Почва — биокосное вещество
Почва — это особое природное образование в самом наружном слое земной коры, которое представляет собой биокосное вещество. Она является продуктом жизнедеятельности организмов, включая и микроорганизмы, как современных, так и принадлежащих «былым биосферам». Почва — важнейший компонент любой экологической системы суши, на базе которого происходит развитие растительных сообществ, в свою очередь составляющих основу пищевых цепей всех остальных организмов, образующих экологические системы Земли, ее биосферу. Люди не составляют здесь исключения: благополучие любого человеческого общества определяется наличием и состоянием земельных ресурсов, плодородием почв.
Между тем, за историческое время на нашей планете было утрачено до 20 млн. км 2 земель сельскохозяйственного назначения. На каждого жителя Земли нынче приходится в среднем всего 0,35-0,37 га, тогда как в 70-х годах эта величина составляла 0,45-0,50 га. Если современная ситуация не изменится, то чеpез столетие, пpи таких темпах потеpь, общая площадь угодий, пригодных для земледелия сократится с 3,2 до 1 млрд. га.
Почвообразование начинается с первичной сукцессии, проявляющейся в физическом и химическом выветривании, ведущем к разрыхлению с поверхности материнских горных пород, таких как базальты, гнейсы, граниты, известняки, песчаники, сланцы. Этот слой выветривания постепенно заселяется микроорганизмами и лишайниками, которые преобразуют субстрат и обогащают его органическими веществами. В результате деятельности лишайников в первичной почве накапливаются важнейшие элементы питания растений, такие как фосфор, кальций, калий и другие. На этой первичной почве теперь могут поселиться растения и сформировать растительные сообщества, определяютщие лицо биогеоценоза.
Постепенно в процесс почвообразования вовлекаются более глубокие слои земли. Поэтому большинство почв имеет более или менее выраженный слоистый профиль, разделяемый на почвенные горизонты. В почве поселяется комплекс почвенных организмов — эдафон: бактерии, грибы, насекомые, черви и роющие животные. Эдафон и растения участвуют в образовании почвенного детрита, который через свой организм пропускают детритофаги — черви и личинки насекомых. Например, дождевые черви на гектаре земли за год перерабатывают около 50 т почвы. При разложении растительного детрита образуются гуминовые вещества — слабые органические гуминовые и фульвокислоты — основа почвенного гумуса. Его содержание обеспечивает структурность почвы и доступность растениям минеральных элементов питания. Мощность богатого гумусом слоя определяет плодородие почвы.
Основными свойствами почвы как экологической среды являются ее физическая структура, механический и химический состав, кислотность, окислительно-восстановительные условия, содержание органических веществ, аэрация, влагоемкость и увлажненность. Различные сочетания этих свойств образуют множество разновидностей почв. На Земле по распространенности ведущее положение занимают пять типологических групп почв:
- почвы влажных тропиков и субтропиков, преимущественно красноземы и желтоземы, характеризующиеся богатством минерального состава и большой подвижностью органики;
- плодородные почвы саванн и степей — черноземы, каштановые и коричневые почвы с мощным гумусовым слоем;
- скудные и крайне неустойчивые почвы пустынь и полупустынь, относящиеся к различным климатическим зонам;
- относительно бедные почвы лесов умеренного пояса — подзолистые, бурые и серые лесные почвы;
- мерзлотные почвы, обычно маломощные, подзолистые, глеевые, обедненные минеральными солями со слабо развитым гумусовым слоем.
На территории Российской федерации в пользовании сельскохозяйственных предприятий и граждан, занимающихся сельским хозяйством, по данным Государственного итогового доклада за 1997 год находилось 607 млн.га; часть этих земель – 3,5 млн.га была занята населенными пунктами и разного рода постройками. Сельскохозяйственные угодья России в 1966 г. составляли 221,6 млн. га или 13% от всего земельного фонда России. Из них пашня — чуть более 120 млн. га, оленьи и конские пастбища чуть более 253 млн. га. В период с 1985 по 1990 г. выбыло из оборота более 7 млн. га. сельхозугодий, из них 2 млн. га пашни. К этому следует добавить, что 82 млн.га пашни России подвержены ветровой эрозии, площадь эродированных земель ежегодно возрастает на 0,4-0,5 млн.га, а потери массы плодородной почвы достигают 1,5 млрд.т. Более 7% площади сельхозугодий в той или иной степени засолонены, около 0,5% представлены солончаками.
Соответственно, почвы России на значительных площадях характеризуются невысоким плодородием, неудовлетворительным культуртехническим состоянием и мелиоративной обустроенностью. В большинстве основных сельскохозяйственных регионов России распаханность территории превышает экологически допустимые пределы, что усиливает процессы деградации почв и ухудшение гидрологического режима водосборных бассейнов, снижает способность природных комплексов к саморегуляции и продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Наибольшее разрушительное воздействие на почвенный покров оказывают процессы водной и ветровой эрозии. В составе сельскохозяйственных угодий России эрозионно-опасные и подверженные водной и ветровой эрозии почвы занимают более 125 млн. га, в том числе эродированные — 54,1 млн. га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эродированным и нуждается в защите от деградационных процессов. На землях сельскохозяйственного назначения сосредоточена основная доля оленьих пастбищ — 77,4% их общей площади, которая составляет 326,9 млн. га. По состоянию на 1 января 1997 г., общая площадь деградированных оленьих пастбищ составляет 230,6 млн. га, из которой 32% занимают пастбища сильной, 46,6% — средней и 21,4% — слабой степени деградации. В районах Крайнего Севера вследствие развития нефтегазового комплекса и сопутствующей ему инфраструктуры происходит ежегодная деградация оленьих пастбищ на площади более 1 млн. га. Пpиведенные данные свидетельствуют о существенной неблагополучии с состоянием почв и необходимости оpганизации специальных меpопpиятий, напpавленных в пеpвую очеpедь, к пpекpащению этих пpоцессов и, во втоpую — к восстановлению плодоpодия земель.
Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 921 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Конспект урока Почва — биокосная система
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема : Почва – биокосная система. Загрязнение почвы.
Вода – основа жизненных процессов в биосфере.
Загрязнение природных вод.
Цель: Развить известное учащимся понятие «почва»; систематизировать знания учащихся о значении воды в биосфере. Обосновать меры защиты почвы и водных ресурсов от загрязнения.
Изучить, из каких компонентов состоит почва;
Познакомить учащихся с этапами развития и формирования почв;
Определить роль воды в биосфере;
Сформировать у учащихся понятие о круговороте воды в биосфере;
Показать опасность загрязнения почвы и водных ресурсов.
Тип урока: комбинированный.
Повторение пройденного материала.
А. Как происходило становление человека на Земле?
Б. Что такое загрязнение природной среды? Какие виды загрязнения вам известны?
В. Объясните, что такое ПДС и ПДК?
Г. Как вы понимаете выражение: «Человек становится геологической силой»?
Д. Какой состав имеет атмосфера?
Е. Показать, как происходит круговорот: кислорода, углерода, азота в атмосфере (трое учащихся у доски).
Ж. Что вам известно о загрязнении атмосферы?
8 учащихся работают по карточкам.
3-5 учащихся решают тест.
Изучение нового материала.
Вода – самое распространенное неорганическое вещества на Земле.
Круговорот воды в биосфере.
Загрязнение природных вод.
Новые термины темы:
Почва – биокосная система.
Эрозия (ветровая, водная)
Почва – верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород. Строение почвы: 1-подстилка, 2- перегной, 3- слой вымывания, 4- слой накопления минеральных солей, 5- подпочва.
В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты: 1- минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух; 2- детрит – отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных; 3- множество живых организмов от детритофагов до редуцентов, разлагающих детрит до гумуса. От сюда следует, что почва – это биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами и почвенными организмами. Процесс развития почвы завершается, когда достигается равновесие, соответствие почвы с растительным покровом и климатом, то есть возникает состояние стабильности. Вывод: изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, напоминают сукцессионные изменения. Каждому типу почвы соответствует определенный тип растительного сообщества. Задание на дом: привести примеры соответствия типа почвы и растительности. Поверхностный слой почвы, содержащий много остатков растений и животных, образует — гумус. Количество гумуса определяет плодородие почвы.
Эрозия почвы – это разрушение и смыв плодородного слоя водой и ветром. Ветровая эрозия может быть двух видов: повседневная (поземка) и пыльные бури. Водная эрозия подразделяется на: плоскостную, струйчатую, овражную, селевые потоки и оползни. Задание: прочитав ст. 183-184 дайте характеристику каждого вида эрозии (устно). Найдите в тексте на странице 184 понятие рекультивация и запишите определение в тетрадь.
Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Благодаря способности молекул воды связываться друг с другом при помощи водородных связей, вода обладает рядом свойств, имеющих важное значение для жизни. Живые организмы содержат до 80 – 90% воды в своей биомассе. Потери 10 -20% воды может привести их к гибели.
Круговорот воды в биосфере происходит следующим образом: Осадки из водяного пара атмосферы часть опять испаряется ,а часть проникает в почву, затем пройдя через растения испаряется в процессе транспирации. Транспирация – это биологическое испарение воды. Задание: прочитав ст. 186-187 ответьте на вопрос – какую роль растительность в целом играет в круговороте воды?
Загрязнение природных вод носит антропогенный характер. Задание: используя материал учебника, приведите примеры и характеристику каждого вида антропогенного загрязнения воды.
Формулирование выводов по пройденному материалу(в процессе фронтальной беседы).
Почва как бы является живым организмом, внутри которого протекают различные сложные процессы.
В почве происходит круговорот веществ.
Загрязнение почвы носит как естественный, так и антропогенный характер.
Разрушение почвы приводит к гибели живых организмов.
Вода — важнейшее соединение на Земле.
Загрязнение природных вод ведет к ограничению запасов пресной воды.
Прочитать § 5.3, 5.4
Ответить на ? после материалов для обсуждения на стр. 186, 192.
Подготовить проект решения проблемы загрязнения почвы или природных вод на выбор.
Источник
Почему почву называют биокосным образованием ?
Биология | 1 — 4 классы
Почему почву называют биокосным образованием ?
Почва образованна отмершими органическими веществами и породами.
Чем отличается биокосное вещество от косного?
Чем отличается биокосное вещество от косного?
Почва является : 1) биокосном веществом биосферы 2) косным веществом биосферы 3) живым веществом биосферы?
Почва является : 1) биокосном веществом биосферы 2) косным веществом биосферы 3) живым веществом биосферы.
Как формируется биокосное вещество биосферы?
Как формируется биокосное вещество биосферы.
Чем здоровая почва отличается от больной ?
Чем здоровая почва отличается от больной ?
Как определить состояние почвы?
Может ли почва противостоять негативным воздействием ?
Как называют такое свойство почвы?
Какие почвы называют структурными?
Какие почвы называют структурными?
Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В?
Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.
И. Вернадского : ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ : 1)косное 2)живое 3)биокосное.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : а)речной песок б)горная порода в)морской ил г)почва д)колония кораллов е)плесневые грибы.
Объясните как влияет недостаток йода в почве на образование зоба?
Объясните как влияет недостаток йода в почве на образование зоба.
Какова роль живых организмов в образовании почвы?
Какова роль живых организмов в образовании почвы?
Почва обладает особым свойством, называемым?
Почва обладает особым свойством, называемым.
5)какое внесение удобрений в почву называют подкормкой растений?
5)какое внесение удобрений в почву называют подкормкой растений?
6)Почему необходимо соблюдать нормы внесения удобрений в почву?
На странице вопроса Почему почву называют биокосным образованием ? из категории Биология вы найдете ответ для уровня учащихся 1 — 4 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
1). называются половыми. 2). в матку у женщин и наружу у мужчин. 3). называются сперматозоиды. 4). называются яйцеклетками. 5). тестостерон. 6). сперма. 7). маточных трубах. 8). матке. 9). эстрогены + прогестерон. 10). называется зиготой. 1..
Животные непосредственно изменяют среду строя норы, плотины, гнезда, вытаптывая траву на пастбищах, некоторые виды рыб и водных организмов фильтруют воду.
1. жук бомбардир2. Ну он живой3. Он боится людей, он ползает и литает 4. Он может размножаться.
18000÷110 = ответ×0. 35 мин 0. 37 мах задача 8 . 144900÷110 = ответ × 0. 35 нм.
Первый тип, если это они — внеклеточное пищеварение. Характерно для гетеротрофных организмов, у которых ещё есть клеточная стенка. Представители : бактерии, грибы, хищные растения. Второй тип — полостное (внутрикишечное) пищеварение. Характерно д..
Клен ; листья жёлтые, листопад недолгий, листья не остаются зелеными. До заморозков. )).
Дарвин различает 2 формы искусственного отбора. Бессознательный отбор — ранняя форма селикционного процесса. Этот отбор заключался в том что человек не стремился выводить культурных растений, разводить домашних животных и т. Д. И из — за этого уни..
Арвин различает две формы искусственного отбора. Бессознательный искусственный отбор. Наиболее ранняя форма селекционного процесса. Его сущность заключается в том, что человек не ставил перед собой цели улучшения своих одомашненных животных и выве..
Бактериофаги, т. К. это вирусы, а все вирусы — неклеточные формы.
Источник