Урок 27
Обработка почвы
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Обработка почвы.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с агротехническими приемами обработки почвы.
Технологии растениеводства и животноводства
§42. Технологии обработки почвы
Одна из отраслей сельского хозяйства России — растениеводство — занимается возделыванием культурных растений (агрокультур). К ним относятся зерновые, бахчевые, овощные и другие культуры. Большую часть культурных растений выращивают в условиях производства — в теплицах или в открытом грунте. Некоторые виды растений люди высаживают на своих дачных или приусадебных участках.
Состав и свойства почвы
Почва является средой для выращивания агрокультур. Как вы уже знаете из уроков биологии, растения берут из почвы все необходимые питательные вещества, поэтому очень важно знать состав и свойства почвы. Почва — это рыхлый поверхностный слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения.
В своём составе почва имеет минеральную и органическую составляющие. Минеральная часть почвы включает в себя песок и глину. В зависимости от соотношения механических частиц — песка и глины — почвы делят на глинистые и суглинистые, песчаные и супесчаные. Для растениеводства лучшими считаются суглинистые и супесчаные почвы. Органическая часть почвы состоит из остатков растений и животных, которые постоянно подвергаются воздействию бактерий и микроорганизмов. В результате образуется перегной (гумус), который улучшает Структуру почвы, обогащает её питательными веществами.
Важнейшим свойством почвы является сё плодородие, то есть способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна содержать достаточное количество питательных веществ, запас воды и воздух для дыхания корней растений.
Подготовка почвы под посадку
Для того чтобы сохранить и улучшить плодородие почвы, применяют специальные агротехнические приёмы обработки: основную, предпосевную и послепосевную. Рассмотрим эти приёмы на примере овощных культур.
Основою обработку почвы выполняют весной или осенью после уборки урожая предшествующей культуры. Она включает в себя лущение и вспашку.
Лущение — это неглубокое рыхление поверхностного слоя почвы. Его проводят с помощью лущильных агрегатов — дисковых или лемешных. Это позволяет частично уничтожить вредителей и подрезать сорняки, а их семена заделать во влажный слой почвы, чтобы дать им возможность прорасти, а затем уничтожить зяблевой вспашкой. Глубина лущения зависит от засорённости почвы сорняками: для слабо засорённых составляет 5—6 см, для сильно засорённых — 10—12 см. Рыхление дисковыми лущильниками называется дискованием.
Зяблевую (осеннюю) вспашку проводят через две-три недели после лущения, когда появятся всходы сорняков. Если культуры убирают поздней осенью, то выполняют только лущение, а вспашку осуществляют весной. Её глубина зависит от особенностей возделываемых культур, типа и качества почвы: на супесчаных почвах — 25—27 см, на суглинистых — до 40 см.
При промышленном производстве овощных культур все технологические процессы механизированы, обработка почвы выполняется с помощью современных машин и агрегатов (рис. 132, а—г). Механизация технологических процессов в овощеводстве позволяет повысить производительность отрасли, уменьшить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность.
Весеннюю обработку почвы на приусадебных, дачных и пришкольных участках проводят лопатой, ручным культиватором или рыхлителем на глубину 5—8 см, а зяблевую — мотоблоком (рис. 132, д) или лопатой (рис, 132, е) на глубину 25—27 см.
Перед вспашкой вносят органические (навоз, торф, компост) или минеральные (фосфорные, калийные) удобрения. Количество и вид удобрения зависят от выращиваемой культуры и состава почвы.
Весеннюю обработку почвы начинают весной с раннего боронования — рыхления и выравнивания почвы на глубину 4—5 см для сохранения в ней влаги и культивации — рыхления почвы и подрезания в ней сорняков. При промышленном производстве культур эти виды обработки, а также нарезание гребней (см. рис. 132, в) и гряд (см. рис. 132, г) происходит с применением современных агрегатов. На приусадебных, дачных и пришкольных участках культивацию проводят с помощью ручных орудий.
Послепосевная обработка почвы делится на основную и междурядную. Основная заключается в прикатывании посевов в целях уплотнения почвы и бороновании, а междурядная — в рыхлении. До появления всходов, чтобы помочь росткам пробиться, верхний слой почвы (корку) разрушают лёгкими боронами или ручными граблями. В засушливую погоду несколько раз малыми дозами проводят полив почвы для ускорения появления всходов. После полива или дождя почву снова разрыхляют. Затем в процессе роста и развития растений почву постоянно рыхлят культиваторами или мотыгами. Причём почву под корнеплодами рыхлят сначала неглубоко — на 3—5 см, затем глубину рыхления постепенно увеличивают до 12—14 см. C такими культурами, как огурцы, томаты и капуста, поступают наоборот: почву рыхлят сначала на глубину 12—14 см, а затем — на 3—5 см.
Правила безопасной работы
1. Выполнять только те работы, которые указал учитель.
2. Соблюдать заданную последовательность операций.
3. Разбрасывать органические удобрения только совками или лопатами.
4. Работать аккуратно, чтобы удобрение не попало в лицо.
5. Работать с удобрениями на участке только в рабочей одежде и перчатках (рукавицах).
6. Не принимать пищу во время работы с удобрениями.
7. Не нюхать и не определять на вкус органические удобрения.
8. Переносить и передавать ручные инструменты рабочей частью вниз.
9. После работы вымыть руки с мылом.
Знакомимся с профессиями
Тракторист-машинист — специалист, который управляет гусеничными и колесными тракторами в комплексе с навесными и прицепными машинами и орудиями для обработки почвы. Непосредственно участвует во всех сельскохозяйственных работах. Может работать на рассадопосадочных машинах и уборочных комбайнах, на специальном оборудовании. Под руководством агронома выполняет все агротехнические приёмы обработки почвы: основную, предпосевную и послепосевную, посев, уборку и транспортировку урожая.
Практическая работа № 4
Подготовка почвы к осенней обработке
Вам потребуются: грабли, лопата, ведро, полуперепревший навоз, совок, рабочий халат, перчатки (рукавицы).
1. Уберите растительные остатки с участка.
2. Распределите по участку органическое удобрение — полуперепревший навоз (компост).
3. Разгребите равномерно граблями удобрение по участку.
4. Вскопайте почву лопатой, не разбивая комьев.
5. После работы очистите инструменты и поместите их в отведённое место.
6. Вымойте руки с мылом.
Запоминаем опорные понятия
Агрокультуры; почва; агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Выясните, выполнив поиск в Интернете, от чего зависит и чем опасно для человека загрязнение почвы. Что такое эрозия почвы? Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий.
Проверяем свои знания
1. Какую почву называют плодородной?
2. В чём различие основной, предпосевной и послепосевной обработки почвы?
3. Как вы будете рыхлить почву на грядке с морковью; с огурцами?
Источник
Презентация к уроку по технологии в 6 классе на тему Виды обработки почвы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основы обработки почвы Под обработкой почвы понимают воздействие на неё спец.машинами и орудиями труда. Обработкой можно взрыхлить пахотный слой или уплотнить его, избавиться от сорняков,заделать в почву удобрения, дернину, стерню, придать поверхности определённое строение для борьбы с эрозией , уничтожить в почве зачатки болезней, вредителей, углубить пахотный слой, припахав часть подпахотного подготовить верхний слой для посева семян.
1. Рыхление 2. Уплотнение 3. Перемешивание 4. Оборачивание 5. Подрезание сорняков 6. Выравнивание 7. Нарезка борозд, образование гряд и гребней.
Технологические процессы при обработке почвы: Разовое воздействие на почву почвообрабатывающими машинами или орудиями называют приемом обработки почвы. Каждым приемом обработки выполняют одну или несколько технологических операций. Основные: рыхление оборачивание перемещение подрезание сорняков выравнивание поверхности , уплотнение , поделка гряд , гребней , ячеек , борозд и т . д
Приёмы основной обработки почвы: Основная обработка — первая после уборки предшественника наиболее глубокая обработка почвы. Наиболее распространены следующие приёмы основной обработки почвы: культурная вспашка, безотвальное рыхления, плантажная вспашка, фрезирование. Иногда основную обработку почвы не проводят.
Виды вспашки 1. Оборот пласта; 2. Взмет пласта; 3. Культурная вспашка.
Приёмы поверхностной обработки. Поверхностный считают обработку, когда глубина её не превышает 12—14см.. Или после него. Иногда некоторые приёмы поверхностной обработки применяют вместо приёмов основной.
Основные приемы обработки почвы: 1. Лущение — приём обработки, при которой происходит рыхление, частичное оборачивание, перемешивание почвы и подрезание сорняков.
2. Культивация — рыхление и перемешивание почвы. Глубина её обычно от 5-6 до11-12см. Культиваторы используют для сплошной и междурядной обработки.
3. Боронование — приём обработки, при котором рыхлятся, перемешивается и выравнивается поверхность почвы, частично уничтожаются и подрезаются проростки сорняков. Боронование может быть самостоятельным или проводиться одновременно со вспашкой.
4. Прикатывание — обеспеченность выравнивание и уплотнения почвы. Уплотнение почвы позволяет добиться равномерной заделки семян.
Система обработки почвы Ряд приёмов обработки почвы, выполняемых в определённой последовательности для решение тех или других задач, составляют систему обработки почвы. Наиболее важные системы обработки почвы: 1) под озимые культуры; 2) под яровые культуры; 3) орошаемых культур; 4) почв.
Оценка качества обработки почвы 1. Отсутствие огрехов 2. Соблюдение установленной глубины 3. Глыбистость поверхности поля
А сейчас повторим пройденное! Готовы?
1. Перечислите задачи обработки почвы. 2.Что такое основная обработка почвы, каковы ее приемы? 3. перечислите приемы поверхностной обработки почвы. 4. Какие требования предъявляют к качеству обработки почвы.
Мультимедийный урок по предмету «Агрономия» Выполнил: обучающийся 2-ого курса 245группы Петрунин Александр Под редакцией: преподавателя «Информатики» ПЛ-85 Стариковой.Т.В. преподаватель «Агрономии» ПЛ-85 Емельяновой.В.И. ПЛ-85 2006 год
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 519 человек из 73 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 29.09.2021
- Сейчас обучается 76 человек из 42 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-123196
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Разработка урока по технологии «Обработка почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хорошовская средняя школа»
Рославльский район Смоленская область
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ (5 класс)
Учитель Шорохова Н.А.2013 год
Тема: «Рыхление почвы на пришкольном участке»
Образовательные – научиться правильно проводить обработку почвы, углубить познания о целесообразности рыхления почвы.
Развивающие – логическое мышление, двигательная сноровка.
Воспитательные – познавательный интерес к сельскохозяйственному труду, трудолюбие, аккуратность.
Практическая работа: Весенняя обработка почвы.
Оснащение и оборудование: Компьютер, проектор, экран, кроссворд «Огородный инвентарь», огородный инвентарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Проверка готовности учащихся к уроку.
-Сообщение темы, целей, плана урока.
-Настрой учащихся на занятие.
-Повторение (проверка ранее изученного материала).
II . Давайте вспомним ранее изученный материал.
Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений или их агротехнику, которая включает
обработку почвы. Решим кроссворд (Приложение 1).
внесение удобрений;
подготовку семян и посадочного материала к посеву (посадке);
посев и посадка;
уход за растениями;
защиту растений от сорняков, болезней и вредителей;
уборку урожая.
Вывод:
Вы знаете о приемах обработки почвы достаточно. Отвечали полными, правильно построенными предложениями. Применяли слова, связанные с сельским хозяйством при своих ответах. Интересно со знанием дела объяснили приемы и способы обработки почвы.
I II . Подготовка к практической работе.
1. Объясните последовательность работы.
2. Повторим технику безопасности с садово-огородным инвентарем до начала работы, во время работы, после окончания работы, опасности в работе.
Вывод: Последовательность работ составили правильно. Верно назвали, показали огородный инвентарь и объяснили его применение в работе. Технику безопасности знаете. Вас можно допустить к выполнению практической части урока.
I V.Практическая часть.
1.Что изучали на уроке?
2.Какую практическую работу выполняли?
3.В какое время года хороший хозяин выполняет эту работу?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 519 человек из 73 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 29.09.2021
- Сейчас обучается 76 человек из 42 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-268068
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник