Урок 27
Выращивание культурных растений
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание культурных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.
Содержание урока 27
Технологии растениеводства и животноводства
§39. Условия внешней среды для выращивания культурных растений
Растениям, как и человеку, для роста и развития нужны определённые условия внешней среды: свет, тепло, воздух, вода, а также питательные вещества, находящиеся в почве. Все эти условия являются обязательными и незаменимыми. Недостаток или избыток одного из них одинаково губителен для растения. Например, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, излишний солнечный свет вызвать ожог.
Большое значение для растения имеет световой режим — количество света, а также продолжительность дня и ночи. Под действием света в листьях растений происходит процесс фотосинтеза (об этом вы узнаете на уроках биологии). Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. По отношению к свету растения можно разделить на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Например, очень требовательны к свету арбуз, дыня, тыква, огурец, томат, перец, баклажан, фасоль, гранат, абрикос, персик, черешня, грецкий орех, груша, яблоня, вишня, ягодные культуры. Менее требовательны редис, морковь, петрушка, свёкла, луж, капуста, салат. При недостатке света у светолюбивых растений можно наблюдать изменение окраски листьев на светлуто, бледнуяо. Растения вытягиваются, задерживается их цветение и образование плодов. Если тенелюбивое растение посадить на солнечном месте, плоды будут гораздо мельче, листья начнут закручиваться в трубочку или засыхать.
Очень важен для жизнедеятельности растений тепловой режим. Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы. Различают жаростойкие культуры — арбуз, дыня, баклажан, для которых оптимальна температура +20. +30°С, они не погибают даже при температуре +40°С. Теплолюбивые растения имеют тропическое происхождение. Это огурец, кабачок, томат, кукуруза, фасоль и др. Для их роста необходима температура +20. +30°С. При температуре ниже 0°С эти растения погибают. Хладостойкими являются капужта, морковь, бобы, лук, салат, редис, редька, укроп, лён, овёс, подсолнечник, лавр, мирт, фуксия, примула, пеларгония, мак, василёк, маргаритка, хризантема. Морозо- и зимостойкие — многолетние культуры, которые переносят заморозки до -8. -10°С, а под снеговым покровом даже ниже. Это чеснок, щавель, многолетний лук, рожь, пшеница, ячмень, пион, ирис, флокс, дельфиниум, боярышник.
Для нормального роста и развития растений необходим правильный воздушно-газовый режим. Воздух нужен для нормальной жизни почвенных микроорганизмов, для дыхания растений необходим кислород, а для образования органических веществ — углекислый газ. Чтобы воздух поступал к корням, рекомендуется регулярно проводить рыхление почвы. Неблагоприятно сказываются на развитии растений загрязняющие атмосферу вещества, они могут быть как природными — пожары, пыльные бури, извержения вулканов, так и искусственными — вредные газы, которые выбрасывают в атмосферу автомобили и промышленные предприятия.
Важную роль в жизни растений играют питательные вещества. Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы (калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний), а также микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден и др.). Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах. В разные периоды потребность растений в элементах питания не одинакова: например, во время роста больше нужен азот, при цветении и плодоношении — фосфор и калий.
Недостаток питательных веществ у растения можно наблюдать визуально по общему виду растения, состоянию листьев (рис. 180).
Общими симптомами недостатка какого-либо элемента питания считается задержка роста растения, а также изменение окраски листьев на светло-зелёную, тёмно-зелёную или тусклую голубоватую. Явными признаками голодания растений является отмирание ткани листьев по их краям (краевой ожог листьев), бурая пятнистость, закручивание и сморщивание листьев. Появление признаков недостатка какого-либо питательного вещества у растений указывает на необходимость подкормки соответствующими минеральными удобрениями.
Все питательные вещества растение получает в виде водного раствора, поэтому одним из основных условий жизнедеятельности растений является вода. Она содержится во всех органах растений. Потеря растением воды приводит к его гибели. Основные источники пополнения воды в почве — осадки и орошение.
По требовательности к воде все растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые. При недостатке влаги плоды становятся вялыми, жёсткими, невкусными, а листья и цветы скручиваются или опадают. Избыток влаги, как и недостаток, вреден для качества урожая. Большое количество влаги приводит к распространению различных вредителей и болезней, плоды становятся безвкусными, водянистыми, трескаются, плохо переносят хранение — загнивают.
Для получения высоких урожаев необходимо изучить потребности каждого растения и удовлетворять их в полном объёме.
Знакомимся с профессиями
Агроном — профессия, связанная с выращиванием культурных растений. Агроном отвечает за все этапы возделывания сельскохозяйственных культур, начиная от подготовки почвы и посадочного материала и заканчивая сбором урожая. Он определяет, какие культуры можно выращивать в данном регионе, выбирает лучшие сорта растений, определяет сроки для проведения агротехнических приёмов.
Практическая работа № 49
Проведение подкормки растения
1. Определите, какие основные группы культурных растений имеются на пришкольном или приусадебном участке. Результаты наблюдения запишите в рабочую тетрадь.
2. Проведите осмотр растений, имеющихся в кабинете технологии, классной комнате, домашних декоративных цветов, растений на пришкольном участке. Определите, каким растениям требуется подкормка минеральными удобрениями.
3. Подберите необходимое минеральное удобрение и выполните подкормку в соответствии с инструкцией (при помощи взрослых). Запишите результаты исследования.
Запоминаем опорные понятия
Режимы: световой, тепловой, воздушно-газовый; питательные вещества, вода.
Самостоятельная работа
Проведите сезонное фенологическое наблюдение за растением. Выберите место для наблюдений (подоконник в кабинете технологии, пришкольный или приусадебный участок). Выберите объект наблюдения (комнатный цветок или плодово-ягодную культуру). Заведите журнал еженедельных наблюдений с указанием даты и времени наблюдения, изменений в выбранном растении. Наблюдайте за растением в течение весны, лета и осени. Результаты вносите в таблицу. Сделайте выводы.
Таблица
Журнал фенологических наблюдений за растением
Место наблюдения, название, сорт | Начало сокодвижения | Начало распускания почек | Начало цветения | Окончание цветения | Начало созревания плодов (семян) | Полная зрелость плодов (семян) | Естественный листопад | Начало созревания побегов |
Проверяем свои знания
1. Какой из внешних факторов вам кажется самым главным для растения?
2. В каких случаях вода может привести к гибели растения?
3. Как визуально можно диагностировать у растения недостаток питательных веществ?
Источник
Урок 27
Выращивание культурных растений
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание культурных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.
Содержание урока 27
Технологии растениеводства и животноводства
§38. Многообразие культурных растений
Растениеводство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается возделыванием различных культурных растений (культур).
Культурными называют растения, которые человек выращивает для удовлетворения своей потребности в пищевых продуктах, в качестве кормов для животных, сырья для фармацевтической и текстильной промышленности, в декоративных целях.
Культурные растения получены человеком из диких путём различных технологий, которые вы будете изучать на уроках биологии. В результате целенаправленных действий учёных выведены разнообразные сорта растений с крупными плодами, хорошими вкусовыми качествами, устойчивые к неблагоприятной погоде и действию вредителей.
Культурные растения выращивают на предприятиях сельского хозяйства, в фермерских или личных подсобных хозяйствах.
Классификация культурных растений
Культурные растения принято разделять на группы по определённым признакам, то есть классифицировать.
В растениеводстве различают: полеводство, овощеводство, садоводство, луговодство.
Полеводство занимается разведением растений на полях, поэтому культуры называют полевыми.
1. Злаковые зерновые культуры — пшеница, рожь, овёс, ячмень (рис. 176), из этих злаков производят муку и выпекают хлеб, булки, кондитерские изделия. Их называют хлебами первой группы.
2. Крупяные зерновые культуры — хлеба второй группы — используют для получения различных круп, а также в качестве корма для скота. К ним относят гречиху, рис, просо, сорго (рис. 177).
3. Зернобобовые культуры содержат большое количество белков, необходимых организму человека или животных. Это бобы, фасоль, горох, соя, чечевица (рис. 178).
4. Клубнеплоды (картофель) и корнеплоды (сахарная свёкла и турнепс) являются сырьём для пищевой промышленности.
5. Масличные культуры — подсолнечник, рапс, горчица, сафлор, арахис — содержат большое количество растительных жиров или масел (рис. 179).
6. Прядильные культуры — лён, хлопчатник, конопля, крапива, их волокна обеспечивают текстильную промышленность сырьём для производства различных тканей.
Овощи выращивают на плантациях. К овощным культурам относят:
1. Плодовые овощи — томат, огурец, перец, баклажан, физалис. Питательные вещества у них накапливаются в сочных плодах.
2. Листовые овощи, например капуста, салат, шпинат, петрушка, щавель, портулак, являются кладовой витаминов и минеральных веществ.
3. Корнеплодные овощи — морковь, столовая свёкла, редис, редька, репа, пастернак, сельдерей и петрушка корневые, хрен — содержат различные витамины и полезный сахар.
4. Луковичные овощи — лук, чеснок, черемша — являются не только источником витамина С, но и фитонцидов — веществ, которые подавляют или убивают болезнетворные микроорганизмы.
5. Пряно-ароматические овощи — это разновидность листовых овощей, которые используют в кулинарии для придания вкуса и аромата различным блюдам. К ним относятся укроп, базилик, кориандр, любисток, эстрагон, мята, мелиса и др.
6. Бахчевые культуры — арбуз, дыня, тыква, кабачок, патиссон — богаты сахаром, витаминами и микроэлементами.
К садовым культурам относят следующие.
1. Плодовые, например вишня, черешня, абрикос, яблоня, слива, груша, грецкий орех, фундук, персик, алыча, айва, являются источниками витаминов. Плоды употребляют в свежем виде и используют в кондитерской промышленности. Из плодов готовят сухофрукты, цукаты, компоты, варенье, соки.
2. Ягодные — виноград, малина, ежевика, земляника, смородина, крыжовник, ирга, облепиха, арония черноплодная — содержат витамины, фитонциды, клетчатку, глюкозу, фруктозу.
3. Цветочно-декоративные — древовидные, вечнозелёные, травянистые. Их выращивают для украшения жилых, промышленных помещений и участков.
Луговодство занимается выращиванием кормовых культур для откорма домашних животных.
Кормовые травы — люцерна, суданская трава, клевер, вика, кукуруза (рис. 180). Их выращивают на пастбищах для летнего выпаса скота, для заготовки сена или силоса.
По продолжительности жизни все культурные растения делятся на три группы.
Однолетние растения живут один сезон, то есть от весны до осени одного года. Они прорастают из семян, растут, цветут, созревают, дают семена и отмирают. К этой группе относятся все зерновые и зернобобовые, бахчевые, многие овощные и цветочные культуры.
Двулетние растения живут два года. В течение первого года они наращивают корни, листья, побеги. За второй год они вновь наращивают побеги, зацветают и дают семена. К ним относят овощные культуры: морковь, капусту, свёклу, редьку, лук- порей, некоторые декоративно-цветочные.
Многолетние растения живут и плодоносят более двух лет. Это все плодово-ягодные, многие декоративно-цветочные культуры, некоторые овощные: лук-батун, щавель, хрен, эстрагон.
Запоминаем опорные понятия
Растениеводство; культурные растения: полевые, овощные, садовые, кормовые; фитонциды; однолетние, двулетние, многолетние растения.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Среди полевых культур специалисты выделяют также лекарственные и эфиромасличные сорта растений. Приведите их примеры. Найдите информацию об этом в Интернете или энциклопедии.
Проверяем свои знания
1. Как появились культурные растения?
2. Какие плодовые и ягодные культуры произрастают на вашем приусадебном участке? Пришкольном участке?
3. Для чего человеку нужны волокнистые растения?
Источник
Открытый урок по технологии в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Разработка окрытого урока по сельскохозяйственному труду на тему » Особеннсти выращивания однолетних, двулетних и многолетних культур»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_tehnologii.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Ключанская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанской области
Открытый урок по технологии в 5 классе по теме: «Семенное размножение. Особенности выращивания однолетних, двулетних и многолетних овощных культур»
Учитель технологии- Журавлёва С.С.
Цели урока:
• Образовательная : создать условия для формирования у учащихся понятий о способах размножения овощных культур и о посадке овощей семенами. Выявить особенности выращивания однолетних и двулетних овощных культур.
Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посеве овощей, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
• Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
• Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли с/х — растениеводства.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
• Теплица;
• Учебно-опытный школьный участок;
• Инструменты: лопаты, грабли, мотыга, лейка.
2. Дидактическое обеспечение:
• Инструктивная карточка «Однолетние, двулетние овощные растения»;
• Страничка ученика «Практическая работа. Высевание семян редиса в открытый грунт»
Методы обучения: рассказ, индивидуальная работа по инструктивным карточкам, работа экспертной группы, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
Понятия и термины: семена , однолетние овощные культуры, двулетние овощные культуры, многолетние растения.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Кончилась зима… Потеплело… надоели консервированные овощи… Так хочется свежей зелени…
Все мы любим свежие овощи, сорванные с грядки. Но, чтобы красивый плод попал к вам в руки, нужно проделать огромную работу по выращиванию растения, которая начинается с подготовки грунта и посева семян.
На дворе весна – самое время подумать о будущем урожае.
3. Актуализация знаний учащихся (микрофон).
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.
Если не отгадают…. Ещё одна загадка:
Бросишь в землю одно, соберёшь горсть….
Что такое овощи?
О вощи , сочные части травянистых растений, употребляемые в пищу человеком в свежем или переработанном виде.
Биологические термины ( раздаются каждому ученику)
Однолетние овощные культуры (приведите примеры)
Двулетние овощные культуры (приведите примеры)
Многолетние овощные культуры
Особенности выращивания однолетних растений
Особенности выращивания двулетних культур
Инструменты для обработки почвы
4. Выявление места и причины затруднения:
— мы не можем дать определение всем понятиям т.к. у нас недостаточно знаний
— А хотелось бы узнать ответы на все вопросы?
5.Целеполагание и построение выхода из затруднения:
Построим проект выхода из затруднения. Используя вопросительные слова:
Что? Чем? Как ? Какие?
Предлагаю составить вопросы к нашему уроку…..
Поиск ответов на эти вопросы и будет темой нашего урока:
Что такое семя? Что такое семенное размножение? Какие растения называют однолетними? Какие растения называют двулетними? Как выращиваются однолетние овощные культуры? Как выращиваются двулетние овощные культуры? Какие орудия необходимы для обработки почвы?
— Практически все растения размножаются семенами за исключением : мхов, плаунов и папоротников, они размножаются спорами. Все овощи, которые мы выращиваем на своих огородах тоже размножаются семенами.
Овощеводство – отрасль сельского хозяйства, изучающая разнообразие форм овощей, особенности их биологии, требования к факторам внешней среды и наиболее совершенные приемы выращивания культур для получения высоких урожаев лучшего качества.
Овощи успешно растут и дают урожай и у экватора, и за полярным кругом. К овощным культурам относят одно-, двух- и многолетние травянистые растения, сочные части или плоды которых человек употребляет в пищу. Общее количество видов овощей, которые используют в пищу, в настоящее время около 1200. Примерно 50% из них возделывают, а остальные дикорастущие, их собирают в природных условиях.
— Вы сейчас будете изучать материал самостоятельно по инструктивным карточка
— Наметим план : в какой последовательности мы будем открывать новые знания:
— Однолетние овощные растения (примеры)
— двулетние овощные растения ( примеры)
— многолетние овощные растения(примеры)
— Учащиеся работают с инструктивными карточками
Инструктивная карточка «Овощи по продолжительности жизни»
По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
— Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
— Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
— Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.
6. Первичное закрепление с комментариями
— Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.
Сейчас очень часто на пакетиках с семенами можно видеть маркировку F1. Что это значит? (показ пакетиков )
Для получения гибридов обычно скрещивают два разных сорта. Полученные семена будут гибридами первого поколения — F1. Они обладают жизненными силами настолько значительными, что с ними не может сравниться ни один сорт.
Гибриды быстро растут, обильно плодоносят, они выносливы и стойки к неблагоприятным условиям, дают урожаи, отличающиеся высоким качеством плодов. Но что получится, если гибриды F1 использовать «на семена»? Второе поколение удивит неискушенного агронома еще больше, чем первое. Оно развеет иллюзии, не оставив от них и следа. Рассыплется таким разнообразием растений, что среди них не найдется и двух схожих. Символический знак F1 можно часто встретить на пакетах с семенами овощных культур. Он должен напомнить вам об этом удивительном явлении и еще о том, что гибридные семена можно использовать только однажды.
— Сегодня мы с вами посеем семена однолетней культуры редиса
Немного о редисе….
Еще Петр 1, попробовавший впервые редис в одном из домов Амстердама, оценил редис и завез его в Россию. Но, несмотря на такое покровительство, признание этот корнеплод получил у нас в стране на много позже, лишь к концу 18 века.
Редис относится к овощным корнеплодным растениям из семейства крестоцветных.
Ценность редиса заключается в его диетических свойствах (в 100 граммах продукта содержится всего около 14 ккал). Богат этот корнеплод растительными волокнами, минеральными солями и витаминами, в нем много содержится горчичного масла. Листья растения полезны из-за высокого содержания каротина. Редис употребляется в пищу в сыром виде. Благодаря своим компонентам, он способен возбуждать аппетит, восстанавливать тонус кишечника, а также благотворно влиять на обмен веществ.
Редис – растение холодостойкое. Прорастание семян начинается уже при 3-4 °, но оптимальная температура прорастания 16 – 21 градус. Если в момент появления всходов неожиданно вернуться морозы и температура кратковременно упадет до -2°, то такое понижение температуры не принесет редису вреда. Более взрослые растения способны перенести температуру и в -5°. Самой благоприятной температурой для быстрого роста корнеплодов является температура 16 – 21 градус. В таких условиях можно будет уже через 20 дней собирать первый урожай. Если температура воздуха в период вегетации будет ниже 16°, то на образование полноценного корнеплода уйдет не меньше месяца.
Для хорошего плодоношения ему необходима хорошая освещенность. При недостаточной освещенности корнеплоды могут вообще не образоваться, или быть очень маленькими и неправильной формы. Но продолжительный световой день не по «вкусу» редису. Именно когда световой день удлиняется и становиться более 12 часов, посевы редиса, производимые в середине лета, часто очень быстро начинают стрелковаться, что приводит к потерям в урожае. А посевы в открытом грунте, со второй половины августа – до конца сентября, как раз бывают наиболее эффективны.
Хороший урожай не получить без достаточного полива. Корневая система у редиса развита слабо, и образовать хороший, качественный корнеплод он сможет только при обильном и регулярном поливе.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Практическая работа «Высевание семян редиса в открытый грунт»
Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы по инструкционным картам.
Практическая работа и текущий инструктаж.
1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают и инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посева.
3. Размечают грядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см) и делают мотыгой по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
4. Если в почве мало влаги поливают борозды лейкой.
5. В подготовленные борозды равномерно высевают семена редиса на расстоянии 5 – 10 см и присыпают борозды с помощью мотыги или граблей.
6. На опытном участке ставят этикетки.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.
Тема . Высевание семян редиса в открытый грунт
Цель. Закрепить знания о технологии выращивания овощных культур на практике. Научиться проводить посев овощей семенами. Развивать навыки работы ручными сельскохозяйственными инструментами.
Оборудование. Семена редиса, мотыга, грабли, колышки, шнур, рабочие рукавицы, лейка, бланк наблюдения за развитием растений, ручка.
1. Объединитесь в группы по 2 человека.
2. Подготовьте инструменты.
3. С помощью грабель выровняйте участок, предназначенный для посева.
4. Разметьте рядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см).
5. Мотыгой сделайте по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
6. Если в почве мало влаги пролейте борозды лейкой.
7. В подготовленные борозды равномерно высейте семена редиса на расстоянии 5 – 10 см.
8. Присыпьте борозды с помощью мотыги или граблей.
9. На опытном участке поставьте этикетки.
10. Сделайте необходимые записи в бланке наблюдения.
11. Все последующие работы по уходу и наблюдениям за развитием растений отмечайте своевременно в бланке.
Бланк наблюдения за развитием растений
Посев
Полив
Рыхление
Прополка
Сбор урожая
Наблюдения за
состоянием растения
Включение в систему знаний и повторение
Чтобы вырастить двулетние
Что узнали нового?
Биологические термины ( раздаются каждому ученику)
Однолетние овощные культуры (приведите примеры)
Двулетние овощные культуры (приведите примеры)
Многолетние овощные культуры
Особенности выращивания однолетних растений
Особенности выращивания двулетних культур
Инструменты для обработки почвы
Инструктивная карточка «Овощи по продолжительности жизни»
По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
— Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
— Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
— Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.
Инструктивная карточка «Овощи по продолжительности жизни»
По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
— Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
— Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
— Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.
Тема . Высевание семян редиса в открытый грунт
Цель. Закрепить знания о технологии выращивания овощных культур на практике. Научиться проводить посев овощей семенами. Развивать навыки работы ручными сельскохозяйственными инструментами.
Оборудование. Семена редиса, мотыга, грабли, колышки, шнур, рабочие рукавицы, лейка, бланк наблюдения за развитием растений, ручка.
1. Объединитесь в группы по 2 человека.
2. Подготовьте инструменты.
3. С помощью грабель выровняйте участок, предназначенный для посева.
4. Разметьте рядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см).
5. Мотыгой сделайте по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
6. Если в почве мало влаги пролейте борозды лейкой.
7. В подготовленные борозды равномерно высейте семена редиса на расстоянии 5 – 10 см.
8. Присыпьте борозды с помощью мотыги или граблей.
9. На опытном участке поставьте этикетки.
10. Сделайте необходимые записи в бланке наблюдения.
11. Все последующие работы по уходу и наблюдениям за развитием растений отмечайте своевременно в бланке.
Бланк наблюдения за развитием растений
Посев
Полив
Рыхление
Прополка
Сбор урожая
Наблюдения за
состоянием растения
Источник