Меню

Обучение работа с почвой

Почвовед

Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. В России самые большие в мире массивы плодородной земли, и недаром именно в нашей стране появилось почвоведение, основы которого были заложены В.В.Докучаевым (1846 – 1903). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.

Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв.

Специфика профессии

  • осуществление деятельности в области агрохимии и почвоведения
  • планировка, организация и проведение полевых и лабораторных исследований почв
  • анализ выращиваемых культур и вносимых в почву удобрений
  • разработка системы удобрений в хозяйстве
  • ведение фенологического наблюдения
  • проведение почвенно-географического и агропочвенного районирования территорий
  • составление почвенных, экологических и агрохимических карт
  • решение задач, связанных с охраной почвенного покрова
  • внедрение методов борьбы с эрозией, применения средств химизации
  • внедрение систем механизации производства
  • разработка и внедрение стандартов экологического нормирования состояния земельных ресурсов, природных вод и лесов
  • составление экологического паспорта почвенного покрова, проведение его сертификации и кадастровой оценки
  • проведение санитарно-гигиенической экспертизы качества продукции растениеводства

Профессиональные навыки и знания

  • владение знаниями в области генетического почвоведения, биологии, землеустройства, географии, геологии, агрохимии
  • знание законов, постановлений, приказов, распоряжений, решений и других нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся химизации сельского хозяйства и охраны окружающей среды
  • владение методами отбора проб грунтов, удобрений, продукции растениеводства
  • знание правил ведения необходимой документации
  • умение использовать современную полевую и лабораторную технику
  • знание компьютерных программ для работ в области почвоведения, мелиорации, агрохимии, экологии, почвенно-ландшафтного проектирования и охраны почв
  • владение практическими навыками, полученными в экспедициях и в период полевых летних практик

Личные качества

  • аккуратность
  • наблюдательность
  • хорошая память
  • аналитические способности
  • склонность к кропотливой работе
  • внимательность

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • возможность работать на свежем воздухе
  • наличие командировок и путешествий

Минусы

Место работы

  • почвенные и агрохимические лаборатории
  • сельскохозяйственные предприятия
  • агропромышленные и лесохозяйственные предприятия
  • фермерские хозяйства
  • органы экологического контроля и управления природопользованием
  • в проектных и исследовательских институтах (например, Министерства сельского хозяйства)
  • в научно-исследовательских институтах и организациях (например, Министерства природных ресурсов РФ, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук)
  • государственные кадастровые учреждения (например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости)
  • комитеты по земельным ресурсам
  • строительные, архитектурно-проектные организации

Заработная плата и карьера

Несмотря на то, что популярность профессии почвовед растет, выпускников профильных факультетов по-прежнему мало. По большей части причиной этого являются маленькие зарплаты почвоведов.

Зарплата почвоведа на ноябрь 2021

Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.

Обучение на Почвоведа

Курсы:

Современная научно-технологическая академия (СНТА) уже несколько успешно готовит специалистов по направлению «Почвоведение». Обучение и повышение квалификации прошли уже более 500 человек. Образовательные курсы имеют аккредитацию в Министерстве образования, поэтому по окончании обучения выдаются документы государственного образца. Получить новую профессию может любой гражданин на базе любого среднего профессионального или высшего образования.

Источник

Конспект урока на тему «Обработка почвы с помощью лопаты»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края

«Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением».

Открытый урок по теме:

«Обработка почвы с помощью лопаты».

Выполнила учитель сельскохозяйственного труда Горбунова Е. П.

2020-2021 учебный год

Тема урока «Обработка почвы с помощью лопаты».

— Закрепить знания учащихся о значении и правилах обработки почвы, а также с инструментами, используемыми для этого.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении ручного инвентаря для обработки почвы.

— рассказать о практической значимости лопаты и использовании её человеком.

формировать навыки анализа и синтеза в процессе распознавания ручного инвентаря;

— расширение активного словаря учащихся путём использования терминов;

— развивать наблюдательность, память, планировать последовательность выполнения задания, корректировать устойчивое представление об эталоне работы.

— воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы.

Наглядные пособия: инструкционные карты, учебник «Сельскохозяйственный труд» 6 класса Е.А. Ковалева, мультимедийная презентация.

Подготовка учащихся к работе на уроке .

— Сегодня у нас гости, поздоровались с ними, ребята.

Проверить готовность учащихся к уроку .

— Все ли готовы к уроку? На столе должны лежать учебник, тетрадь, ручка, дневник. Выровняли все спинки, руки на парту.

Психологический настрой на работу .

— Надели на палку

II. Актуализация знаний

Выявить уровень знаний учащихся, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Читайте также:  Как подкормить малину весной крахмалом

(Карточки читают дети)

Почва — верхний слой земли, на которой растут растения. Разработка почвы как один из приемов повышения урожайности культур.
Виды обработки почвы – вспашка плугом, перекопка лопатой.

Почва — верхний слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения. Плодородие почвы повышается при правильной ее обработке и внесении удобрений. Виды обработки – вспашка, культивация

Почва — среда обитания растительных организмов

Почва – среда обитания животных организмов

Какое значение имеет обработка почвы?

Какие виды обработки почвы вы знаете?

Как обрабатывают почву на больших площадях?

Как обрабатывают почву на небольших участках?

Обобщение учителем пройденной темы.

Человек с незапамятных времен обрабатывает почву и выращивает на ней самые разнообразные хлебные, овощные, фруктовые, ягодные и другие растения. Получаемый урожай необходим человеку для питания, а также для кормления домашних животных, изготовления тканей для пошива одежды, получения многих нужных веществ. Для посева и посадки цветочных и культурно-декоративных растений, почву нужно обрабатывать. Если площадь большая, то почву обрабатывают тракторами, к которым прикрепляют плуги, бороны, культиваторы. А на небольших участках почву обрабатывают с помощью ручных инструментов, которых вы видите.

III. Изучение нового материала.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о перекопки почвы лопатой.

Тема нашего урока читают дети хором.

На небольших участках, где плугом пахать нельзя, почву перекапывают вручную. Перекопка почвы лопатой – это ручная обработка почвы.

При перекопке почвенный слой разрыхляется. В рыхлую почву легче проникает вода и воздух, в ней больше накапливается элементов питания для растений. На такой почве растения хорошо растут.

Для перекопки почвы применяют лопату.

Лопата состоит из деревянного черенка (ручки) и железного штыка (полотна) высотой 27-28 см. черенок вставляется в ушко лопаты и закрепляется гвоздем. Верхние края штыка лопаты по обе стороны ушка (плечики) загнуты назад и книзу, чтобы удобнее было нажимать ногой. Рыхлую почву перекапывают лопатой с закругленным штыком , уплотненную – с остроконечным штыком.

Ручка лопаты должна быть выше пояса работающего, но не доходить до плеча.

При перекопке лопатой захватывают определенную часть почвы, отрезают пласт, переворачивают его и укладывают движением от себя. Образуется борозда, которая отделяет перекопанную часть почвы от неперекопанной. Борозда имеет дно, стенку и боковую часть.

По стенке борозды определяют глубину перекопки.

Если копать почву на полный штык, глубина перекопки может быть равна 25-27 см, такую обработку почвы проводят под посадку картофеля, посев и посадку овощных культур. Чаще всего копают на глубину 20-22 см.

Требования к качеству перекапывания.

Одинаковая глубина перекапывания на всем участке.

Равномерность и слитность перекопки, то есть отсутствие не перекопанных мест.

Ровная поверхность перекопанной почвы.

Заделка сорняков и послеуборочных остатков на дно борозды.

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

Работа в тетради. Словарь: лопата, черенок, штык, глубина перекопки.

Учитель напоминает правила перекапывания почвы лопатой и правила безопасной работы лопатой.

Правила перекапывания почвы лопатой

лопата должна входить в почву на необходимую глубину (на полный штык, на полштыка);

захватить пласт почвы для перекопки шириной 13-15 см. Стенку борозды делать ровной;

при сбрасывании почвы с лопаты переворачивать почву и верхний ее слой класть вниз;

укладывать подрезанные пласты почвы на боковую часть борозды ровно и слитно. При перекапывании почвы непосредственно под посев или посадку растений комья в пластах разбивать лопатой.

Правилами безопасной работы лопатой

пользоваться лопатой только по назначению;

получая лопату, проверить исправность ее рабочей части, состояние и насадку черенка;

переносить лопату к месту работы рабочей частью вниз;

работать на отведенном месте, во время перерыва заглубить рабочую часть лопаты в почву, чтобы кто-нибудь случайно не наступил на острый край;

работать спокойно, размеренно, не торопясь;

соблюдать правила перекапывания почвы лопатой.

Что нового узнали на уроке ?

— Понравился ли вам урок?

Какое значение имеет обработка почвы?

Какие виды обработки почвы вручную вы знаете?

Как устроена лопата?

Какие требования предъявляются к перекапыванию почвы?

V. Выставление отметок, анализ работы.

Дети получают отметки, учитель комментирует, почему именно такую отметку получил ученик.

Источник

Разработка урока «Почва. Свойства почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по предмету «Окружающий мир»

Тема урока: «Почва. Свойства почвы».

3 класс, 9-10 лет.

Авторы учебника: А.А.Плешаков

Автор — Земскова Мария Владимировна

Учитель начальных классов

Тема урока «Почва. Свойства почвы»
Цели урока:

Образовательные (предметные):
— сформировать представление о свойстве почвы;
— Систематизировать знания об охране почвы, окружающей среды
— Определить взаимосвязь почвы, растения и человека.

Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:

-Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека;

-Сформулировать причины, почему следует вести охранную деятельность почвы, защищать ее от выветривания и заболачивания;

Читайте также:  Особенности при выращивании томатов

Познавательные:
— Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

— Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-Развивать умение работать с разными видами информации.
-Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
— Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
-Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные (воспитательные):
— Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

— Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
— Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
— Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
-Работать над осознанием ответственности за общее дело

Планируемые достижения учащихся.

-усвоить, что необходимо охранять почву

— усвоить, что почва соединяет живую и неживую природу

-умение определять свойства почвы

Материально техническое обеспечение урока:

плакат «Состав почвы»,

опорная карточка – схема для самостоятельного заполнения учащимися.

Листы с вопросами: «Что такое почва?», «Какие свойства есть у почвы?», «Каково значение почвы для растений (животных, человека)?», «Зачем нужно охранять почвы?»

Портрет В. В. Докучаева

Оборудование для проведения опытов: стекло, спиртовка, чашка, держатель, стаканчик с водой, кусочки земли (для учителя). Лабораторный ящичек – 3 шт, стаканчика с водой – 6 шт, кусочек почвы, стеклянная палочка – 3 шт, прокаленная почва в коробке – 3 шт, ложечка – 3 шт, салфетка – 11 шт.

Наглядный материал при изучении вопросов «Разрушение почвы» и «Меры по охране почвы» ( слайдовые иллюстрации).

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

При подготовке к уроку следует подготовить материал для практической работы: оборудование для проведения опытов, прокаленную почву в коробку, небольшие кусочки почвы; Перед началом урока нужно разделить класс на группы заранее. На усмотрение учителя можно подготовить презентацию к уроку или использовать наглядность при изучении вопросов «Разрушение почвы» и «Меры по охране почвы». Важно не загромождать урок большим использованием наглядности.

План урока (45 мин):

Самостоятельная работа по учебнику (побуждение к плану проверки):

Индивидуальная работа (чтение); коллективное обсуждение;

Коллективная деятельность; словесные методы (ответы на вопросы)

Итог урока. Рефлексия

Ход урока
1. Орг. Момент

Учитель: — Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Меня зовут Мария Владимировна. Вы готовы начать урок?
Ученики: — Да!
Учитель
: — Мне сегодня потребуется ваша помощь, чтобы урок получился интересным и увлекательным. Вы мне поможете?

— Тогда слушайте внимательно.

Отвечайте вы сознательно!

Чтобы время потрать впрок –

Мы начинаем урок.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель: — Вспомните тему прошлого урока. Могут ли камни разрушаться? Докажите.

— Какие причины способствуют разрушению камней?

Ученики: — колебания температур, воды, корни растений. (Ученики рассказывают подробно о каждой причине).

3.Определение темы урока. Постановка учебных задач
– О чем сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Бьют меня ногами,

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля)

Учитель: — Какова же тема урока? Слово “земля” имеет много значений, какие?

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Учитель: — сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название? (Почва) Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы должны выяснить и уяснить, что такое почва и какими свойствами обладает почва

– Значит на какие вопросы мы сегодня должны ответить?

Учащиеся: Что же такое почва? Какими свойствами обладает почва? (вывешиваются карточки с вопросами)

Открытие нового знания :

Учитель : — Наука о почвах – почвоведение. Начало изучению данной науки положил Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903). Он посетил разные уголки нашей Родины и везде исследовал почвы. Он считал, что земля дороже нефти, угля, золота. Почему? Почва – наша кормилица.

Почва и его свойства. Проведение опытов (Работа проводится в группах)

ТБ при проведении опытов

— внимательно слушать инструкции

— четко выполнять все задания

— аккуратно работать с веществами и оборудованием

— сделать выводы по наблюдениям

Учитель: — Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая?

Опыт 2
Учитель
: — Возьмите пробирку с водой, а теперь аккуратно бросьте комочек сухой почвы в воду. — Что вы увидели?

Ученики: — Стали выходить пузырьки?

Учитель: — Какой вывод сделаем?

Ученик: — Значит, в почве есть воздух.
Опыт 3 . Проводит учитель.

Учитель: — А теперь попробуем нагреть почву. Подержим холодное стекло над почвой. Что вы увидели?

Ученики: — Мы увидели, что стекло стало влажным. Следовательно, в почве есть вода.

Опыт 4. Проводит учитель.

Учитель: — Я продолжаю нагревать почву. Что вы увидели или почувствовали?

Читайте также:  Повышают плодородие почвы 8 букв

Ученики: — Мы увидели дым, почувствовали непрятный запах.

Учитель: — С чем это может быть связано?

— В почве сгорает перегной — слой почвы, который образуется из остатков растений и животных. Именно благодаря перегною почва имеет темный цвет. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни.

Учитель: — Возьмите прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел. Это почва серого цвета. Высыпи в стакан с водой и размешаем. Что вы увидели?

Ученики: — На дне стакана образовался осадок. Почва не растворяется в воде.

Учитель: — На дне стакана оказался песок, а поверх песка глина.

Опыт 6. Проводит учитель

Учитель: — А теперь профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель воды поместим на стекло и поддержим над огнем. Что увидели?

Ученики : — Вода испарилась, а на стекле остался белый налет

Учитель: — Этот налет называется минеральные соли, которые растворяются в воде. Минеральные соли необходимы для питания растений. Но их в почве содержится мало. И растения могли бы их быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно превращаются в соли и помощью червей и кротов распределяются по всему участку почвы.

Учитель : — Мы с вами изучили свойства почвы. Теперь заполним схему, вписав в схему необходимые элементы. Какие составляющие входят в почву?

(Воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли, растворённые воде).

Учитель: — Теперь вы сможете ответить теперь на вопрос, что такое почва?

Ученики : — Почва — верхний плодородный слой земли. (Снимается карточка с вопросом)

Работа по теме (Работа в группах):

Учитель: — Каждой группе теперь задание. Подумайте несколько минут и ответьте на вопросы (Каждой группе свой вопрос):

Какова взаимосвязь между растениями и почвой?

Какова Взаимосвязь между животными и почвой?

Какова взаимосвязь человека и почвы?

(Один представитель от группы отвечает)- Почва богата кислородом и минеральными солями, водой, которые необходимы для растений. Некоторые животные (черви) питаются перегноем. Многим животным, живущим в земле нужен кислород. Почва богатая перегноем, водой и солями следовательно богата растениями и животными. Человек также выращивает растительные культуры, занимается собирательством (грибы, ягоды). Чем плодороднее почва, тем лучше будет урожай.

Учитель : — Мы с вами ответили еще на один вопрос «Какова взаимосвязь между растениями, животными, человеком и почвой?» А почву можно отнести к живой или не живой природе?

Ученики : — Почву можно отнести и к живой, и неживой природе! (К этому ответу следует подвести учащихся)

Учитель : — Как вы думаете, могут ли запасы питательных веществ иссякнуть?

Учитель : — Твердые породы разрушаются, образуется рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. Остатки растений образуют перегной. Другие растения также могут здесь поселится, которые впоследствии так же образуют перегной. Животные, которые будут заселять эти территории, также повышают плодородный слой почвы. Растения укрепляют почву своими корнями, которые защищают от действий потоков воды и от сильного ветра. Но образование почвы идет очень медленно: для этого нужны сотни и тысячи лет (1 см почвы образуется за 250-300 лет), 20 см – за 5-6 тысяч лет. А вот разрушение происходит быстро, когда люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер.

Самостоятельная работа по учебнику (побуждение к плану проверки):

Учитель: — А вы знаете, как можно защитить почву? Прочитайте текст с. 69-70 и выделите, какие охранные действия необходимо принять по охране почвы?

Ученики: — Сохранение лесов. Нельзя сажать культурные растения на одном и том же месте из года в год. Нельзя распахивать почву на больших пространствах – это приводит к пыльным бурям, образованием оврагов. Заболачивание почвы.

Группы ребят задают друг другу вопросы.
Учитель: — Подумайте, какие вопросы каждой из групп вы зададите.

10. Домашнее задание:

С. 65 – 70, вопросы, задания. Нарисовать знак «Охраняем почву!»

11.Итог урока. Рефлексия «Неоконченные предложения»

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я запомнил…

Сегодня на уроке я научился

500 загадок по алфавиту для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

Большая детская энциклопедия : Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн 14. Но – Н 76 Пе. – М. :Большая Российская энциклопедия, 2002. – 256 с.

Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для образоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 159 с.: ил. – (Школа России)

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 400с.

Источник

Adblock
detector