работа: Весенняя обработка почвы.
Оснащение и оборудование: Компьютер, проектор, экран, кроссворд «Огородный инвентарь», огородный инвентарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Проверка готовности учащихся к уроку.
-Сообщение темы, целей, плана урока.
-Настрой учащихся на занятие.
-Повторение (проверка ранее изученного материала).
II . Давайте вспомним ранее изученный материал.
Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений или их агротехнику, которая включает
обработку почвы. Решим кроссворд (Приложение 1).
внесение удобрений;
подготовку семян и посадочного материала к посеву (посадке);
посев и посадка;
уход за растениями;
защиту растений от сорняков, болезней и вредителей;
уборку урожая.
Вывод:
Вы знаете о приемах обработки почвы достаточно. Отвечали полными, правильно построенными предложениями. Применяли слова, связанные с сельским хозяйством при своих ответах. Интересно со знанием дела объяснили приемы и способы обработки почвы.
I II . Подготовка к практической работе.
1. Объясните последовательность работы.
2. Повторим технику безопасности с садово-огородным инвентарем до начала работы, во время работы, после окончания работы, опасности в работе.
Вывод: Последовательность работ составили правильно. Верно назвали, показали огородный инвентарь и объяснили его применение в работе. Технику безопасности знаете. Вас можно допустить к выполнению практической части урока.
I V.Практическая часть.
1.Что изучали на уроке?
2.Какую практическую работу выполняли?
3.В какое время года хороший хозяин выполняет эту работу?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 518 человек из 73 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 29.09.2021
- Сейчас обучается 76 человек из 42 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-268068
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник