Меню

Образование почв их разнообразие география 8 класс

Презентация по географии 8 класс: «Образование почв и их разнообразие».
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему

Урок изучения нового материала по географии 8 класса.

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.pptx 1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образование почв и их разнообразие. Работу подготовила учитель МКОУ Михайловской СОШ – Галина Михайловна Мойсеева География 8 класс

Цели и задачи урока: Формировать знания о почвах, показать вклад В.В.Докучаева в создании науки «почвоведения »; Познакомить с новыми терминами; Продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами и схемами.

План урока: Понятие «Почва»; Почвообразующие факторы; Роль Докучаева В.В. В изучении почвы ; Вещества почвы; Основные свойства почв; Почвенный профиль ; Видеофильм «Почва» ; Закрепление изученного; Тест.

Что такое почва? Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Плодородие почвы , т. е. ее способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы.

Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта». Почему? (1846-1903) Докучаев В.В. Почва определяет растительный покров и сама зависит от него. В1886 г. дал определение почвы как плодородного поверхностного слоя Земли, созданного совместным воздействием всех компонентов природы. Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв подчинено закону широтной зональности на равнинах и высотной поясности в горах. Важнейшей причиной зональности почв В.В.Докучаев назвал изменение климата, его главных характеристик – режима увлажнения и температурного режима .

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПОЧВ:

Горизонт накопления Горизонт вымывания Горизонт вмывания Материнские породы Плодородие почв 1. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. 2. Важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания химические элементы. А 1 А2 В С

Плодородие почв зависит от мощности горизонта накопления.

Механический состав почв Глинистые, суглинистые (тяжёлые) — плохо пропускают воду; Песчаные, супесные (лёгкие) — легко пропускают воду.

Структура почв Бесструктурные (диаметр частиц до 0,05 мм): пылеватые Структурные почвы (диаметр частиц до 10 мм): комковатые, зернистые Структура почв важна для развития растительности. Она обеспечивает проницаемость воздуха, влаги, питательных веществ

Почвенный профиль. Материнская порода Горизонт вмывания Горизонт вымывания Гумусовый горизонт Лесная подстилка Почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

Обобщим изученное: Что называют почвой? Назовите факторы почвообразования. Почему В.В.Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта»? Как различаются почвы по механическому составу? Назовите основное свойство почвы. Почему почва должна быть рыхлой? Какая структура считается лучшей? Назовите почвенные горизонты.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование почв и их разнообразие

Презентация по теме «Почвы и почвенные ресурсы» по географии 8 класса к учебнику География России И.И.Бариновой.

Конспект урока по теме: «Образование почв и их разнообразие»

Урок изучения нового материала о почвах в 8 классе.

Презентация для 8 класса «Образование» раздел «Сфера духовной культуры»

Для актуализации знаний предложены задания из ГИА, на этапе освоения новых знаний применяются приемы технологии развития критического мышления: фишбоун и кластер. Предусмотрена работа с ФЗ «Об образов.

Презентация к уроку природоведения по теме: «Образование почв и их разнообразие»

Свойства почв ,виды почв.

конспект урока по географии «Образование почв и их разнообразие»,8 класс

Конспект урока по географии «Образование почв и их разнообразие»,8 класс. Классическая линия.

Презентация по теме «Образование почв и их разнообразие».

Разработка урока в виде презентации по географии для 8 класса на тему «Образование почв и их разнообразие».

презентация и конспект к уроку «Почвы и их разнообразие»»

Урок формирования знаний о почвах, раскрывает значение почв в природе и жизни людей.В конспекте урока и в презентации есть тест, который даст возможность проверить усвоение материала .

Источник

план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»8 класс.

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.docx 33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование почв и их разнообразие.

  • обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
  • показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
  • сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы как особом природном теле (компоненте), об её уникальной роли в круговороте веществ;
  • показать научный подвиг В.В Докучаева и знаний его трудов в науке и практике;
  • познакомить с новыми терминам;
  • продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами .

Оборудование: карты – физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, электронный учебник, интернет.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)

Основное содержание: В.В Докучаев – основатель науки « Почвоведение». Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат, растения и животные, время, деятельность человека.

Состав почвы. Почвенный профиль. Плодородие – основное свойство почвы.

Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль.

1) Организационный момент.

На данном уроке организация познавательной деятельности учащихся является главной для учителя, поэтому учащийся сразу же вовлекается в активную беседу, отвечая на вопросы учителя.

2) Актуализация знаний по теме в форме фронтального опроса.(Слайд 1)

  • Что такое почва?
  • Чем отличается почва от горной породы?
  • Отчего зависит плодородие почвы?
  • Какие почвы Евразии вам известны?
  • К каким компонентам — живой или не живой природы относится почва?

Так учащиеся подводятся ключевому вопросу, который для многих стал проблемой, заинтересовал и стимулировал поиск ответа.

Изучение нового материала. (Слайд 2-3) «Образование почв и их разнообразие»

— Сегодня мы узнаем ,

как образуется почва;

какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы;

— Что такое почвенные горизонты.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.

— Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.

Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.

Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)

Сказочно богаты недра на Родины. В подземных кладовых хранятся великое множество сокровищ, необходимые для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)

Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.

Слово «земля» в русском языке имеет много значений.

Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.

Писатель М. Алексеев в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную. Слайд 10)

Как бы сужаясь, слово то заключает в себе и большие поля, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, и все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.

Отношение русского человека к земле отразилось в поговорке: « Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Без хозяина земля круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». ( Слайды 11-13)

О родной земле человек сложил самые сокровенные песни.(прослушивание песни).

Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым. ( Слайд) Земля — мать человеку, его кормилица, и отношение к ней было свято.

— Что же такое почва, каков её состав. Обратимся к справочникам, словарям и поищем ответ в Интернете. ( Слайд 14)

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

До конца х׀х века почву считали просто верхним геологическим слоем Земли и не видели разницу между нею и, например, черными глинами, залегающими иногда а нескольких десятков метров от поверхности. ( Слайд 15)

*Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества ( песок, ил, глина, щебень).

*Жидкая часть — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.

* Газообразная часть – почвенный воздух.

Тысячи лет человек пахал землю, засеивал её, собирал урожай. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего находил из собственного опыта. В России изучение почв началось в хv веке с описанием всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат « О слоях Земных» где он ставит вопрос: « Что есть почва?» и отвечал: « Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».

К середине х׀х века в России были уже описаны многие земли и начали составлять почвенные карты. В 1875 году В.В.Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Основателем науки « Почвоведение» стал русский ученый В.В Докучаев. ( Слайд – портрет 17) Наука о почве родилась в 1883 году, когда вышла книга Докучаева « Русский чернозем». ( Слайд 18)

В.В Докучаев (1846-1903 г.г.) – основоположник научного (слайд 17) почвоведения.

  • Доказал зональность распределения почв на Земле.
  • Установил роль почвообразующих факторов.
  • Утверждая, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.

Выступление ученика о В.В. Докучаеве (2 мин.)

Рассмотрим условия образования почв

Ведь когда-то на Земле вообще не было почв? Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см – в тундре, до 2 см – в степях.

Вот что говорится об этом в одном из сказаний североамериканских индейцев: «Вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали её: это образовало землю. Постепенно стали произрастать растения на земле, их листья опадали и образовывали ещё большие земли. Тогда стали расти сосны, и их иглы и шишки опадали каждый год и с другими листьями и корой образовывали большие земли,… Так рос мир — и так он растет теперь» (Слайд-рисунок 19),(показ фильма «Образование почвы(органно-минеральной матрицы)

В этом сказании хотя и наивно, но совершенно правильно рассказывается об образовании почвы. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы – микробы и растения. Тогда-то и началась история почвы. Растения и другие живые организмы отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы – перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. (Слайд 20 — факторы почвообразования).

Анализ рисунка – выявляются факторы, влияющие на процесс образования почвы: (слайд 21).

  • Материнские породы, которые определяют механический состав почвы;
  • Растения, животные, микроорганизмы, обогащающие почву органическим веществом, гумусом;
  • Климат, влияющий на тип почвы – промывные, засоленные;
  • Рельеф, который влияет на количество влаги и тепла, на механический состав почвы;
  • Время, точнее историческое время, т.к. процесс почвообразования весьма продолжителен;
  • Деятельность человека, которая либо приводит к истощению почв, либо поддерживает их естественное плодородие и даже улучшает их свойства.

Каково же строение почв?

До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт – гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозём, бурозём, серозём). В процессе образования почв образуются несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образуют почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Всем вам, наверняка, приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном слое склоне оврага, при вскапывании огорода.

(слайд 22 — почвенный профиль )

Работа с почвенным профилем:

  • А(0) — лесная подстилка.
  • А(1) — Гумусовый горизонт( чем он мощнее, тем плодороднее почва)
  • А(2) — горизонт вымывания, он обычно формируется при избыточно увлажнении в подзолистых почвах ( тайге). Не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу — подзолистые.
  • В — горизонт вмывания, в нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
  • С — материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса.

Механический состав почвы (Слайд 23)

— Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья – известняках. Минеральная часть почвы будет различна.

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы делятся по механическому составу на:

Механический состав почвы

Песчаные Супесчаные Суглинистые Глинистые

-бедны гумусом и элементами питания

-требуют обильного полива летом

-необходимо вносить песок (особенно в глинистые)

-наиболее благоприятные для земледелия

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо:

— Если кольцо развалилось – легкая песчаная почва.

– Если есть в кольце трещины – супесчаная.

— Если трещины неглубокие по внешнему краю – суглинистая.

— Если нет трещин – глинистая.

Структура почвы (слайд 24)

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы.

Источник

Читайте также:  Какие подкормки для аквариумных растений
Adblock
detector