Меню

Образование почв их разнообразие конспект

Образование почв и их разнообразие
план-конспект занятия по географии (8 класс) по теме

1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русских учёных В.В.Докучаева и В.И. Вернадского в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.

2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.

3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_pochv_i_ikh_raznoobrazie_razrabotka_uroka_geografii_.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока «Образование почв и их разнообразие»

1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русских учёных В.В.Докучаева и В.И. Вернадского в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.

2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.

3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны.

Оборудование: учебник география России. Природа. Население. Хозяйство. Под редакцией В. П. Дронова, карты атласа, почвенная карта России, физическая карта России, учебные таблицы, компьютеры, образцы почв, схемы.

Тип урока: урок формирования знаний.

Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенный раствор, почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С), почвоведение.

Имена: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский (запись на доске).

Эпиграф (на доске)

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что может, как прекрасна была бы Земля наша. А.П. Чехов

I. Организационный этап (5 мин.)

Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Откройте тетради и запишите тему урока « Образование почв и их разнообразие».

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и каков её состав, рассмотрим факторы почвообразования, обратим внимание на вклад великих учёных Василия Васильевича Докучаева и Владимира Ивановича Вернадского в формирования знаний о почвах, познакомимся с основными характеристиками и разнообразием почв.

Работать будем по следующему плану:

План урока (на доске).

1.Почва и её состав.

2.Вклад В.В. Докучаева и В. И. Вернадского в развитие почвоведения, в формирований знаний о почве.

5. Разнообразие почв страны.

II. Актуализация знаний, объяснение нового материала (20 мин.)

1.Слово «почва» или более привычное «земля» вы слышите часто и знакомы с ней ещё с детства, когда совочками и ведёрками помогали родителям весной на огороде делать грядки. По почве мы ходим, ездим, выращиваем на ней урожай, но не всегда задумываемся: что же такое почва?

В 18 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на три царства: растительное, животное и минеральное.

Вопрос к классу:

К какому из этих царств относится почва?

Предполагаемые ответы учащихся:

Мне, кажется, что почва включает свойства всех трёх царств, но это что-то другое.

Верно, вы заметили: почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом. Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя ( показ картинки на экране).

Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.

2.Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский.

Сообщения учащихся об их жизни и научных открытиях ( презентация).

Почва- это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землёй. Помимо этих твёрдых частиц минералов и органических остатков почва состоит также из воды с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениями (почвенный раствор), который движется к корням растений и даёт им питание. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты и отличается несколько от атмосферного. % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном.

Вопрос к классу: Как вы думаете, почему?

Ответ: Количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве.

Есть в почве и почвенные живые организмы, прежде всего микроорганизмы, невидимые глазом почвенные бактерии, почвенные водоросли, грибы. А также дождевые черви, многоножки, муравьи, кроты, которые оказывают влияние на процессы почвообразования. Представьте, что один крот передвигает на 1 га 50 тонн почвы, тем самым, измельчая её структуру.

А теперь давайте обобщим всю информацию и сделаем вывод.

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Вопросы к классу:

1.Что называется почвой?

2.Что входит в состав почвы?

3.Что такое плодородие почвы?

4. Какова роль В.В. Докучаева и В. И. Вернадского в развитии знаний о почве?

Определение почвы и её состав запишите в тетради.

3. Рассмотрим следующий вопрос: почвообразующие факторы.

В.В.Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», подчёркивая тем самым то, что она отражает взаимодействия всех компонентов природы и является продуктом этого взаимодействия.

Работа с учебником. Урок14.Почвы России. Почвообразующие процессы.

Рассмотрите схему, подумайте, как каждый из факторов влияет на формирование почв?

Кто затрудняется, может обратиться к таблице, которая находится у вас на столе.

Вопросы к классу:

1.Какие факторы влияют на образование почв?

Ответ: Почвообразующие горные породы, климат, растительность, животный мир, грунтовые воды, деятельность человека, время.

2.Что служит источником минеральной части почв?

Ответ: Горная порода, на которой почва сформировалась.

3.Какое влияние оказывает климат на образование почв?

Ответ: Климат обеспечивает почвообразующие процессы влагой и теплом.

4.Как влияют на образования почв живые организмы и растения?

Ответ: Обогащают почву продуктами жизнедеятельности, изменяют структуру почвы, отмирая, растения разлагаются, образуя перегной.

Теперь сделаем вывод: (выводы делают учащиеся)

А). На разных породах образуются различные по составу и свойствам почвы.

Б). От количества и качества органического вещества зависит содержание гумуса.

В). Вода обеспечивает почву влагой.

Г). Деятельность человека может повышать плодородие или наоборот истощать, разрушать почву.

Запишите выводы в тетрадь.

Переходим к следующему вопросу.

4. Строение почвы.

Ребята! Кроме верхнего слоя, который обычно виден на свежевспаханном поле, почва состоит из многих более глубоких слоёв. За горизонтальное залегание их называют почвенными горизонтами. В их формировании принимают участие процессы образования гумуса, процессы передвижения органических и минеральных соединений, процессы выветривания. В полностью сформированной почве выделяют три основных горизонта. Впервые разделил толщи почвы на горизонты В.В. Докучаев, обозначив их буквами латинского алфавита А 1; А 2; В; С. Более наглядно вы сможете познакомиться с этими и другими вопросами открыв учебник на стр.128, рис.47.

Перед вами почвенные горизонты:

1. Верхний горизонт – гумусовый (А1),он густо пронизан корнями, здесь много микроорганизмов, червей, личинок. Здесь происходит накопление органического вещества и образование гумуса, цвет тёмный, мощность от несколько см до 1 м, чем больше мощность, тем плодороднее почва. Такие горизонты есть во всех типах почв, но они отличаются по мощности.

2.Следующий горизонт – вымывания (А2). При выпадении осадков из гумусового горизонта влага выносит часть органических и минеральных соединений, которые и образуют горизонт вымывания, По цвету, он напоминает золу, в нём почти нет боковых корней растений. Особенно он хорошо виден в подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных почвах.

3.Ниже лежит горизонт вмывания (В), здесь тоже сравнительно мало корней, но зато много мельчайших минеральных частиц, в нём могут накапливаться оксиды железа, алюминия, карбонаты или гипс, этот горизонт — своеобразный фильтр.

4. Ниже – материнская порода (С), на которой образуется почва, от материнской породы унаследованы почвой минеральные вещества.

Между горизонтами происходит обмен веществ, благодаря почвенному раствору.

5.Разнообразие почв страны. Практическая работа 7.

Откройте карты атласа, найдите почвенную карту России, взглянув на неё, вы убедитесь, что на территории нашей страны большое разнообразие почв, и отмечены они на карте цветовой окраской.

Вопросы к классу:

1.Проанализируйте карту почв, назовите, какие почвы есть в нашей стране.

2.Как вы думаете, почему почвы нашей страны так многообразны?

3.Какие типы почв сменяют друг друга с севера на юг на территории России?

Практическая работа 2.Отметить на контурной карте основные типы почв России.

Молодцы! Более подробно с главными типами почв России мы познакомимся на следующем уроке.

А теперь посмотрите на образцы почв, и вы убедитесь, что они отличаются, друг от друга не только по цвету и строению, но и по структуре и механическому составу. Эти вопросы вы разберёте дома самостоятельно

III.Закрепление. Тестирование по мультимедиа учебнику « Уроки географии Кирилла и Мефодия 8 класс».

Вопросы к классу:

1. Что нового вы узнали на этом уроке?

2. Что вас заинтересовало и запомнилось?

Мы с вами подробно познакомились с образованием почв и их строением. Будем продолжать разговор и на следующих уроках. И я надеюсь, что вы поняли главное, что почва – это бесценный дар природы человеку, который надо беречь. Земля является матерью, кормилицей, и чем больше мы будем знать о ней, тем бережнее будем относиться, а она нам отплатит щедрыми урожаями. Может быть, кто-то из вас станет продолжать дело В. В. Докучаева, кто-то станет агрономом или трактористом, кем бы вы ни стали, относитесь к земле с почтением, посадите дерево, на клумбе – цветы, уберите мусор, и земля станет краше.

А.П. Чехов сказал:

« Если каждый человек на земле своей сделал бы всё, что может, как прекрасна была бы Земля наша».

Подумайте над этими словами.

IV. Итог урока. Оценка работы

V.Домашнее задание: стр. 125 – 129, составить в тетради краткий план-конспект ответа.

Источник

Урок по теме «Образование почв и их разнообразие» 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Вводный урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы России» в 8 классе. Одним из этапов урока является практическая работа «Определение механического состава и структуры почв».

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_pochv_i_ikh_raznoobrazie.rar 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образование почв и их разнообразие. §26

Практическая работа: Определение механического состава и структуры почв.

Программа: Баринова И.И., Дронов В.П.

Место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме : первый урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы» (№28).

Цели и задачи урока:

Обучающие : обеспечить усвоение знаний о

  • почве;
  • факторах почвообразования;
  • свойствах почвы;
  • строении почвенного профиля.
  • развивать внимание, речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать других, оценивать свою работу.
  • воспитывать уважительное отношение к труду.
  • системный блок, проектор, электронная презентация;
  • инструкции по проведению практической работы, листы самооценивания;
  • оборудование для практической работы;

Используемые технологии : элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий.

Методы: эмоционального стимулирования, аудиовизуальные, практические, аналогий, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельной работы; самоконтроля.

Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Для проведения практической работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на 4 группы, в каждой группе заранее распределяются обязанности.

  • Организация начала урока (2 мин.)
  • Актуализация знаний (5 мин.)
  • Изучение нового материала (15 мин.)
  • Практическая работа (15 мин.)
  • Подведение итогов урока. Выставление оценок. (2 мин.)
  • Домашнее задание (1 мин.)

Организация начала урока

Актуализация знаний (5 мин.)

Здравствуйте!С начала учебного года, мы изучили особенности рельефа и геологического строения России. Изучили климат и внутренние воды нашей страны. Сегодня мы приступаем к изучению ещё одного компонента природы, название которого вы сформулируете, взглянув на следующий слайд. (Слайд №2) В чем заключается значимость почв для человека?

Записываем название темы «Почвы России» в тетрадь.

На уроке мы должны найти ответы на вопросы:

  • Что такое почва? Каково её значение в природе и жизни человека?
  • Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс?
  • Почему Докучаев В.В. назвал почву «зеркалом ландшафта»?
  • Чем отличаются почвы друг от друга?
  • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?
  • После ознакомления с теоретическим материалом, будем выполнять практическую работу на определение механического состава почв. (Слайд №3)

У каждого из вас есть лист самооценивания работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого ответа.

  1. Изучение нового материала

С понятием почва вы уже встречались, поэтому, надеюсь, вам не составит труда ответить на вопрос: Что такое почва? Ваше определение должно содержать указание на расположение почвы и выделять отличительную особенность почв. (Слайд №4)

Записываем определение в тетрадь: «Почва – верхний тонкий слой суши, обладающий плодородием».

Научное изучение почв невозможно без упоминания имени Василия Васильевича Докучаева. (Слайд №5)

Для ответа на вопрос: Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс? — необходимо сравнить строение ПК с компонентами почвы.

Итак, присутствуют ли в почве горные породы, вода, воздух, живые организмы? Какой компонент почвы, обеспечивающий плодородие, отличает её от других ПК? (Слайд №6)

Даже беглый взгляд на почвенную карту позволяет сделать вывод о многообразии почв. (Слайд №7) Попробуем разобраться, чем обусловлено такое разнообразие.

На почвообразование влияют климат, живые организмы, рельеф и горные породы, подземные воды. Почвообразование – длительный процесс, поэтому необходимо учитывать временной фактор. (Слайд №8)

Найдите взаимосвязи между почвообразующими факторами и особенностями почвы. (Слайд №9)

Почвообразование является результатом выветривания, образования гумуса, передвижения веществ в пределах профиля. (Слайд №10)

Существует несколько классификаций почв: построению профиля, по механическому составу, по структуре. (Слайд №11)

Почвенным профилем называется вертикальный разрез почвы. Он состоит из почвенных горизонтов. Под лесной подстилкой или степным войлоком располагаются горизонты вымывания, вмывания. Формируется почва на горных породах, названных материнскими.

По каким признакам различаются почвенные горизонты? (Слайд №12)

Классификация почв по механическому составу основана на соотношении частиц разного размера. (Слайд №13)

На плодородие почв также влияет её структура.

Наиболее благоприятной для растениеводства является зернистая и комковатая структура. (Слайд №14)

«да» — наклон головы направо, «нет» — налево

  1. Почва – горная порода, неизменяемая во времени;
  2. Почва – поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

«да» — наклон головы вперед, «нет» — назад

  1. Плодородие почв определяется только количеством гумуса;
  2. На плодородие почв влияют количество гумуса, механический состав, структура почв.

«да» — сидеть, «нет» — встать

  1. Почва, как и природный комплекс состоит из горных пород, живых организмов, воды, воздуха;
  2. Почвенные млекопитающие – основные производители перегноя .
  1. Практическая работа «Определение структуры почвы». (Слайд №15)

Цель: научиться определять структуру почв.

Оборудование: образец почвы; лупа.

  1. Рассмотреть под лупой образец почвы.
  2. Выявить размеры её агрегатных структур.
  • Глыбистая структура — комочки больше 10 мм
  • Зернистая структура — комочки от 1 до 10 мм
  • Пылеватая структура – комочки не выявляются.

Практическая работа: «Определение механического состава почв» (Слайд №16)

Цель: научиться определять механический состав почв.

Оборудование: образец почвы, Н 2 О.

  1. Смоченный кусочек почвы замешать до состояния крутого теста, а затем скатывать между ладонями.
  2. По степени и характеру скатывания влажной почвенной массы определить механический состав почвы.

— песчаная почва – не скатывается между ладонями;

— супесчаная почва – скатывается в непрочный, легко разрушающийся при малейшем надавливании шарик;

— суглинистая почва – скатывается в шарик, а затем в шнурок или колбаску. Концы шнурка (колбаски) могут быть крошащимися (легкий суглинок), закругленными (средний суглинок) или острыми (тяжелый суглинок);

— глинистая почва – быстро и легко скатывается в шарик, затем в колбаску и при тщательном скатывании – в эластичный шнур, легко сворачивающийся вокруг пальца или карандаша.

VI. Подведение итогов урока — работа с листами самооценивания. (3 мин.)

Теперь, пожалуйста, прочитайте внимательно лист самооценивания и подведите итоги своей работы.

VI. Домашнее задание

  • Чем перегной отличается от гумуса?
  • Каким живым организмам принадлежит главная роль в образовании перегноя и гумуса?
  • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и конспект урока по теме «Почвы»

Учебник для 8 класса «География России. (Природа, население)» под редакцией А. И. Алексеева. Главная задача курса – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию свое.

Урок по теме «Почва как особое природное тело»

6-ой класс; курс «Землеведение».

Конспект урока по теме «Почвы Вологодской области»

Конспект урока используется при изучении почтв своего региона.

Урок по теме «Почвы Забайкалья»

Урок из курса Региональная экология с использованием исследовательской технологии.

технологическая карта урока «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс

Технологическая карта урока «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» для 8 класса (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин.

урок «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс

Конспект урока «Почвенные ресурсы России. Почвы и человек» 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин.

Источник

Читайте также:  Метод как вырастить урожай
Adblock
detector